конспект урока географии в 10 классе по теме "Состав (структура) населения мира"
план-конспект урока по географии (10 класс)
Цель урока: Формирование комплекса знаний о половом, возрастном, этнолингвистическом и религиозном составе населения.
Задачи урока:
1. Выявить географические закономерности полового, возрастного, этнолингвистическом и религиозном составе населения, работая в группах.
2. Развивать умения самостоятельно находить и анализировать информацию по теме. Используя атлас, счётчик населения, учебник, статистический материал.
3. Совершенствовать умения работы в группах.
Формировать навыки публичного выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_geografii_na_temu_struktura_naseleniya_mira_10_klass.docx | 154.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Состав (структура) населения
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: Формирование комплекса знаний о половом, возрастном, этнолингвистическом и религиозном составе населения.
Задачи урока:
- Выявить географические закономерности полового, возрастного, этнолингвистическом и религиозном составе населения, работая в группах.
- Развивать умения самостоятельно находить и анализировать информацию по теме. Используя атлас, счётчик населения, учебник, статистический материал.
- Совершенствовать умения работы в группах.
- Формировать навыки публичного выступления.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- использование приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира в области структуры и состава населения.
Метапредметные:
- формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся через работу с различными источниками информации;
- умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать средства для их реализации и применения на практике, оценивание достигнутых результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;
- умение взаимодействовать в группе с выполнением различных ролей;
- формирование навыков публичного выступления при презентации результатов работы.
Предметные:
- формирование умений объяснять значение основных понятий по теме:половозрастной, этнолингвистический и религиозный состав населения;
- умение аргументировать доказательства влияния этнического или религиозного состава населения на особенности социально-экономической жизни стран;
- овладение основами картографической грамотности при работе с картографическими источниками;
- выявление причинно-следственных связей, умение делать аналитические выводы.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
- включение учащегося в деятельность на личностно-значимом уровне;
- осознание ответственности за коллективное дело, развитие мотивации.
Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- осуществление поиска и анализа необходимой информации;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей её решения.
Коммуникативные УУД:
- планирование способов взаимодействия в группе;
- идентификация проблемы, поиск возможных способов разрешения конфликта;
- умение точно выражать свои мысли, оценивать действия партнёра.
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе то, что уже известно и усвоено учащимися;
- составление плана и последовательности действий;
- сравнение полученного результата с заданным эталоном;
- внесение дополнений и корректив в случае в случае расхождения результатов с эталоном;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
МТО
- Программа курса «География. 10-11 классы. Базовый уровень.» (авторы А.П. Кузнецов, Э. В. Ким). – М.: Дрофа, 2013.
- География. 10-11 классы: Учебник. Базовый уровень/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение. 2020.
- Экономическая и социальная география мира. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского/ автор-составитель О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2015.
- География. Атлас 10-11классы. Базовый уровень. АО «Издательство «Просвещение» 2019.
- Презентация к уроку «Состав (структура) населения».
Ход урока
Перед началом урока, ученики при входе в кабинет берут из коробки жетоны с номерами групп. После этого они должны рассредоточиться по группам, в соответствии с номерами на столах.
I. Мотивация на тему
Учитель: Ребята посмотрите на слайд, на нём приведён эпиграф к нашему уроку: «Население Земли – калейдоскоп особенностей» (слайд 1)
Какие мысли у вас есть по этому высказыванию?
Ученики: делают предположения о высказывании и его смысле.
II. Актуализация и пробное учебное действие
Прием: Сопоставление понятий с определениями (вариант на доску и вариант такой же раздать по группам – на А 4 в форме таблицы):
Понятия | Определения |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
(выходит 1-2 человека для ответа у доски, 2 минуты)
Пробное учебное действие
Учитель: у вас на столе лежат листы с вопросами (анкета), на которые постарайтесь дать ответы в течение 2 минуты. Ответьте так, как считаете правильным.
АНКЕТА
- Ваш возраст.
- Пол.
- Ваша возрастная группа.
- Люди, какой возрастной группы преобладают на планете?
- Людей, какого пола на планете больше?
- Какой языковой семье вы принадлежите?
- Родной язык.
- Религиозные взгляды (религия).
III. Выявление места и причины затруднения
(3 минуты)
Учитель: ребята, какие вопросы в анкете вызвали у вас затруднения?
Ученики: отвечают (предположительно), что трудные вопросы касаются соотношения полов и преобладания людей определённого возраста в мире.
Если затруднений нет, то спрашиваем: Вы уверены, что верно определили преобладающий возраст людей. А людей,какого пола больше на планете?
Учитель: сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.
IV. Целеполагание ипостроение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средства)
(4 мин.)
Учитель: теперь давайте опять обратимся к нашему эпиграфу и вашим анкетам, подумаем и определим тему нашего урока.
Ученики: высказывают предложения о теме урока. Обобщая вместе с ними их высказывания, выходим на формулировку темы (показываем слайд 2) и записываем тему в тетрадь – «Структура (состав) населения мира».
Учитель: давайте обратимся к вопросам нашей анкеты. Какие вопросы мы сегодня рассмотрим на уроке?
Ученики: дают ответы и предлагают вопросы к рассмотрению. Вместе с ними составляем план урока. Выводим план на слайде 3.
- Половой состав.
- Возрастной состав.
- Этнолингвистический (национальный) состав.
- Религиозный состав.
Учитель: таким образом, какова цель нашего урока? –Изучить структуру населения Земли.
V. Реализация построенного проекта
Работа в группах.
После этого учитель раздаёт на столы названия групп, которые служат их темой, а также задания для выполнения на уроке самостоятельно (в группе).
Внимание:Сегодня каждый из вас будет экспертом по определённому вопросу. Вам даётся время на изучение вопроса. После этого, от каждой группы выступает эксперт по вопросу, а остальные внимательное его слушают и фиксируют информацию (удобным способом: (схема, таблица и тд).
На столе у вас лежат листы взаимооценивания.
Учащимся предлагается определить критерии взаимооценивания. Учитель дополняет и выводит на слайд критерии.
- Полнота изложения материала.
- Доступность изложения.
- Аккуратность.
- Работа с картой.
Время работы с заданиями: 10 минут.
Учитель: Что нам потребуется для выполнения заданий?
Ученики: учебник, атлас, программа «Счетчик населения Земли».
Половой состав. Используя текст учебника с. 71-72 (дополнительно рис. 9 на с. 66) и карту атласа «Половая структура населения» (с. 11) определить:
- Понятие «половой состав».
- Соотношение мужчин и женщин в мире (сравнить данные учебника и «Счетчика населения Земли».
- В каких регионах мира наблюдается преобладание женщин, а в каких мужчин (привести примеры стран)?
Возрастной состав. Используя текст учебника с. 72-73 (дополнительно рис. 10-11 на с. 67-68) и карту атласа «Возрастная структура населения» (с. 11), «Счетчик населения Земли», определить:
- Понятие «возрастной состав».
- Каково соотношение возрастов по регионам (учебник с. 68, рис. 11)? Выделить наиболее молодые и пожилые регионы мира.
- Что такое половозрастная пирамида и что по ней можно определить (учебник с. 67, рис. 9)?
Этнолингвистический состав. Используя текст учебника с. 73-75, определить:
- Что такое этнос?
- По карте атласа (с. 12-13) определить наиболее крупные языковые семьи.
- Что такое одно- и многонациональные государства? Какие проблемы возникают в многонациональных странах?Привести примеры.
Религиозный состав. Используя текст учебника с. 75-76 (дополнительно рис. 9 на с. 66) и карту атласа «Религии» (с. 15), «Счетчик населения Земли» определить:
- Что такое религиозный состав? Какие религии относят к мировым и национальным?
- По карте «Религия мира» (с.15) определить, в каких регионах мира преобладают мировые религии, а в каких – национальные?
- Заполнить таблицу, определить преобладающую религию в стране:
Страна | Религия |
Россия | |
Украина | |
США | |
Аргентина | |
Испания | |
Великобритания | |
Германия | |
Алжир | |
Саудовская Аравия | |
Монголия | |
Таиланд | |
Индия | |
КНР | |
Япония |
При ответе показать государства на карте.
Представление информации по 2-3 минуты (около 10-12 минут на всех)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(5 минуты)
«Поиск слов»
10 терминов. Некоторые буквы могут быть общими для разных слов.
VII. Рефлексия
(3 минуты)
Учитель: Давайте подведём итог нашей работы. Переверните лист с анкетой, на обратной стороне обрисуйте свою руку и напишите посередине ладони «Я узнал». А на пальцах – то новое, что вы узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"
Открытый урок по географии в классе 9 на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью и естественным движением...
Конспект урока географии 8 класс "Миграции населения"
Конспект изучения нового материала по теме "Миграции населения России"....
Урок географии 8 класс Тема" Национальный состав населения России"
Материал может быть использован на уроках географии в 8 классе....
Урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.
урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.Технология: ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов. Цели: созда...
Технологическая карта урока географии 10 класс Численность и воспроизводство населения мира
Урок интегрированный...