Развитие познавательного интереса на уроках географии и во внеурочное время
методическая разработка по географии

Баймуратов Тимур Гафурович

Автор учебно-методической работы:

Баймуратов Тимур Гафурович,

учитель географии высшей

квалификационной категории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchitelya_po_geografii.docx180.49 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Первомайский

муниципального района Стерлибашевский район

Республики Башкортостан

Проект

Развитие познавательного интереса на уроках географии                                 и во внеурочное время

Автор учебно-методической работы:

Баймуратов Тимур Гафурович,

учитель географии высшей

квалификационной категории

2022г.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3-9

1.1. Аннотация…………………………………………………………………...3

1.2. Актуальность………………………………………………………………..3

1.3. Противоречия и проблема………………………………………………….4

1.4. Гипотеза исследования……………………………………………………..6

1.5. Новизна опыта………………………………………………………………6

1.6. Цели и задачи………………………………………………………………..6

1.7. Объект и предмет исследования…………………………………………...6

1.8. Методы исследования……………………………………………………....7

1.9. Ресурсы для реализации проекта…………………………………………..7

1.10. Ожидаемые результаты…………………………………………………....8

1.11. Факторы, обусловившие возникновение педагогического опыта……...8

1.12. Риски при реализации проекта……………………………………………9

2. Описание опыта……………………………………………………………...10-23

2.1. Познавательный интерес, его виды, уровни и особенности……………...9

2.2. Этапы развития интереса и превращения его в деятельность…………....12

2.3. Факторы, влияющие на формирование познавательного интереса……...13

2.4. Критерии познавательного интереса……………………………………....13

2.5. Характеристика уровней познавательного интереса……………………..13

2.6. Деятельность учителя по активизации познавательной деятельности

       и развитию интереса у учащихся к географии……………………………14

2.7. Правила при работе со слабоуспевающими учениками………………….16

2.8. Технологии деятельностного типа: примеры, сущность, методология и элементы использования в практической деятельности учителя……….18

2.9. Обобщение и распространение опыта реализации проекта………….......23

2.10. Результативность педагогического опыта………………………………..23

3. Заключение…………………………………………………………………...24

4. Источники информации…………………………………………………….26

5. Приложения

«Непосредственный интерес - вот великий двигатель –

единственный, который ведёт верно, и далеко»

П.Я. Гальперин

    «Великая цель образования - это не знания, а действия»

                                                                                                                            Г. Спенсер

Введение.

Аннотация проекта.

Традиционный способ обучения с каждым годом становится всё более неспособным решать стоящие перед современной школой новые задачи. В настоящее время социальный заказ общества на образование значительным образом отличается от предыдущего. Возникает необходимость поиска таких методов, технологий и форм обучения, которые позволили бы стать ученикам конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за её пределами. Главные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускников набором знаний, а сформировать у них умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде и способность к саморазвитию.

Существует проблема: ученики в значительной степени являются лишь пассивными потребителями знаний, у них снижен интерес и мотивация к обучению. Реализация данного проекта позволит повысить познавательный интерес к географии, развить универсальные и предметные компетентности через использование технологий деятельностного типа. Обучение через деятельность побудит ученика занять активную позицию, самостоятельно добывать, присваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты. Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания технологий деятельностного типа.

Актуальность темы.

Актуальность проекта обусловлена значительными инновационными процессами в социально-экономической и политической сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию школьников. В новых социально-экономических условиях возрастает значение образования в формировании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На мой взгляд, главное в этом процессе -  личность школьника, его способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, которые позволят ему быть успешным в жизни.

В школу внедряется федеральный образовательный стандарт второго поколения, который предъявляет новые требования к деятельности учителя и предполагает создание образовательной среды, мотивирующей учащихся к самостоятельной деятельности. Важно не столько дать ученику огромный багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его таким важным умением как умение учиться. Вспоминаются слова немецкого педагога XIX в. А. Дистервега, чьи идеи стали актуальными и в XXI веке: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, ими овладевал. Такой метод обучения самый трудный. Трудность объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…»  

Современный процесс учения – это процесс деятельности ученика. В связи с этим актуальным становится создание системы обучения географии на основе использования технологий деятельностного типа с целью повышения мотивации к обучению и развития познавательного интереса к предмету.

Этим и обусловлена актуальность данного проекта, поскольку на сегодняшний день существует ряд противоречий между:

1. возросшим уровнем требований общества к результатам обучения, формированию самостоятельной, инициативной и творческой личности, и устаревшим репродуктивным характером обучения.

2. необходимостью использования системно – деятельностного подхода в обучении и недостаточностью опыта в реализации этого на практике.

3. большим объёмом полученных знаний учениками на уроках и неумением их применять в повседневной жизни, слабой практической ориентацией школьных знаний.  

4. огромным потоком различной информации, который обрушивается на детей и тем, что они не умеют найти и извлечь необходимое из множества источников.

5. социальным заказом, предъявляемым к школе на подготовку личности, способной к жизни в современном быстро изменяющемся мире, и сложившимися способами организации образовательного процесса.

6. происходит несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать от детей выполнять в школе. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, как считают психологи, противоречит самой природе человека - только через собственную деятельность каждый познаёт мир. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые, бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» /Л.Н. Толстой/.

7. заинтересованностью общества в географической и экологической грамотности населения для решения глобальных, региональных и локальных экологических, экономических и социальных проблем, и снижением познавательного интереса к географии.

8. природной любознательностью ребёнка и его фактической пассивностью на уроках.

Проблема интереса в обучении ненова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в педагогике главную функцию интереса видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, "зацепить" так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Проблема.

Низкая мотивация учащихся к процессу обучения и отсутствие интереса к учению.

К сожалению, у ряда учеников распространено мнение, что география в дальнейшей жизни им мало пригодится. Приоритет материальных ценностей стал причиной потери популярности таких видов деятельности, которые основаны на географических знаниях. Следствием этого мы видим падение интереса к географии как неперспективному предмету. Поэтому одной из задач ставлю показать необходимость географических знаний, их связь со многими сторонами современной жизни людей. География стала невостребованной дисциплиной выпускниками школ при выборе её в качестве ЕГЭ, т.к. вместо географии при поступлении на экономические специальности ВУЗы с согласия Министерства образования и науки РФ определили обществознание.

Проблема активности учащихся на уроках, их интереса к предмету уже давно стала актуальной. Некоторые методы и технологии устарели, а результат не может удовлетворять требованиям постоянно развивающего общества. Сегодня невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Ученики выражают свое отношение к предмету кратко: «интересно – неинтересно». И это служит для учителя одним из критериев оценки своей работы. Познавательный интерес должен вызывать у обучающихся удивление, любопытство, которое перерастает в любознательность и постепенно вызывает интерес к предмету и потребность в овладении глубоких знаний, а это раскрывает задатки и способности школьника.

Основополагающий вопрос.

География – предмет: интересно или нет?

Гипотеза исследования.

Развитие познавательного интереса у школьников на уроках географии и во внеурочное время будет более успешным и как результат повысится качество обучения, если учебно-воспитательная деятельность будет осуществляться с использованием технологий деятельностного типа.

Ведущая идея опыта.

Создание условий для развития познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством использования технологий деятельностного типа для повышения качества географического образования.

Новизна опыта состоит в:

  • саморазвитии, педагогической инновации лично для меня как преподавателя;
  • использовании материала проекта в деятельности других учителей;
  • применении технологий деятельностного типа в рамках перехода на ФГОС;
  • расширении зоны ближайшего развития школьников, т.е. области потенциальных возможностей;
  • изменении подходов к преподаванию географии с учетом СДП;
  • повышении интереса к географии и эффективности учебного процесса;
  • обеспечении возможности каждому ученику продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько ему позволяют его учебные возможности;
  • приобретении реального опыта учениками;
  • индивидуальной и коллективной рефлексии - это важный элемент современных педагогических технологий;
  • овладении учащимися умения совершать совместную учебную деятельность      по принципу Л.С. Выготского: «научишься сам, когда научишь другого».

Цели:

  1. Развитие познавательного интереса на уроках географии через использование технологий деятельностного типа.
  2. Обеспечение успешного достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов посредством реализации системно - деятельностного подхода в обучении.

Достижение поставленных целей выдвигает ряд задач:

  • Выявить особенности, виды и уровни познавательного интереса, а также факторы, влияющие на возникновение и развитие интереса к географии.
  • Сформировать и развивать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение природы, населения и хозяйства, а также эстетическое отношение к географическим объектам и явлениям.
  • Освоить механизмы использования технологий деятельностного типа и построить свою работу на основе этих технологий, которые позволят повысить интерес к предмету и достигнуть планируемых результатов ФГОС ООО.
  • Разработать систему уроков на основе системно – деятельностного подхода.
  • Обобщить результаты работы по теме исследования.

Объект исследования.

Познавательный интерес к географии.

Предмет исследования.

Технологии деятельностного типа.

Участники проекта.

Учащиеся 5-11 классов.

Методы исследования.

1. Теоретические: анализ, систематизация и обобщение информации по теме проекта, обобщение собственного опыта работы.

2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, статистическая обработка данных.

Теоретическая база опыта.

Изучением развития познавательных интересов занимались К.Д. Ушинский,

Ф.И. Харламов, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, С.Л. Рубинштейн и др.

Основы деятельностного подхода были разработаны отечественными учёными

Л.С. Выготским, С.Л. Рубенштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным,

Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и другими.

Нормативно-правовая база.

Федеральный закон «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ РФ, федеральный государственный образовательный стандарт, федеральные, региональные, муниципальные программы развития образования, нормы СанПин, программа развития МБОУ СОШ с.Первомайский.

Ресурсы для реализации проекта.

Инновационный педагогический проект реализуется с небольшими затратами.  

  • Современная материально-техническая база школы, наличие мультимедиа в кабинете географии, доступ к сети Интернет, медиатека, Интернет-ресурсы.
  • Подбор методических и дидактических материалов.
  • Умение работать с программами Microsoft Office.
  • Финансовые ресурсы: бюджет школы.
  • Психолого-педагогическое сопровождение: педагог- психолог.

Партнеры.

Администрация школы, учителя-предметники, родители, общественные организации.

Сроки реализации.

Сентябрь 2022г. – декабрь 2025г.                                                  

Ожидаемые результаты.

Приращения

учащиеся

  • учатся работать над проблемой;
  • получают навыки сбора и обработки информации (анализ, синтез, классификация, систематизация);
  • получают умения и навыки проектно-исследовательской деятельности;
  • учатся устанавливать связи между предметами и применять ранее полученные знания;
  • получают возможность сотрудничать с учителем, обсуждать, предлагать свою точку зрения;
  • учатся презентовать свою работу;
  • возникает интерес и мотивация к обучению;
  • повышается самооценка.
  • активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, проектах, олимпиадах и научно-практических конференция;
  • сформированные УУД;
  • подготовятся к успешной сдаче ОГЭ и  ЕГЭ.

учителя

  • повышение качества образования;
  • самообразование;
  • рост профессионального мастерства;
  • сотрудничество с учениками;
  • творчество;
  • использование проектных продуктов в процессе обучения;
  • взаимодействие с коллегами.

Факторы, обусловившие возникновение и становление                         педагогического опыта.

  • Деятельностный подход – это методологическая основа ФГОС;
  • Курсы повышения квалификации «Совершенствование профессиональной культуры учителя            географии»;
  • Самообразование;
  • Диагностика собственного опыта;
  • Низкая мотивация и снижение интереса учащихся к процессу обучения;
  • Академик А.А Леонтьев говорил: «главное не знания, а умение ими пользоваться». Такой подход к обучению вызван тем, что российские школьники, имея хороший багаж знаний, не умеют выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, не умеют применять знания в близких к реальным ситуациям (по исследованиям PISA).
  • Невысокий уровень географической культуры, а с точки зрения ЮНЕСКО важными предметами общего образования являются география, история, иностранные языки, психология, философия. Поэтому я вижу необходимость поднятия престижа географии через развитие познавательного интереса к предмету у школьников.

Адресная направленность опыта.

Материалы исследования могут быть полезны учителям-предметникам. Творчески работающие педагоги имеют возможность использовать представленный опыт и на его основе разработать собственный.

Риски при реализации проекта.

Риски

учащиеся

  • низкая мотивация учащихся к процессу обучения;
  • большая масса информации, которую необходимо изучить, обобщить и систематизировать;
  • ученик может попасть в стрессовую ситуацию (например, переоценка     своих возможностей, неумение распорядится своим временем); 
  • коммуникативные проблемы (например, неумение работать в группе).

учителя

  • возрастает нагрузка на учителя; 
  • большие временные затраты.

Описание опыта.

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

                                                                                                                                                        Б. Шоу

Познавательный интерес, его виды, уровни и особенности.

Познавательный интерес является основой обучения. Без интереса нет продуктивного учения. Интерес формируется и развивается в деятельности.    

В своей педагогической работе опираюсь на идеи отечественных дидактов и психологов Ю.К. Бабанского (оптимизация учебного процесса), В.С. Выготского (зона ближайшего и актуального развития ученика), И.Я. Лернера (усвоение на трех уровнях), М.Н. Скаткина, А.С. Границкой (адаптивная система обучения), Л.Б. Занкова (развивающее обучение), а также методистов и ученых – географов И.И. Бариновой, Т.П. Герасимовой, И.В. Душиной, В.А. Коринской,                             Л.М. Панчешниковой, В.П. Дронова, др. Проблеме формирования интереса уделяла большое внимание Г.И. Щукина (член-корреспондент АПН СССР). Она советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию». «Познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» /Г.И. Щукина/. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Считаю, что познавательный интерес носит поисковый характер. Именно под его влиянием у школьника возникают вопросы, ответы на которые он сам активно ищет. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём и радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников идёт более продуктивно

Познавательный интерес можно классифицировать:

По возрасту:
1) С 3до7 лет: наиболее активный возраст. Интересы разнообразные, но довольно поверхностные.
2) 7-12 лет: ведущая деятельность - учение. Интересы лежат в области изучаемых предметов. Развитие познавательных интересов хорошо идёт через игру.

3) Подростковый возраст: ведущая деятельность - общение. Особенность – подростки пробуют себя во всех областях. Учителя оказывают на них наименьшее влияние.

4) Старший подростковый возраст: школьники определяются с интересами, формируется круг этих интересов, часто направленный на будущую профессию.
По уровням:
1) Любопытство: присуще всем, это поверхностный интерес, основанный на внешних факторах.
2) Любознательность: лежит в основе действий человека (заставляет человека что-то делать).
3) Интерес: проявление интереса в конкретной области, сопровождающийся активными действиями.
4) Теоретический интерес: сопровождается творчеством в любом виде (изобретения, открытия, инновации).
По природе:
1) Внутренние интересы: основаны на способности к той или иной деятельности, на образе жизни.
2) Внешние интересы: любопытство, любознательность, основанные на внешних факторах.

По способностям интересы могут лежать в областях:
1) гуманитарные дисциплины
2) естественнонаучные
3) математико-технические
4) спорт
5) художественно-эстетические
6) общественные

Г.И. Щукина выделяет стадии развития познавательного интереса:

1. любопытство;

2. любознательность;

3. познавательный интерес;

4. устойчивый познавательный интерес.

Особенности познавательного интереса.

1) Носит интеллектуальный и поисковый характер.

2) Окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность. 

3) Связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности.

Познавательный интерес можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов. По уровню развития познавательного интереса судят об общем развитии личности школьника.

В руках учителя действительно находится судьба познавательных интересов учащихся, и избирательное отношение к учебным предметам в первую очередь зависит от учителя, от его личности и от степени мастерства.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Одни исследователи изучают психологическую природу интереса, другие рассматривают его как мотив обучения. Ряд исследователей изучают познавательный интерес как эффективное средство обучения. Познавательный интерес должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать влияние на его развитие. 

Мне как учителю важно уметь определять, на каком уровне развития познавательный интерес у учащихся, для того, чтобы развивать и укреплять интерес к географии, а также создавать условия для его дальнейшего роста. Познавательный интерес является образованием формирующимся и развивающимся.

Этапы развития интереса и превращения его в деятельность.

Опираясь на опыт прошлого и на современные исследования, можно говорить

о факторах, соблюдение которых способствует формированию, развитию и

укреплению познавательного интереса учащихся.

Факторы, влияющие на формирование познавательного интереса.

Наличие познавательных интересов у школьников поддается контролю с помощью специальных критериев.

Критерии познавательного интереса.

  • активное включение в учебную деятельность;
  • сильная сосредоточенность на этой деятельности;
  • появление вопросов у школьников, которые они задают учителю.

Характеристика уровней познавательного интереса.

Уровни интереса

Краткая характеристика уровней интереса

Любопытство

  • на первом плане занимательность того или иного предмета, той или иной области знаний; стремления к познанию сущности не замечается.

Любознательность

  • стремлением проникнуть за пределы видимого, поиск путей преодоления трудностей; свойственны эмоции удивления, радости познания.

Познавательный интерес

  • поступательное движение, содействующее переходу от незнания к знанию, от менее полного и глубокого к более полному и глубокому проникновению в  сущность явлений; напряжение мысли, усиления воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.

Познавательная активность

  • стремление к познанию закономерностей, теоретических основ, применение их на практике; активное воздействие на мир, направленное на его переустройство. * 

*на этот уровень в состоянии подняться лишь старшие школьники, имеющие теоретическую основу для формирования научных взглядов, правильного миропонимания.

Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности. Познавательный интерес порождает активность, а повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Чтобы заинтересовать как можно больше учащихся географией, учителю нужно использовать в обучении предмету элементы различных технологий, знать основные пути формирования познавательного интереса.

Формирование познавательных интересов происходит по двум каналам: с одной стороны, содержание учебного предмета несёт в себе эту возможность, а с другой стороны – путём определённой организации познавательной деятельности учащихся.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Считаю, что познавательный и поисковый интерес, а вследствие него, и творческая активность школьников сами по себе не возникают.  Они формируются и создаются содержанием учебного материала, методами, приёмами, средствами обучения, личностью учителя и под влиянием внутренних потребностей и желания учиться.

Деятельность учителя по активизации познавательной деятельности

и развитию интереса у учащихся к географии.

  • подчеркиваю, практическое значение знаний о природе, географической оболочке, являющейся средой обитания человека;
  • опираюсь на жизненные наблюдения и опыт учеников;
  • использую краеведческий материал;
  • создаю на уроке ситуации занимательности, удивления /занимательные примеры, грандиозность цифр, необычность приводимого факта/;
  • практикую игровые минутки, элементы соревнования, игровые формы урока;
  • эпиграф по теме, загадки, стихи, народные приметы, отрывки из произведений;
  • интегрирование знаний по географии, биологии, экологии, истории, математики;
  • целенаправленная ошибка;
  • создание проблемной ситуации, познавательного конфликта /отрицание предложенного детьми решения, организация дискуссии/;
  • «логические мостики» от ранее изученной темы к новому материалу;
  • проектная деятельность;
  • опережающие творческие работы;
  • при изучении отдельных тем рассказываю о профессиях (метеоролога, геодезиста, картографа, вулканолога, геолога и т.д.), связанных с географическими знаниями, в 8 классе учащиеся выполняли проект «География в профессиях».
  • перед изучением материка или океана даю его краткий обзор с выделением

природных рекордов;

  • инструктивный материал;
  • организация групповой и парной работы;
  • интересные формы контроля /контурная карта, тест, взаимопроверка, перфокарта, ПК/.
  • если у учащихся познавательный интерес является глубоким по отношению к

     другим предметам, то для них в качестве мотивации создаю ситуации, разрешение которых требует знаний из интересующих их областей.

  • интерес к познанию проявляется и через показ новейших достижений науки, поэтому знакомлю учеников с основными направлениями научных поисков и открытиями, в т.ч. с географическими;
  • дифференциация (задания разного уровня сложности).

Как получить новый образовательный результат в современных условиях? Ответ однозначен - перейти к системно-деятельностной образовательной парадигме, применять продуктивные технологии обучения.

Технологии деятельностного типа – инструмент, позволяющий построить образовательное пространство таким образом, чтобы в нём эффективно развивались способности учащихся через различные виды деятельности.

Деятельность - это целеустремлённая система, она нацелена, прежде всего, на результат.

На каждой ступени возрастного развития своя ведущая деятельность. Говоря о деятельности в школе, в первую очередь мы имеем в виду учебную деятельность - развитие, саморазвитие, самовоспитание личности, формирование УУД. Рядом с учебной деятельностью всегда будет стоять познавательная деятельность. Учитывая психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребёнка, можно выделить игровую деятельность для детей младшего школьного возраста. Как говорил Д.Б. Эльконин: «Обучение должно войти в школу через ворота детской игры. Без этого ничего не получится». Игра – это ведущая деятельность для детей данного возраста. Для подростков характерна деятельность общения. В рамках системно - деятельностного подхода очень важна исследовательская и проектная деятельность. Наряду с ними необходимо поставить и творческую деятельность. Известно, что только в деятельности рождается познание и умение. По результатам исследований человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного;

 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошёл в деятельности.

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать – и я научусь». 

Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в большей степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, в специально организованных для этого условиях. Главным в деятельности учащихся должно стать чувство собственного роста в условиях ситуации успеха.

При работе со слабоуспевающими учениками придерживаюсь правил:

  • при опросе слабоуспевающим ученикам даю примерный план ответа;
  • разрешаю пользоваться планом, составленным при подготовке;
  • даю больше времени готовиться к ответу;
  • разрешаю делать предварительные записи и пользоваться наглядными пособиями;
  • задаю ученикам наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал;
  • в ходе опроса и при анализе его результатов стараюсь обеспечивать атмосферу доброжелательности;
  • в процессе изучения нового материала чаще обращаюсь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала;
  • отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий;
  • оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении;
  • предлагаю индивидуальный образовательный маршрут.

Основные черты инновационных технологий.

Функция учителя: учитель как организатор самостоятельной деятельности школьников.

Установка учителя: установка на сотрудничество, объект воздействия не ученик, а целостная учебная ситуация.

Учебный процесс: творческие и продуктивные задания, использование

разных форм деятельности учащихся.

Контроль: самоконтроль и взаимоконтроль.

Ядро любой технологии: цель - средства - правила их использования – результат.

Педагогическая технология – это совокупность методов, приёмов, форм организации учебной деятельности и обучения, направленных на достижение планируемых результатов.

Любая технология – это одновременно и искусство, и наука, наука о мастерстве. Учитель должен стать мастером, искусно владеющим большим разнообразием образовательных технологий. Мастерство учителя должно заключаться в правильном выборе технологий в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории учащихся. На уроке могут присутствовать сразу несколько технологий или их элементы. Главное, чтобы они гармонично дополняли друг друга.

Примеры технологий деятельностного типа

 

Технологии

Сущность

Элементы использования

Методология

1.Здоровье -сберегающие

Это все психолого-педагогические технологии, которые направлены на воспитание  у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.

Создание комфортных, отвечающих гигиеническим и санитарным нормам условий для проведения уроков и внеклассных мероприятий, соблюдение режима проветривания, физминутки. Забота об осанке школьников при посадке. Игра и игровые моменты, продуманное сочетание видов учебной деятельности, обеспечивающее комфортный для здоровья режим и темп работы. Психологически комфортная обстановка на уроке, создание ситуации поддержки и успеха.

Н.К. Смирнов

2. ИКТ

Использование Интернет-ресурсов, дистанционное обучение, использование мультимедиа, презентаций, компьютерное тестирование, тренажеры,

интерактивные карты и  атласы.

Использование Интернет - ресурсов,  демонстрационных, учебных программ, видео, анимационных роликов, звуковое сопровождение, фотографии, схемы, графики, показ природных явлений и процессов в действии, осуществление контроля знаний (тестирование на ПК), игры, презентации, ЭОР, тренажеры, интерактивные карты, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, дистанционные конкурсы и олимпиады.

В.П. Беспалько

Е.С. Полат

А.В. Хуторской

3. Метод проектов и исследовательская деятельность

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального продукта. Требования:

1. Наличие значимой проблемы.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность уч-ся.

4. Структурирование частей проекта.

5. Использование исследовательских методов.

Создание проектов на уроке и во внеурочной деятельности. Участие в научно-практических конференциях разного уровня. Исследовательская работа по отдельным темам.

(приложение №1)

Дж. Дьюи

Е.С. Полат

Т.И. Шамова

У. Киллатри

Э. Коллинз

И.Д. Чечель

Л.М. Панчешникова

Г.А. Шнурова

4. Разноуров-невое обучение

Разный уровень усвоения учебного материала, т.е. глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на своём уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей.

Разноуровневые задания, вопросы, практикумы и тесты. Принцип «минимакса»: учитель предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственный стандарт).

(приложение № 2)

Б.Г. Ананьев

Л.С. Выготский

М.К. Енисеев

В.К. Кириллов

В.В. Давыдов

А.Н. Леонтьев

Л.С. Рубинштейн

Ю.К. Бабанский

Б.П. Есипов

Л.В. Занков

И.С. Якиманская

А.В. Хуторской и  др.

5. Обучение в сотрудниче-стве

Объединяет в единой процесс три идеи:

  • обучение в коллективе;
  • взаимооценку;
  • обучение в группах.

Сотрудничество субъектов образовательного процесса, групповая и парная работа на уроках и во внеурочной деятельности.

Р.  Славин Р. Джонсон 

Д.  Джонсон
Д. Аронсон

Ш. Шаран

6. Проблемное обучение

Учитель ставит перед учащимися проблему и создает условия для активной самостоятельной деятельности учащихся по ее разрешению.

Постановка проблемных вопросов и задач, моделирование проблемных ситуаций на уроках.

М.Н. Скаткин

Г.К. Селевко

И.Я. Лернер

Л.М.

Панчешникова

Н.Г. Савина

Г.А. Понурова

Г.Ю. Ксенозова

7. Игровые технологии

Связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). Образовательные задачи включаются в содержание игры. Используют ролевые, занимательные, деловые, театрализованные,

компьютерные игры.

Игра используется как приём обучения и приём моделирования реальной действительности, как мотивация учебной деятельности, как форма организации коллективной деятельности (игровые приемы и ситуации, уроки-игры, соревнования, КВН, конкурсы, путешествия и др.)

(приложение №3)

П.И. Пидкасистый  

Т.С. Хайдаров

Р.Т. Грэм

К.Ф. Грэй  

Д.Н. Кавтарадзе

8. Развиваю-щее обучение

Смысл понятия «зона ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе развития ребенок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с товарищами.

Уроки развивающего обучения, на которых в зоне ближайшего развития формируются теоретическое мышление и творческие способности. Опора на познавательный интерес.

Л.С. Выготский

В.В. Давыдов

З.И. Калмыкова  

Л.В. Занков

Д.Б. Эльконин

9. Технология деятельно-стного метода

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Использование активных и интерактивных методик,

проектная и исследовательская деятельность, вовлечение

учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную и рефлексивную деятельность.

Л.Г. Петерсон

10. Технология рефлексии

Способность ученика к анализу своей деятельности - рефлексия. Рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

Рефлексию можно применять на любом этапе урока или после изучения темы, раздела. Приёмы: синквейн, лестница успеха и др., например, прием «Оцени себя на уроке»:

 Урок:   

1. интересно;

2. скучно;    

3. безразлично.                                            

 Я на уроке:           

1. работал;                    

2. отдыхал;    

3. помогал другим.                      

Итог:

1. понял материал;

2. узнал больше, чем знал;                                                                                      

3. не понял материал.

Д. Боуд

Р. Кеог

Д. Уокер

С.С. Кашлев

И.С. Ладенко

11. Модульная технология

Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Ученик получает инструкцию, в которой определены: 1) цели усвоения модуля (урока);

2) задания разного уровня сложности; 3) материалы для работы; 4) указания на вид и форму работы; 5) формы контроля, определяющего степень усвоения учебного материала.

П.А.

Юцявичене  

Т.И. Шамова

Л.Ф.

Греханкина

С.Е.

Крутейников

Н.Г. Савина

З.Ф. Добряков

12. Технология развития критическо-го мышления

Учит мыслить, прогнозировать, строить планы на будущее, видеть проблемы и конструировать выход из них. Этапы критического мышления:

1. стадия вызова;

2. стадия осмысления;

3. стадия рефлексии.

Способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать аргументы, принимать решения. Методические приемы: инсерт,  перепутанная логическая цепочка, кластер, синквейн, «тонкие» и «толстые»  вопросы, фиш-бон.

Д. Халперн

К. Мередит

Д. Стил

М.В. Кларин

С.И. Заир-Бек

И.О. Загашев

И.В.

Муштавинская

и др.

13. Технология интерактив-ного обучения

Это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося. Предназначена для решения коммуникативно-развивающих и социально-ориентированных  целей и задач.

Взаимодействие обучающего и обучающихся в форме учебных игр, дискуссий, различных диалоговых процедур и видов деятельности, проблемных и развивающих ситуаций, проектирование, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение.

Д. Джонсон

Р. Джонсон

Э. Джонсон-Холубек

К. Левин

Д. Герберт 

14. Кейс – технология

Анализ реальных жизненных или

производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, учащийся должен определить: есть ли в ней проблема, в чём она состоит, определить своё отношение к ситуации. Научит анализировать, сравнивать, аргументировать и принимать решение. 

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

А. М. 

Долгоруков

15.

Технология

интеллект - карты

В основе - ассоциативная теория. Необходимо соблюдать иерархию мыслей. Использовать разные цвета. Связи показываются с помощью линий.

Использую на уроках при изучении нового материала, для закрепления темы и в качестве домашнего задания по желанию.

(приложение №4)

Т. Бьюзен

16. Технология оценивания достижений учащихся «Портфолио»

«Портфолио» -  комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, исполняющих роль накопительной оценки. Портфолио ученика может выступать средством образовательного рейтинга ученика. 

Идея использования в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США.

Е.Е. Федотова

Т.Г. Новикова

И.В. Шалыгина  А.С.

Прутченков

Е.С. Полат и др.

Обобщение и распространение опыта реализации проекта.

  • В 2022г. я выступал на районном семинаре учителей географии «Региональный компонент и метод путешествий на уроках географии». Тема выступления «Путешествие как один из методов повышения интереса к предмету География» (Приложение 5).
  • Обобщение опыта на школьном МО учителей географии, биологии, химии «Продуктивные технологии на уроках географии и внеурочной деятельности» (Приложение 6)
  • Имею публикации в электронных СМИ (Интернет) (Приложение № 7).

Результативность педагогического опыта определяется                              следующими критериями.

  • сформированность у учащихся познавательного интереса к географии.                                      
  • высокое качество обучения (высокие качественная успеваемость и качество познавательной деятельности: сформированность мышления, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи) (приложение №8).   
  • позитивные результаты внеурочной деятельности по предмету (приложение №9).
  • ряд выпускников выбрали себе сферы профессиональной деятельности, для которых необходимы знания географии: регионоведение, туризм, экономика, экология, геодезия и картография. В 2021г. 12% обучающихся и все поступили в ВУЗ по профилю.
  • в 2021г. выпускница 11 класса Заварзина Елизавета успешно сдала ЕГЭ по географии, набрав 66 баллов. В 2023г. выпускник 11 класса Кунакузин Анур успешно сдал ЕГЭ по географии, набрав 54 балла. В 2022г. ОГЭ по географии сдали 13 выпускников 9 класса, качество 69,2%, успеваемость 92, 3% (по району качество – 39,8%, успеваемость – 77,7%), т.е. качество сдачи ОГЭ по географии в 2022г. – 100% (намного выше чем по району).
  • В 2023г. был куратором проекта, основанных на инициативе школьников с проектом «Геоинтер» (приложение 10).
  • В 2023г. назначен координатором клуба спортивного ориентирования и разработал положение (приложение 11).
  • разработан ряд уроков с применением технологий деятельностного типа

Заключение.

Проблема активности учащихся на уроках, их интереса к предмету уже давно стала актуальной. Сегодня невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу у школьников. Я убежден в том, что познавательный интерес является основой обучения. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают сущность современного урока, в основе которого лежит системно – деятельностный подход.

Предмет гордости любого учителя в прошлом – большой объём знаний учащихся – в современном информационном мире потерял свою ценность и актуальность, поскольку любая информация быстро устаревает. В настоящее время необходимым становятся не фактические знания, а знания о том, как и где их можно применить. Но ещё важнее являются знания учащихся о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. «По-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет», - так звучит один из современных педагогических принципов.

Школа внимательно следит за изменением запросов общества. Сегодня родители хотят, чтобы их дети в школе не только получали знания, но и научились позиционировать себя во внешней социальной среде, умели выдерживать конкуренцию, освоили навыки самостоятельной деятельности, которые позволят им стать успешными в жизни.

Инновации являются важной частью современности. Век развития новых технологий отразился и на образовательной среде. Переосмысление образовательной деятельности как инструмента подготовки нового поколения к реализации в жизненном пространстве привело к пересмотру, как целей самой образовательной системы, так и средств их реализации. Среди треугольника «учитель – знания – ученик» главное внимание должно уделяться способам и технологиям взаимодействия учителя и учащихся.

Одним из важнейших элементов нового педагогического мышления, нового взгляда на урок и весь учебный процесс является изменение взгляда на ученика как на субъект обучения и воспитания. На первый план выходят развивающие цели обучения (в зоне ближайшего развития формируются теоретическое мышление и творческие способности). Обучение должно включать учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них интеллект, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы (деятельностный характер образования). Использование технологий деятельностного типа создаёт условия, при которых учащиеся могут, выйдя из пространства предмета в пространство деятельностей, повысить мотивацию, творческий потенциал, расширить свой жизненный опыт, способствующий самоопределению и социализации школьников.

География – один из школьных предметов, где ученик сам способен самостоятельно добывать информацию, вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике.

Только та педагогическая технология даст необходимые результаты, которая одухотворена её главным создателем - Учителем.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они   будут открывать это новое сами. Моя главная задача   – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».    

                                      Песталоцци  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Источники информации.

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М, 2011
  2. Баринова И.И. Современный урок географии: методические разработки. М, 2000
  3. Баринова И.И. Современный урок географии: педагогические технологии обучения географии. М, 2001
  4. Болотникова Н.В. Интегрированные уроки в школе. География. Волгоград, 2004
  5. Беловолова Е.А., кандидат пед. наук, доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ «Инструменты проектирования урока географии, реализующие системно - деятельностный подход» - презентация.
  6. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. М, 2006.
  7. Моргунова А.Б. География. Уроки учительского мастерства. Волгоград, 2009
  8. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе: пособие для учителей и студентов. М, 2004
  9. Интерактивные методы обучения.  http://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6326/
  10. Игровые технологии. http://www.thl.narod.ru/3/it.htm
  11.  Лукина Е. А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование УУД.  Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Наука и образование выпуск 2
  12.  Ланец В.Ф. Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС. Электронное периодическое издание «Наукоград».
  13.  Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. http://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ 
  14.  Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие. М, 2009
  15.  Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии. М, 1991
  16.  Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М,1980
  17. Полат И.С. Метод проектов. http://www.mcppv.ho.com.ua/docs/metod_proektov.htm
  18.  Петерсон Л.Г., М.Д. Кубышева, С.Е. Мазурина, И.В. Зайцева Что значит «уметь учиться»  Методическое пособие для учителей. М, 2006
  19.  Приемы развития критического мышления. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm 
  20.  Петерсон Л. Г. Технология деятельностного метода обучения. 

 http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ 

  1.  Реализация системно-деятельностного подхода на уроках различной целевой направленности. http://festival.1september.ru/articles/650110/   
  2.  Рекомендации для учителей по построению урока с позиций системно-деятельностно подхода. www.themegallery.com 
  3.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М, 1998 
  4.  Сухов В.П. Развивающее обучение в школьной географии: системно -деятельностный подход. http://www.dslib.net/teoria-vospitania/razvivajuwee-obuchenie-v-shkolnoj-geografii-sistemno-dejatelnostnyj-podhod.html 
  5.  Сухов В.П. Инновационное обучение в школе – системно - деятельностный подход. http://innovacii.info/arhiv/item/12-innovative-learning-to-school.html   
  6.  Сиротин В.И. Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии. География в школе №2, 2003
  7.  Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами. Ярославль, 2008
  8.  Стадник А.Г. Уроки в современной школе. География. Волгоград, 2010
  9.  Технология проектного обучения. http://www.ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm
  10. Технология проблемно-диалогического обучения. http://zankov.ru/practice/stuff/subject=география%20/ 
  11.  Уроки географии с использованием информационных технологий. Серия «Современная школа». М, 2010
  12.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М, 2011
  13. Электронный учебник по педагогике. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11 
  14.  Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.  http://festival.1september.ru/articles/527236/ 
  15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М, 1988
  16. Щукина Г.И.  Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М,1984
  17. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М, 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"

Статья с презентацией на тему "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии в 7 классе"...

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

План Введение I. Активность ребенка и его развитие. II. Познавательный интерес как способ формирование любви к предмету. 1. Познавательный интерес 2. Показатели интереса...

ИКТ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

С некоторых пор снижается познавательная активность учащихся самых разных возрастных групп. Как добиться того, чтобы образовательный процесс стал более интересным, творческим, мог приносить радо...

ИКТ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

С некоторых пор снижается познавательная активность учащихся самых разных возрастных групп. Как добиться того, чтобы образовательный процесс стал более интересным, творческим, мог приносить радо...

"ИКТ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

С некоторых пор снижается познавательная активность учащихся самых разных возрастных групп. Как добиться того, чтобы образовательный процесс стал более интересным, творческим, мог приносить радо...

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...