Ассоциации как средство развития функциональной грамотности на уроках географии
статья по географии
Данный материал подробно описывает приемы метода ассоциаций на уроках географии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 391 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод ассоциаций на уроках географии и биологии как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
«Когда я слушаю, я забываю, когда я вижу,
я понимаю, когда я действую, я учусь».
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Одним из методов развития функциональной грамотности в области географии и биологии является ассоциативный метод. Во всех научных системах существует набор терминов, которые служат для передачи информации. Когда человек не знает эти слова как следует, у него возникают трудности с самой наукой, он не может применить термины в жизни. Незнание номенклатуры и большого количества цифр в географии и биологии, терминов приводит к незнанию самой науки. Ученик получает на уроке огромное количество информации, однако большую её часть забывает, и я считаю, что метод ассоциаций может повысить эффективность запоминания информации и применения этой информации в жизни.
Что же такое ассоциация?
Ассоциация (от лат. аssociatio — соединение) — некая закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые известны и находятся в памяти.
Метод ассоциаций можно назвать одним из самых творческих, так как он, по сути, построен на подсознательной деятельности ума. Этот метод можно отнести к технологии развития критического мышления.
Впервые метод ассоциаций был предложен З.Фрейдом в качестве альтернативы метода гипноза. Данный метод учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей.
В современном мире знания успевают устареть и обновиться несколько раз, пока дети учатся в школе. Поэтому на смену классического образования пришла модель развивающего обучения. А её целью является развитие творческого мышления. Ассоциативное мышление ориентировано на всех учеников, а не только сильного. Оно способно заинтересовать в области любой изучаемой темы, даже тяжело поддающейся для запоминания. Особо важное значение оно имеет при подготовке к итоговой аттестации учащихся. Задача учителя найти зацепочки и ассоциации и умело применить их и учить этому учеников. Часто о людях говорят, что у них удивительная память, выясняется, что они используют ассоциативную память.
Есть несколько правил, которые нужно усвоить:
- Ассоциация должна быть интересна.
- Ассоциация должна быть необычна.
- Ассоциация должна быть максимально детализирована.
География, биология - науки разносторонние, содержат очень много информации по цифрам, терминологии, присутствует понятие причинно-следственных связей и т.д. Запомнить информацию можно, но часто в старших классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ данная информация рассеивается, приходится снова повторять данную тему. При использовании приёма ассоциаций большая часть информации хорошо запоминается, кроме того: всё, что касается нестандартных приёмов у школьников вызывает бурный интерес, что в последствие хорошо откладывается в памяти и в дальнейшим может активно применяться в жизни.
Группы ассоциаций в географии
1.Картографические ассоциации. Картографические ассоциации связаны со зрительным запоминанием географических объектов на карте. Любой географический объект напоминает форму чего-либо. Можно силуэты стран связать с изображением животных, растений, предметов. Такая форма запоминания для школьников вызывает интерес.
Силуэты стран очень похожи на животных, различные предметы в обыденной жизни. Именно так школьники пытаются выучить политическую карту. Италия - это новомодный сапог, очертания Казахстана напоминают крупную рыбу, Словения - это петушок, Кипр - морской скат, Болгария напоминает маленького котёнка, Португалия - гусеница, Нидерланды - голова кабана, Бельгия - это броненосец, Испания- варежка, Украина - цыпленок, а Германия представлена в виде строгой фрау, устремившей свой взор в сторону Великобритании.
Карта России напоминает лошадь, устремлённую на Восток, а части тела запоминаем как субъекты. Сложность изучения административного деления РФ в 9 классе заключается в большом количестве теоретического материала, а если немного пофантазировать, можно запомнить все пограничные субъекты. К примеру, голова у лошади - это Чукотский полуостров или Чукотский автономный округ, коротенький хвостик - это Мурманская область на Кольском полуострове. Передние ноги - Приморский край, а задние - регион Кавказ. В области живота находятся республики Тыва, Хакасия. А вот седло - это полуостров Таймыр, север Красноярского края. Мордочка лошади - это Камчатский край, полуостров Камчатка.
Такая работа помогает в последствии на контурной карте отмечать объекты без ошибок.
Ассоциации по цвету: а) моря - Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое; б) реки - Красная, Оранжевая, Белый Нил, Голубой Нил.
2) Опорно - схематичные ассоциации. Опорно - схематичные ассоциации – это компактное графическое отображения основного учебного материала с указанием логической структуры. Назначение их в том, чтобы создать у учеников чёткое, наглядное представление о научном материале в целом как о системе знаний.
Кластеры - (англ. cluster - скопление, кисть, рой) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Кластеры систематизируют информацию. Можно определить кластеры по любой теме. Актуальна тема страноведения. К примеру, Россия - ассоциируется с матрёшками, медведями, лесом, нефтью, народами, Кремлем. Можно создавать кластеры по экономическим районам с административными субъектами. Кластер «Административное устройство РФ». Центральный район - похож по положению субъектов на ромашку. В центре Москва и Московская область. А лепестки: Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская, Тверская. Три листочка по бокам - Брянская, Ивановская, Костромская области.
На схеме «Административное деление Поволжья» показаны субъекты, в центре которых расположился ствол березы, ассоциация с рекой Волга». Также в кластере можно показать тематические понятия. К примеру, кластер: ветер, атмосфера, машиностроение, металлургия. Преподаватель может заранее приготовить тематический кластер, либо учащиеся могут сами заполнить его в качестве практического задания.
3) Словесные ассоциации. Информация о географических объектах в стихотворной форме, прозе. Термины и понятия, которые не запоминаются можно ассоциировать с более простыми словами из обыденной жизни. Особенно прием подходит для запоминания столиц стран мира.
Столица Сирии - ДАМА в маСКе (Дамаск), Не коси я (Никосия) в Кипре, не было бы урожая (Никосия, столица Кипра); Я взял перо (Перу) и воткнул его в лимон (Лима) (Лима, столица Перу); Кит (Кито) плавал в Районе экватора (Эквадор) (Кито, столица Эквадора); Столица Кот-д-Ивуара- Яма сук роет (Ямусукро).
ООН объединяет почти двести стран мира. На каком языке общаться в процессе работы и публиковать официальные документы? Для этой цели были выбраны шесть языков. Запомнить их можно с помощью простой запоминалки: АФРИКА - Английский, Французский, Русский, Испанский, Китайский и Арабский.
ОВАЛ – для запоминания четырех самых крупных рек России - Оби, Волги, Амура и Лены.
АИСТ – легко запомнить все океаны планеты.
Географическая широта и долгота: кСЮШа -С - северная Ю - южная Ш – широта; ЗаВоД - З - западная В - восточная Д – долгота;
«Ассоциации в стихотворной форме и прозе»
В 5 классе при изучении темы: «Солнечная система» я использую стихотворение для лучшего запоминания порядка расположения планет:
«Астрономическая считалка» (А. Усачёв).
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех Плутон…
Кто не видит — выйдет вон!
При изучении темы по географии в 8 классе: «Геологическое строение территории России», для того, чтобы лучше запомнить периоды геологической истории Земли использую фразу: «Каждый отличный студент должен кушать пончики. Ты Юра мал принеси нам чебурек». Первая буква каждого слова этой географической поговорки указывает на название периода геологической истории.
Каждый - Кембрийский; Отличный - Ордовикский; Студент - Силурийский; Должен - Девонский; Кушать - Каменноугольный; Пончики - Пермский; Ты - Триасовый; Юра - Юрский; Мал - Меловой; Принеси - палеогеновый; Нам - Неогеновый; Чебурек - Четвертичный.
Для запоминаю остров Японии:
Милая Хокайдо! Я тебя Хонсю
За твою Сикоку я тебя Кюсю!
Подружкам Волге и Оби нравился красавец Енисей, который влюбился в Лену, а у ее ног был всегда Амур.
Лена впадет в море На "Л" - Лаптевых.
Баренц забил гол в Карские ворота, а затем Вилькицкий передал мяч Лаптевым".
Царский | Царство |
Терем | Тип |
Кто | Класс |
Откроет | Отряд |
Сразу | Семейство |
Рыцарем | Род |
Вернётся | Вид |
4) Числовые ассоциации. В этой группе ассоциаций рассматриваются числовые понятия. Запоминание цифровой информации получается с помощью символов, хорошо знакомой информации, либо делением цифровой информации для удобного запоминания. Суть этой методики запоминания цифр с высотами, глубинами, а также дат географических путешествий заключается в создании детальной картинки, всплывающей при упоминании нужного события. Необходимо запомнить персонажи, все мелочи. Далее всю дату разложить на отдельные числа, привязав к каждому числу один из сложившихся в голове образов.
Пример: «Эверест – Вот Возможная Черта Восхождения»,
буква “В” ассоциируется с цифрой “8”, а буква “Ч” – с цифрой “4”.
«Понятия с числовыми ассоциациями»
Цифра | Событие, показатель вершины, глубины, площади | Ассоциация |
2228 | Высота горы Косцюшко в Автралии | 222 - 8 |
11022 | Глубина Марианского желоба | 11 - 0 - 22 |
8848 | Высота вершины Эверест | 88 - 4 - 8 |
1519-1522 | Кругосветная экспедиция Ф.Магеллана | 15 - 22 экспедиция длилась 3 года 22 - 3 =19 - 1519 |
1492 | Год открытия материка Южная Америка Х.Колумбом | 14 - возраст получения паспорта и 92 |
1895 | Вершина Урала гора Народная | 1 - 89 - цифры подряд - 5 |
4509 | Вершина Алтая гора Белуха | 45 - 09 - номер справочной |
5033 | Вершина Кавказа | 50 - юбилей - 33 коровы |
5642 | Самая высокая вершина Кавказа - Эльбрус | 56 - цифры подряд и 42 |
5895 | Высочайшая вершина Африки - вулкан Килиманджаро | 5 - 89 - цифры подряд - 5 |
6961 | Высочайшая вершина гор Анд - Аконкагуа | (6 - 9 - 6) - 1 |
17,1 млн. кв.км | Площадь Российской Федерации | 1 - 7-, - 1 Семнадцать мгновений весны |
5) Ассоциация - эксперимент. Данный вид ассоциаций представляет собой череду действий, которые впоследствии переходят в эксперимент. На уроках можно экспериментально-опытную работу, творческие и научные проекты.
Урок в 5 классе «Атмосферное давление». Эксперимент: почему вода не выливается? Готовим стакан воды и лист бумаги. Накрываем стакан листком, переворачиваем. Вода из стакана не выливается. Объяснение эксперимента.
Урок в 7 классе «Строение земной коры». Эксперимент: создаем конструктор литосферных плит. Цель - доказать, что материки движутся
Оборудование: пазл из литосферных плит, карта материков. Необходимо собрать пазл и доказать, что литосферные плиты движутся.
Урок в 6 классе «Виды облаков и их образование». Эксперимент: как образуются облака? Необходима банка емкостью один литр, тарелка, стакан кипятка и лед. Нужно налить в литровую банку горячей воды; в тарелку выложите кусочки льда, тарелку со льдом поставить на банку с горячей водой. Воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается и образуются капельки.
Урок в 6 классе «Ветер». Эксперимент: почему зимой в открытое окно заходит холодный воздух? А если открыть окно в летний период почему не будет ветра? Вся причина заключается в разности атмосферного давления в кабинете и на улице за окном. Летом разность небольшая, а зимой температура и атмосферное давление значительно отличается. С этого момента можно начать урок, мотивируя учащихся к формулировке темы урока «Ветер».
Выводы и рекомендации:
Ассоциативный метод может применяться на уроке, как на этапе актуализации знаний, так и в процессе работы для лучшего запоминания материала. Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы. Применения метода ассоциаций на уроках географии способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении. Зачастую, используя ассоциативные приемы, мы даже не замечаем их.
Использование метода ассоциации делает урок увлекательным и каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, творческое и логическое мышление, позволяет повысить качество запоминания на уроках, снижает объем домашней нагрузки. Можно применять ассоциативный метод для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии.
Результатами работы ассоциативного метода являются:
- творческая активность детей
- раскрепощение личности каждого ребёнка
- создание ситуации успеха
- обогащение словарного запаса
- развитие логического мышления
- улучшение памяти учащихся
- приобретение опыта работы
- подготовка к ГИА
- усиление мотивации в обучении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
ЦЕЛЬ: использование проектной деятельности для развития функциональной грамотности, понимания и применения обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.ЗАДАЧИ:...
Рабочий лист как средство формирования функциональной грамотности на уроках гуманитарного цикла
использование рабочих листов на уроках гуманитарного цикла способствует активизации познавательной деятельности обучающихся...

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...

Интеграция предметов естественнонаучного цикла в преподавании математики, как средство развития функциональной грамотности школьника.
Выступление по данной теме...

Сборник заданий по развитию функциональной грамотности на уроках географии.
Сборник заданий по развитию функциональной грамотности на уроках географии. 5-8 класс...

Доклад на тему: Развитие функциональной грамотности на уроках географии через организацию работы с картой
Развитие на уроках географии картографической грамотности...

