Рабочая программа по географии 10-11 классов
рабочая программа по географии (10, 11 класс)
География, рабочая программе по географии 10-11 классы.
В соответствии с годовым календарным графиком на 2022-2023 учебный год рабочая программа переработана : 10 класс-34 часа. 11 класс-33 часа.
Общая характеристика учебного предмета. Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_10_-_11_klass_2022_-2023_gg.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заславская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО ____/Москаленко Н.В. Протокол №….. от «…..»________2022 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Заславская СОШ ______/Л.А. Зубова «…..»________2022 года | «Утверждаю» Директор МБОУ Заславская СОШ _____/Зонова Л.В. «…..»________2022 года |
Рабочая программа
по географии
для 10 - 11 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработчик программы
учитель географии
Кривошеева А.С.
Образование: среднее профессиональное
Педагогический стаж: 5 лет
Квалификационной категории: нет
2022
1. Планируемые результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты География
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде;
сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества
2.Содержание учебного предмета с указанием основных видов учебной деятельности.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
10 класс (1 час в неделю) | |
Введение | Отбор необходимых источников географической информации: карт, статистики, материалов периодической печати и т. д., их сравнительная характеристика и выделение особенностей каждого из них. Чтение и анализ тематических карт и картосхем, статистических и графических материалов; определение различий в понятиях «чтение» и «анализ». Объяснение различий в географии населения, природных ресурсов и хозяйства отдельных регионов и стран с использованием сравнительного и системного подходов. |
Тема 1. Природа и человек в современном мире | Работа с новыми понятиями. Анализ динамики изменения взаимоотношений человека и природы. Формирование выводов о роли человека в создании антропогенных ландшафтов. Выявление положительных и отрицательных последствий взаимодействия человека и окружающей среды. Сравнение характера природопользования в разных странах. Выполнение практической работы |
Тема 2. Население мира | Работа с различными источниками информации: картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Аргументация различий демографических, этносоциальных процессов в разных странах. Составление характеристики региональных типов воспроизводства населения. Сравнение стран по уровню и качеству жизни населения. Выполнение практических работ |
Тема 3. География мирового хозяйства | Выявление взаимосвязей между современным развитием мирового хозяйства и глобализацией как главной движущей силой его развития. Характеристика отраслей современного хозяйства, промышленных районов, их типологии. Определение пространственного рисунка размещения хозяйства и выявление факторов (причин), влияющих на размещение хозяйства. Определение уровня экономического развития различных стран, составление сравнительной характеристики. Изучение старых и новых форм МЭО и определение 8 масштабов участия различных стран в системе международных экономических отношений. Выполнение практических работ |
Тема 4. Географический облик регионов и стран мира | Знакомство с принципами районирования мира, критериями выделения историко-географических регионов. Работа с таблицами учебника для составления характеристики регионов мира и сравнения их с Россией. Выявление различий между понятиями «страна» и «государство». Определение характера влияния величины и конфигурации территории на ее географическое положение. Проведение дискуссии с обсуждением роли факторов, определяющих политическую стратегию государства. Выполнение практической работы |
Тема 5. Зарубежная Европа | Работа с различными источниками информации для составления характеристики современного политикогеографического положения, выявления географической специфики субрегионов и стран зарубежной Европы. Выполнение практических работ |
11 класс (1 час в неделю) | |
Тема .6 Зарубежная Азия | Работа с различными источниками информации для составления общей характеристики зарубежной Азии и выявления географических особенностей регионов, характеристика современного геополитического положения стран. Выполнение проектных и исследовательских работ. Создание презентаций. Выполнение практических работ. |
Тема 7. Америка | Работа с различными источниками информации для определения места Америки в современном мире, составление характеристики внутренних различий в регионе, создания геогр.образа отдельных стран. Выполнение практических Работ. |
Тема 8. Африка | Характеристика геогр. специфики субрегионов и стран Африки. Анализ материалов учебника и выявление существенных черт и признаков в социально-экономическом развитии Африки в целом и отдельных стран. Выполнение практической Работы. |
Тема 9 Австралия и Океания | Работа с различными источниками информации для составления характеристики геогр. специфики региона. Выполнение практической работы. |
Тема 10. Насущные проблемы человечества | Характеристика глобальных проблем современности, географии их размещения, объяснение причин их обострения во второй половине XX в. Установление взаимосвязи глобальных проблем. Выполнение практической работы. Подготовка выступлений. |
- Календарно-тематическое планирование с указанием часов отводимых на освоение темы.
10 класс (1 час в неделю) | |||
I четверть (8 ч.) | |||
1 | 1 | География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации. | 1 |
2 | 2 | Значение природной среды для человека. | 1 |
3 | 3 | Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития. Практическая работа №1. Оценка ресурсообеспеченности США и Китая | 1 |
4 | 4 | География природопользования | 1 |
5 | 5 | Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения. Практическая работа №2.Анализ современного состояния естественного движения населения мира. | 1 |
6 | 6 | Географический рисунок современного расселения Практическая работа №3 Выявление главных тенденций в современном процессе урбанизации. | 1 |
7 | 7 | Человечество – мозаика рас и народов. | 1 |
8 | 8 | Современная география религий | 1 |
II четверть (8 ч.) | |||
9 | 1 | Уровень и качество жизни населения. Практическая работа №4 Составление характеристики «идеального города» – «экополиса» | 1 |
10 | 2 | Контрольная работа №1 Тема 2 «Население мира» | 1 |
11 | 3 | Особенности развития современного мирового хозяйства | 1 |
12 | 4 | Факторы размещения хозяйства | 1 |
13 | 5 | «Кто есть кто» в Мировой экономике | 1 |
14 | 6 | Мировое аграрное производство | 1 |
15 | 7 | Горнодобывающая промышленность мира | 1 |
16 | 8 | Обрабатывающая промышленность Практическая работа№5 Определение сдвигов в обрабатывающей промышленности | 1 |
III четверть (10 ч.) | |||
17 | 1 | Непроизводственная сфера | 1 |
18 | 2 | Мировая транспортная система | 1 |
19 | 3 | Современная информационная Экономика | 1 |
20 | 4 | Современные мирохозяйственные связи | 1 |
21 | 5 | Внешняя торговля товарами Практическая работа №6 Составление характеристики внешней торговли мира. | 1 |
22 | 6 | Международные финансовые отношения | 1 |
23 | 7 | Международный туризм | 1 |
24 | 8 | Контрольная работа № 2 тема 3 «География мирового хозяйства» | 1 |
25 | 9 | Общая характеристика регионов и стран мира | 1 |
26 | 10 | Геополитический образ мира. Многообразие стран мира. | 1 |
IV четверть (8 ч.) | |||
27 | 1 | Зарубежная Европа в современном мире Практическая работа №8 Анализ историка географических особенностей формирования экономического пространства Европы. | 1 |
28 | 2 | Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия. | 1 |
29 | 3 | Средняя Европа. Германия – «экономический локомотив Европы» | 1 |
30 | 4 | Многоликая Франция | 1 |
31 | 5 | Средняя Европа. Великобритания | 1 |
32 | 6 | Южная Европа. Италия. Практическая работа №9 Составление характеристики географического 1 10 пространства Италии. | 1 |
33 | 7 | Восточная Европа. Венгрия | 1 |
34 | 8 | Европа один из ведущих центров мирового хозяйства. Практическая работа №10 Создание географического образа Зарубежной Европы | 1 |
11 класс (1 час в неделю) | |||
I четверть (8 ч.) | |||
1 | 1 | Географическое наследие Азии. | 1 |
2 | 2 | Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования. | 1 |
3 | 3 | «Азиатский тип» населения. | 1 |
4 | 4 | Зарубежная Азия в современном мире. | 1 |
5 | 5 | Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально-экономическое развитие. | 1 |
6 | 6 | Южная Азия. Индия – самая многонациональная страна мира. | 1 |
7 | 7 | Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна- архипелаг. | 1 |
8 | 8 | Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие. | 1 |
II четверть (8 ч.) | |||
9 | 1 | Восточная Азия. Япония: страна восходящего солнца. | 1 |
10 | 2 | Восточная Азия. Япония: «экономическое чудо». | 1 |
11 | 3 | Восточная Азия. Республика Корея – новая индустриальная страна. | 1 |
12 | 4 | Страны Центральной Азии и Закавказья. Казахстан – «ключевая» страна Центральной Азии. | 1 |
13 | 5 | Контрольная работа по теме «Зарубежная Азия» | 1 |
14 | 6 | Америка в современном мире. | 1 |
15 | 7 | Географическое наследие Америки. | 1 |
16 | 8 | Население и география культур Америки. | 1 |
III четверть (10 ч.) | |||
17 | 1 | Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США. | 1 |
18 | 2 | Северная Америка. Туризм и рекреационные ресурсы США. | 1 |
19 | 3 | Индустриализация в Латинской Америке. | 1 |
20 | 4 | Бразилия – латиноамериканский гигант. | 1 |
21 | 5 | Мезоамерика – территория на стыке двух Америк. | 1 |
22 | 6 | Африка в современном мире. | 1 |
23 | 7 | Географическое наследие Африки. | 1 |
24 | 8 | Географическая специфика Африки. | 1 |
25 | 9 | Географические субрегионы Африки. ЮАР – крупнейшая экономическая держава континента. | 1 |
26 | 10 | Контрольная работа по теме: Америка. Африка. | 1 |
IV четверть (7 ч.) | |||
27 | 1 | Австралия и Океания в современном мире. | 1 |
28 | 2 | Географическая специфика Австралии и Океании. | 1 |
29 | 3 | Геополитическое положение России. | 1 |
30 | 4 | Россия в мировой экономике. | 1 |
31 | 5 | Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития. | 1 |
32 | 6 | Проблема демилитаризации и сохранения мира. | 1 |
33 | 7 | Глобальная продовольственная проблема. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...