Рабочая программа по географии 10-11 классов
рабочая программа по географии (10, 11 класс)

Кривошеева Алена Сергеевна

География, рабочая программе по географии 10-11 классы. 

В соответствии с годовым календарным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа переработана : 10 класс-34 часа. 11 класс-33 часа.

Общая характеристика учебного предмета. Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заславская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____/Москаленко Н.В.                    

Протокол №…..

от «…..»________2022 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Заславская СОШ

______/Л.А. Зубова

«…..»________2022 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ Заславская СОШ

_____/Зонова Л.В.

 «…..»________2022 года

Рабочая программа

по географии

для 10 - 11 класса

на 2022-2023 учебный год

Разработчик программы

учитель географии

Кривошеева А.С.

Образование: среднее профессиональное

Педагогический стаж: 5 лет

Квалификационной категории: нет

2022

1. Планируемые результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

   самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

   оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

   ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

   оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

   выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

   организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

   сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

   искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

   критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

   использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

   находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

   спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

    выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

   выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

   менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

   осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

   при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

   координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

   развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

   распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты География

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

   понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

   определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

   составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

   сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

   сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

   выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

   раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

   выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

   описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

   решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

   оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

   объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

   характеризовать географию рынка труда;

   рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;  

   анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

   характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

   приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

   определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

   оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

   оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

   оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

   объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

   характеризовать процессы, происходящие в географической среде;

   сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

   переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

  составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

   делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

   давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

   понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

   оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

   раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

   прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

   оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

   оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

   оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

   оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

   анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

   анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

   понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;    давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества

2.Содержание учебного предмета с указанием основных видов учебной деятельности.

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

10  класс (1  час в неделю)

Введение

Отбор необходимых источников географической информации: карт, статистики, материалов периодической печати и т. д., их сравнительная характеристика и выделение особенностей каждого из них. Чтение и анализ тематических карт и картосхем, статистических и графических материалов; определение различий в понятиях «чтение» и «анализ». Объяснение различий в географии населения, природных ресурсов и хозяйства отдельных регионов и стран с использованием сравнительного и системного подходов.

Тема 1. Природа и человек в современном мире

Работа с новыми понятиями. Анализ динамики изменения взаимоотношений человека и природы. Формирование выводов о роли человека в создании антропогенных ландшафтов. Выявление положительных и отрицательных последствий взаимодействия человека и окружающей среды. Сравнение характера природопользования в разных странах. Выполнение практической работы

Тема 2. Население мира

Работа с различными источниками информации: картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Аргументация различий демографических, этносоциальных процессов в разных странах. Составление характеристики региональных типов воспроизводства населения. Сравнение стран по уровню и качеству жизни населения. Выполнение практических работ

Тема 3. География мирового хозяйства

Выявление взаимосвязей между современным развитием мирового хозяйства и глобализацией как главной движущей силой его развития. Характеристика отраслей современного хозяйства, промышленных районов, их типологии. Определение пространственного рисунка размещения хозяйства и выявление факторов (причин), влияющих на размещение хозяйства. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Изучение старых и новых форм МЭО и

определение 8 масштабов участия различных стран в системе международных экономических отношений. Выполнение практических работ

Тема 4. Географический облик регионов и стран мира

Знакомство с принципами районирования мира, критериями выделения историко-географических регионов. Работа с таблицами учебника для составления характеристики регионов мира и сравнения их с Россией. Выявление различий между понятиями «страна» и «государство». Определение характера влияния величины и конфигурации территории на ее географическое положение. Проведение дискуссии с обсуждением роли факторов, определяющих политическую стратегию государства. Выполнение практической работы

Тема 5. Зарубежная Европа

Работа с различными источниками информации для составления характеристики современного политикогеографического положения, выявления географической специфики субрегионов и стран зарубежной Европы. Выполнение практических работ

11  класс (1  час в неделю)

Тема .6 Зарубежная Азия

Работа с различными  источниками информации для составления общей

характеристики зарубежной  Азии и выявления географических особенностей

регионов, характеристика современного

геополитического положения стран. Выполнение проектных и исследовательских работ.

Создание презентаций.

Выполнение практических

работ.

Тема 7. Америка

Работа с различными источниками информации для определения места Америки в современном мире, составление характеристики внутренних различий в

регионе, создания геогр.образа отдельных стран.

Выполнение практических

Работ.

Тема 8. Африка

Характеристика геогр. специфики субрегионов и стран Африки. Анализ

материалов учебника и выявление существенных черт и признаков в

социально-экономическом развитии Африки в целом и отдельных стран.

Выполнение практической

Работы.

Тема 9 Австралия и Океания

Работа с различными источниками информации для составления характеристики

геогр. специфики региона.

Выполнение практической

работы.

        Тема 10. Насущные проблемы

человечества

Характеристика глобальных проблем современности,  географии их размещения,

объяснение причин их обострения во второй

половине XX в. Установление

взаимосвязи глобальных

проблем. Выполнение

практической работы.

Подготовка выступлений.

  1. Календарно-тематическое планирование с указанием часов отводимых на освоение темы.

10 класс (1 час в неделю)

I четверть (8 ч.)

1

1

География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации.

1

2

2

Значение природной среды для человека.

1

3

3

Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития. Практическая работа №1. Оценка ресурсообеспеченности США и Китая

1

4

4

География природопользования

1

5

5

Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения. Практическая работа №2.Анализ современного состояния естественного движения населения мира.

1

6

6

Географический рисунок современного расселения Практическая работа №3 Выявление главных тенденций в современном процессе урбанизации.

1

7

7

Человечество – мозаика рас и народов.

1

8

8

Современная география религий

1

II четверть (8 ч.)

9

1

Уровень и качество жизни населения. Практическая работа №4 Составление характеристики «идеального города» – «экополиса»

1

10

2

Контрольная работа №1 Тема 2 «Население мира»

1

11

3

Особенности развития современного мирового хозяйства

1

12

4

Факторы размещения хозяйства

1

13

5

«Кто есть кто» в Мировой экономике

1

14

6

Мировое аграрное производство

1

15

7

Горнодобывающая промышленность мира

1

16

8

Обрабатывающая промышленность Практическая работа№5 Определение сдвигов в обрабатывающей промышленности

1

III четверть (10 ч.)

17

1

Непроизводственная сфера

1

18

2

Мировая транспортная система

1

19

3

Современная информационная Экономика

1

20

4

Современные мирохозяйственные связи

1

21

5

Внешняя торговля товарами Практическая работа №6 Составление характеристики внешней торговли мира.

1

22

6

Международные финансовые отношения

1

23

7

Международный туризм

1

24

8

Контрольная работа № 2 тема 3 «География мирового хозяйства»

1

25

9

Общая характеристика регионов и стран мира

1

26

10

Геополитический образ мира. Многообразие стран мира.

1

IV четверть (8 ч.)

27

1

Зарубежная Европа в современном мире Практическая работа №8 Анализ историка географических особенностей формирования экономического пространства Европы.

1

28

2

Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия.

1

29

3

Средняя Европа. Германия – «экономический локомотив Европы»

1

30

4

Многоликая Франция

1

31

5

Средняя Европа. Великобритания

1

32

6

Южная Европа. Италия. Практическая работа №9 Составление характеристики географического 1 10 пространства Италии.

1

33

7

Восточная Европа. Венгрия

1

34

8

Европа один из ведущих центров мирового хозяйства. Практическая работа №10 Создание географического образа Зарубежной Европы

1

11 класс (1 час в неделю)

I четверть (8 ч.)

1

1

Географическое наследие Азии.

1

2

2

Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования.

1

3

3

«Азиатский тип» населения.

1

4

4

Зарубежная Азия в современном мире.

1

5

5

Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально-экономическое развитие.

1

6

6

Южная Азия. Индия – самая многонациональная страна мира.

1

7

7

Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна- архипелаг.

1

8

8

Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие.

1

II четверть (8 ч.)

9

1

Восточная Азия. Япония: страна восходящего солнца.

1

10

2

Восточная Азия. Япония: «экономическое чудо».

1

11

3

Восточная Азия. Республика Корея – новая индустриальная страна.

1

12

4

Страны Центральной Азии и Закавказья. Казахстан – «ключевая» страна Центральной Азии.

1

13

5

Контрольная работа по теме «Зарубежная Азия»

1

14

6

Америка в современном мире.

1

15

7

Географическое наследие Америки.

1

16

8

Население и география культур Америки.

1

III четверть (10 ч.)

17

1

Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США.

1

18

2

Северная Америка. Туризм и рекреационные ресурсы США.

1

19

3

Индустриализация в Латинской Америке.

1

20

4

Бразилия – латиноамериканский гигант.

1

21

5

Мезоамерика – территория на стыке двух Америк.

1

22

6

Африка в современном мире.

1

23

7

Географическое наследие Африки.

1

24

8

Географическая специфика Африки.

1

25

9

Географические субрегионы Африки. ЮАР – крупнейшая экономическая держава континента.

1

26

10

Контрольная работа по теме: Америка. Африка.

1

IV четверть (7 ч.)

27

1

Австралия и Океания в современном мире.

1

28

2

Географическая специфика Австралии и Океании.

1

29

3

Геополитическое положение России.

1

30

4

Россия в мировой экономике.

1

31

5

Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития.

1

32

6

Проблема демилитаризации и сохранения мира.

1

33

7

Глобальная продовольственная проблема.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...