Статьи из опыта работы в электронных сборниках
статья по географии (8 класс)

Евгения Александровна Белова

Предварительный просмотр:

ТОПОНИМИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

БЕЛОВА Е.А.

учитель ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Усвоение географической номенклатуры является одним из самых сложных моментов в изучении предмета. Особенно трудно даётся запоминание новых названий школьникам с интеллектуальной недостаточностью по причине дефектов познавательной сферы, кратковременности и малого объёма памяти. Многие названия географических объектов стираются в памяти детей уже через несколько недель, поэтому задача учителя – дефектолога заключается в том, чтобы сделать для школьников изучаемые природные объекты интересными и запоминающимися. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является применения знаний по топонимике.

Топонимика (от греческого topos – «место» и onyma – «имя, название») - это наука, изучающая географические названия (топонимы), их значение, структуру, происхождение и ареал распространения. Совокупность топонимов на какой – либо территории составляет её топонимию. [2, с.3]

        Топонимика имеет подразделы: гидронимия, оронимия, ойконимия и др. Гидронимия изучает гидронимы – названия водных географических объектов (океанов, морей, заливов, проливов, озёр, рек и т. д.). Предметом оронимии являются оронимы – названия горных массивов, хребтов, перевалов, отдельных вершин, плато, холмов и иных складок рельефа. Ойконимия имеет дело с ойконимами – собственными названиями любого селения, в том числе города, посёлка, посада, деревни. [2, с.4]

Приведу примеры методических приёмов использования топонимики на уроках географии.

1.При изучении новых географических названий целесообразно знакомить учащихся с их переводом на русский язык и разбирать причины такого названия. Перевод названий учащиеся находят самостоятельно в тексте учебника, в печатных текстах для дополнительного чтения, подготовленных учителем, в видеофрагментах и других источниках информации. При объяснении происхождения названия школьники также учатся решать проблемные вопросы.

Например, Килиманджаро в переводе на русский язык означает «сияющая гора».

Вопросы обучающимся:

 1.Рассмотрите фотографию Килиманджаро и объясните название горы. 2.Килиманджаро находится на экваторе, почему же вершина горы покрыта снегом и льдом?

3.Подумайте, почему в последние десятилетия шапка льдов Килиманджаро уменьшается?

Аргентина в переводе означает «серебряная».

Задание обучающимся: 

1.Проанализируйте физическую карту Аргентины и объясните название страны.

2.Покажите по карте месторождения серебра.

Остров Гренландия на языке викингов, открывших его, означает «зелёная страна».

Вопросы:

1.Каким цветом  остров Гренландия обозначен  на физической  карте?

2.Что означает белый цвет на карте?

3.Почему же остров, покрытый круглый год льдами, был назван зелёной страной?

Ответ предлагается самостоятельно найти в тексте для дополнительного чтения:

«Остров был открыт в 982 году викингами под командованием Эрика Рыжего. Именно он назвал остров Гренландией – зелёной страной для привлечения новых переселенцев. На протяжении 4-х веков на острове кипела жизнь, так как климат в 9 – 13 веках был теплее, чем в настоящий период. В 14 веке начинается глобальное похолодание, которое заставило жителей покинуть остров. В результате похолодания Гренландия покрылась толстым слоем льда, но название «зелёная страна» так и осталось в память о  первооткрывателях острова».  [1, с.90]

2.Многие географические объекты получили названия в честь  путешественников, открывших их.  Поэтому целесообразно при изучении таких географических объектов рассматривать историю их открытия.

Например,

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира - назван в честь венесуэльского лётчика Анхеля, который впервые увидел его с самолёта. Водопад виден только с воздуха, с других сторон он недоступен, поэтому и был долгое время неизвестен.

Берингов пролив и Берингово море названы в честь мореплавателя Витуса Беринга, исследовавшего и изучившего данные земли.

Море Лаптевых названо в честь братьев Лаптевых, открывших его.

Пролив Дрейка – самый широкий пролив на Земле – находится между Южной Америкой и Антарктидой. Назван в честь знаменитого английского мореплавателя и пирата Фрэнсиса Дрейка, жившего в 1545 – 1596 годах. Дрейк грабил морские корабли, особенно доставалось испанским каравеллам. Получив материальную поддержку королевы Елизаветы, Дрейк возглавил первую кругосветную экспедицию. У южного побережья Южной Америки его корабли попали в сильную бурю и были отнесены близко к Антарктиде. Здесь то и был найден пролив в Тихий океан, который заслуженно получил имя пирата – первооткрывателя. Через этот пролив Дрейк вышел в Тихий океан, по пути он продолжал грабить корабли, нагруженные золотом, серебром, драгоценными камнями и прочими ценными товарами. Добыча, которую он привёз, стоила не меньше 600 тыс. фунтов стерлингов. Дрейк стал национальным героем, его возвели в рыцари, а корабль «Золотая лань», на котором он совершил плавание вокруг света, превратили в музей! [2, с.301, 303]

3.Название географического объекта лучше запомнится ученику, если сочетать устную работу со смыслом названия и демонстрацию картины, фотографии или видеофрагмента об изучаемом природном объекте.

Например,

При изучении темы «Воды Северной Америки» учащиеся узнают, что название реки Колорадо в переводе означает «красная река», а название реки Ниагара – «грохочущая вода». Объяснить названия школьникам предлагается после просмотра видеофрагментов о реках и описания картин.

Тема «Италия». Знаменитая гора Италии носит название Везувий, что означает «дым». Обучающимся предлагается рассмотреть картину «Неаполь у Везувия» и объяснить происхождение названия.

Тема «Животный мир саванн Африки». Название животного гиппопотам в переводе означает «речная лошадь». Учащиеся просматривают небольшой видеофрагмент о жизни гиппопотамов и делают выводы о происхождении названия.

4.Большое количество номенклатуры изучается при исследовании очертаний берегов материков. Чтобы сделать это изучение более интересным и запоминающимся, учащимся предлагается совершить заочное путешествие вдоль берегов материка. При этом нужно найти новые названия на карте и заполнить индивидуальную карточку путешественника, в которой указаны только первые и последние буквы географических объектов. Во втором столбике даётся топонимика названий, учащимся предлагается соединить стрелками названия с их переводами и устно объяснить свой выбор.

Пример карточки по теме «Очертания берегов Северной Америки»

Полуостров Л - - - - - - р  (Лабрадор)                        «цветущий край»

Полуостров К - - - - - - - -я  (Калифорния)                «китовое место»

Полуостров Ф - - - - - а         (Флорида)                             «земля пахаря»

Полуостров А - - - - а (Аляска)                                  «жаркая печь»

5.Знание топонимики объектов помогает разнообразить игровые и коррекционно - развивающие задания по географии.

Например,  

Задание «Кто такой? Что такое?»

Ученик получает карточку с заданием по теме «Южная Америка»

Задание: назови географические объекты, опираясь на их топонимику.

-родственник океана                       -оловянное поле

-медные горы                                    -крушитель лодок

-сломай топор                                 -лишённая древесной растительности

Слова для справок: Амазонка, кебрачо, Анды, Парана, пампа, Титикака.

Тест «Матрица» по теме «Водоёмы Евразии» -  (гидронимы)

Задание: рядом с названиями рек и озёр впишите подходящие им номера топонимических значений из матрицы. Смысл названий объясните.

 

Название рек  и озёр

Номера топонимических значений из матрицы

Обь

Балхаш

Хуанхэ

Байкал

Волга

Алдан

Матрица

1.Золото

2.Бабушка

3.Большое озеро

4.Вытянутое озеро

5. Жёлтая река

6. Сырая, влажная.

Задание «Что лишнее?»

Задание: соотнеси названия объектов с их топонимикой и выбери лишний объект.

-Красные пески, жаркая печь, безводная, мучимый жаждой.

-Калахари, Гоби, Калифорния, Кызылкум.

Лишний объект – Калифорния, так как это полуостров, а другие объекты – пустыни.

-Цепь, Медные, Крыша мира, Отец вод

-Анды, Памир, Миссисипи, Кордильеры.

Лишний объект – Миссисипи, так как это река, а остальные объекты – горные системы.

Перфокарты

Перфокарта по теме «Полуострова Евразии»

Задание: на пересечении топонимики названия и верного ответа поставьте знак (+). Объясните смысл названий.

Топонимика

Индостан

Аравийский

Ямал

Чукотский

Кольский

Край земли

+

Богатый оленями

+

Страна индусов

+

Рыба

+

Страна степей

+

Филворды

Пример филворда по теме «Горные системы Евразии» - оронимы

Задание: найдите в филворде названия горных систем Евразии и запишите  в карточку согласно их топонимике. Задание выполняется с опорой на текст учебника и тексты для дополнительного чтения.

А

Р

С

Г

И

М

А

Л

Ь

Т

У

Ф

Л

Л

Ж

П

З

П

К

И

А

О

Ы

В

И

Р

Е

Н

М

П

Л

Р

Н

Ы

Е

Р

А

М

И

И

А

И

А

П

Е

Н

Н

Т

Ф

Жилище снегов -  _(Гималаи)                  Вершина – (Апеннины)

Крыша мира – (Памир)                            Высокий – (Альпы)

Гора – (Пиренеи)

При изучении темы «Водоёмы Южной Америки» в 8 классе также можно использовать знания топонимики для более эффективного усвоения новых гидронимов.

Учащиеся получают задание – определить названия водоёмов Южной Америки с помощью шифровок.

Ключ                          Задание – достроить фигуру по недостающим линиям,

                                                      получатся буквы, из них составить слово

Пример шифровки (красные линии чертят учащиеся)

        

С расшифрованными названиями проводится словарная работа:  Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Анхель, Маракайбо, Титикака  (проговаривание слов с опорой на слайд)

Задания учащимся: Рассмотрите физическую карту Южной Америки в учебнике, найдите данные водоёмы и проведите их классификацию, записав в карточку исследователя. Кроме того, в карточках исследователя даны переводы некоторых названий. В ходе исследования мы должны узнать, каким природным объектам соответствуют переводы названий.

Карточка исследователя водоёмов Южной Америки (у каждого ученика)

Реки

Озёра

Водопады

1.____________

2.____________

3.____________

1.______________

2.______________

1._______________

2._______________

                 

Вид карточки после исследовательской работы

Реки

Озёра

Водопады

1.Амазонка

2.Парана

3.Ориноко

1.Маракайбо

2.Титикака

1.Игуасу

2.Анхель

Заполнение карточки исследователя происходит в течение всего урока с опорой на текст учебника, тексты с дополнительным материалом, карты Южной Америки, видеофрагменты.

Изучение топонимики географических объектов очень увлекательно. Данный вид работы повышает мотивацию школьников к географии как к предмету, стимулирует желание искать дополнительный материал в энциклопедиях, интернете и, в конечном итоге, способствует более качественному усвоению изучаемых географических названий.

Использованная литература

1.Айзек Азимов Слова на карте. Географические названия и их смысл/ Пер.с англ. А.В.Кровяковой – М.:, ЗАО  Центрполиграф, 2007.- 367 с.

2.Губарев В.К. Тайны географических названий/ В.К. Губарев – М.: АСТ; Донецк; Сталкер, 2007. – 399 с.

3.Казаков В.Н., Казакова Ю.А. Увлекательная география: Учебное пособие. – М.: Терра – Книжный клуб, 2004.-352 с.

4.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов: 8 класс: Учеб. для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. -  М.: Просвещение, 2004. – 208 с.: ил.

5.Супруненко П.П., Супруненко Ю.П. Топонимика: Популярная энциклопедия/ Супруненко П.П., Супруненко Ю.П. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2004. – 480 с.



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

БЕЛОВА Е.А.

учитель ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

География – очень увлекательная наука. Но школьный учебник географии, в основном, сухо излагает теоретический материал, предлагая учащимся множество терминов, понятий и названий для запоминания. Оживить и сделать более интересным материал учебника и урока поможет художественная литература.

Использование художественных текстов на уроках географии полезно: с их помощью учитель  формирует образ территории, природного явления, представление об укладе жизни населения разных уголков земного шара. При этом у учащихся развиваются воображение, умение анализировать, формируются более прочные причинно-следственные связи, активизируется познавательная деятельность. Для решения данных целей на уроках географии можно использовать стихи, прозу, пословицы, поговорки. Часто в произведениях писателей можно найти подробные описания ландшафтов, достоверное описание географического места действия. Таковы произведения Н.В. Гоголя, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского. Книги, описывающие путешествия, в том числе кругосветные (например, «Фрегат “Паллада”» И.А. Гончарова), сами по себе представляют кладезь сведений по биогеографии, ландшафтоведению, метеорологии, этнографии и другим географическим наукам [2]. Очень информативными и интересными с географической точки зрения являются романы Жюля Верна, Майн Рида, К.М. Станюковича, Даниэля Дефо, Редьярда Киплинга, Джералда Даррелла, Аркадия Фидлера.

Учащимся с интеллектуальными нарушениями не всегда доступно полноценное знакомство с масштабными художественными произведениями, но отрывки из них, или книги, небольшие по объёму, вполне реально использовать как дополнительный материал к урокам географии.

Приведу примеры из собственной педагогической практики.

В 8 классе был проведён урок географии по теме «Животные саванн, степей, пустынь и горных районов Южной Америки», основанный на материалах романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Урок проходил в нетрадиционной форме — заочное путешествие вдоль 37 параллели по Южной Америке с героями романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Изучение новой темы происходило с опорой на отрывки из книги. Материал урока полностью соответствовал программе и параграфу учебника. Учащиеся заранее были ознакомлены с кратким содержанием романа. Урок сопровождался презентацией (см. приложение 2).

Ход урока

1.Организационный момент. Рапорт дежурного.

2.Вводное слово учителя. Актуализация знаний учащихся

Хорошая книга –
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней
Бывает досуг!

Мы время отлично
Проводим вдвоём
И наш разговор
Потихоньку ведем.

Я слышу тебя,
Я иду за тобой,
Я к морю спускаюсь
И вижу прибой.

С тобою дорога
Моя далека
В любую страну
И в любые века.

На свете написано много замечательных книг, которые рассказывают нам о путешествиях, приключениях, неизведанных землях. Есть книги, написанные мореплавателями и географами. Читая их, мы узнаем о дальних уголках земного шара. Сегодня на уроке я предлагаю вам совместить изучение новой темы и знакомство с выдержками из книги замечательного французского писателя Жюля Верна «Дети капитана Гранта» (показ книги).

Словарная работа: Жюль Верн «Дети капитана Гранта»

Мы с вами уже говорили об этом романе. Вспомните, о чем идет речь в этой книге? – ответы учащихся

Пример ответа:

«Корабль капитана Гранта потерпел крушение. Спаслись только капитан и несколько матросов. Они сумели написать сообщения на трёх языках с просьбой о помощи и поместили их в бутылку. Бутылка была выловлена в море капитаном другого корабля. Он оказался благородным человеком, нашёл детей капитана Гранта – Роберта и Мери, собрал команду и на корабле они отправились на поиски капитана Гранта. Об их приключениях и рассказывает книга».

Учитель: Три послания были подмочены водой и некоторые слова расплылись. Совместив все 3 документа, наши герои прочитали, что судно капитана Гранта затонуло у берегов Южной Америки на 37 параллели.

Вопрос: Что такое параллель?

Словарная работа: Параллель – это горизонтальные линии, нанесённые на карту. Они помогают определять координаты кораблей.

Показ параллелей по карте.

Предлагаю вам совершить путешествие вместе с героями книги вдоль 37 параллели через Южную Америку, и пересечь природные зоны, расположенные на этой широте.

Задание: Найдите на карте Южной Америки 37 параллель.

Какие природные зоны расположены вдоль 37 параллели? Покажите их по карте.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с животным миром этих природных зон.

Теперь мы можем сформулировать тему урока.

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему и читают её на слайде презентации.

По ходу урока учащимся предлагается заполнять кластер на листах бумаги (см. приложение 1).

3.Изучение нового материала

Учитель: Путешественники начали свой путь с западной оконечности материка и двинулись на восток вдоль 37 параллели.

Вопрос: В какой природной зоне они очутились, когда высадились на берег? Прочитайте по карте природных зон (жестколистные вечнозелёные леса и кустарники). Но полоса равнин быстро осталась позади.

Вопросы:

1.Как меняется местность при движении на восток? – становится более гористой

2.Как называются горы? - Анды

3.Что означает название Анды? – медные

4.Почему горы так названы? - от слова «анта» - медь

Учитель: При подъеме в горы резко ухудшается климат, что делает переход через Анды небезопасным. К счастью, пишет Жюль Верн в романе, время года было благоприятное. Ветра нет, на небе ни облачка. С мая по октябрь такое восхождение было бы невозможно.

Вопрос: Почему? – с мая по октябрь в южном полушарии зима, а герои романа совершали переход через Анды летом.

Во время подъема в горы наши герои видели разных животных. В вечнозелёных лесах у подножия им встретился вот такой зверь. См. фото на слайде презентации.

Задание: Назовите животное (медведь)

Выберите из списка его дополнительное название

  • Бурый
  • Бамбуковый
  • Очковый
  • Черный

Объясните выбор.

Учитель: Очковый медведь – травоядное животное, питается побегами растений. Охраняемое животное.

Задание: Запишите в кластер название природной зоны и название животного.

С какими ещё животными встретились в Андах наши герои, прочитаем в отрывке из романа.

Отрывок из главы 12. Текст дублируется на слайде.

Учащимся предлагается самостоятельно прочитать отрывок, найти и подчеркнуть карандашом названия животных.

«Тут прыгали животные, которые осчастливили бы любого охотника… Это были ламы – драгоценные горные животные, заменяющие и барана, и быка, и лошадь, - и шиншиллы – маленькие боязливые грызуны, нечто среднее между зайцем и тушканчиком, ценные своим мехом. Задние лапки делали их похожими на кенгуру.

У границы вечных снегов бродили целыми стадами жвачные животные необыкновенной красоты: альпака с длинной шелковистой шерстью и викуньи – безрогая коза, изящная и благородная, с тончайшей шерстью. Но приблизиться к этим красавицам гор было немыслимо: они уносились, как на крыльях…»[1: с.96].

Вопросы:

1.Какие животные Анд упоминаются в этом отрывке?

Словарная работа: лама, шиншилла, альпака, викунья.

2.Найдите ламу на фото на слайде.

3.Почему Жюль Верн называет ламу драгоценным горным животным?

Дополнение учителя: Коренные жители гор приручили лам. Ламы могут переносить тяжёлые грузы, из их шерсти делают теплые ткани.

4.Чем поразили путешественников альпаки и викуньи?

5.Почему Жюль Верн называет их жвачными?

6.Почему наши герои не смогли к ним подойти

Учитель: Викуньи и альпака – это родственники ламы. См. фото на слайде. Попробуйте найти этих животных на фото.

7.Жюль Верн назвал викунью безрогой козой. Он ошибался. Эти животные являются родственниками другого домашнего животного. Как вы думаете, какого? – верблюда.

8.Кто изображен на 4 фото? – шиншилла.

9.Что вы узнали о шиншилле из текста?

Дополнение учителя: Шиншилла устраивает гнезда в пустотах между камнями. Шиншилл истребляли ради ценного мягкого, очень густого меха, который имеет серебристую или трехцветную окраску. Такой мех помогает зверькам выжить в суровом климате Анд. Шуба из меха шиншиллы – самая дорогая в мире. В настоящее время шиншиллы занесены в международную Красную книгу. Шиншилл также разводят как домашних питомцев, так как они отличаются дружелюбным нравом.

Задание: Запишите названия изученных животных Анд в кластер.

Учитель: Подъем в горы становился все труднее. Путники миновали пояс лесов, кустарников, кактусов, а потом исчезли и они, начались безжизненные скалы. Дышать становилось все труднее. Сильно кружилась голова.

Вопрос: Почему? – при подъеме в горы количество кислорода уменьшается.

В конце первого дня путники наткнулись на заброшенную хижину и решили в ней заночевать. Но спокойно отдохнуть им не удалось. Ночью они были разбужены глухими раскатами, а почва как будто уходила из-под ног.

Вопросы: Какое природное явление началось в горах? землетрясение

Почему в Андах часто бывают землетрясения? – молодые горы, процессы горообразования продолжаются.

Учитель: А потом начался настоящий ад. От сильных толчков путешественники упали и покатились по уступам гор. После окончания землетрясения, оглушенные падением, путники потихоньку приходили в себя. Капитан пересчитал спутников и недосчитался одного. Не хватало Роберта Гранта. Наши герои ищут мальчика, но тщетно, его нигде нет. И вдруг они увидели картину, от которой у всех перехватило дыхание.

Просмотр видеофрагмента из к\ф «В поисках капитана Гранта» - Роберт в лапах кондора [6].

Вопрос по видеофрагменту:

Какая птица подняла Роберта в воздух? Отгадайте в головоломке.

           Н        Д

К                              Р

          О           О

Словарная работа: кондор

Задание: Запишите название птицы в кластер.

Задание: Прочитайте в отрывке из романа, как пишет о кондоре Жюль Верн.

Самостоятельное чтение отрывка из главы 14.

«В этих местах кондоры достигают необычайно крупных размеров. Сила их изумительна: нередко они сталкивают в пропасть быков. Кондор набрасывается на бродящих по равнинам овец, козлят, телят и, вцепившись в свою жертву когтями, поднимается с ней на большую высоту» [1: с.110].

Вопросы по отрывку: Что вы узнали о кондоре?

Учитель: Действительно, кондор – самая крупная из хищных птиц. Размах крыльев достигает 3 м. Но соответствует ли действительности эпизод с кондором, описанный Жюлем Верном? Может ли кондор поднять человека? – предположения учащихся.

Учитель: Нет, строение лап не позволяет ему поднимать что-либо тяжёлое. Когти слабые. Жюль Верн был введён в заблуждение сказками о кондорах, которые рассказывали местные жители. Одно из племён индейцев Анд поклонялось кондору как божеству и наделяло его сверхъестественной силой. Сейчас достоверно известно, что кондор селится на скалистых уступах Анд, питается, в основном, падалью и мелкими грызунами, которых высматривает с помощью острейшего зрения [4: с.76].

 Прекрасен полет кондора. Он расправляет крылья и парит, используя воздушные потоки. Полет кондора вдохновил одного композитора на создание красивой музыки, которую он так и назвал «Полет кондора». Предлагаю вам ее послушать и немного отдохнуть.

Пауза релаксации – видеофрагмент с музыкой «Полет кондора».

Гимнастика для глаз

Учитель: В романе кондор был застрелен метким выстрелом, Роберт упал в снег вместе с птицей и остался жив. Герои продолжили свой путь на восток вдоль 37 параллели в поисках капитана Гранта. Продолжим путь с ними и мы. Спуск с Анд прошёл благополучно, и наши герои вышли на обширную равнину.

Вопрос: В какой природной зоне они оказались? См. карту – полупустыни и пустыни.

Назовите основное растение полупустынь Южной Америки – кактусы.

Учитель: В полупустынях живет огромная птица. Назовите её по фото на слайде – страус.

Это американский страус, поэтому имеет второе название. Произношу название птицы наоборот, назовите ее.

Уднан – нанду

Еще в пустынях Южной Америки водится очень опасная змея. Определите по фото на слайде ее название – гремучая змея.

Задание: Запишите в кластер название природной зоны и названия этих животных.

Учитель: При движении на восток полупустыни сменились степями с более богатой растительностью и животным миром. Подумайте, почему? – осадки с Атлантического океана.

Вопрос: Как называются степи Южной Америки? – пампа

Учитель: В первую же ночь в пампе с путешественниками случилось ещё одно неприятное происшествие. Они услыхали жуткий вой сотни хищников. Что это было за животное? Прочитайте в отрывке из главы 19.

Самостоятельно читают отрывок.

«Ростом он с большую собаку, голова его похожа на лисью, шерсть рыжевато-желтая, а по спине вдоль всего хребта идет длинная грива. Зверь этот очень проворен и силен. Живет он обыкновенно в болотистых местах и часто преследует свою добычу вплавь. Ночь выгоняет красного волка из его логова, где он спит днем. Особенно боятся его на больших фермах. Голодные волки нападают даже на крупный скот. В одиночку красный волк не страшен, но голодная стая их представляет большую опасность» [1: с.145].

Вопросы по тексту:

1.Как называется хищник?

2.Опишите его внешний вид. См. фото на слайде.

3.Почему его ещё называют гривистый волк?

Словарная работа: гривистый волк

4.Какой образ жизни он ведет?

5.Почему его боятся фермеры?

Учитель: Огромная стая гривистых волков напала на отряд путников. Это была страшная ночь. Как наши герои сумели спастись от волков, вы узнаете, прочитав самостоятельно в свободное время главу 19 «Красные волки».

Задание: Запишите название природной зоны и гривистого волка в кластер.

Учитель: Немного севернее пампы располагаются саванны Южной Америки (показ по карте природных зон). Животный мир саванн и пампы схож. Познакомимся с некоторыми представителями животного мира этих природных зон. Фронтальная работа по слайду.

Попробуйте составить названия животных из слогов. Первый слог – с большой буквы.

Печ      Пе      ма      кач        

 ка        Пу     ник     Вис     ри

Словарная работа: печник, пекари, пума, вискач.

Работа с фото животных на слайде презентации.

Учитель зачитывает краткие описания данных животных. Учащимся предлагается определить, к какому животному оно относится, и показать животное на фото.

  • «Внешне она похожа на африканского льва, но гораздо меньше и у неё нет гривы. Окрас шерсти может быть разным: от песочно-коричневого до серого. К добыче подкрадывается бесшумно, совершает прыжки до 8 м» - пума, охраняемое животное.
  • «Это крупный грызун с полосатой мордой. Роет под землёй длинные сложные норы» - вискач.
  • «Деревьев в пампе мало, поэтому эта птичка лепит гнезда из глины на столбах. Гнездо похоже по форме на печь для выпечки хлеба, отсюда произошло и название птицы» - печник
  • «Небольшая дикая свинья. Имеет на спине пахучую железу, с помощью которой метит территорию» - пекари.

Задание: Заполните кластер названиями изученных животных.

Учитель: Всех этих животных можно встретить, пересекая Южную Америку вдоль 37 параллели. Много интересного и захватывающего было пережито путешественниками при переходе через Южную Америку по 37 параллели. Но капитана Гранта они так и не нашли. Вернувшись на корабль, наши герои по – новому прочитали документы из бутылки, выяснили, что допустили ошибку при переводе географических названий и продолжили искать дальше капитана Гранта в Австралии, где их ждали новые приключения. Найдут ли они отважного капитана, вы сможете узнать, прочитав книгу или посмотрев фильм «В поисках капитана Гранта». А наше путешествие по природным зонам Южной Америки вдоль 37 параллели подошло к концу.

4.Первичное закрепление материала

Вопросы по кластеру.

1.Животный мир каких природных зон Южной Америки мы изучали?

1 ученик показывает животных по фото на слайде.

2.Какие животные обитают в Андах?

3. Какие животные обитают в полупустынях?

4. Какие животные обитают в пампе и саваннах?

5.Как нужно относиться к животному миру материка?

5.Итог урок: «По какой теме мы сегодня работали на уроке? Отрывки из какого произведения помогли нам изучать животный мир природных зон Южной Америки?»

Оценивание ответов обучающихся.

6.Домашнее задание – стр. 149 – 151, вопросы 1-3, записи в кластере.

Индивидуальное задание ученику – прочитать главу 19 романа «Дети капитана Гранта» и рассказать, кто и как спас героев от стаи гривистых волков.

         Ещё один урок географии был проведён в 6 классе по теме «Первое кругосветное путешествие» и строился на элементах произведения Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Парты обучающихся были поставлены в форме корабля, на «носу корабля» прикреплены буквы, обозначающие название яхты «БЕДА». На уроке присутствовал гость – капитан Врунгель, роль которого играл ученик старшего класса. В его руках и оказались первые буквы названия яхты - «ПО». Учащиеся 6 класса заранее были ознакомлены с произведением и его главным героем. Вместе с капитаном Врунгелем ребята совершали кругосветное плавание по маршруту Магеллана и выполняли задания лукавого героя. Ведь, чтобы оправдать свое имя, капитан Врунгель вносил в вопросы и задания неправильную информацию. В конце урока, в качестве награды за успешно пройденный маршрут, капитан Врунгель возвращал ребятам начальные буквы яхты, которая вновь гордо называлась «ПОБЕДА».

        При изучении тропических лесов Южной Америки в 8 классе рекомендуется использовать отрывки из произведений  польского путешественника Аркадия Фидлера, таких как «Рыбы поют в Укаяли», «Зов Амазонки», «Ориноко».  В качестве проблемного вопроса или эпиграфа в начале изучения темы может служить отрывок из книги А. Фидлера «Рыбы поют в Укаяли»: «Для человека, который сюда попадает, бывает только два приятных дня: первый, когда ослеплённый сказочной пышностью джунглей, он считает, что попал в рай, и другой – когда, близкий к сумасшествию, он покидает этот зелёный ад, спеша назад» [5].

Вопрос ученикам: Чем же так страшны джунгли? Почему Фидлер назвал их «зелёным адом»? В ходе урока учащиеся находят ответ на данный вопрос и делают выводы.

Например, можно предложить группам учащихся проанализировать ряд фактов и выбрать те, которые подтверждают высказывание Фидлера.

Карточка с фактами для 1 группы

1. Полумрак, мало солнечного света.

2.Труднопроходимые пески.

3.Сухопутные пиявки, после укуса которых, трудно остановить кровь.

4.Много хищных зверей.

5.Сильные заморозки по утрам.

6.Вода в водоёмах содержит столько микробов, что даже умываться опасно.

7.Душно, много гниющей древесины, трудно дышать.

Карточка с фактами для 2 группы

1.Сложно передвигаться из-за зарослей, за день иногда можно продвинуться только на 1-2 км.

2.Множество кровососущих насекомых.

3.Снеговые заносы.

4.Отсутствие пресной воды.

5.Острые листья и колючки царапают кожу, а раны от них долго не заживают.

6.Много змей, ядовитых лягушек, пауков, насекомых.

Правильность выбора учащихся также можно подтвердить выдержками из книг А. Фидлера, в которых описываются особенности природы, животного и растительного мира Амазонии.

Таким образом, художественная литература, привлекаемая на урок, способствует развитию интереса к предмету и к чтению, расширяет кругозор учащихся, активизирует мыслительные процессы. Кроме художественных прозаических произведений актуально использование научно-популярной литературы, материалов периодической печати, поэзии. Уроки с опорой на литературные произведения не оставят учащихся равнодушными и помогут создать благоприятный эмоциональный отклик на изучаемый материал.

Использованная литература и интернет-источники

1.Жюль Верн. Дети капитана Гранта/ Верн Жюль – М.: Детская литература, 1986 – 734 с.

2.Литературная география в школе: дидактический материал для учителей географии. 6-10 классы. https://eunivers.ru/upload/iblock/fd5/fd52ff5ef358a9e038d783dd9a8d9865.pdf (дата обращения 28.03.2023)

3.Перлов Л.Е. География в литературных произведениях/ Л.Е. Перлов – М.: Дрофа, 2005 – 223 с.

4.Петр Волцит Нескучная география. С Жюлем Верном по следам капитана Гранта/ Волцит Петр – Воскресный день, 2010 – 367 с.

5.Фидлер Аркадий. Рыбы поют в Укаяли. — М.: Географгиз, 1963. — 240 с.: ил. — (Рассказы о природе).

6.https://smotrim.ru/brand/7135 (дата обращения 12.01.2023)

Приложение 1.

                                                                                                                                                     Полупустыни и пустыни

             Горные области

        

                                                                                                                                   Пампа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с электронными образовательными ресурсами

Представляю теоретические сведения и рекомендации из опыта работы по теме: Электронные образовательные ресурсы: внедрение....

Сборник статей "Из опыта работы" 2012 год

Адаптация первоклассника с интеллектуальной недостаточностью...

Сборник статей "Из опыта работы" 2013 год

quot;Игра как средство социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью"...

Сборник статей "Из опыта работы" 2018 год

Формирование коммуникативной компетенции путем арт-терапевтической технологии - нетрадиционное рисование для школьников со сложной структурой дефекта....

Доклад: Из опыта работы: применение электронного учебника на уроках бурятского языка.

Использование электронного учебника «Буряад хэлэн» помогает мне организовать работу с одаренными детьми при самостоятельном изучении языка, в подготовке к олимпиадам по предмету, а также д...