Ассоциации как средство развития функциональной грамотности на уроках географии
статья по географии

Кухта Ольга Сергеевна

Данный материал подробно описывает приемы метода ассоциаций на уроках географии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_assotsiatsiy_na_urokah_geografii.doc391 КБ

Предварительный просмотр:

Метод ассоциаций на уроках географии и биологии как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

 «Когда я слушаю, я забываю, когда я вижу,

 я понимаю, когда я действую, я учусь».

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Одним из методов развития функциональной грамотности в области географии и биологии является ассоциативный метод. Во всех научных системах существует набор терминов, которые служат для передачи информации. Когда человек не знает эти слова как следует, у него возникают трудности с самой наукой, он не может применить термины в жизни. Незнание номенклатуры и большого количества цифр в географии и биологии, терминов приводит к незнанию самой науки. Ученик получает на уроке огромное количество информации, однако большую её часть забывает, и я считаю, что метод ассоциаций может  повысить эффективность запоминания информации и применения этой информации в жизни.

Что же такое ассоциация?

Ассоциация (от лат. аssociatio — соединение) — некая закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые известны и находятся в памяти.

Метод ассоциаций можно назвать одним из самых творческих, так как он, по сути, построен на подсознательной деятельности ума. Этот метод можно отнести к технологии развития критического мышления.

  Впервые метод ассоциаций был предложен З.Фрейдом в качестве альтернативы метода гипноза. Данный метод учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей.

В современном мире знания успевают устареть и обновиться несколько раз, пока дети учатся в школе. Поэтому на смену классического образования пришла модель развивающего обучения. А её целью является развитие творческого мышления. Ассоциативное мышление ориентировано на всех учеников, а не только сильного. Оно способно заинтересовать в области любой изучаемой темы, даже тяжело поддающейся для запоминания. Особо важное значение оно имеет при подготовке к итоговой аттестации учащихся. Задача учителя найти зацепочки и ассоциации и умело применить их и учить этому учеников. Часто о людях говорят, что у них удивительная память, выясняется, что они используют ассоциативную память.

Есть несколько правил, которые нужно усвоить:    

  1. Ассоциация должна быть интересна. 
  2. Ассоциация должна быть необычна.                                                                                               
  3. Ассоциация должна быть максимально детализирована.                                        

География, биология - науки разносторонние, содержат очень много информации по цифрам, терминологии, присутствует понятие причинно-следственных связей и т.д. Запомнить информацию можно, но часто в старших классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ данная информация рассеивается, приходится снова повторять данную тему. При использовании приёма ассоциаций большая часть информации хорошо запоминается, кроме того: всё, что касается нестандартных приёмов у школьников вызывает бурный интерес, что в последствие хорошо откладывается в памяти и в дальнейшим может активно применяться в жизни.

Группы ассоциаций в географии

1.Картографические ассоциации. Картографические ассоциации связаны со зрительным запоминанием географических объектов на карте. Любой географический объект напоминает форму чего-либо. Можно силуэты стран связать с изображением животных, растений, предметов. Такая форма запоминания для школьников вызывает интерес.

Силуэты стран очень похожи на животных, различные предметы в обыденной жизни. Именно так школьники пытаются выучить политическую карту. Италия - это новомодный сапог, очертания Казахстана напоминают крупную рыбу, Словения - это петушок, Кипр - морской скат, Болгария напоминает маленького котёнка, Португалия - гусеница, Нидерланды - голова кабана, Бельгия - это броненосец, Испания- варежка, Украина - цыпленок, а Германия представлена в виде строгой фрау, устремившей свой взор в сторону Великобритании.  

Карта России напоминает лошадь, устремлённую на Восток, а части тела запоминаем как субъекты. Сложность изучения административного деления РФ в 9 классе заключается в большом количестве теоретического материала, а если немного пофантазировать, можно запомнить все пограничные субъекты. К примеру, голова у лошади - это Чукотский полуостров или Чукотский автономный округ, коротенький хвостик - это Мурманская область на Кольском полуострове. Передние ноги - Приморский край, а задние - регион Кавказ. В области живота находятся республики Тыва, Хакасия. А вот седло - это полуостров Таймыр, север Красноярского края. Мордочка лошади - это Камчатский край, полуостров Камчатка.

Такая работа помогает в последствии на контурной карте отмечать объекты без ошибок.

Ассоциации по цвету: а) моря - Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое;  б) реки - Красная, Оранжевая, Белый Нил, Голубой Нил.

2) Опорно - схематичные ассоциации. Опорно - схематичные ассоциации – это компактное графическое отображения основного учебного материала с указанием логической структуры. Назначение их в том, чтобы создать у учеников чёткое, наглядное представление о научном материале в целом как о системе знаний.

Кластеры - (англ. cluster - скопление, кисть, рой) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Кластеры систематизируют информацию. Можно определить кластеры по любой теме. Актуальна тема страноведения. К примеру, Россия - ассоциируется с матрёшками, медведями, лесом, нефтью, народами, Кремлем.   Можно создавать кластеры по экономическим районам с административными субъектами. Кластер «Административное устройство РФ». Центральный район - похож по положению субъектов на ромашку. В центре Москва и Московская область. А лепестки: Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская, Тверская. Три листочка по бокам - Брянская, Ивановская, Костромская области.                    

На схеме «Административное деление Поволжья» показаны субъекты, в центре которых расположился ствол березы, ассоциация с рекой Волга». Также в кластере можно показать тематические понятия. К примеру, кластер: ветер, атмосфера, машиностроение, металлургия. Преподаватель может заранее приготовить тематический кластер, либо учащиеся могут сами заполнить его в качестве практического задания.

3) Словесные ассоциации.  Информация о географических объектах в стихотворной форме, прозе. Термины и понятия, которые не запоминаются можно ассоциировать с более простыми словами из обыденной жизни. Особенно прием подходит для запоминания столиц стран мира.

Столица Сирии - ДАМА в маСКе (Дамаск), Не коси я (Никосия) в Кипре, не было бы урожая (Никосия, столица Кипра); Я взял перо (Перу) и воткнул его в лимон (Лима) (Лима, столица Перу); Кит (Кито) плавал в Районе экватора (Эквадор) (Кито, столица Эквадора); Столица Кот-д-Ивуара- Яма сук роет (Ямусукро).

ООН объединяет  почти двести стран мира. На каком языке общаться   в процессе работы  и  публиковать официальные документы? Для этой цели были выбраны шесть языков. Запомнить их можно с помощью простой запоминалки: АФРИКА - Английский, Французский, Русский, Испанский, Китайский и Арабский.

ОВАЛ – для запоминания четырех самых крупных рек России - Оби, Волги, Амура  и Лены.

АИСТ – легко запомнить все океаны планеты.

Географическая широта и долгота: кСЮШа -С - северная   Ю - южная  Ш – широта; ЗаВоД - З - западная  В - восточная  Д – долгота;

«Ассоциации в стихотворной форме и прозе»

В 5 классе при изучении темы: «Солнечная система» я использую стихотворение для лучшего запоминания порядка расположения планет:

«Астрономическая считалка» (А. Усачёв).

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт:

Меркурий — раз,

Венера — два-с,

Три — Земля,

Четыре — Марс,

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

Восьмой — Нептун,

Девять — дальше всех Плутон…

Кто не видит — выйдет вон!

При изучении темы по географии в 8 классе: «Геологическое строение территории России», для того, чтобы лучше запомнить периоды геологической истории Земли использую фразу: «Каждый отличный студент должен кушать пончикиТы Юра мал принеси нам чебурек». Первая буква каждого слова этой географической поговорки указывает на название периода геологической истории. 

Каждый - Кембрийский; Отличный - Ордовикский; Студент - Силурийский; Должен - Девонский; Кушать - Каменноугольный; Пончики - Пермский; Ты - Триасовый; Юра - Юрский; Мал - Меловой; Принеси - палеогеновый; Нам - Неогеновый; Чебурек - Четвертичный.

Для запоминаю остров Японии:

Милая Хокайдо! Я тебя Хонсю                          

За твою Сикоку я тебя Кюсю!

Подружкам Волге и Оби нравился красавец Енисей, который влюбился в Лену, а у ее ног был всегда Амур.

Лена впадет в море На "Л" - Лаптевых.

Баренц забил гол в Карские ворота, а затем Вилькицкий передал мяч Лаптевым".

Царский

Царство

Терем

Тип

Кто

Класс

Откроет

Отряд

Сразу

Семейство

Рыцарем

Род

Вернётся

Вид

4) Числовые ассоциации. В этой группе ассоциаций рассматриваются  числовые понятия. Запоминание цифровой информации получается с помощью символов, хорошо знакомой информации, либо делением цифровой информации для удобного запоминания. Суть этой методики запоминания цифр с высотами, глубинами, а также дат географических путешествий заключается в создании детальной картинки, всплывающей  при упоминании нужного события. Необходимо запомнить персонажи, все мелочи. Далее всю дату разложить на отдельные числа, привязав к каждому числу один из сложившихся в голове образов.

Пример: «Эверест – Вот Возможная Черта Восхождения»,

буква “В” ассоциируется с цифрой “8”, а буква “Ч” – с цифрой “4”.

 «Понятия с числовыми ассоциациями»

Цифра

Событие, показатель вершины, глубины, площади

Ассоциация

2228

Высота горы Косцюшко в Автралии

222 - 8

11022

Глубина Марианского желоба

11 - 0 - 22

8848

Высота вершины Эверест

88 - 4 - 8

1519-1522

Кругосветная  экспедиция Ф.Магеллана

15 - 22           экспедиция длилась 3 года     22 - 3 =19 - 1519                                

1492

Год открытия материка Южная Америка Х.Колумбом

14 - возраст получения паспорта  и  92

1895

Вершина Урала гора Народная

1 - 89 - цифры подряд - 5

4509

Вершина Алтая гора Белуха

45 - 09 - номер справочной

5033

Вершина Кавказа

50 - юбилей  - 33 коровы

5642

Самая высокая вершина Кавказа - Эльбрус

56 - цифры подряд и 42

5895

Высочайшая вершина Африки - вулкан Килиманджаро

5 - 89 - цифры подряд - 5

6961

Высочайшая вершина гор Анд - Аконкагуа

(6 - 9 - 6) - 1

17,1 млн. кв.км

Площадь Российской Федерации

1 - 7-, - 1            Семнадцать  мгновений весны

5) Ассоциация - эксперимент. Данный вид ассоциаций представляет собой череду действий, которые впоследствии переходят в эксперимент. На уроках можно экспериментально-опытную работу, творческие и научные проекты.

  Урок в 5 классе «Атмосферное давление». Эксперимент: почему вода не выливается? Готовим стакан воды и лист бумаги. Накрываем стакан листком, переворачиваем. Вода из стакана не выливается. Объяснение эксперимента.

Урок в 7 классе «Строение земной коры». Эксперимент: создаем конструктор литосферных плит. Цель - доказать, что материки движутся

Оборудование: пазл из литосферных плит, карта материков. Необходимо  собрать пазл и доказать, что литосферные плиты движутся.  

     Урок в 6 классе «Виды облаков и их образование». Эксперимент: как образуются облака? Необходима банка емкостью один литр, тарелка, стакан кипятка и лед. Нужно налить в литровую банку горячей воды; в тарелку выложите кусочки льда, тарелку со льдом поставить на банку с горячей водой. Воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается и образуются капельки.

     Урок в 6 классе «Ветер». Эксперимент: почему  зимой в открытое окно заходит холодный воздух? А если открыть окно в летний период почему не будет ветра? Вся причина заключается в разности атмосферного давления в кабинете и на улице за окном. Летом разность небольшая, а зимой температура и атмосферное давление значительно отличается. С этого момента можно начать урок, мотивируя учащихся к формулировке темы урока «Ветер».

   Выводы и рекомендации:

     Ассоциативный метод может применяться на уроке, как на этапе актуализации знаний, так и в процессе работы для лучшего запоминания материала. Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы. Применения метода ассоциаций на уроках географии способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении. Зачастую, используя ассоциативные приемы, мы даже не замечаем их.

     Использование метода ассоциации делает урок увлекательным и каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, творческое и логическое мышление, позволяет повысить качество запоминания на уроках, снижает объем домашней нагрузки. Можно применять ассоциативный метод для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии.

 Результатами работы ассоциативного метода являются:

- творческая активность детей

- раскрепощение личности каждого ребёнка

- создание ситуации успеха

- обогащение словарного запаса

- развитие логического мышления

- улучшение памяти учащихся

- приобретение опыта работы

- подготовка к ГИА

- усиление мотивации в обучении

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ЦЕЛЬ: использование проектной деятельности для развития функциональной грамотности, понимания и применения обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.ЗАДАЧИ:...

Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии».

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех т...

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

В данной работе исследуются проблемы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии, через развитие картографических компетенций, который включают картографические знания, ...

Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии....

Рабочий лист как средство формирования функциональной грамотности на уроках гуманитарного цикла

использование рабочих листов на уроках гуманитарного цикла способствует активизации познавательной деятельности обучающихся...