Реки Лесного Заволжья.Природное наследие Нижегородской области
план-конспект урока по географии (8 класс)

Мерзлов Николай Михайлович

 Технологическая карта урока по географии по теме "Родной Край" 8класс предметной линии УМК "Полярная Звезда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока: «Изучаем свой край: Реки Лесного Заволжья».

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Общественные науки, география

Класс

8класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

 УМК «Полярная звезда» авторы А.И Алексеев,В.В.Николина, Е.К. Липкина

Тема учебного занятия

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Реки Лесного Заволжья.

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Раздел «Природа Россия. Наши реки»

Раздел «Родной край - Нижегородская область»

Учебная задача

Создать условия коммуникативной познавательской деятельности для осознания ценности водных объектов – рек Лесного Заволжья, нуждающихся в изучении и сохранении, обеспечивающем углубление знаний учащихся по географии России и Нижегородской области.  

Цели

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся получат представление о развитии территории Лесного Заволжья  и о влиянии рек в формировании её современной  территории, научатся давать характеристику рекам Лесного Заволжья.

Обучающиеся получат возможность:

давать оценку современного экологического состояния рекам Лесного Заволжья

-приводить примеры использования рек из краеведческой и художественной литературы.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся научатся использовать  и сопоставлять различные источники информации о роли рек в природе и в жизни  человека

Обучающиеся получат возможность подбирать краеведческие, геологические, эколого-биологические сравнительные характеристики рек в коллективном отборе необходимой информации, осуществлять оценку научных суждений, обмениваться собственными суждениями и умозаключениями.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в значимости и ценности рек и необходимости их бережного сохранения  как объектов наследия Нижегородской области

Обучающиеся получат возможность для понимания разных мнений и подходов к необходимости бережного сохранения рек и историко-культурного наследия с ними связанного.

Исходное состояние обучающихся:

Имеют опыт работы с различными источниками информации: текст учебника, дополнительными информационными материалами по описанию географических объектов; физическими и тематическими картами атласа Нижегородской области, рисунками и иллюстрациями.

Могут определять местоположение природных объектов на территории Лесного Заволжья Нижегородской области

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

  Метапредметный  результат

Личностный результат

Выполненные описания рек Нижегородской области

Умение учиться:

Работать с различными

источниками информации и

обмениваться той информацией с

другими учащимися класса

Формирование ценности географического знания водных объектов  как наследия России и Нижегородской области

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Обеспечение занятия

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

УМК «Полярная звезда» авторы А.И Алексеев,В.В.Николина, Е.К. Липкина «География России»

География Нижегородской  области: учеб.

пособие / науч. ред. Г.С. Кулинич, В.В.

Николина. – Н.Новгород, 1991;

Географический атлас Нижегородская область

1. Фридман Б.И. Рельеф Нижегородского Поволжья / Б.И.Фридман.–Н.Новгород, 1999.

2. Река Керженец. Путеводитель.-Н.Новгород: Литера,2021. 3.Баканина Ф.М., Лукина Е.В.,Насонова  Н.И., Селивановская Т.П., Смирнова А.Д. Заповедные

места Нижегородской области

Биосферный резерват Нижегородское Заволжье

Материалы по экопросвещению ГПБЗ «Керженский»

Техническое обеспечение

ПК, интерактивная доска, интерактивные карты

Этап урока

Подэтап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Мотивационно-ориентировочный

1.1Вхождение в контакт

Демонстрация слайда с картой Нижегородского Заволжья 17 века и современной картой нашего века постановка вопросов: Что же мы видим общего что изображено на этих картах? Какую роль играли и играют реки в жизни человека?

Индивидуальные ответы на вопросы на основе знаний и логических рассуждений, демонстрирующие широту кругозора и степень осведомленности в данной сфере.

1.2 Актуализация

Демонстрация слайдов на которых изображены реки Лесного Заволжья со значимыми природными и историко-культурными объектами территории Лесного Заволжья. Учащимся предлагается определить, какие на слайдах представлены реки и природные, историко-культурные объекты с ними связанные.

Работа в парах: обсуждают и пытаются угадать какие реки представлены на фотографиях.

1.3 Создание проблемной ситуации

Видеофрагмент: Интервью с Н.В. Морохиным (ученым филологом и краеведом, автором книг о реках Заволжья), где рассказывается о новых выпущенных книгах о реках и затрагивается проблема значимости рек в природе и в жизни человека, проблема сохранения и бережного к ним отношения.

Слушают, погружаются в тему, осознают проблему.

2. Операционно-исполнительский

2.1 Целеполагание и планирование

Далее учитель активизирует эту тему и подводит к пониманию, что мы мало знаем о наших реках Лесного Заволжья и на сегодняшнем уроке попробуем собрать необходимую информацию о реках Лесного Заволжья.

Формулирование цели  урока

Участие в диалоге по формулированию цели и определению задач.

2.2 Поиск  решения проблемной  ситуации

Деление класса на рабочие группы. Определение рабочих задач для каждой из групп.

1.Эксперты геологи и геоморфологи изучают физическую, геологическую и геоморфологическую карту Нижегородской области;

2.Эксперты климатологии гидрологи изучают климатическую карту и карту поверхностных вод.

3.Эксперты биологи и экологи изучают карту растительного, животного мира, карту ООПТ Нижегородской области.

4. Эксперты туристы краеведы изучают карту достопримечательных мест, туристскую карту Нижегородской области

Осмысление поставленной задачи; поиск решения

1.Эксперты геологи и геоморфологи должны проанализировать физическую и геоморфологическую карты Нижегородской области и выявить где начинаются реки Лесного Заволжья (физико-географические и геоморфологические районы);

2. Эксперты климатологи и гидрологи определяют, как климатический фактор-количество осадков влияет на развитие густоты речной сети, заболоченных и озёрных территорий в Лесном Заволжье, составляют схему гидрографической сети из главной реки, рек I и II порядка.

3.Эксперты биологи и экологи изучают какие особо - охраняемые территории связаны с реками и прилегающими территориями, определяют редких видов, подлежащих охране.

4. Эксперты туристы краеведы знакомятся с маршрутами водного туризма по рекам Лесного Заволжья и составляют перечень достопримечательных объектов.

Эксперты по группам заполняют свой лист исследования

2.3 Выработка верного варианта решения, в ходе изучения карт атласа  Нижегородской области ; подготовка к представлению результатов                                                                                  

Консультация, прослушивание и коррекция работы первой группы. Вопросы, направленные на проверку понимания выполняемой учебной задачи.

Выступление первой группы. Вторая и третья и четвертая группы: активное слушание и ответы на поставленные вопросы, задают вопросы  к одноклассникам первой группы с чем они не согласны; конспектирование информации.

2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Консультация, прослушивание, и коррекция работы второй, третьей и четвертой групп. Вопросы, направленные на проверку понимания выполняемой учебной задачи.  

Выступление второй, третьей и четвёртой групп. Активное слушание, и ответы на поставленные вопросы по выбору объектов задания; конспектирование информации. Работа с картами атласа                                                              Нижегородской области.

3.Рефлексивно-оценочный

3.1Ситуация контроля  за выполнением учебных действий

Заполнение на доске общего кластера с заполненными листами исследования каждой команды.

Работа с атласами и контурными картами Нижегородской области; дополнения участниками других групп в общий кластер  

3.2 Ситуация оценки образовательных ресурсов

Подведение итогов урока. Оценка работы групповых проектов, оценка за работу с тематическими картами атласа Нижегородской области.

 В качестве домашнего задания: отметить на контурной карте Нижегородской области  выбранные реки, формы рельефа, ООПТ и достопримечательные объекты о которых шла речь на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Литературное наследие Нижегородской области"

Краеведческая работа в школе способствует  не только повышению качества образования, но и  углубляет у школьников представления об исторических и культурных связях родного края с жизнь...

Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"

Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...

Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.

Содержит вопросы  и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО  В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБ...

Рабочая программа кружка "Наследие Нижегородского края", 7 класс

Данный материал пригодится при разработке программ кружка по краеведению....