Игра по географии в 6 классе "Географическая азбука". Конспект занятия.
план-конспект занятия по географии (6 класс)

Игра для учеников 6-х классов. География. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt._igra_geograficheskaya_azbuka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии для 6 класса
по теме
 «Географическая азбука»

Плеханова Елена Викторовна, учитель географии МБОУ школы №9

Г.о.Жуковский

УМК по географии под редакцией В. П. Дронова

Тип урока: урок-игра

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, благодаря которым активизируется учебный процесс. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.

Когда же нужна игра? Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:

  • игры способствуют становлению творческой личности ученика;
  • формируют умение выделять проблемы;
  • принимать решения;
  • развивают познавательный интерес к предмету;
  • оказывают сильное воздействие на учащихся;
  • формируют черты характера;
  • стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.

«Географическая азбука» – так называется мероприятие для 6 классов, которые изучают  начальный курс  географии. Для удобства работы можно разбить класс на 5–6 групп по 4– 5 человек.

Требования к игре.

  • Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  • Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.
  • Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  • В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры

Учащимся предлагается составить свою азбуку по предложенным изображениям подсказкам.  Изображение может быть из любой области знаний, включая географию. Буквы выстраиваются в любом порядке и каждое изображение – подсказка имеет свой бонус. Учащиеся не должны произносит вслух, а свое предположение записывают на отдельный листочек и выносят на проверку в жюри. Жюри ведет учет по каждой карточке и выставляет бонусы каждой группе. C первой подсказки группа получает 3 балла, со второй подсказки – 2, с третьей – 1. Таким образом, происходит накопление бонусов в течение всей игры. Итоги игры подводятся в конце мероприятия.

Подобные игры практикуются чаще во внеурочной деятельности в 6-х классах, вызывают неизменный интерес учащихся и, как правило, способствуют развитию креативности детей, которые явно проявляются на уроках географии и при разработке самостоятельных игр группой учащихся по определённой теме. Аналогичных игр накоплено достаточно, чтобы систематизировать материал и выпустить  сборник  игр «Географическая азбука»


ПРИЛОЖЕНИЕ

Подсказки на букву «А»

  1. Самый твердый минерал по 10-балльной шкале твердости (слайд 1)
  2. Древнегреческий ученый – математик, физик, химик, географ (слайд 2)
  3. Материк, занимающий второе место по площади после Евразии (слайд 3)
  4. Набор тематических ученических  карт  для учащихся (слайд 4)

Подсказки на букву «К»

  1. Его родина Южная Америка, но больше выращивают в Африке (слайд 5)
  2. Техногенное образование, при котором ведется добыча полезных ископаемых открытым способом (слайд 6)
  3. Искусственное водное сооружение, которое сокращает расстояние в несколько раз (слайд 7)
  4. Название животных – приматов, обитающих в джунглях (слайд 8)

Подсказки на букву «Г»

  1. Вид атмосферных осадков (слайд 9)
  2. Естественный источник, который  периодически  выбрасывает горячую воду (слайд 10)
  3. Уменьшенная копия третьей планеты солнечной системы (слайд 11)

Подсказки на букву «З»

  1. Часть моря или океана, которая  далеко заходит в сушу (слайд 12)
  2. Драгоценный металл (слайд 13)
  3. Копытные животные, имеющие такую покровительственную окраску, что через 10 метров становятся незаметными (слайд 14)

Подсказки на букву «Б»

  1. Разновидность внутренних вод (слайд 15)
  2. Аппарат для глубинных погружений в мировом океане (слайд 16)
  3. Крупное копытное животное Северной Америки, которое было сильно истреблено европейцами (слайд 17)

Подсказки на букву «И»

  1. Жилище северных народов, которое строится из снега (слайд 18)
  2. Полезное ископаемое, используемое в строительстве и в химической промышленности (слайд 19)
  3. Место, где начинается река (слайд 20)

Подсказки на букву «М»

  1. Явление природы, которое появляется в пустынях (слайд 21)
  2. Человекообразные приматы (слайд 22)
  3. Растения, обладающие антисептическими  и бактерицидными свойствами (слайд 23)

 Подсказки на букву «Д»

  1. Он является самым широким в мире (слайд 24)
  2. Экваториальные леса Африки (слайд 25)
  3. Река распадается на множество рукавов (слайд 26)
  4. Большие серповидные образования из песка, образованные у морских побережий (слайд 27)

Подсказки на букву «Л»

  1. Излившаяся магма на поверхность земли (слайд 28)
  2. Переходная природная зона с самыми плодородными почвами (слайд 29)
  3. Неожиданный сход снега в горах (слайд 30)

Подсказки на букву «В»

  1. Вид движения воды в мировом океане (слайд 31)
  2. Он может быть действующим и потухшим (слайд 32)
  3. Птица, которая любит все блестящие предметы (слайд 33)

Подсказки на букву «О»

  1. Островок жизни в пустыни (слайд 33)
  2. Он растет вверх и вширь, когда идет дождь и тает снег (слайд 35)
  3. Путь, по которому движется  планета (слайд 36)

Подсказки на букву «С»

  1. Самая большая песчаная пустыня мира (слайд 37)
  2. Натечные формы в пещерах (слайд 38)
  3. Вид твердых осадков (слайд 39)

Подсказки на букву «И»

  1. Традиционная  птица в рождественские праздники у американцев (слайд 40)
  2. Страна, океан и народ (слайд 41)
  3. Изгибы или извилины на реках (слайд 42)

Подсказки на букву «Р»

  1. Вид осадков, выпадающий из водяных паров воздуха (слайд 43)
  2. Сырье для выплавки металла (слайд 44)
  3. Оптическое явление в атмосфере после дождя (слайд 45)

Подсказки на букву «П»

  1. Пища китов (слайд 46)
  2. Препятствия на реках, состоящие из твердых горных пород (слайд 47)
  3. Древние сооружения египтян (слайд 48)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ «АЗБУКА БАЛЕТА»

- познакомить детей с содержанием образовательной программы дополнительного образования детей «Азбука балета»;- пробудить у детей интерес и желание заниматься в аналогичном объединении....

Конспект занятия по программе "Азбука счёта"

Конспект занятия составлен по программе "Азбука счёта" для детей 4,5-5 лет. Занятие является интегрированным.   Во время занятия  дети  не только овладевают первичными математическими з...

конспект занятия "Театральная азбука"

Конспект занятия  для детей старшего дошкольного возраста "Театральная азбука". Цель занятия: Познакомить с особенностями театра как вида искусства, историей возникновения театра, видами театров ...

Конспект занятия по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"

Игровая программа помогает детям познакомиться с дорожными знаками, развивает речь, слуховое восприятие, способствует развитию познавательных интересов....

"Азбука делового человека" Конспект занятия

Цель занятия - содействовать развитию деловых качеств и профессионального интереса подростков. Помочь выбрать сферу деятельности, отвечающую склонностям и возможностям личности....

Конспект занятия «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ» групповое занятие (средняя группа)

Конспект занятия«ИГРЫ  НА  РАЗВИТИЕ  КООРДИНАЦИИ  ДВИЖЕНИЙ»групповое занятие (средняя группа)...