Интеграция предметов естественнонаучного цикла в преподавании математики, как средство развития функциональной грамотности школьника.
методическая разработка по математике (10 класс)

Журавлева Наталья Владимировна

Выступление по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция предметов естественнонаучного цикла в преподавании математики, как средство развития функциональной грамотности школьника.

Слайд 1

Добрый день. Сейчас обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

  Слайд 2

 Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами.

      В общеобразовательной школе предметы естественнонаучного цикла изучаются только в пределах обязательного минимума. Однако эти предметы призваны раскрыть перед учащимся современную научную картину мира. Знания о природе составляют естественнонаучный фундамент мировоззрения современного человека. Значит, каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.
   Одной из форм реализации интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей на уроках естественного цикла. Они играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовке учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

  Слайд 3   

Интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, она должна решать определённые задачи интегрированного обучения, а именно:         
– повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых                 наук;
– изменять уровень интеллектуальной деятельности, путём рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей  проблемами;
– повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное        время;
– включать учащихся в творческую деятельность.

 Слайд 4          
        Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный.

Слайд 5

         Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, с отдельными фрагментами урока, требующими знаний из других предметов.

В основном именно  такую интеграцию я применяю на уроках математики.

Слайд 6

 Особое внимание заслуживает понятие величины, которое используется во многих науках, но для курсов физики и математики является наиболее характерным.  

Математика – физика

Математика тесно связана с физикой, так  навыки работы с функциональным материалом находят применение в решении конкретных физических задач. На уроках математики должны найти подобающее место задания, в которых необходимо определить значение конкретной физической величины при заданных значениях параметров входящих в данную формулу;  выразить одну переменную через другие; перед вами примеры таких заданий.

1) В следующих формулах выразите каждую переменную через другие:

    a) m = ρV;   б) s=υt;   в) Q = cm(t-t0);

Задания такого вида сегодня были представлены мною на уроке в 6 классе, и дети справились с этим заданием.

Особое место  в физике и  математике занимает тема « Производная».

Примеры некоторых задач.

1. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=t3- 4t2. Найдите скорость и ускорение в момент времени t=3с.

   2. При торможении маховик за время t где x(t) – координата точки.  В какой момент времени скорость точки будет поворачивается на угол. Найдите угловую скорость   вращения маховика в момент времени t = 2

         3. Точка движется по координатной прямой  согласно закону, равна 6? Найти ускорение

   Данные задания мы решаем в 10-11 классах при изучении темы «Производная»

Математика-химия

  Для успешного применения математических знаний по химии учащиеся должны свободно владеть записью         числа в стандартном виде        и действия с этими числами, процентными вычислениями, навыками составления пропорций, уравнений, чтения графиков ит.п. При изучении соответствующих тем курса математики и при последующем повторении  я предлагаю учащимся начиная с 7 класса задания химического содержания, например: выполнить вычисления по химической  формуле, записать в стандартном виде молекулярную массу кислорода, водорода и т. д., сравнить атомные массы ряда веществ т. п.

 Примеры химических задач.

1.Морская вода содержит 5 % соли. Сколько пресной воды  нужно добавить к 80 кг. Морской воды , чтобы концентрация соли составила 4 %.

2.Имеется 0,5 т. целлюлозной массы, содержащей 85 % воды. Сколько килограммов воды  надо выпарить, чтобы оставшаяся масса содержала 25 % воды?

3. Смесь, состоящая из двух веществ, весит18 кг. После того , как из неё выделили 40 % первого вещества и 25 % второго, в ней первого вещества осталось столько же, сколько и второго. Сколько каждого вещества было в смеси ?

       Математика-география

      Элементы математики привлекаются и на уроках географии, в частности в вопросах масштабных соотношений, преобразование подобия. При изучении соответствующего материала на уроках математики мы с детьми 5 по 7 класс выполняем задания на нахождение расстояний между пунктами по карте. Эти умения используются в соревнованиях по спортивному ориентированию.

 

Математика-экология

 Очень интересны и поучительны задачи экологического                содержания для среднего звена

1.Одно растение василька производит в среднем 1500 семян. Семена сохраняют всхожесть до 10 лет. Определите запасы семян этого сорняка в почве  после5 лет засорения им посевов на одном поле.

2. В одной коробочке мака до 3000 семян  Таких коробочек на растении до 10. Всхожесть семян до 10 лет. Подсчитайте потомство одного растения за 3 года.

3.В одном колосе пшеницы до 45 зерен . Всхожесть сохраняется до 32 лет . Подсчитайте урожай пшеницы за 7 лет.

4.Гидра размножается почкованием, при  чём, при каждом делении получается 5 новых особей. Сколько особей будет после восьми делений? Какое количество делений необходимо        для получения 625 особей?

      Задачи практического содержания мы начинаем решать с 5 класса

         Важное значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости того или иного учебного материала, ближней и дальней перспективы его использования

Задачи практического содержания

1.Между электрическим столбом и зданием натянут кабель.  Расстояние между зданием и столбом равно 10 метров, высота столба 8 м, а высота здания 4 м. Найдите длину электрического кабеля.

2.Из свинцового шара радиуса 10 мм делают цилиндрический диск толщиной 3 мм. Каков диаметр диска?

3.Сколько квадратных метров жести пойдёт на изготовление водосточной трубы длиной 6м и диаметром 22см, если швы прибавляют 3 % площади поверхности трубы?

4. Нужно сделать ремонт в комнате с высотой  2,5 м, шириной  5 м и длиной  6 м. Найти площадь поверхности стен.

Математика-экономика

Задачи экономического содержания входят во 2 часть единого государственного экзамена по математике

1.При цене билета на футбольный матч в 450 р. на стадион вместимостью  40 тысяч человек пришло 5 тысяч зрителей. При снижении цены билета до 200 р. На матч с участием тех же команд  число болельщиков, решивших посетить матч. Увеличилось до 30 тыс. человек. На основе анализа статистических данных  было установлено. Что спрос на билеты задается линейной функцией. Определите, какую цену на билет должна установить администрация стадиона, чтобы во время игры данных команд стадион был заполнен полностью.

2. На валютном рынке сложилась следующая ситуация : при курсе 10 р./долл. Объём рыночного предложения валюты равен нулю, а величина  спроса составляет 60 мл. дол. Кроме того, известно, что при курсе 30 р./дол. Рынок находится в равновесии и равновесный объём продаж валюты составляет 40 мл. долл. Исследования финансовых аналитиков показали ,что зависимости величины спроса и объёма предложения валюты от её цены характеризуются линейными функциями. Определите, какой объём валюты должен продать или купить Центральный банк, чтобы снизить равновесный курс до 25 р./долл.?

4.Хватит ли 8500м2 изоляционной ленты для двукратного покрытия ею километра газопровода диаметром 1420мм?

5.Конусообразная палатка высотой 4м с диаметром основания 6м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку?

Данные задачи мы решаем в 10-11 классе при подготовке к экзамену.

Слайд 7

Мною была проведена диагностика уровня познавательной активности в 2021-2022 уч году в 10 классе (на начало и конец года) по тесту- опроснику, разработанному психологом Пашневым Борисом Константиновичем.  Результаты представлены на диаграмме. Уровень познавательной активности растет, это радует и говорит о повышении интереса к предмету и сознательном изучении математики.

Таким образом, математические знания просто необходимы при изучении естественно-научных дисциплин.

Слайд 8

     Сейчас тенденции развития общества определили необходимость рассмотрения вопроса формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации как важное качество личности, определяющее успешность функционирования индивида в современном обществе.

Такие приемы работы позволяют активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.

Спасибо  за внимание.

Слайд 9

Литература:

      1. Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина»Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественонаучного цикла» Астана 2014

      2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000. - С.24-25.

3. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)/Педагогика. – 1999. - №2. - С. 26-29.

4. Мацкевич В.В., Крупник С.А. Всемирная энциклопедия: Философия. – Минск, 2001. – 687 c.

5. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986. – С. 25-31.

        6. Файзулаева А. Из опыта трудового воспитания учащихся Математика в школе – 1983 №2 с 22

       

Слайд 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Интеграция предметов естественнонаучного цикла в преподавании математики, как средство развития функциональной грамотности» Журавлева Наталья Владимировна Учитель математики Высшая категория МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А.М.Яналова »

Слайд 2

Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А.М.Яналова »

Слайд 3

Задачи : 1. П овышать уровень знаний учащихся по предмету. 2. Изменять уровень интеллектуальной деятельности, путём рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей. 3. Повышать познавательный интерес учащихся. 4. Включать учащихся в творческую деятельность. Интеграция

Слайд 4

Уровни интеграции: Внутрипредметный Межпредметный Интеграция

Слайд 5

Интеграция Внутрипредметная интеграция Фрагментарная интеграция , с отдельными фрагментами урока, требующими знаний из других предметов, узловую интеграцию , когда на протяжении всего урока учитель опирается на знания из других предметов. Межпредметная интеграция Интеграция объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса

Слайд 6

Физика Химия Задачи практического содержания Экология География Математика Экономика

Слайд 7

Уровень познавательной активности учащихся 10 кл (нач года) 10 кл (конец года)

Слайд 8

Приемы работы позволяют активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность Вывод

Слайд 9

Литература Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000. - С.24-2 Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)/Педагогика. – 1999. - №2. - С. 26-29. 3. Мацкевич В.В., Крупник С.А. Всемирная энциклопедия: Философия. – Минск, 2001. – 687 c . 4. http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html 5. https://gymnasium343.ru/Funkcionalqnaja-gramotnostq

Слайд 10

«Интеграция предметов естественнонаучного цикла в преподавании математики, как средство развития функциональной грамотности» Журавлева Наталья Владимировна Учитель математики Высшая категория МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А.М.Яналова »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Интеграция предметов естественнонаучного цикла"

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении. С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естес...

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих ур...

Формирование УУД через интеграцию предметов естественнонаучного цикла в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

Характеристика особенностей преподавания предметов естественнонаучного цикла  в школе с углубленным изучением языка. Методическая разработка интегрированного урока химии и физики  "Научный п...

Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученны...