Урок обобщающего повторения по теме "Мировой океан"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Елена Шестакина

Материал можно использовать на уроках географии в 7 классе при повторении и обобщении материала по теме "Мировой океан и его части"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока географии в 7-м классе по теме "Мировой океан"

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Мировой океан»

Цель: закрепить и обобщить знания и практические умения учащихся по теме «Океаны»

ЗАДАЧИ:

- использовать и закрепить на практике приобретенные знания по теме «Мировой океан»

– развивать память, познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, картографические навыки, умение устанавливать причинно-следственные связи;

– воспитывать умения работать в паре, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи; воспитывать чувство экологической ответственности за воды Мирового океана.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

(звучит музыка)

Колыбель жизни на Земле, голубое зеркало нашей планеты – это … (Мировой океан) (Слайд 1)

Не зря, стоя на берегу океана, не устаёшь им восхищаться. Он завораживает, он манит к себе своей неповторимостью, своей загадочностью.

– Вы слышите эту удивительную музыку? Она зовет нас в увлекательный мир путешествий. Я предлагаю вам совершить интересное путешествие по океанам нашей планеты. Мы еще раз соприкоснемся с водами океанов, повторим то, что вы уже знаете, а может быть, кто-то из вас откроет для себя что-то новое.

- Итак, какова же цель нашего урока?

- А достичь этой цели мы можем путем решения следующих задач:….

(Слайд 2)

Ребята, перед вами лежат Оценочные листы. В них вы будете отражать всю свою работу на уроке, т.е. оценивать себя и выставлять баллы. Поэтому сейчас подпишите их. И далеко не убирайте. Каждый этап нашей с вами работы должен быть отражен в этом листе. В итоге вы получите оценку за урок.

II. Работа по теме урока.

1) Блиц – опрос (Правило «Поднятой руки» - кто быстрее):

  • Что такое гидросфера? (водная оболочка нашей планеты)
  • Назовите части гидросферы? (океаны, моря, заливы, проливы, реки, озера, болота, подземные воды, ледники)
  • Что такое Мировой океан? (океаны, моря, заливы, проливы)
  • Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? (2/3)
  • Кто первым из европейцев увидел Тихий океан и дал ему название? (Ф.Магеллан)
  • Самый “вытянутый” океан? (Атлантический)
  • Самый глубокий океан? (Тихий)
  • Самый тёплый? (Тихий)
  • В этом океане особенно выражены срединно – океанические хребты. (Атлантический)
  • Занимает 1/3 планеты? (Тихий)
  • Этот океан занимает четвёртое место по площади. (Северный Ледовитый)

Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн.кв. км или почти 71%. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, белой, коричневой, зеленой. Южное полушарие более океаническое (81%), чем северное (61%).

Единый Мировой океан подразделяется на 4 океана. Некоторые исследователи выделяют пятый – Южный океан. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки.

2. Ролевая игра.

Теперь смело отправляемся в путь. Давайте узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание.

Задание №1.

Определите название порта, из которого мы начинаем путешествие. Географические координаты записаны на слайде: 60̊ с.ш. 31̊ в.д. (Слайд 3)

(Слайд 4): Санкт – Петербург.

- Молодцы! Правильно!

- Итак, дорогие друзья в путь! Мы в порте Санкт – Петербурга.

- На берегу какого моря мы находимся? (Балтийского моря, Финского залива)

- К какому океану оно относится?

- Покажите Атлантический океан.

- Кто сможет показать моря Атлантического океана.

(уч-ся показывает у карты)(Балтийское, Черное, Азовское, Средиземное, Карибское, Северное, Норвежское, Лабрадорское, Шотландское)

- Мы продолжаем свой путь по водам Атлантического океана и причаливаем к южному берегу Южной Америки.

Задание №2 . Отгадай – ка.

- Чтобы плыть дальше туземцы приготовили для нас следующее задание: о ком идет речь?

Этот человек родился и вырос в Англии. В 1577г. был назначен адмиралом английского флота и вышел на 5 кораблях в пиратский рейд к Тихоокеанскому побережью Южной Америки. Новыми никому неизвестными путями он обошел материк и проник из Атлантического океана в Тихий. Появляясь внезапно и неожиданно, грабил испанские порты тихоокеанского побережья. Королева Англии Елизавета1 стала, благодаря нему, очень богатой и присвоила ему звание рыцаря. Его именем был назван пролив между Тихим и Атлантическим океанами. Кто он? (Фрэнсис Дрейк) (Слайд 5)

- Покажите пролив Дрейка, через который нам необходимо проплыть дальше. (уч-ся показывают на карте)

- В какой океан мы попали?

- Покажите Тихий океан (Уч-ся показывают).

- Мы знаем, что Тихий океан – самый неспокойный океан, и вот следующее задание. Выполнив его, мы сможем спокойно пересечь этот океан.

Задание №3 Цифровой диктант.

1. Материк

2. Остров

3. Река

4. Озеро

5. Море

6. Залив

В Оценочном листе задание №3 “Цифровой диктант”, в графе Ответы вам нужно записать в строчку номера правильных ответов. Я называю определение географического понятия. Слушайте внимательно! (Слайд )

1) Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.

2) Часть океана, более или менее отделенная от него сушей.

3) Огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой.

4) Часть моря или океана, глубоко впадающая в сушу.

5) Скопление пресной воды в природном углублении.

6) Поток воды, текущий в выработанном углублении, называемом руслом.

- Ребята, а сейчас проверьте, как вы выполнили это задание. Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. (Слайд )

- Выставляем друг другу оценки и продолжаем свой путь уже по Тихому океану. И вот новое испытание.

Задание №4 Чудеса из чудес.

- Ребята, вы должны установить, о чем говорят таблички на доске и пояснить, что это за чудо и где оно расположено. (Слайд 7) (на доске приготовлены таблички, необходимо их разместить на карте и рассказать коротко об особенностях каждого чуда)

11022 (глубина Марианского желоба, Тихий океан)

Филиппинское море (самое большое в мире, Тихий океан)

Красное море (самое соленое море в мире, Индийский океан)

Фернан Магеллан (дал название Тихому океану)

14,75 млн. км2 (площадь Северного Ледовитого океана)

Пролив Дрейка (самый широкий в мире пролив, соединяет Тихий и Атлантический океаны)

Бенгальский залив (самый большой в мире, Индийский океан)

Саргассово море (море без берегов расположено в Атлантическом океане, почти сплошь покрыто водорослями, и его “берегами” являются воды этого океана).

Остров Гренландия (самый большой остров)

- Мы успешно пересекли самый большой океан и попали в воды Индийского океана.

- Покажите на карте Индийский океан (ответы уч-ся).

- Перед вами новое задание

Задание № 5. “Третий лишний”. Работа в парах.

- Перед вами три названия морей. Нужно исключить одно и объяснить по какому признаку вы исключили то или иное море.

Карибское (Атлан.ок.)

Берингово (Тих.ок.)

Саргассово (Атлан.ок)

Японское (Тих.ок.)

Черное

(Атлан.ок)

Красное (Инд.ок.)

Фиджи (Тих.ок)

Тасманово (Тих.ок.)

Бофорта (Сев.Лед.ок.)

Балтийское

(Атлан.ок)

Аравийское (Инд. ок.)

Арафурское (Инд.ок)

Средиземное (Атлан.ок.)

Коралловое (Тих.ок.)

Желтое

(Тих.ок.)

- Молодцы! Путь дальше открыт.

- Мы можем вернуться домой, но у нас остался еще один океан.

- Какой, назовите и покажите его? (ответы уч-ся) - Северный Ледовитый

Задание №6. Найди ошибки. Записки юнги”. (Слайд 8)

Карточки-задания на столах уч-ся.

Наша задача заключалась в том, чтобы за короткое северное лето добраться из Владивостока до устья реки Лена. Мы пересекли Охотское море и достигли берегов острова Сахалин. Навстречу нам дул ветер, который принес с собой огромные волны цунами. Когда море успокоилось, мы продолжили наше плавание. Спустя некоторое время мы обогнули остров Камчатка, который с запада омывается Беринговым морем. Достигнув города Петропавловск-Камчатский мы сделали остановку на несколько дней. На Камчатке очень много вулканов и самый знаменитый из них это - Этна. Затем наш путь лежал через самый широкий Берингов пролив. В скором времени мы достигли устья реки Лена, воды которой впадают в Восточно-Сибирское море. (Самопроверка) (Слайд 9) Один ученик у карты поясняет выбор ошибок.

#1047;акрепление.

1. Роль океана в жизни человека.

- Океан бывает спокойным и страшным, но он необходим человеку как воздух.

Вопрос: Что дает человеку океан? (Слайд 10)

C:\Users\User\Desktop\

- Какие проблемы с этим связаны? ( ребята отвечают)

(Слайд 10)

- Загрязнение является общемировой проблемой Слайд 11

(Слайд 12) Велика роль океана в хозяйственной деятельности человека.

В процессе плавания на морских судах, лова рыбы, промысла морских животных, добычи полезных ископаемых и другой деятельности человека в Океан попадает большое количество вредных веществ и посторонних предметов.

- Что вы можете предложить для решения экологической проблемы? (Слайд 13)

- Скажите, а какие вам известны профессии, связанные с океаном? (гидролог, океанолог, капитан, кок (повар), боцман, матрос, слесарь-механик и т.д.)

- Хорошо, спасибо!

2. Роль океана в жизни Земли.

- Какую роль играет океан в жизни нашей планеты? (теплушка планеты, участвует в Мировом круговороте воды…)

-Поэтому очень важно беречь воду! И сегодня, я бы хотела задать вам домашнее задание творческого характера. Запишите Домашнее задание:_

(Слайд 15) Представить в любой форме обращение к людям, в котором говорится о важности сбережения Мирового океана (это может быть: листовка, рисунок, плакат, цитата и т.д.)

Приём «Что, если…?»

- Что, если исчезнет вода в Мировом океане?

- Что, если Норвежское теплое течение проникнет дальше на восток к Карскому и морю Лаптевых?

IV. Подведение итогов. Рефлексия

Ну и в завершении нашего урока, я бы хотела узнать:

Понравился ли вам урок?

Было трудно на уроке?

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

- Я благодарю вас за работу и очень надеюсь, что знания, полученные на наших уроках, пригодятся вам в жизни. Вы, ребята, наше будущее. Конечно, человеком допущено много ошибок. Но наука не стоит на месте, и хочется надеяться, что ваша деятельность будет направлена не только на созидание, но и на сохранение тех богатств природы, которыми наша страна обладает.

Оценочные листы можете сдать, для того, чтобы я смогла выставить вам за урок оценки.

Урок окончен!

Оценочный лист обучающегося

Ф.И.ученика(цы)___________________________________Класс_______

№ п/п

Задания

Ответы

Количество баллов

«Блиц-опрос»

«+», «-»

Max – 11 баллов

1

Ролевая игра

Порт____________________

2 балла

2

Отгадай - ка

________________________

2 балла

3

Цифровой диктант

(взаимопроверка)

__ __ __ __ __ __

Max – 5 баллов

4

Чудеса из чудес

(самооценка)

Max – 9 баллов

5

Третий – лишний

(работа в парах)

Самооценка

Max – 3 балла

6

Найди ошибку «Записки юнги» (самооценивание)

7 ошибок – «5»

6-5 ошибок - «4»

3-4 ошибки – «3»

Max – 5 баллов

Закрепление

(оценивается учителем)

Пожелание по уроку

Оценка

Критерии оценивания

«5» - 31 и выше

«4» - 24-30 баллов

«3» - 16-23 балла

«2» - 15 и ниже

11022

Филиппинское море

Красное море

Фернан Магеллан

14,75 млн. км2

Пролив Дрейка

Бенгальский залив

Саргассово море

Остров Гренландия

Задание №6. Найди ошибки и подчеркни их .

«Записки юнги»

Наша задача заключалась в том, чтобы за короткое северное лето добраться из Владивостока до устья реки Лена. Мы пересекли Охотское море и достигли берегов острова Сахалин. Навстречу нам дул ветер, который принес с собой огромные волны цунами. Когда море успокоилось, мы продолжили наше плавание. Спустя некоторое время мы обогнули остров Камчатка, который с запада омывается Беринговым морем. Достигнув города Петропавловск-Камчатский мы сделали остановку на несколько дней. На Камчатке очень много вулканов и самый знаменитый из них это - Этна. Затем наш путь лежал через самый широкий Берингов пролив. В скором времени мы достигли устья реки Лена, воды которой впадают в Восточно-Сибирское море. (Самопроверка)

Аравийское море

Красное море

Карибское

море

Берингово море

Фиджи море

Араф урское море

Саргассово море

Тасманово море

Средиземное море

Японское море

Бофорта море

Коралловое море

Черное море

Желтое море

Балтийское море


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Мировой океан. Урок обобщающего повторения

Урок  обобщающего повторения.  Проводится в форме игры, что способствует достижению положительной эмоциональной атмосферы. Для ребёнка игровая деятельность является одной из ведущих,...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...