Япония: известная и загадочная
план-конспект по географии

Внеклассное мероприятие: «Япония: известная и загадочная»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: «Япония: известная и загадочная»

Цель мероприятия:

  • познакомить обучающихся с восточным соседом России – разноликой  Японией.
  • показать неразрывную связь Японии с прошлым, без опоры на которое сегодняшняя страна не смогла бы так уверенно и успешно развиваться.
  • при подготовке и проведении урока приобщить обучающихся к изучению и прочтению дополнительной литературы.
  • продолжать формировать интерес к изучению стран, анализу хозяйства, сопоставляя и сравнивая проблемы изучаемой страны с проблемами современной России.
  • формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

Задачи:

образовательные: расширить представления о соседней державе, отметить самое интересное в ее истории и традициях.

развивающие: продолжить формирование умений и навыков учащихся по поиску информации и использованию дополнительных источников информации; формировать умения адекватно анализировать свою деятельность в соответствии с достижениями цели занятий;

воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты природы, архитектуры и культуры страны; совершенствовать природоохранные навыки;     

коммуникативные: формировать умение общаться, работать в коллективе, высказывать свою точку зрения, учиться слушать товарищей.

Оборудование: политическая карта мира, экономическая карта Японии, рисунки, таблицы, символика государства, записи японской музыки, японское кимоно, фигурка самурая, фигурка гейши, газета, оформленная к уроку, книжная выставка, рефераты  учащихся, предметы японского быта (веера, икебаны, ветка сакуры, листья клена,  оригами, предметы для чайной церемонии и т.д.)

Жюри: 3 человека.

Подготовка к мероприятию начинается за 4 недели. Участвуют команды из 5 человек. Команды получают задания:

- подготовка материалов по пунктам рабочего плана;

- прочтение дополнительной литературы по теме.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя.

Фоном звучит тихая японская мелодия.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Там поставлю

красные листья в вазу,

тут наклею желтый лист на бумагу…

так, слагая

стихи о кленовых листьях,

провожу я

осень в хижине горной.

Это стихи японского поэта Какиномото Хитомаро.

Сегодня мы поговорим с вами о Японии – дальневосточном соседе России. Япония – это хорошо известная и во многом до сих пор загадочная страна. За последние полтора века, она проделала большой и очень сложный путь, который из отсталой феодальной страны вывел её в число ведущих мировых держав. У России давние связи с Японией, в последние годы они стали еще более тесные, добрососедские. А с соседями надо жить дружно и мирно, и чтобы ужиться с соседом, нужно знать его характер, склонности, привычки.

С желанием расширить представление о соседней державе, узнать ее прошлое и настоящее, самое интересное из жизни японцев, отправляемся мы в путь вместе с вами дорогие друзья.

Наше мероприятие будет проходить в форме этнографической викторины. Будут соревноваться две команды. Зрители также будут принимать участие.

2. Представление и приветствие команд.

Приветствие команды № 1.

Мы собрались в условный час

Здесь Япония у нас

Каждый из гостей сидящих

Знает, здесь нет японцев настоящих

Но мы «японцы» хоть куда,

Рассказать нам ерунда,

Про религию, про быт,

Про культуру, про прикид.

Представляем вам сейчас

Команду нашу – просто класс,

Что-то нет аплодисментов,

Где поддержка в пользу нас?

Пауза. Аплодисменты.

Приветствие команды № 2.

Географию мы знаем,

И предмет сей уважаем.

В страну Японию вас приглашаем,

Её традиции сегодня изучаем.

О таинственной стране,

Мы расскажем вам сейчас

Что такое кимоно, суши, хайку и сумо,

Вы узнаете от нас.

Что такое айкидо, тя-но-ю и бусидо,

Каждый должен знать из вас.

Команду нашу дружную

Представлю вам сейчас.

Вы не сидите грустные

А поддержите нас.

Пауза. Аплодисменты.

Преподаватель:

Итак, дорогие друзья, вы познакомились с командами, а сейчас первый конкурс.

1 конкурс: «Визитная карточка страны».

(Жюри оценивает этот конкурс по пятибалльной системе.)

изготовленные эмблемы, гербы, флаги, национальную одежду, команды рассказывают о географическом положении страны, её государст-венном устройстве, государственной символике, народонаселении, религии.

Преподаватель:

Итак, две команды рассказали вам об официальной Японии, дали исчерпывающую справку.

Япония – страна традиций. Много веков она охраняла свой мир от чуждых влияний, была закрыта для иностранцев. В то время, когда в Европе шли бурная торговля и культурный обмен между разными странами, Япония оставалась замкнутой, отгороженной от всего мира системой со строгим регламентом и жесткими традициями во всем.

И сейчас команды познакомят вас с неофициальной Японией – расскажут о жизни и быте жителей Японии.

2 конкурс: «Путешествие в мир японских вещей» (Жюри оценивает этот конкурс по пятибалльной системе.)

Преподаватель:

Говоря об особенностях Японии, нельзя не сказать о национальной одежде, ярким примером которой является знаменитый халат кимоно.

Вопрос команде № 1. Расскажите нам о кимоно.

Преподаватель:

В стране огнедышащий гор и жилища своеобразные: из бамбука, без единого гвоздя, его можно собрать за 2 часа.

Вопрос команде № 2. Расскажите нам о японском доме.

3 конкурс: Конкурс капитанов. (Кто такие?)  (Жюри оценивает этот конкурс по пятибалльной системе.).

Преподаватель:

Вопрос для капитана команды № 1.

Есть ли в японском языке слово, которое было бы известно за пределами страны так же хорошо, как слово «кимоно»?

Ответ капитана: Есть. И это слово – «гейша».

Ведущий:

Правильно. Расскажите о гейше.

Капитан отвечает на вопрос.

Преподаватель:

Вопрос для капитана команды № 2.

Как и слово «камикадзе», все хорошо знают и слышали слово «ниндзя». Расскажите о них.

Капитан отвечает на вопрос.

Готовясь к мероприятию, команды выполняли дома несколько домашних заданий.

4 конкурс: Конкурс икебана. (Жюри оценивает этот конкурс по пятибалльной системе.).

Преподаватель:

Бережно и любовно японцы относятся к своему прошлому, национальным корням, полагаются на творческую силу духовных традиций своей страны.

Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид искусства – искусство составлять букет. По-японски оно называется икебана, так называется и сам букет. Есть несколько разных школ, направлений икебаны. Каждая школа имеет свои законы. Мы расскажем об основных принципах одной из крупнейших школ икебаны – школы Согэцу.

Задание для команд. Попробовать составить букет, соблюдая правила.

На фоне тихой национальной музыки игроки от каждой команды составляют букет (икебана).

Пока команды выполняют задание, ведущий проводит викторину среди зрителей.

Вопросы к викторине:

  1. Какое строение дало начало г. Токио? (замок Эдо)
  2. Что такое кюдо? (Стрельба из лука)
  3. Что означает Токио? (Восточная столица)
  4. Что такое айкидо? (Самозащита)
  1. Самая высокая гора Японии? (Фудзияма – 3776 м)

Команды выполнили задание, букет ставят в вазу и рассказывают об этом древнем искусстве или дают рекламу.

Преподаватель:

Готовясь к этому мероприятию, вы много прочитали о жизни японцев, их быте, традициях. Предлагаю блиц-турнир командам (каждой по 13 вопросов, время обдумывания 30 с.).

Вопросы 1-й команде:

  1. 99% населения Японии составляют …..? (Японцы)
  2. Религия, проникшая в Японию из Индии (Буддизм)
  3. Название морального кодекса самураев? (Бусидо)
  4. Название циновок покрывающих пол? (Татами)
  5. Какую воду в банях предпочитают японцы – холодную, теплую, горячую? (Горячую)
  6. Как японцы называют свою страну? (Ниппон или Нихон)
  7. Тип воспроизводства населения Японии? (Первый)
  8. Выращивание карликовых деревьев? (Бонсай)
  9. На каком острове расположен Токио? (Хонсю)
  10. Тип хозяйства Японии (Постиндустриальный)
  11. Северный остров из четырех крупных островов Японии? (Хоккайдо)
  12. Крупнейший город Хоккайдо? (Саппоро)

Подсчитывается количество правильных ответов.

Вопросы 2-ой команде:

  1. Основным направлением хозяйства на Японских островах в V веке стало….? (Рисосеяние)
  2. Японская система верования (Синтоизм)
  3. Сословие, признавшее «воинскую доблесть» основой общества? (Самураи)
  4. Кодифицированная процедура самоубийства самураев? (Харакири)
  5. Любование цветами? (Ханами)
  6. Встроенная ниша, где всегда висит свиток с видом природы и стоит букет? (Токанома)
  7. Название палочек, которыми едят рис? (Хаси)
  8. Строго расписанный ритуал чаепития? (Тя-но-ю)
  9. Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? (Рукопожатие)
  10. Столица Японии? (Токио)
  11. Красивое письмо кисточкой и тушью? (Каллиграфия)
  12. Южный остров из четырех крупных островов Японии? (Кюсю)
  13. Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина? (Лаперуза).

Подсчитывается количество правильных ответов.

5 конкурс: Конкурс хайку.

Преподаватель:

Национальные традиции учат находить прекрасное в обыденном. В Японии уникально все, в том числе и поэзия. В ней нет рифмы, к которой мы так привыкли в русской поэзии. Одна из древних традиционных форм японской поэзии называется хайку.

Хайку – это особое состояние души. В основном это лирическое стихотворение о природе, в котором непременно указывается время года.

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Это одно из самых знаменитых стихотворений в истории японской поэзии, создателем его был великий поэт Мацуо Басё (1644-1694). К работе над этим стихотворением поэт возвращался в течение нескольких лет, пока не создал окончательный вариант. Это говорит о том, как упорно  Басё работал над каждым словом. В стихотворении нет ничего лишнего, все предельно просто. При помощи нескольких умело выбранных деталей создана картина поздней осени. Поэт изобразил реальный пейзаж возле соей хижины, а через него – свое душевное состояние. Не об одиночестве птицы говорит он, а о своем собственном.

По прежнему любима, популярна и продолжает развиваться лирическая поэзия хайку. Ежегодно в Японии устраиваются соревнования по созданию хайку, в которых принимает участие даже император.

Сегодня мы с вами поиграем в древнюю японскую игру, которая называется «Карута».

Вам предлагаются карточки, на которых написаны строчки из стихотворения хайку: на одних карточках две строки, на других одна.  Ваша задача: правильно восстановить трехстишия. Победит та команда, которая быстрее выполнит задание.

А чтобы вы настроились на верный лад, я прочту вам одно хайку.

Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку:

То бабочка была.

Хайку

Для команды 1

Наскучив долгим дождем,

Ночью сосны прогнали его…

Ветви в первом снегу

Видели все на свете

Мои глаза – и вернулись

К вам, белые хризантемы

О, ветер с горы Фудзи!

Тебя на веере в подарок

Я в Эдо  принесу.

Для команды 2

«Осень уже пришла!» -

Шепнул мне на ухо ветер,

Подкравшись к  постели моей

Первый снег.

Склоняются к земле

Листья нарциссов.

Бутоны вишневых цветов,

Скорей улыбнитесь все сразу

Прихотям ветерка!

Пока команды выполняют задание, ведущий проводит викторину среди зрителей.

Вопросы к викторине:

  1. Город-столица, предшественник современной столицы Японии? (Киото)
  2. Что такое кэндо? (Фехтование)
  3. Денежная единица  Японии (Иена)
  4. Как переводится каратэ (Борьба без оружия)
  5. Почему японцы любят обжигающую воду? (Зимой согревает, летом горячая вода вызывает  реакцию охлаждения).

Команды выполнили задание, жюри оценивает этот конкурс по пятибалльной системе.

6 конкурс: Конкурс «Чайная церемония»

Преподаватель:

Пить чай по-японски – это целое искусство с многовековыми традициями. «Тя-но-ю» - так по-японски называется чайная церемония, история которой насчитывает около 800 лет.

Во время конкурса участники должны выполнить все ритуальные ступени чаепития. Дать им объяснение. Подготовить выразительный рассказ об этой древней японской традиции.

Одна команда подготавливает и проводит чаепитие при Луне, другая – Новогоднее чаепитие.

Команды выполняют задания, жюри оценивает этот конкурс по пятибалльной системе.

Заключение

Преподаватель:

Итак, уважаемы зрители, вы вместе с нами закончили, надеемся, увлекательное путешествие по Японии. Мы думаем, что пробудили у вас большой интерес к Японии и японцам, к их образу жизни, складу ума и характера и вызвали у вас симпатию.

Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому мы сегодня постарались ближе познакомить вас с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни.

Жюри подводит итоги. Награждение команд. Звучит современная японская музыка.

Директор         _______________        Н. Т. Течиева

подпись                        расшифровка

     М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления

Тема урока:            Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления. Предмет:...

Викторина для старшеклассников "Экологические выссказывания известных и не очень известных людей"

В презентации представлены выссказывания ученых, в которых пропущены слова. Учащимся необходимо восстановить текст. После заслушивания версий, показывается слайд с выссказыванием-оригиналом и портрет ...

"Загадочная палитра Японии." Интегрированный урок МХК и ИЗО.

Урок посвящен изобразительному искусству Японии. Кратко, освещены история развития изобразительного искусства Японии и его характерные особенности. Войти в мир изобразительного искусства Японии и закр...

Красивая и загадочная страна Япония

О, вот она – чудесная странаЗаветный край мой – Акицусима!Как крылья стрекозы,простёрты острова,Страна Ямато – вот она!Мацуо БасёРасширение географических знаний и кругозора по теме «Япония».Фор...

Культура Японии. Искусство Кэндзюцу, Дзё и Иайдо на выставке "47 ронинов". Три видео в помощь учителю, изучающему средневековую Японию.

Артиллерийский музей, Санкт-Петербург, выставка "47 ронинов", январь 2015 года. Российское Отделение Европейской Федерации Иайдо и Дзёдо. Искусство боя на мечах и палках дзё демонстрируют Марьенков Ан...

Конспект классного часа по теме «Известные личности Татарстана» на примере известной татарской учёной Гариповой Ф.Г. "Давайте помнить своих земляков!"

Данный материал может быть полезен классным руководителям при проведении классных часов краеведчекой направленности...