Опрс
методическая разработка по географии

ffff

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР для педагогов дополнительного образования

Тема:

Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании

Цель: познакомить с  современными подходами, принципами и формами планирования   и организации учебного процесса в детских объединениях.

План семинара:

  1. Особенности  учебного процесса в дополнительном образовании.
  2. Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса

- цель и задачи

- типы учебных занятий

- требования к организации занятий

- формы работы с детьми

- методы обучения

- основные этапы современного занятия.

3.  План-конспект учебного занятия  педагога дополнительного образования.

4.  Мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки детей на занятиях».

5.  Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой.

Ход семинара:

Педагоги разбиваются на группы по направленностям.

Вступительное слово: тема семинара,  план работы, актуализация выдвинутых вопросов.

1. Особенности  учебного процесса в дополнительном образовании.

Вопрос для обсуждения в группах: Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе?   (ответы представителей от групп.)

Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать:

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. 

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина «…основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться».

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;

базироваться на развивающих методах обучения детей;

для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;

использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

основываться на социальном заказе общества;

отражать региональные особенности и традиции.

  1. Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.

Вопрос для обсуждения в группах:   Дайте  определение учебного занятия.

Исходя из определений, резюмируем:

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов.

Необходимо исходить из самого понятия  цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены.

 Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов.

 Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

 При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

Традиционно  к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.

Практикум в группах:  Формулировка задач учебного занятия. Коллеги, Вам розданы листы с определениями задач без заголовков, поработав, определите, какие из них обозначены на листах. Подпишите.

_____________________________________

1 – содействовать в ходе занятия формированию  личностных качеств…,

2 – в целях решения задач трудового обучения и воспитания…,

3 – осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения…,

4 – для решения задач эстетического воспитания…,

5 - для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления…,

5 - формировать правильное отношение к природе.

______________________________________

1 – для решения задач развития у детей умений выделять главное в изучаемом материале (обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия…,

2 - для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия…,

3 – обеспечивая развитие речи обучающихся…,

4 – формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний…,

5 – для развития у детей познавательного интереса…,

6 – в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации….

__________________________________________

1- проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих  занятиях…,

2- обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия…,

3- сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу….

 

 Подводя итоги работы по формулированию задач, обобщаем:

Образовательные задачи  конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно  формировать на учебном материале занятия.

Задачи развития обучающихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.

          Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.

 

 

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

- изучение нового материала;

- применение знаний на практике, формирование практических умений;

- контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.

Вопрос для обсуждения в группах: Какие  существуют типы учебных занятий?

Итог работы групп - определение типов занятий:

изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);

обобщение  знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.);

 комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения);

 контрольное (итоговое).

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

 Вопрос для обсуждения в группах:  Какие требования  необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании?

Обобщаем ответы  групп:

Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

- целесообразное расходование времени занятия;

- применение разнообразных методов и средств обучения;

- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

- практическая значимость полученных знаний и умений.

Вопрос для обсуждения в группах: Какие формы организации учебного процесса Вы знаете?

В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.

 - Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

- Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

- Дискуссия -  всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

- Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

- Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

- Экспедиция -        поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

- Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

- Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей.

- Презентация предмета, явления, события, факта - описание , раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

- Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

- Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

- Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п.

- Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

- “Крепкий орешек” -   решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

- День добрых сюрпризов -        упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

- Конверт вопросов -         свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

- Выпускной ринг -отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми

 

  Имеется многообразный арсенал  методов обучения, методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, контроля и коррекции.

Рассмотрим две классификации методов обучения.

По Ю.К. Бабанскому

Словесные (источником знания является устное или печатное слово)

  • Рассказ
  • Объяснение
  • Беседа
  • Дискуссия
  • Лекция
  • Работа с книгой

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

  • Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.)
  • Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.)

Практические(получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)

  • Упражнения
  • Практическая работа
  • Решение задач
  • Моделирование объектов

По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру

  • Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
  • Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога)
  • Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы)
  • Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует)
  • Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)

В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.

Вопрос для обсуждения в группах:  Выделите основные этапы учебного занятия.

В процессе обсуждения выделяем этапы занятия:

1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

3. План-конспект учебного занятия  педагога дополнительного образования

Все перечисленные позиции: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия  - находят своё отражение в плане, который         педагог составляет на каждое учебное занятие.

В основе многообразных  вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики:

- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

- любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

- построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

 Работа в группах: Рассмотрим и обсудим  возможный  вариант плана-конспекта занятия.

                                                         ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия

                                                                                                                                              Дата

Тема занятия

Цель

Задачи:

  • образовательная
  • воспитательная
  • развивающая

         Тип занятия

         Форма работы  

Методы обучения

         Оборудование для педагога

         Оборудование для учащихся

План занятия:

  1. Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию.  Создание психологического настроя на работу.                                                                                            1-3 мин
  2. Проверка домашнего задания - творческого, практического (если было), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.                                                       10-15 мин
  3. Изучение нового материала. Сообщение темы, ТБ, вводная беседа, ознакомление с новым  материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией  и т.д.).                                                                                            15-20 мин
  4. Самостоятельная (практическая) работа  обучающихся. Закрепление знаний и способов действий.   Практические задания. Тренировочные упражнения. Физкультминутка.                                                                                            30-40 мин
  5. Итог занятия.  Выставка работ, устное подведение результатов работы, выводы, высказывания детей,  оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (если есть). Рефлексия.                                                                                              10-15 мин

4. Мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки  детей на занятиях»

Психолог актуализирует значение физкульминуток и физкульпауз в учебном процессе. Выполняя самостоятельную работу, дети часто бывают заняты однообразным делом, особенно за занятиях  в детских объединениях ИЗО, ДПИ, шахматном клубе, музыкальной школе-студии.

Чтобы сменить вид деятельности, психологически разгрузить детей предлагается включить в занятие так называемые психологические разминки. Эта форма часто более интересна детям, чем традиционные физкультминутки.

 Под руководством психолога педагоги  знакомятся и «проигрывают» несколько психологических разминок.

5. Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой

Ранее мы рассмотрели план-конспект традиционного занятия в дополнительном образовании. Теперь познакомимся со структурой  инновационного занятия по Н.Е. Щурковой.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Работа в группах: Изучение  инновационного занятия по Н.Е. Щурковой (раздаём на листах).    

Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой.

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1)  Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3)  Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4)  Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлективный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

 Итог работы групп:  Выступление представителей групп. Обсуждение структуры инновационного занятия.  Возможности включения такой структуры в практику своей работы.

 

Подведение итога семинара. Рефлексия педагогов.