Реки -артерии Земли
план-конспект урока по географии (6 класс)

Реки -артерии Земли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki_-arterii_zemli_urok.2.docx65.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Реки – артерии Земли».

Дата: 12.10.2022 г.

Предмет: география

Класс: 6 «Б»

УМК: Алексеева А.И. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2021

Тема урока: Реки- артерии Земли.

Тип урока: открытие новых знаний

Метод обучения: диалогический

Программно-технические средства на уроке: ПК, плазма.

Образовательные ресурсы: атлас, раздаточный материал (по группам). Презентация по теме «Реки».

Цель урока: закрепление знаний о реке, определение на карте местоположение объектов, показать значение местной реки для населения, природы.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о реках; определение на карте местоположение объектов, показать значение местной реки для населения, природы.

Развивающиеспособствовать развитию у учащихся:

общеучебных умений – работа с учебником, с географической картой, умение делать описания географических объектов по плану, анализировать данные полученные в ходе исследования;

специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);

интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.

Основные термины и понятия: исток реки, речная система, бассейн реки, пороги, водопады;

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).

Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.

Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать

Предметные результаты: давать определения понятиям:Сформировать представление о реке, ее составных частях (исток реки, речная система, бассейн реки, пороги, водопады), видах рек относительно рельефа; представление о реках родного края; умение описать реку по плану, определять физические свойства воды, направление и скорость течения, строить схему речной сети, умение пользоваться картой.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

1.

Организационный этап.  Мотивация к        учебной деятельности.

Цель:

  1. создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состояниюкаждого;
  2. целеполагание

Приветствует уч-ся.

Что вы видите на слайде?

Совершенно верно. Это река.

Запишите тему в

опорный конспект и заполните первый и второй столбик таблицы: «знаю», «Хочу узнать»;

Фронтальный опрос детей

Приветствие, проверка готовности.

Выдвигают гипотезы, обосновывают их. Предлагают варианты ответов.

Темаурока:«        »

Учащиеся узнают о строении реки; научатся выделять главные части реки; определять где горная, а где равнинная река и давать им характеристику; в речи понятия

«исток»,

«устье»,

«горная река»,

«равнинная река»,

«пороги»,

«водопады».

ПознавательныеУУД:

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

на уроке

Высказывают версии, записанные в опорном конспекте, из первого и второго столбика.

На берегу какой великой русской реки расположен наш город?

А зачем изучать реки? Какую роль они играют в природе и

Волга

высказывают свои формулировки

РегулятивныеУУД:

Определять степень успешности выполнения работы.

Личностные УУД:

нашей жизни?

Вывод: реки – это главный источник пресной воды для человека. И относиться к ним надо очень бережно.

На земле, есть районы, где нет рек, например на материке Австралия реки практически отсутствуют. Как объяснить жителям этих районов, что такое река?

Совершим путешествие по реке и узнаем о её строении.

высказывают свои формулировки

Формулировать собственное мнение и позицию;

-сознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

КоммуникативныеУУД:

Слушать и понимать речь других;

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
  • публично защищать свою позицию.

2. Изучение нового материала

Цель:

1) определить усвоение ранее

Найдите определение понятия

«река» в учебнике на стр. 88 Запишите определения в

Работают с учебником и опорным конспектом

ПознавательныеУУД:

- анализ объектов с

изученного материала

  1. сформировать представление о реке и о составных ее частях.
  2. тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; классификацию.
  3. мотивировать к самостоятельному выполнению заданий.

опорный конспект

В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Назовите их

Теперь выясним, из каких частей состоит «река», и знакомство с ними будет на примере реки Волга. Начнем с определений.

Фронтальный опрос: определений «Исток»,

«Устье», «Приток».

Откройте атласы на стр 10-11, давайте определим где исток,

  1. Постоянный водный поток;
  2. Течет в выработанном углублении;

Ищут и зачитывают определения в учебнике на стр.88

Исток-начало реки.

Устье-место впадения реки в другую реку или океан.

Приток – река, впадающая в другую реку.

Исток – Валдайская возв-ть, Устье – Каспийское море.

целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

РегулятивныеУУД:

Самоконтроль. Личностные

УУД:

  • учебно- познавательный интерес,

-самоопределение, самосознание.

КоммуникативныеУУД:

  • учет разных мнений,
  • планирование работыучебного

устье реки Волга.

Работа с опорным конспектом. Подпишите на схеме «Части реки Волга» исток, устье.

Работают с опорным конспектом

сотрудничества,

- управление поведение партнера

– контроль, коррекция, оценка действий партнера.

А прежде чем определять притоки реки, мы сейчас посмотрим видео фрагментВидеофрагмент

Смотрят видео

Определяем по атласу притоки Волги

Определяют и подписывают на схеме в опорном конспекте.

Притоки реки:

ОКА - правый приток Волги, КАМА -

левый приток реки Волги.

Что образует река и её притоки? Ответ на стр.104  подпишите в опорном конспекте.

Работают с учебником и опорным конспектом.

3.Первичное

Цель: фиксация в

По образцу самостоятельно

1 вариант Лена

Познавательные

усвоение новых

модели

заполните таблицу«Части

2 вариант Енисей

УУД:

знаний. Модели-

существенных

реки» река Лены и Енисея.

Проверка и выставление

Фиксируют в

рование.

отношений

Слайд с ответами

баллов в лист самооценке

графическую

(физминутка)

изучаемого объекта

Существует два вида рек равнинные и горные, самостоятельно при помощи учебника на стр104-105  и опорного конспекта заполните таблицу

модель и в форме схемы выделяют связи и отношения. РегулятивныеУУД:

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Слайд с ответами

Признаки отличия рек

Проверка и выставление баллов в лист самооценке

Включает видеофрагмент

«Пороги и водопады»

Смотрят видеофрагмент о порогах и водопадах.

По карте атласа выпишите название водопадов и название материка, на котором они находятся

Работают с картой и таблицей

Слайд с ответами

Проверяют и результаты заносят в лист оценивания

Самостоятельно, по стр.106  заполните в опорном конспекте схемы питание и режимы реки

Слайд с ответами

4.Первичное

Цель: организовать

Географический диктант " Верно (+) -Неверно(-)"

  1. Начало реки -это

устье

  1. Река со всеми притоками - речнаясистема
  2. Место, с которого появляется постоянное течение воды в русле - это исток
  3. Самая низкаячасть

Выполняют работу и

закрепление

уточнение общего

результаты заносят в лист

полученных

характера нового

оценивания

знаний.

знания.

речной долины, по которой

происходит сток воды - приток

5. Спокойное течение,

извилистое русло, широкая

долина, пригодная для

судоходства - это равнинная

река

Ответы:

1. -

2. +

3. +

4. -

5. +

Количество правильных

ответов это количество

баллов, которые вы запишите

влист самооценивания

5.Домашнее

Цель: организовать

Предлагает

задание

обсуждение и запись

дифференцированное д/з:

домашнего задания.

1.найти информациюо

Параграф 31

толковании и происхождении

названия реки

2.предложитьмеры

охраны реки

6.

Рефлексия

Цель:

1) зафиксировать в

Теперь нам надо заполнить

третий столбик таблицы «Что

Регулятивные

УУД:

речи, изученный на уроке материал: строение реки.

  1. зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
  2. оценить собственную деятельность на уроке.

узнал на уроке».

Ребята за сегодняшний урок вы все получите оценки.

Сейчас узнаем какие.

Осознание причин успеха и неуспеха. Личностные УУД: Установление связи между целью деятельности и её результатом.

КоммуникативныеУУД:

Владение монологической и диалогической формами речи.

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по географии. 6 класс. Тема: Практическая работа"Обозначение крупнейших рек Земли" при изучении темы "Реки - артерии Земли"

Линия учебников " Полярная звезда" предлагает выполнение большого количества практических работ по географии. Но методических разработак не так много для того, чтобы учителю справиться с выполнением э...

урок географии в 6 классе по теме "Реки - артерии Земли"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки - артерии Земли" по программе "Полярная звезда" 34 часа (1 час в неделю)...

Урок на тему: «Реки – артерии Земли».

Урок 22 в 6 классе «Реки- артерии Земли».По учебнику «Начальный курс географии» под редакцией - Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. Цели урока: • сформировать представление о реке, ее частях, речной сис...

Реки - артерии Земли

Данная разработка урога может быть использована в 6 классе....

Разработка урока "Реки-артерии Земли 1"

Конспект урока и презентация ....

Технологическая карта урока по теме "Реки - артерии Земли" ,6 класс, география

Технологическая карта урока по географии на тему "Реки - артерии Земли"  представляет собой разработку урока к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной для учащихся 6 клас...

Презентация к уроку географии "Реки - артерии Земли", 6 класс

Презентация содержит наглядный содержательный материал, позволяющий сформировать основные понятия по теме урока: река, речная система, долина реки, режим и питание реки....