Западно-Сибирская равнина. Особенности природы.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Любовь Дмитриевна Башкова

v

Учитель

Башкова Любовь Дмитриевна Спасский район  МБОУ ООШ с. Липлейка

Предмет

География

Класс

8 класс

Тема урока

Западно-Сибирская равнина. Особенности природы.

Цель урока

Сформировать представление об особенностях географического положения, рельефа, вод, климата, природных ресурсов Западно - Сибирской равнины.

Задачи урока

Задачи: 
Образовательные: 
- определить физико-географическое положение Западно -Сибирской равнины, выделить ее природные границы, изучить особенности природы равнины и выявить причинно-следственные связи природных явлений.
Развивающие:
- продолжить формирование навыков определения ФГП, умения  работать с тематическими картами атласа, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умения обобщать и делать выводы.
Воспитательные: 
- формировать географическую культуру, воспитывать патриотизм,  культуру общения  учащихся в коллективе.

УУД

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируе

мые результаты

Предметные:

  • Знать – понятия: гривы, колки, урманы, увалы
  • Уметь – описывать уникальные особенности природы территории Западно-Сибирской равнины; работать с картами атласа,  учебным текстом, схемами и рисунками учебника, другими источниками информации

Личностные:  готовность и способность учащегося к саморазвитию

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; делать выводы, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

    Гривы, колки, урманы, увалы

Межпредметные связи

Литература и география, история

Ресурсы урока

  1. Учебник, атласы, контурные карты, справочные материалы,  компьютер, проектор, экран,
  2. Презентация к уроку;
  3. Настенная физическая карта Западной Сибири;

 

Формы урока

Фронтальная, групповая

Технологии

ИКТ, обучение в сотрудничестве.

 


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 
 

 

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку:

 

Подготовка к уроку,

приветствие учителя

 

2.

Мотивация учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Закрепление знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

  1. Подведение итога урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 слайд     

 Перед вами памятники известному атаману. Кто он и какое отношение он имеет к нашему уроку?

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

В 1582 году отряд вольных казаков под водительством атамана Ермака совершил дерзновенный военных поход по рекам Урала и Сибири. Спустившись на легких стругах по Туре и Тоболу, казаки высадились на берег Иртыша и здесь, у Чувашского мыса (15 км от Тобольска), разгромили войско хана Кучума и заняли его столицу Искер (Сибирь). Племена ханты и манси, платившие дань сибирскому , добровольно приняли русское подданство. На сторону Ермака перешла и часть татарских феодалов, враждовавших с Кучумом. Сам Хан с остатками войска бежал в Ишимскую степь. Замечательный воин и землепроходец Ерамк навсегда остался в памяти тоболяков. В 1839 году в Тобольске на Чукманском мысу Ермаку воздвигнут памятник. Островонечный мраморный обелиск хорошо виден и со смотровой площадки и с памятного Чувашского мыса, у подножия которого более четырех веков назад проходила битва отряда Ерамка с полчищами татарского хана Кучума и решилась судьба Сибири.

 Второй слайд

Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощанью дань...

А за Уралом - Зауралье,

А там своя, иная даль.

Эта «даль», расположенная к востоку от Урала и есть  Сибирь.

 В тех краях зимой трещат морозы, заметают местности снега,

Летом комаров, жару и грозы терпит озверевшая тайга…

Откуда появилось такое название? Работа с текстом    Приложение 1.   к уроку
Происхождение слова Сибирь

Имеет место предположение, что Сибирь берет начало от русского слова сивер, что значит холодный ветер. Созвучие этих слов дает основание думать, что именно так появилось название холодного региона. Но такая версия официально не берется во внимание.

Еще одно смелое предположение, что происходит Сибирь от слова собор – собирать. Время, когда Русь увеличивалась за счет собираемых земель Сибири. Сибирь-с китайского « Западное захолустье», на картах Азии в 13 веке- показана страна Ибир или Сибир расположенная между Енисеем и Нижней Тунгуской.

Существует несколько версий происхождения слова «Сибирь», и до сих пор не установлено, какая из них является истинной. Возможно это слово произошло от слова «Сибир» (шибур) - названия группы финно-угорских народов, населяющих эту территорию, а может от монгольского слова «Шибир», означающего болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингиз-хана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги. Сибирь-с китайского « Западное захолустье

Но вероятнее всего что название Сибирь изошло от названия реки « Сибирчатаяха» в переводе с ненецкого « си » - отверстие, дыра, брешь; « перча- возвышенность, « то»-озеро,. « яха»- река, Сибирчатаяха- река, вытекающая из бреши на возвышенности.

 

1.Нехоженая, дикая, седая, Медведицею бурою Сибирь,

За камнем, за Уралом пропадая, Звала, звала в неведомую ширь

В этих строках  показано  величие необъятной Сибири, которая географически делится на две части: Западную и Восточную.

-Какую из них   мы будем исследовать сегодня первой? Почему?

- Что вы знаете о Западной Сибири?

 

 

Запишите тему нашего урока: «Западно-Сибирская равнина. Особенности природы»

Я предлагаю эпиграфом к нашему уроку записать строки:

«Могучий край всемирной славы»

Чем известна миру Сибирь, как вы думаете?

Что вам хочется знать еще о ней?

 

 

Слайд 3,4

2.  Изучение географического  положения  Западно - Сибирской равнины.

Задание учащимся: Изучить ГП Западной Сибири по картам атласа и учебнику Параграф 40 (Самостоятельная работа с использованием технологической карты)

На контурной карте нанести объекты, граничащие Западной Сибирью

Западно - Сибирская равнина вторая по величине равнина Евразии и России, третья в   мире после Амазонской низменности.Площадь Западно-Сибирской равнины 2 745 тыс.кв.км. На её просторах свободно могли бы разместиться отдельные страны

Граница равнины - это отчетливо выраженные естественные рубежи:

  • на севере - береговая линия Карского моря;
  • на юге - подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау;
  • на западе - восточные предгорья Урала;
  • на востоке - долина р. Енисей.

С запада на восток простирается она от Урала до Енисея на 1000-2000 км, расширяясь к югу, с севера на юг - на 2500 км.(Слайд 6)

3. Знакомство с особенностями природы: рельефом, полезными ископаемыми, климатом, внутренними водами

Работа в группах  с использованием  инструктивных карт  Приложение №2

 

 

Слайд 15.

4.Выявление причин появления болот в Западной Сибири (коллективная работа)

Плоский рельеф                                   Избыточное увлажнение               Многолетняя мерзлота

Наличие торфа (влагу удерж.)          Низкие температуры                      Половодье на реках

 

 

5.Итак,  мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири

-А какая она, Западная Сибирь?

-Посмотрите на слайд  16 и выберите  только те утверждения , которые относятся к  Западной Сибири  (2 минуты)

 

- Западная Сибирь - её необъятные просторы, её бескрайняя тайга, её топкие болота, её богатые природные ресурсы – всё это наша Родина. Её нельзя не любить! Хороша она, велика, и вся она наша!

 

 

Домашнее задание. Прочитать § 43

 Задания  на выбор:

  • 1 Исследовательский проект: изменились бы физико – географические особенности З-С равнины, если горы Урал находились на севере? (привести 5 выводов)
  • 2  – Нарисовать герб Западной Сибири
  • 3    Составить кластер по теме урока

 

 

 Пришло время подвести итог нашего урока

- Прошу вас закончить одну из  следующих фраз:

Сегодня на уроке:

я научился -……..

мне было интересно - …

мне было сложно - ….

мне понравилось больше всего задание ...

теперь я понимаю, что

Урок:

заставил задуматься о…..

натолкнул меня на мысль …

- Возвращаясь к эпиграфу нашего урока,  закончить наш урок позвольте стихами В.В.Маяковского:

Чем больше гляжу я на снежную ширь,

Тем думаю всё упорнее:

Чёрт возьми, да ведь наша Сибирь

Богаче, чем солнечная Калифорния.       -Урок окончен, спасибо за работу!

Ответ обучающихся: Ермак- покоритель  Сибири

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом Приложения 1.

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся:

Западную Сибирь, она граничит с Уралом

Ответы учащихся: там холодно, она богата нефтью и газом, много болот.

 

Записывают тему урока и эпиграф  в тетрадь

Узнать  природу равнины,географическое положение, климат, внутренние воды….

Формулируют цель урока…

 

 

 

 

Результаты заносят в технологическую карту и на контурной надписывают объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах и представляют работу, используя слайды5-14

 

 

 

Определяют причинно-следственные связи

 

 

 

 

Определяют утверждения и сразу оценивают себя по критерию на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают дом.задание на следующий урок

 

 

 

 

 

 

Рефлексия урока

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zapadnaya_sibir._priroda.ppt2.8 МБ
Файл технологическая карта74.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ермак

Слайд 2

Урал! Невольною печалью Я отдаю прощанью дань… А за Уралом – Зауралье, А там своя, иная даль. А. Твардовский

Слайд 3

Географическое положение Западно - Сибирская равнина занимает огромное пространство – около 2,6 млн.кв.км. По площади она занимает 3 место в мире, после Амазонской и Русской равнин и 2 в России. С севера на юг Западно-Сибирская равнина протянулась на 2500 тыс. км., а с запада на восток на 1900 тыс.км. " Клюквенные моря",елей таёжная ширь. Ты - необъятная...Западная Сибирь!

Слайд 4

Западно - Сибирская равнина граничит: на севере береговая линия Карского моря; на юге: подножие Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаирского кряжа и Кузнецкого Алатау; на западе восточное предгорье Урала; на востоке долина реки Енисей. Географическое положение

Слайд 5

Равнина. Равнина Ни яра, ни пади Равнина на север Равнина на юг Как будто гористую Землю разладил Какой-то гигантский утюг. А.Фролов

Слайд 9

Нефть – царица полезных ископаемых, а Западная Сибирь – её трон.

Слайд 11

Нефть, брусника – это позолота, а за тонким слоем позолот – Мерзлота и вечные болота, ужасы погоды круглый год!

Слайд 12

Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу, Летом – вся блестя, зимой - белея, Верная подруга Иртышу И течёшь на север смело

Слайд 14

Внутренние воды Западно-Сибирская равнина богата болотами, в размещении которых по территории четко прослеживается зависимость от рельефа .

Слайд 16

Выберете верные утверждения 1 . Западно - Сибирская равнина по площади в мире занимает третье место. 2.Природный рубеж равнины на западе – река Енисей 3.Основное богатство равнины – нефть. 4.Большая часть равнины заболочена. 5.Площадь Западной Сибири более 5 млн. км². 6.В состав Западной Сибири входит Архангельская область. 7.Равнина протянулась до государства Казахстан. 8.Главная водная артерия река Обь. 9.Равнина омывается Восточно­Сибирским морем. 10.Отсутствуют вулканы.

Слайд 17

ответы 1, 3, 4, 7, 8, 10 Критерии оценки 0 - «5» 1-2 «4» 3-4 «3» 5 - «2»

Слайд 18

Домашнее задания Прочитать § 40-41 задание на выбор: 1 Исследовательский проект: изменились бы физико – географические особенности З-С равнины, если горы Урал находились на севере? (привести 5 выводов) 2 Нарисовать герб Западной Сибири 3 Составить кластер по теме урока

Слайд 19

. Сибирь - Сибирь, Земля моя любимая. Из края в край тебя не обойдешь! Сибирь - Сибирь, земля моя родимая, Таких красот на Свете не найдешь! Загрядский Анатолий Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Фамилия:______________________ Имя___________ Класс____8____

Тема: Западная Сибирь

1.«Цифровая характеристика». 

-Найти в тексте значение цифр, что они определяют? 3; 2,2, 6, 2500; 1900

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_148a0646.jpg

Западно - Сибирская равнина занимает огромное пространство около  ______    млн.кв.км. По площади она занимает ___место в мире, после Амазонской и Русской равнин и  ____ в России.

С севера на юг Западно - Сибирская равнина протянулась на    _____      тыс. км., а с запада на восток _________ тыс.км.

 2.  На основе физической карты России  и политико-административной атлас стр. 12,  определите географическое положение Западной Сибири. Что является ее естественными рубежами? Заполните  пропуски в тексте.

 Западно-Сибирская равнина граничит на севере береговая линия---------------------

на юге подножие --------------  мелкосопочника,  __________,________________-- и ____________________.

На западе восточное предгорье _____________, на востоке     ______________.

3.    В Состав западной Сибири входят следующие субъекты федерации:

2  автономных округа -   _______________________

1  край  ___________

1  республика____________________

5  областей _______________________

4.  Подчеркните прилагательные, характеризующие Западно-Сибирскую равнину

   

    азиатская,  европейская, холмистая, плоская, древняя, молодая, мощный , тонкий, речные, ледниковые,    

    нефтяные, железорудные, осадочные, магматические

5. Выберете  верные утверждения

1. Западно-Сибирская равнина по площади в мире занимает  3 место. 2. Природный рубеж равнины на западе – река Енисей

3. Основное богатство равнины – нефть.

4. Большая часть равнины заболочена.

5.  Площадь Западной Сибири более 5 млн. км². 6. В состав Западной Сибири входит Архангельская область. 7. Равнина протянулась до государства Казахстан.

8. .Главная водная артерия река Обь 9. Равнина омывается Восточно- Сибирским морем.

9. Отсутствуют вулканы.

Работа с текстом

Приложение №1

Происхождение слова Сибирь

Имеет место предположение, что Сибирь берет начало от русского слова сивер, что значит холодный ветер. Созвучие этих слов дает основание думать, что именно так появилось название холодного региона. Но такая версия официально не берется во внимание.

Еще одно смелое предположение, что происходит Сибирь от слова собор – собирать. Время, когда Русь увеличивалась за счет собираемых земель Сибири. Сибирь-с китайского « Западное захолустье», на картах Азии в 13 веке- показана страна Ибир или Сибир расположенная между Енисеем и Нижней Тунгуской.

Существует несколько версий происхождения слова «Сибирь», и до сих пор не установлено, какая из них является истинной. Возможно это слово произошло от слова «Сибир» (шибур) - названия группы финно-угорских народов, населяющих эту территорию, а может от монгольского слова «Шибир», означающего болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингиз-хана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги. Сибирь-с китайского « Западное захолустье

Но вероятнее всего что название Сибирь изошло от названия реки « Сибирчатаяха» в переводе с ненецкого « си » - отверстие, дыра, брешь; « перча- возвышенность, « то»-озеро,. « яха»- река, Сибирчатаяха- река, вытекающая из бреши на возвышенности.

Приложение №2

Инструктивная карта  №1

Используя параграф учебника 40 и рис 176 ,а также геологическую и тектоническую карту  ответьте на вопросы

  1. Что лежит в основе Западно - Сибирской равнины?
  2. Какого возраста?

      3.   Каков соответственно характер рельефа?

      4.   Преобладающие высоты. (общее понижение  что об этом говорит?)

       5.  Почему рельеф плоский и что на него повлияло.

       6.  Почему именно здесь образовалась гигантская равнина? Почему рельеф плоский?

ДОПОЛНИТЕ

В основании Западно- Сибирской низменности лежит ------------- покрытая мощным слоем 3-4км ---------------  перекрыли плиту-------------возраста.

Форма рельефа-------------

 Преобладающие высоты  от---  до -------    Общее понижение к -------------- Об этом говорят -----------Главная причина плоского рельефа равнины ______________

Во - вторых  повлияло на рельеф Западно-Сибирской равнины---------------- но ледник здесь не пересёк -------------

 И в - третьих-------------------------------------------------.

.

Инструктивная карта №2

Используя параграф учебника 40 и рис 177 ,а также геологическую и тектоническую карту стр. 44 ответьте на вопросы. Составьте связанный рассказ

1.Что такое Сибирские Увалы?

            2.Что в прошлом представляли собой Сибирские Увалы?

            3.  Что наблюдаете в рельефе на юге Западно-Сибирской равнины?

             4.Перечислить полезные ископаемые, встречающиеся на равнине на севере,  и на юге  

             5. Главное богатство Запанной Сибири – это                                        

 6.  Назовите крупнейшие месторождения нефти и газа.

                                                   

   

                                                     Инструктивная карта №3

Используя параграф учебника 41  ,а также климатическую карту атласа, составьте связанный рассказ

Определите, в каких климатических поясах лежит равнина (климатическая карта, атлас, стр. 20-21).

В каком климатическом поясе расположена большая часть равнины?

В какой климатической области умеренного пояса мы с вами живём?

По климатической карте установите ,средние температуры июля ,января  на севере и юге  равнины Годовое кол во осадков  в северной и южной частях равнины

ДОПОЛНИТЕ

Западно -Сибирская равнина расположена в ------ климатических  поясах_____________________ ,,______________,________________________

 Большая часть в __________ области умеренного пояса ________________.

Алтайский край находится в области____________________________климата.

Средняя температура июля   на севере ------------------ и юге  равнины--------------

Средняя температура  января  на севере----------------- и на юге-----------      

Годовое кол - во осадков  в северной--------------- и южной----------------  

Причины суровости и континетальности климата

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

Инструктивная карта №4

Используя параграф учебника 41, рис. 180 ,а также карты атласа ответьте на вопросы. Составьте связанный рассказ                                                   

1.   Какими видами представлены внутренние воды равнины

2.   Назвать наиболее крупные реки

3.   К бассейну какого океана относятся реки ?

4.   Опишите реку Обь.

ДОПОЛНИТЕ

  1. Внутренние воды равнины представлены _______________,____________,_____________,-_____________
  2. Наиболее крупные  реки
  3. Реки относятся к бассейну

  1.  Среди многочисленных озёр преобладают-------------- и ------------------.
  2. Самое крупное из озёр-----------------., оно является

      3.  Каково происхождение озер Западной Сибири?

      4. Как называется обширная заболоченная область равнины?

      5. Причины заболоченности территории?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Западно-Сибирская равнина: особенности природы

Презентация способствует наилучшему усвоению знаний учащихся по теме "Западно-Сибирская равнина"....

"Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Урок географии в 8 классе по теме: "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы" Равнина. Равнина.Ни яра, ни пади.Равнина – на север,Равнина – на юг.Как будто гористую землю разгладилКако...

План урока по географии в 8 классе "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Данный план урока содержит подробное описание, на уроке представлены различные формы деятельности учащихся...

Презентация к уроку "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Презентация к уроку по географии в 8 классе по теме "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"...

"западно-Сибирская равнина: особенности природы"

Данный урок-презентации составлен по учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России"....

Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»

Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ». Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы региона....