Конспект по географии "План и масштаб" 6 класс география ОВЗ
план-конспект урока по географии (6 класс)

Мягкова Юлия Юрьевна

Задачи урока:

Личностные: формировать умение читать различные записи масштаба, применять понятие «масштаб» для определения  размера объектов по плану  и  для составления плана крупных объектов.

Регулятивные: развивать логическое мышление на основе перевода размеров  объектов  в   необходимый  масштаб; коррегировать пространственную ориентировку на основе упражнений в составлении плана объектов.

Коммуникативные: воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении измерительных и чертежных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_i_masshtab.docx49.66 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс.

География.

Тема урока: «План и масштаб».

Цель урока:  дать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие  о том,  как  используется план в практической деятельности человека.

Задачи урока: 

Личностные: формировать умение читать различные записи масштаба, применять понятие «масштаб» для определения  размера объектов по плану  и  для составления плана крупных объектов.

Регулятивные: развивать логическое мышление на основе перевода размеров  объектов  в   необходимый  масштаб; коррегировать пространственную ориентировку на основе упражнений в составлении плана объектов.

Коммуникативные: воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении измерительных и чертежных работ.

Тип урока:  комбинированный.

 

Оборудование:  4-5 рисунков различных предметов.

Ход урока.

 1.Организационный момент:

      Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик). Все на месте, начинаем урок.

2.Проверка домашнего задания по теме «Рисунок и план предмета»:

 Беседа по вопросам: 

- Что изучает география? (земную поверхность, природу, население и его хозяйственную деятельность)

- Какой раздел начали изучать? (План и карта)

- Какую тему изучили на прошлом уроке? (Рисунок и план предмета)

- Для чего нужен план?

-Что такое план?

-Как изображают предметы н6а рисунке?

-Чем отличается рисунок от плана?

Вставь в текст пропущенные слова:

На рисунке предметы изображают так, как мы видим их ___________(перед собой или сбоку).

На плане предметы изображают так, как будто мы смотрим на них ________  (сверху).

Итак, подведем итог:

- Для чего нужен план? (можно увидеть все, что есть в данной местности)

- Что показывают на плане поселка? (дома, дороги, улицы, магазины, а так же скверы или парки)

- Что показывают на плане сельского района? (леса, заросли кустарников, озера, реки, болота, родники, дороги, т.е. все, что есть в данной местности)

3. Сообщение теоретических сведений:

     Сегодня на уроке я расскажу об использовании плана в практической деятельности человека. Мы начнем учиться чертить план, а для этого нам пригодятся знания о масштабе, которые вы получили на уроках математики. Познакомимся с различными записями масштаба на плане

Запись числа и темы в тетрадь: План и масштаб.

4. Изучение нового материала:

План нужен людям разных профессий. Пожарные имеют планы районов, городов, деревень, посёлков, служба газа — планы подземных газовых коммуникаций, служба водоканала — планы водопроводной и канализационной сетей. Есть планы у службы связи, у работников сельского хозяйства и лесников.

       Имея на руках план-чертёж, можно решить, где строить новые города и посёлки, прокладывать линии электропередачи, телефонные кабели, трубы водопроводов и канализации, строить железные и шоссейные дороги, каналы, нефте-, газопроводы и ГЭС.

      Чертить план без точных измерений расстояний нельзя.

- Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности?  (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами).  Расстояние на местности можно измерять специальными приборами.

Чтобы сделать точный план, надо измерить  длину и ширину предметов, расстояния между ними.

Практическая работа.

       У каждого ученика на парте лежит ластик прямоугольной формы. Ребятам предлагается самостоятельно начертить план ластика в тетради.

-Что необходимо сделать, чтобы начертить план ластика в тетради? (Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину  ластика, построить прямоугольник с данными размерами).        

 Учитель оказывает помощь слабым ученикам.

-Сможете ли вы начертить план стола так же, как план ластика? Почему?  (Прямоугольник такого размера  не уместится на странице)

Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз, то есть взять их в масштабе.

Что такое масштаб?  (откройте учебник  с.73, прочитайте)

Словарная работа.

Масштаб* — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. (Запись в тетрадь)

Для того чтобы знать, во сколько раз уменьшены предметы и расстояния на чертеже по сравнению с действительными на местности, масштаб указывают в нижнем правом углу плана.

Его записывают:

  • цифрами  1 : 10

 Говорят что масштаб чертежа  один  к десяти.

 Это значит, что размеры уменьшены в 10 раз.

  • цифрами и словами  в 1см  100м 

Читается масштаб: «В 1 сантиметре 100 метров».

Это означает, что   100 метров в действительности

 на плане равны 1 сантиметру

  • Иногда в углу плана можно увидеть шкалу с делениями и цифрами. Это тоже запись    масштаба,  она показывает,  что в 1 сантиметре 100 метров.

Итак, что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на

местности  уменьшено при изображении его на плане)

- Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в нижнем правом углу плана).

5. Физкультминутка:

  • Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. Повторите это 4—6 раз.
  • Поглаживайте в течение 1 мин веки кончиками (подушечками) пальцев.
  • Делайте круговые движения глазами: налево — вверх — направо - вниз — направо— вверх — налево — вниз. Повторите упражнение 10 раз.
  • Вытяните вперед руку с карандашом. Следите взглядом за кончиком карандаша, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повторите упражнение 5 раз.

6.Закрепление:

Начертите  план  учительского  стола  в  масштабе в 1 сантиметре 10 сантиметров.

Для этого:

  1. Измерьте стол линейкой и запишите в тетради длину и ширину стола

       Один ученик измеряет длину стола (110 см), другой ученик измеряет ширину стола (70 см)

  1.  Самостоятельно разделите полученные числа на 10 (вспомнить правило деления на 10);

      запишите ответы в тетради:  длина стола на плане ________________(110см : 10 =11 см),

  ширина стола на плане _______________(70 см : 10 = 7 см).

  1. Начертите план в тетради: (сильные учащиеся выполняют задание по плану самостоятельно, слабым оказывается пошаговая помощь)
  • положите   линейку   горизонтально   на лист тетради;
  • от 0 вправо отложите отрезок,  равный длине стола на плане;
  • от начала первого отрезка вниз отложите второй отрезок, равный ширине стола на лане;
  • достройте по линейке прямоугольник,
  • запишите масштаб. 

Итак, как чертить на плане большие предметы? (большие предметы надо чертить в уменьшенном  виде, для этого надо выбрать масштаб)

- Какой масштаб использовали при построении плана учительского стола? (в 1 сантиметре 10 сантиметров)

- Где на плане записали масштаб? (в нижнем правом углу плана)

7. Итог урока:

  1. Что учились делать на уроке? (чертить план, читать масштаб)
  2. Для чего нужен план? (на плане видны все предметы)
  1. Как чертить на плане большие предметы? (большие предметы надо чертить в

уменьшенном виде, для этого надо выбрать масштаб)

  1. Что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на

местности   уменьшено при изображении его на плане)

  1. Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в углу плана)

8. Задание на дом: стр. 72-73.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Масштаб"

Цели урока:·        обучающие: обеспечить усвоение математического определения масштаба на базе знаний из курса географии, усвоение формулы масштаба для трех т...

Конспект урока по теме" Масштаб" 6 класс

Конспект урока по теме" Масштаб" 6 класс...

Конспект урока по теме " Масштаб и его виды" 5 класс ФГОС

Урок  по теме "Масштаб и его виды", разработан в соответствии с ФГОС при подготовке материала использовано методическое пособие к учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой "География.Землеведение. 5-6...

План-конспект урока по теме "Масштаб". 6 класс

План-конспект урока по теме "Масштаб". 6 класс...

Конспект урока по теме "Масштаб" (6 класс)

Конспект открытого урока по теме "Масштаб", проведенного в 6 классе в рамках конкурса "Учитель года - 2015" в номинации "Педагогический дебют"...

Конспект-презентация по технологии "Перевёрнутый класс": география 10 класс. Тема "Численность и воспроизводство населения"

Данная презентация является одновременно и конспектом урока: все этапы и задания прописаны. Технология "Перевёрнутый класс" подразумевает самостоятельное изучение нового материала учащимися ...

Конспект урока математики в 6 классе "Масштаб"

Конспект урока математики в 6 классе "Масштаб"...