Духовно-нравственное воспитание на уроках географии
статья по географии

Маняхина Светлана Анатольевна

Методические подходы к формированию духовности и нравственности на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание в рамках изучения географии.

Автор:

Светлана Анатольевна Маняхина, слушатель КПК

Аннотация: 

 На основе нормативных документов, определить роль урока географии в духовно – нравственном воспитании современного подростка. Молодой гражданин России через школьный курс предмета географии учится понимать и уважать людей, другую культуру, понимать своё место и роль в жизни и окружающей его природы, формировать такие качества, как чувство к нашей Родине, к её природе, людям, живущим в нем.

 

 В формировании духовно-нравственного компонента личности современного подростка играют роль такие факторы, как семья, школа, подростковые группы, СМИ, Интернет. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но зачастую входят в противоречие с ценностями, которые навязываются извне. В связи с этим ключевая роль в духовно-нравственном воспитании и развитии, нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, который проходят все граждане России. Именно в школе наиболее системно, последовательно и глубоко происходит воспитание личности ребёнка.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед школой поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер обучения, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.

Конкретно определяются требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. В обновленном стандарте они представлены по группам. Остановимся на личностных результатах, которые группируются по направлениям воспитания:

 • гражданско-патриотическое;

 • духовно-нравственное;

 • эстетическое;

 • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

 • трудовое; • экологическое;

 • ценность научного познания.       

             

Школьное образование играет важную роль в становлении ребенка, она как особый социальный механизм отражает проблемы, характер, противоречия общества. Слияние в один поток процесса обучения и процесса воспитания  является  успешным только тогда, когда каждому уроку будет придана воспитательная направленность. Духовно-нравственное воспитание включает в себя духовное богатство личности. Оно как зеркало отображает уровень развития интеллектуальной, эмоциональной сфер личности, потребность в знаниях, широту кругозора, воображения, чувство прекрасного, стремление к творчеству. Главное в современном подходе к проблеме формирования духовного богатства человека - максимальный рост его творческого потенциала. Этим вопросом обозначается актуальность данного вопроса и значимость его изучения и решения.

Планируемые личностные результаты Духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды;  - развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Географическая наука обладает значительным потенциалом для реализации нравственного воспитания школьников. Этот потенциал отражается в связи поколений многонационального российского народа, преемственности национальных нравственных традиций в единстве с общечеловеческими ценностями общества, и раскрывается в исследованиях Д.Н. Анучина, Н.Н. Баранского, Л.С. Берга, Ю.А. Веденина, Э.М. Мурзаева, В.С. Преображенского, Н.Н. Родзевича, П.П. Семёнов – Тян – Шанского, Л.Л. Трубе и других отечественных географов. Особое значение в реализации стратегии нравственного воспитания принадлежит школьному курсу географии, который предполагает раскрытие специфики природы, населения и хозяйства нашей Родины.

Школьная география способна направить развитие личности в нужное рациональное русло. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у географа - открывать мир. География является центральным школьным предметом. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качества и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира. За время обучения в школе ребенок познает человеческую жизнь в ее различных проявлениях. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углубленно изучают другие науки.

Главная цель педагога в изучении географии — привить детям любовь к  науке география, добиваться, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, обо всех ее уголках. Воспитывать чувство любви к  своей Родине, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них самих.

И первостепенной  задачей стало – научить школьников понимать прекрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве. А предмет география имеет большие возможности пробудить творческую мысль детей. Школьная  география   помогает  учащимся  осознать  значение  природы   для общества, понять, что природа – источник  удовлетворения  жизненных  и  духовных потребностей    человека,  осмыслить  необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках  географии происходит  формирование     и развитие     у школьников нравственных      норм   и привычек поведения в природе. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, родного края. Для того чтобы - природа воспринималась как объект красоты, необходимо вызывать положительные эмоции. У каждого педагога свои методы, свои секреты. В процессе духовно-нравственного воспитания личности каждый использует то, что ему ближе. Я использую на своих уроках художественную литературу, одним из путей который позволяет поддержать интерес к предмету является проведение уроков-путешествий, уроков-экспедиций, уроков-экскурсий, уроков - игры. Главным принципом этих уроков является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. При проведении уроков данного типа стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся.

На первом же уроке в 5 классе создаю   установку на увлекательность - провожу урок в форме увлекательного путешествия в историю возникновения и становления науки «География», рассказываю о предмете география и что он изучает. Идёт диалог с детьми: Что изучает предмет? А нашу страну предмет география изучает? Как называется страна, в которой мы живём? Далее демонстрируется фотографии природы на примере степей Саратовского Заволжья. Дети с удовольствием рассказывают о своих наблюдениях, о красивых местах края, своего села.

На уроках социальной и экономической географии ученики постигают нравственные основы и обязанности человека как общества, с небольшим уклоном на экологический компонент. И именно география закладывает основы детерминации социальной перцепции, раскрывая некоторые причины возникновения социальных связей в обществе: «Почему?», «Где?», «Как?» взаимодействуют люди. Раскрывая всю красоту и разнообразие человеческих обществ, социальная и экономическая география помогает избежать однобоких ксенофобных взглядов на наш мир. На уроках географии в 10 классе рассматривается разнообразие религий, показывая скорее не различия, а общность, пытаясь раскрыть всю опасность религиозного экстремизма. Огромную роль география, наряду с биологией и историей, играет в объяснении неправильности, неразумности и опасности расовых и национальных распрей. Необходимо не просто рассказывать о проблеме ученикам, а организовываю круглые столы, уроки – конференции. Например, в 10 классе при рассмотрении темы «демографическая политика» была проведена своеобразная конференция, на которой учащиеся сами пытались решить проблемы депопуляции и перенаселения.

Огромную роль география играет и в воспитании патриотических чувств. Большая часть курса географии рассматривает Россию как объект изучения. И если в 8 классе упор делается на красоту и разнообразие природы России, ее хрупкость и необходимость защиты, то в 9 классе показываются экономические и социальные связи между группами людей в нашей стране, необходимость тесного взаимодействия, ибо при потере одного компонента рушится вся система.

 Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие  выводы, о том, что духовно-нравственное воспитание школьников на уроках географии должно включать:
1) подачу материала урока, обязательно выделяя нравственную составляющую в каждой изученной теме в правильной и понятной для детей форме;
2) воспитание уважения к истории, традициям, культуре своего и других народов;
3) воспитание любви к природе, своему краю, ко всей Земле.

         Грамотно спланированный урок географии, подкрепленный занятиями по внеурочной деятельности, способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Через отношения к Родине, своему краю и человеку, формируются такие ценностные качества личности, как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

 

Нормативные документы:

1.Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 года

2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"

3. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 года

4.Приказ Министерства просвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

5. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20)

6. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 года

Источники информации:

http://www.myshared.ru/slide/451901/

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/12/08/kraevedcheskiy-komponent-v-prepodavanii-geografii-v-shkole

https://pedsovet.org/core/file/get/id/195872

http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-42133.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. " Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой»

Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходима интеграция всех программ, всего содержания...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное формирование личности на уроках географии и во внеурочное время

Доклад на тему "Духовно-нравственное формирование личности на уроках географии и во внеурочное время"...

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Духовно-нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжени...

Духовно-нравственное воспитание на уроках географии

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовн...

Духовно-нравственное воспитание на уроках географии

выступление наРМО учителей географии...