"Практическая география" долгосрочный воспитательный проект
проект по географии

Пономаренко Ольга Леонидовна

Проблема – выработать механизмы эффективных технологий, методов и приемов позволяющих формировать исследовательские компетенции школьников с учетом специфики преподаваемого предмета. К сожалению, на традиционных уроках сложившаяся система обучения далеко не всегда способствует формированию таких качеств у выпускников как инициативность, мобильность, творчество, коммуникабельность, а инновационные подходы, технологии, идеи, только начинают включаться в образовательную систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx58.3 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание долгосрочного воспитательного проекта

«Практическая география. Организация исследовательской деятельности учащихся»

Название ОУ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области

Название проекта

«Практическая география. Организация исследовательской деятельности учащихся»

Номинация

«Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность обучающихся»

Ф.И.О. автора

Ольга Леонидовна

Сроки (продолжитель-ность, начало проекта, окончание проекта)

Проект рассчитан на реализацию в течение 5-лет (2018-2023 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.

  Проект переведён в стадию цикличного функционирования.

Тип проекта

По цели: практико-ориентированный

По времени реализации: долгосрочный

По направленности: воспитательный особой педагогической и общественной значимости.

Проблема, решаемая в проекте

Проблема – выработать механизмы эффективных технологий, методов и приемов позволяющих формировать исследовательские компетенции школьников с учетом специфики преподаваемого предмета. К сожалению, на традиционных уроках сложившаяся система обучения далеко не всегда способствует формированию таких качеств у выпускников как инициативность, мобильность, творчество, коммуникабельность, а инновационные подходы, технологии, идеи, только начинают включаться в образовательную систему.

Проблемы воспитанников, выявленные в перед началом разработки и реализации проекта

Диагностические методики позволили выявить ряд проблем у воспитанников:

•        коллектив не адаптирован к изменяющимся условиям жизни;

•        низкая мотивация и познавательная активность;

•        недостаток знаний в сущности и технологии основных методов исследования;

•        недостаток креативности в проблемной ситуации;

•         низкие лидерские и организаторские способности;

•        неумение принимать решение в разных ситуациях;

•        негативное отношение к единым требованиям;

•        низкая социальная активность детей;

•        искаженные представления о коллективе, его значимости;

Цель проекта

Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, обладающего развитым географическим сознанием.

Ориентация проекта

Проект «Практическая география. Организация исследовательской деятельности учащихся» ориентирован на:

Национальный воспитательный идеал: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые национальные ценности: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; здоровье; труд и творчество; наука; искусство и литература; природа; человечество.

Развитие творческих способностей детей и подростков

 Методические задачи

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.
  2. Разработать содержательные, организационно-деятельностные основы модели формирования и развития интеллектуальных и исследовательских способностей в ходе образовательного процесса.
  3. Сформировать банк исследовательских работ.
  4. Разработать методы диагностики и показателей достижения результатов.
  5. Составить методические рекомендации для учителей

Ведущая идея инновационного проекта

Разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию географии позволит осуществлять целенаправленное развитие у учащихся исследовательских навыков, и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.

Применяемые технологии

  • Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская);
  • Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») - Д. Дьюи. Г.П. Щедровицкий, А.А. Дергач, О.С. Анисимов и др.;
  • Технология «погружение» В.П. Щетинина
  • Технология исследовательской деятельности.

Целесообразность проекта

  1. Интенсификация учебно-воспитательного процесса;
  2. Повышение мотивации к изучению биологических наук, что важно для развития активной мировоззренческой позиции обучающихся;
  3. Повышение эффективности усвоения материала;
  4. Развитие ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  5. Формирование навыков исследовательского труда и опыта личной деятельности

Предметные области

Общественные и естественнонаучные

Принципы проекта

Открытость — возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.

Целостность — соединение образовательного процесса с исследовательским воплощением.

Сотрудничество — комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнеров из разных сфер общественной жизни

Деятельность по разработке и реализации проекта

 1 этап. Подготовительный. (2018-2019г.г.). Первый год.

2 этап. Поисково-экспериментальный. (2019-2020 гг.). Второй год.

3 этап. Исследовательский. (2020-2021 г.г.). Третий год.

4 этап. Продуктивный (2021- 2022 г.г.). Четвёртый год

5 этап. Заключительный. (2022- 2023 г.г.). Пятый год

Целевые группы проекта

Ученики 5-11классов, дети среднего и старшего школьного возраста; родители; учительский коллектив, дополнительное образование.

Направления деятельности в рамках проекта

Достижение поставленной цели ведется через работу со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Опыт социализации учащимися приобретается через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся. Целесообразно использовать элементы самостоятельного поиска информации, проблемного изучения вопросов взаимодействия человека и природы, наблюдения за природными процессами и хозяйственной деятельностью, краеведческий подход, создание творческих работ учащимися, которые станут отражением результатов познавательной активности. В исследовательских проектах учащимися могут быть затронуты различные жизненные аспекты: загрязнение воды и воздуха, экологическое состояние почвы бережное отношение к здоровью и т.д. Научно-исследовательская работа позволяет каждому учащемуся испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих способностей. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе.

Самоуправление

Собрание является высшим органом самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятия решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности коллектива. Совет коллектива – главный исполнительный орган, избираемый на коллективном собрании на один год. Его члены руководят работой микрогрупп, создаваемых для организации познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой, шефской и других видов деятельности.  Микрогруппы объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними отношений.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта- показатели эффективности

- Наблюдается положительная динамика результатов освоения проекта обучающимися.

Мониторинг показал, что в коллективе у большинства учащихся позитивное отношение к учебе, продуктивная мотивация, высокая познавательная активность.

Воспитательный проект способствовал личностному развитию учеников, были созданы условия для раскрытия и развития внутреннего потенциала, самореализации личности. Помимо теоретических знаний, они приобрели такие важнейшие для современной жизни качества, составляющие исследовательскую компетентность, как:

- мотивация и познавательная активность;

- самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; проявление креативности в проблемной ситуации;

- знание сущности и технологии основных методов исследования;

- позитивные изменения в восприятии себя и окружающего мира;

- активная жизненная позиция;

- инициативность;  

- лидерские и организаторские способности;

- мобильность;

- конкурентоспособность;

- умение принимать решение в разных ситуациях;  

- удовлетворённость взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность, толерантность.      

   -Повышение качества знаний учащихся.

Ресурсное обеспечение

Мультимедийный проектор; средства телекоммуникации (выход в Интернет); экран; видеоплеер, DVD- плеер; телевизор. Кадровые: педагоги школы.

Возможности развития. Устойчивость проекта

Проект реализуется посредством взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, родителей, педагогов дополнительного образования. На основе данного проекта предполагается: участие в различных методических конкурсах; публикации, распространение опыта; обобщение педагогического опыта на разных уровнях.

Раздел 1.Обоснование проекта.

  1. Постановка проблемы, на решение которой направлен проект.

Актуальность проектирования.

     Современное общество ставит перед образовательными системами ряд задач. Одна из главных целей, которая реализуется в настоящее время –

«…оценка качества содержания образования определена как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности» В настоящее время все большую значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. Интеллектуальное развитие ученика может осуществляться только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей, в процессе познания нового, в процессе труда.

Хорошо известно, что школьники, качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, далеко не всегда способны к самостоятельному, творческому решению различных проблем, сталкиваются с неспособностью применять полученные знания в жизни. Перед школой встала насущная задача поиска путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий, а в современном обществе назрела необходимость формировать такие качества выпускников как инициативность, мобильность, творчество, коммуникабельность и другие.

К сожалению, на традиционных уроках сложившаяся система обучения далеко не всегда способствует развитию у обучающихся данных качеств, а инновационные подходы, технологии, идеи, только начинают включаться в образовательную систему.

Актуальность выбранной темы обусловлена с одной стороны, приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Стратегия научно-технологического развития РФ (утверждена Указом Президента РФ 01.12.2016 № 642)  и неготовностью школы к решению этих проблем  инновационными методами. Задача поиска путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий возможна, в том числе и через организацию исследовательской деятельности учащихся. Потребность в научно-теоретическом обосновании модели организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе, выявление педагогических условий ее реализации обусловили актуальность темы исследования.

Отсюда возникает проблема – выработать механизмы эффективных технологий, методов и приемов позволяющих формировать исследовательские компетенции школьников с учетом специфики преподаваемого предмета.

Гипотеза: внедрение современных образовательных технологий поможет решить проблему формирования не только умений, но и навыков исследовательского труда, реализовать принцип связи обучения с жизнью, обеспечить творческую самореализацию в обществе.

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, обладающего развитым географическим сознанием, через освоение исследовательской деятельности.

Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.

2. Сформировать у учащихся опыт самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных, социальных и других проблем.

3. Способствовать приобретению учащимися навыка исследования, как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации учебной и внеурочной деятельности, активизации личностной позиции.

4. Разработать методические рекомендации для учителей.

В основу проекта положена идея компетентного подхода: ориентирование на «строительство дома, на развитие умений эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом».

Данный инновационный опыт является логическим звеном в общей системе работы гимназии и ставит своей целью разработку модели формирования и развития у учащихся гимназии интеллектуальных способностей, навыков исследовательского труда, умений ориентироваться в постоянно меняющемся мире, осваивать новое информационное пространство.

Объект проектирования: деятельность участников образовательного процесса.

Предмет проектирования: применение исследовательского метода обучения школьников.

  1. Новизна педагогического опыта.

Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются так же использованием в практике проведения курса «педагогических изюминок». Новизна опыта так же проявляется в объединении возможностей исследовательских технологий с традиционными и инновационными технологиями

Поскольку данный вопрос уже разрабатывался Российскими и зарубежными учеными и педагогами, то опыт по реализации данного проекта можно обозначить как репродуктивно-творческий.

1.3. Предполагаемые образовательные результаты:

  • Приобретение учащимися опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных, социальных и других проблем.
  • Активизация личностной позиции учащихся, проявляющаяся не только во внеурочной, но и в учебной деятельности.
  • Повышение качества знаний по предмету.
  • Формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач.

1.4. Оценка риска

Возможные риски проекта

Минимизация рисков

  1. Высокая степень загруженности учащихся
  2. Необходимость большого количества времени на проведение исследования
  3. Не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в исследование

1.При подготовке к уроку необходимо учитывать не только новые методики обучения, но и форму организации урока или исследования.

2. Обучение должно быть личностно – ориентированным.

1.5. Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный. (2018-2019г.г.). Первый год.

Содержание деятельности:

  • Изучение теоретических основ проблемы;
  • Разработка модели;
  • Изучение потребностей учащихся;
  • Освоение учащимися теоретических вопросов выбранной научной области;
  • Написание реферативных работ с основами исследований.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение понятийным аппаратом;
  • Рефераты по заданной теме.

2 этап. Поисково-экспериментальный. (2019-2020 гг.). Второй год.

Содержание деятельности:

  • Апробирование модели;
  • Мониторинг процесса и промежуточных результатов;
  • Корректирование дальнейшее работы;
  • Сбор экспериментальных материалов;
  • Проведение мини - исследовательской работы и ее защита на заседании школьного научного общества «Практическая география».

Ожидаемые результаты:

  • Мини-исследовательские работы;
  • Защита на школьном конкурсе общества «Практическая география».
  • Участие в конкурсах «Взлёт» и «Первая ступень в науку»
  • Создание презентаций;
  • Создание буклетов, газет.

3 этап. Исследовательский. (2020-2021 г.г.). Третий год.

Содержание деятельности:

  • Анкетирование учащихся с целью выявления их удовлетворенности содержанием и организацией процесса;
  • Диагностика сформированности и развитости интеллектуальных исследовательских способностей учащихся;
  • Проведение исследовательской работы;
  • Публичная защита исследовательской работы;
  • Участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровней.

Ожидаемые результаты:

  • Проведение исследования – исследовательская работа;
  • Участие в конкурсах разного уровня;
  • Рекомендации по результатам исследования.

4 этап. Продуктивный (2021- 2022 г.г.). Четвёртый год

Содержание деятельности:

  • Проведение исследовательской работы;
  • Публичная защита исследовательской работы;
  • Участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровней.

Ожидаемые результаты:

  • Проведение исследования – исследовательская работа;
  • Участие в конкурсах разного уровня;
  • Рекомендации по результатам исследования.

5 этап. Заключительный. (2022- 2023 г.г.).

Содержание деятельности:

  • Анализ результатов;
  • Оценка эффективности проекта;
  • Обобщение и распространение опыта;
  • Перевод проекта в стадию цикличного функционирования.

Ожидаемые результаты:

  • Проведение исследования – исследовательская работа;
  • Участие в конкурсах разного уровня;

1.6. Перспективы работы.

1. Вполне понятно, что работа по организации исследовательской деятельности учащихся должна проводиться не от случая к случаю, а целенаправленно, постоянно. Причем контингент учащихся, вовлекаемых в исследовательскую деятельность должен быть разновозрастным.

2. Необходимо продумать пути взаимодействия с учителями-предметниками естественнонаучного цикла, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне сформированности у учащихся географического сознания.

3. Представление программы элективного курса на районном уровне в рамках конкурса вариативных программ, проводимого Муниципальной общеобразовательной сетью предпрофильной и профильной подготовки и сетевого взаимодействия учащихся, с целью расширения контингента участников.

4. Выход на региональный уровень для участия проекта «В формировании банка программ и технологий работы с одаренными детьми».

Раздел 2.

2.1. Содержание педагогического проекта.

Суть нашего проекта организации исследовательской деятельности учащихся основной школы заключается в определении содержания деятельности учителя по включению учащихся 5-11 классов в исследовательскую деятельность с учетом их мотивации, познавательного интереса, структуры способностей.

В данном случае наша педагогическая система состоит из следующих компонентов:

Первая составляющая:

Системное применение на уроках эффективных форм развития исследовательских умений учащихся с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения, приводящих к преобразованию личного опыта каждого учащегося, к сознательному повышению мотивации обучения; 

Вторая составляющая:

Применение системы контроля и оценивания деятельности учащихся, включающих в себя поурочный, тематический, практический (при выполнении практических работ) - то есть поэтапный контроль. При этом обязательно используется личностно ориентированный подход: есть возможность исправления, взаимоконтроль, посильность требований, дифференцировано – дозированные задания;

Третья составляющая:

Система внеурочной работы по преподаваемому предмету – включающая в себя факультативные курсы: «Практическая география» (9-11 класс), «Путь к успеху» (5-7 классы), участие в работе школьного научного общества «Практическая география», участие обучающихся в Интернет - конкурсах «Мы гордость Родины», «Старт в науке», курсы «Организация исследовательской деятельности учащихся», участие в акциях РГО «Познаём Россию и мир с Русским географическим обществом», «Географический диктант» и других мероприятиях географической  направленности, участие в школьных, муниципальных и Всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Этот вид деятельности обеспечивает ученикам возможность самообразования, саморазвития, самовыражения. Для формирования компетентного выпускника нами применяются активные формы обучения, направленные на развитие не только общеучебных понятий. Благодаря такому системному подходу происходит развитие познавательных, коммуникативных, надпредметных, интеллектуальных, мыслительных качеств учащихся.

2. 2.Ресурсное обеспечение проекта.

Кадровые: педагоги школы. Активное использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагогического коллектива и в обучении учащихся.

Материально-технические: ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор, DVD – плеер, видеоплеер, экран, Интернет – ресурсы.

Учебно-методические: обмен опытом на разных уровнях, участие в различных конкурсах, в работе семинаров по различным проблемам.

Развитие социального партнерства с другими учреждениями образования и организациями. Нормативные документы, специальная и справочная литература.

Мотивационные ресурсы: повышение квалификации педагогов.

2.3.Теоретические основы исследовательского подхода.

Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».

Основы идей исследовательского метода, изложенные в методиках таких авторов как, Б.В.Всесвятский, Э.А.Красновский, Г.И Щукина, Рыбникова и другие, стали тем фундаментом, на котором основывают свою работу современные учителя, использующие в своей деятельности исследовательские приемы.

Базовыми образовательными методами, способствующими развитию исследовательских умений учащихся в основной школе, являются исследовательский метод и метод проектов таких авторов, как: Г.Б. Голуб, В.В. Гузеева, Е.П. Полат, А.И. Савенков, М.Н. Скаткин, И.Д. Чечиль и другие.

Кратко рассмотрим понятийный аппарат, дающий основания для отбора и конструирования методов исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом; или: деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Цель исследования – это ответ на вопрос, зачем мы проводим исследование.

Задачи исследования – описание основных шагов исследования.

Аннотация – краткое раскрытие особенностей исследования и его достоинств, перечисление основных положений исследования.

Актуальность исследования – важность, значимость, злободневность исследования в настоящий момент.

Гипотеза исследования - предположение, догадка ещё не доказанная логически, которая в ходе исследования либо подтверждается, либо опровергается.

Метод – способ достижения цели.

Объект исследования - предметы, явления, процессы окружающей действительности.

Субъекты исследования - ученик, группа учащихся, коллектив, общественные организации их потребности и мотивы, цели.

Руководитель исследования - учитель.

Вывод - краткая характеристика основных результатов, к которым пришел автор в процессе своего исследования.

Заключение – это подведение итогов.

Мультимедийная презентация - обеспечение наглядного представления результатов исследовательской работы.

Продукт исследования: а) материальный объект, который появляется в ходе реализации исследования: книга, фильм, методическая разработка, буклет, газета и так далее; или б) результаты – эффекты: социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта.

2.4.Социальное партнерство в рамках работы по организации проекта.

Исследовательская форма работы предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении. Актуализация познавательной потребности, пробуждение исследовательской жилки в ученике будет происходить только тогда, когда он почувствует удовольствие от поиска, от нахождения интересных фактов.

Чтобы исследовать проблему, ученику необходимо не столько изучение специальной литературы, сколько выход в социум. Отсюда становится понятным значение социального партнерства.

В первую очередь осуществляется партнерство на уровне ученик (исследователь) – учитель.

При исследовании ребенок просто вынужден «добывать» факты: статистические данные, проводить социологические опросы, мониторинг процессов, эксперименты с привлечением определенной аппаратуры, наблюдения, измерения и так далее. Поэтому при выполнении исследования появляются разнообразные партнерские отношения с такими организациями и предприятиями: отдел архитектуры и градостроительства, станция юных натуралистов, отдел статистики района, Роспотребнадзор, отдел по градоустройству и озеленению, санитарно-эпидемиологическая станция, школьный медицинский пункт, родители других учеников, отдел опеки и попечительства города и другие социальные службы. *(Партнерские взаимоотношения, указанные выше, прослеживались при выполнении исследований учащимися нашей школы).

2.5. Методологические основы проекта.

Методологические основы проекта в значительной степени опираются на следующие современные теории:

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я. Гальперин, С.А.Репин, А.В.Усова, И.Я.Лернер, А.Е.Одинцова, и др.),
  • формирования личности (П.К.Анохин, Н.Н.Нечаев, А.И.Щербаков, и др.),

Реализуются:

  • Технологию проектной и исследовательской деятельности (Н.Ю.Пахомовой, Н.В.Матяш, И.С Сергеева, Г.Б. Голуб, В.В. Гузеева, Е.П. Полат, А.И. Савенков, М.Н. Скаткин).
  • Идеи развивающего обучения (Л.В.Занкова, В.В.Давдова, П.Я.Гальперина и др.).
  • Идею использования творческих заданий (Г.М.Муртазин; С.Выготский П.Т.Приходько);
  • Идею личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская).

Раздел 3. Реализация педагогического проекта.

3.1. Технология опыта.

Все мы знаем, что в классном коллективе всегда есть дети «почемучки». Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. Таких детей интересует не только материал, изложенный в параграфе, и они всегда задают множество вопросов. Вот на таких детей «почемучек» я рассчитывала, когда начала работу по организации исследовательской деятельности учащихся в 2004 году.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел меня к пониманию того, что нам нужны деятельные, практико-ориентированные, проблемные, формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу исследовательской деятельности.

Технология метода исследовательской деятельности включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

Этапы

Содержание деятельности

1.Самоопределение к деятельности.

На этом этапе происходит самоопределение ученика, то есть а) создаются условия для включения в деятельность (хочу);

б) выделяется содержательная область (надо)

2.Погружение в учебный проект.

Этап формулирования темы и проблемы проекта, личностно значимых для ученика и общества – одна из наиболее трудных организационных задач, как ученика – исследователя, так и учителя – руководителя исследования.

4.Формулирование актуальности и фиксация затруднений.

Предполагается подготовка детей к исследовательской деятельности: тренировка мыслительных операций; актуализация знаний, умений, навыков; становятся явными появившиеся затруднения в деятельности ученика – исследователя; происходит поиск путей выхода из сложившегося затруднения, применение знаний в новой ситуации, развитие интеллекта.

5.Постановка цели исследования.

Постановка социально значимой цели - это ответ на вопрос, зачем мы проводим исследование, умение видеть проблему, причем проблему социально значимую.

6. Постановка задач исследования.

Задачи исследования – описание основных шагов исследования, затем поиск информации.

7.Формулирование гипотезы.

Постановка проблемы, которую, проведя исследование нужно или опровергнуть или подтвердить.

8. Разработка методов исследования.

На данном этапе предполагается выбор исследователем рациональных методов разрешения проблемной ситуации, сравнительный анализ, выбор наиболее оптимальных в данной ситуации методов исследования.

9. Поиск информации

Изучение специальной литературы, нормативных документов, социологический опрос, наблюдение, эксперимент, измерение, мониторинг и другие. На этом этапе происходит формирование коммуникабельности, самостоятельности, инициативности. Приобретаются умения работы с различными источниками.

10. Проведение исследования.

Происходит развитие личности ученика - исследователя, формирование опыта творческой деятельности, приобретаются умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, то есть компетенции.

11.Анализ и синтез собранных данных, их сопоставление, обработка результатов, проверка гипотезы.

Вид деятельности, позволяющий проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, найти способ решения проблемы, достигнуть социально-значимого результата.

12. Продукт исследования.

а) материальный объект, который появляется в ходе реализации исследования: книга, фильм, методическая разработка, буклет, газета и так далее;

б) результаты – эффекты: социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта.

13. Публичная защита исследования.

Эмоционально и точно изложить суть исследования, лаконично проиллюстрировать небольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия материала.

14. Результат исследования

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

15. Применение результатов исследовательской деятельности учащихся.

Очень важная составляющая исследовательской деятельности.

Ученику важно знать и видеть, что результаты его работы после защиты не «пылятся на полке», а используются учителем, например, при проведении классного часа, или при озеленении кабинета, то есть применяются в реальной практической деятельности.

Таким образом, данная технология используется в практической работе как базовая модель, представляющая учителю возможность применения инновационных методов, в соответствии с новыми целями образования.

3.2. Методы и средства реализации педагогического проекта.

Исследовательский подход предполагает умелое сочетание различных технологий, методов, и приемов работы.

Внедрение новых образовательных технологий обучения (исследовательский метод, обучение в сотрудничестве).

Существуют разнообразные новые педагогические технологии, но из всего многообразия мы выбрали:

* метод исследовательской деятельности;

* метод обучения в сотрудничестве.

Наш выбор не случаен;

Во первых, потому что, специфика исследовательской деятельности позволяет решить ряд задач, наиболее актуальных в современном образовании: обеспечить вариативность образования, создать систему уровневой дифференциации исследовательских задач, усилить экологическую направленность образования;

во- вторых, потому, что в основе данных технологий лежат личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к образованию учащихся, обеспечивающих не только успешное усвоение учебного материала, но и развитие таких качеств, как толерантность, самостоятельность, формирование адекватной самооценки.

Исследовательский метод – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, или если результат известен, то в ходе исследования нам предстоит его, либо опровергнуть, либо подтвердить.

Теперь попытаемся показать, как мы стремимся достичь сознательного отношения к данному виду работы.

Предполагается наличие основных этапов:

Этапы организации исследовательской работы

      Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического опыта деятельности, целесообразно выделить 6 этапов.

Этап 1. Мотивация занятия научно-исследовательской деятельностью

Приобщение к НИР начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные перспективы. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах). Очень важно наряду с моральными, увидеть и материальные стимулы, например, пополнение списка достижений портфолио и получение преимуществ при поступлении в ВУЗ.

Этап 2. Выбор темы, объекта исследования

Это наиболее сложный этап, ведь работы с экологическим содержанием могут затрагивать различные аспекты изучения окружающей среды. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы творческая группа учащихся завершила их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно, на конференции могут быть представлены результаты мониторинга, начатого задолго до последнего исследования. Нередко может возникать ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин. В этом случае определяется группа педагогов, которая будет курировать работу.

Этап 3. Постановка задач, выбор методик исследования

На данном этапе обучающиеся самостоятельно знакомятся с теоретическими основами работы, составляют список использованной литературы и формируют подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Этап заканчивается формулировкой понятных измеряемых целей, выдвижением гипотезы исследования, выбором необходимого набора методик исследования.

Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных

На этой стадии проводятся предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ.

Этап 5. Обсуждение результатов исследований

Обсуждение необходимо для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу. Каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Здесь особенно наглядно проявляются преимущества творческого коллектива перед исследователем-одиночкой, ведь дух соревнования в детском коллективе – мощный стимул. Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и имеют под собой теоретического обоснования. Иногда гипотеза не подтверждается, т.е. результат исследований – отрицательный. Но отрицательный результат также заслуживает внимания.

Этап 6. Презентация результатов научно-исследовательской работы

Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде доклада и презентации. Считаем очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап обеспечивает психологическую готовность к презентации работы на более высоком уровне.  В ходе конференции заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, звучат мнения рецензентов на представленные работы. По результатам обсуждения работ жюри подводит итоги и определяет победителей по каждой из номинаций. У победителей появляется возможность представить свои работы для участия в районных и областных конференциях и семинарах.

 Ежегодно в конце мая на Творческом отчете учащиеся представляют наиболее успешные и яркие проекты перед всеми субъектами образовательного процесса - педагогами, родителями и обучающимися. Благодаря этой традиции наблюдается положительная динамика количества обучающихся, занятых в научно-исследовательской деятельности.

Проекты и материалы, представленные на научно-практической конференции, становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов школы, с ними можно познакомиться в Ученическом фонде школьной библиотеки.

В нашей практике мы используем различные виды исследований: творческие работы, реферативные, проблемно-реферативные, экспериментальные, социальной, экологической, здоровьесберегающей направленности и другие.

Наша исследовательская деятельность осуществляется не только во внеурочное время, но и на уроках.

Если же говорить о внеурочной организации исследовательской деятельности, то для исследования мы берем более «крупную» тему.

Система занятий исследовательской деятельностью представляет собой систему, состоящую из трёх уровней. Движение учащихся от уровня к уровню происходит последовательно

Первый уровень (5-6 классы)
Осуществляется подготовка к исследовательской деятельности обучающихся 5 классов. В ходе прохождения уровня происходит введение понятия алгоритмизации обучения, углубление и уточнение представления о плане. В 6 классах проводится обучение составлению конспектов, формируется умение работать со справочной, критической, научной литературой.

Второй уровень (7-8 классы)
Понятийный аппарат обогащается научными терминами: исследование, метод исследования, его виды, объект, предмет, цель, задачи, средства исследования, гипотеза и др.      Происходит овладение общенаучными умениями и навыками: ведение и фиксирование хода и результатов наблюдения или эксперимента, осуществление умственных действий, изучение специальной литературы, организация исследовательской деятельности.

Третий уровень (9-11 классы)
В старшем звене реализуется умение учащихся управлять исследовательской деятельностью. Ученики 11 класса сами выбирают и формулируют тему, определяют зоны исследования, планируют и реализуют методы исследования, описывают ход работы, делают выводы, вырабатывают рекомендации.

Общая идея обучения в сотрудничестве.

Идея обучения в сотрудничестве предполагает групповую форму работы над одной общей проблемой, заранее распределив «роли» каждого участника группы. В этом случае ученик становится не пассивным слушателем, а участником одного общего дела, в котором ему отведена немаловажная роль. Так как успех всей группы слагается из успеха каждого, то возникает мотивация учебной деятельности в ликвидации пробелов, в приобретении новых знаний, повышает интеллектуальное развитие, учит толерантному отношению друг к другу

Обучение в команде.

Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" и успеху всей группы, которые могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению.

Таким образом, задача каждого учащегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый.

Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы.

Метод сводится к трем основным принципам:

"награды" команды/группы могут получать в виде оценки, сертификата баллов, и других видов оценки их совместной деятельности. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную "планку" и время на ее достижение;

* "индивидуальная" (персональная) ответственность означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;

* «равные возможности» для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

Технология “Дебаты»

Это не просто свободный обмен мнениями, по какому-либо вопросу. Данный метод представляет собой формализованный спор по определенным правилам и носит рамочный характер. Для дебатов обязательным условием является наличие двух оппонентов, которые пытаются убедить третью сторону (судей) в правоте своей позиции. В споре побеждает та сторона, которая более аргументировано, защитит свою позицию.

Следовательно, можно сказать, что целью “Дебатов” является наиболее полная всесторонняя проработка какой – либо темы, выработка критического мышления, умение отстаивать свою точку зрения.

“Дебаты” учат толерантно относиться к чужому взгляду на проблему. Так как участники спора убеждают не друг друга, а третью сторону и защищают точку зрения, выпавшую им по жребию, это позволяет им сохранять уважительное отношение к оппонентам.

Метод “Дебаты” универсален по своему характеру, так как может быть наполнен любым содержанием, использоваться при изучении любого предмета, в том числе и при проведении исследовательской работы.

Формы, методы, средства воспитания

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Моя задача заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Методы воспитательного воздействия— это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач.

Форма

Метод

Средства

Заседание секторов НОУ

Научно-практическая конференция

Конкурс исследовательских проектов

Конкурс эрудитов

Творческий отчет

Частично-поисковый,

Проблемное изучение вопросов  

 Наблюдение  

Эксперимент

Теоретический и статистический анализ

Изучение литературы

Создание творческих работ  

Поручение

Поощрение

Создание ситуации успеха

Лабораторное оборудование

Компьютер

Проектор

Мультимедийные диски

Плакаты

Иллюстрации

Мебель

Элементы эстетического оформления помещений

Грамоты и благодарственные письма

Диагностический материал

Основные направления

Виды деятельности формы занятий с обучающимися

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Социально-значимая деятельность

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

1.Инструктажи на уроках «Правила работы в лаборатории».

2.Проведение уроков-конференций по проблемам города Нефтегорск.

1.Работа секторов ученического самоуправления: НОУ.

2. Участие в окружном конкурсе «Первая ступень в науку»

1.Участие в проектно-аналитической сессии «Наш город».

2.Участие в молодежном форуме «Здоровый образ жизни через образование, культуру и спорт».

1.Реализация проекта "Город-сад".

2. Участие в городской акции «Посадим лес!».

3. Участие в мероприятиях по посадке саженцев вдоль реки.

Некоторые виды деятельности и форм занятий по основным направлениям и ценностным основам воспитания и социализации детей, которые применяются.

Взаимодействие с родителями

Ключевым фактором успешности социального партнёрства в сфере реализации образовательных программ является взаимодействие школы и семьи. Школа стремится обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности. Родители и школа — это партнёры, а не противоборствующие стороны.

Родители принимают активное участие в управлении нашим образовательным учреждением, входя в состав высшего органа самоуправления – Конференции, Совета школы, Попечительского совета, Общешкольного родительского комитета.

Помимо участия в управлении, все родители школы вовлечены в совместную деятельность по воспитанию у обучающихся  базовых национальных ценностей. Расширение сферы взаимодействия родителей со своими детьми, создание базы для сотрудничества на основе общих интересов способствуют гармонизации оптимальных детско-родительских отношений.

Партнерские отношения, сложившиеся при выполнении исследовательской работы между всеми участниками образовательных отношений, могут стать мостиком к успеху и социализации ребенка. Основные виды деятельности родителей по организации научных исследований их детей, отражены на схеме.

3.3.Способы диагностики.

Традиционное оценивание проводится учителем на основе субъективной оценки качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким эталоном, а так же в зависимости от способностей ученика, или механической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок, например, в тестах.

При организации исследовательской деятельности поурочная система оценивания, конечно же, не изменяется. Но как же оценить тот опыт, что приобрел ученик при проведении исследования?

Возможно, это «Портфолио» ученика, наглядно иллюстрирующее его достижения и успехи в виде грамот, сертификатов, благодарностей. Это так называемый «внешний результат».

Но скорее всего, и это самое важное, сфомированность «внутреннего результата» - опыта деятельности, который становится бесценными достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Раздел 3. Результативность педагогического проекта.

3.1 Соответствие результатов реализации педагогического проекта исходящему замыслу и/или промежуточным результатам.

Реализация проекта позволяет осуществить практико-ориентированные и исследовательские подходы к содержанию и организации образовательного процесса в школе, а именно:

Задачи проекта

Результаты реализации проекта

1. Обеспечить материально-технические, организационные, информационные условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации современного образовательного процесса по предмету «География» в части формирования исследовательского подхода в обучении.

Созданы современные материально-технические, информационные, дидактические, научно-методические ресурсы для организации исследовательского подхода к преподаванию предмета «География» в части формирования применения знаний в новой ситуации через исследовательскую деятельность учащихся.

2. Организовать элективные курсы исследовательской направленности за счет использования часов школьного компонента для более позитивного отношения к изучению предмета.

Разработаны и реализуются за счет часов школьного компонента элективные курсы по организации исследовательской работы для 5-9 классов, представляющие возможность активного включения учащихся в освоение новых способов человеческой деятельности

3. Осуществлять компетентностный и деятельностный подходы к образовательному процессу.

Построение образовательного процесса на системном применении активного метода обучения – создание, представление, и реализация ученических проектов – индивидуальных, групповых, коллективных.

4. Совершенствовать систему развития навыков исследовательской деятельности, отслеживать индивидуальный образовательный результат обучающихся.

Разработаны критерии оценки исследовательских проектов. Проводится мониторинг личных достижений каждого учащегося.

5.Научить обучающихся применять полученные знания на практике, публично представлять результаты-продукты своего труда.

Учащиеся 5-9 классов, занятые в реализации данного проекта, овладевают умениями, навыками, алгоритмом действий разработки, публичного представления и реализации ученических проектов: буклетов, газет, проектов классных часов.

3.2. Эффективность и успешность внедрения личного педагогического опыта.

Таким образом, включение исследовательской деятельности в преподавание географии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний, сформировать умение анализировать, моделировать возможные пути развития ситуации, но и ведет к изменению личностной характеристики ребенка, формированию адекватной самооценки, сохранению собственной позиции и умению доказательно отстаивать ее.

Результативность воспитательной работы

Для комплексной оценки результатов эффективности процесса воспитания и социализации личности обучающихся следующие показатели:

1.Динамику развития географической и здоровьесберегающей культуры обучающихся;

2.Динамику уровня воспитанности обучающихся;

Основные принципы организации мониторинга эффективности  воспитания и социализации обучающихся: принцип системности, принцип личностно-социально-деятельностного подхода,    принцип детерминизма, принцип признания безусловного уважения прав.

Для диагностирования   используются:

1.Показатели психологического и физического здоровья

Соматическое здоровье (анализ медицинских карт);

Уровень учебной мотивации (методика Н.Г. Лускановой, О.С. Гребенюк);

Уровень тревожности (методики Прихожан, Кондаша);

Адаптивность к среде (методика «Школа» В.М. Блейхер, И. В. Круг)

Таким образом, включение исследовательской деятельности в преподавание географии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний, сформировать умение анализировать, моделировать возможные пути развития ситуации, но и ведет к изменению личностной характеристики ребенка, формированию адекватной самооценки, сохранению собственной позиции и умению доказательно отстаивать ее.

Список литературы:

  1. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М; «Сентябрь», 2011 .
  2. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование. 2000 № 3 с.136-138.
  3. И.С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников образовательных учреждений. М. Изд. «Аркти», 2004 г.
  4. Журнал «Методическая работа». Рекомендации по организации выполнения и защиты исследовательских работ. 2006 г.; № 5стр. 46-51.
  5. Курганский С.М. Организация проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях ХМАО-Югры.
  6. Кларин М.В.Инновационные модели обучения в педагогических поисках. М.1994 г.
  7. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. 1999 № 10 с.152-158.
  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва. ACADEMA. 2003.
  9. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск; Наука, 2007 г. стр.23-25.
  10. Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. Школьные технологии. 2007 № 1 с.103-109 .
  11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. М. ИОСО РАО, 200227. стр. 135-140.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Эффективным практическим приложением педагогических технологий зарекомендовал себя метод проекта. Кроме того,  согласно  требованиям к условиям реализации основной образовательной прог...

Проект о питании учащихся 7 класса на английском языке, признан лучшим на анпучно-практической конференции научно-исследовательских работ

исследовательская работа о питании англичан, выполнена учащимися 7 класса на английском языке. Работа была представлена на нучно-практической конференции "Шаг в будущее"...

практическая работа (проект) по теме "Транзисторы" изготовление реобаса

Предложена интересная практическая работа по изготовлению хорошего реобаса для домашнего компьютера....

Открытая районная практическая конференция "Проект года - 2015"

Открытая районная практическая конференция "Проект года - 2015"...