конспект урока по географии "Географические координаты" 5-6 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Григорьева Антонина Викторовна

Данный конспект можно использовать на уроках географии при изучении темы географические координаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geograficheskie_koordinaty_6_kl.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 6 классе.

Тема: Географические координаты.

Учитель географии:

Григорьева Антонина Викторовна

Цель: закрепить умение определять географические координаты точек земной поверхности.

Задачи:

Образовательные.

  1. Обобщить и систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.
  2. Обобщить и систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.
  3. Отработать навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.

Развивающие.

  1. Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
  2. Формирование умения работать с различными картами.
  3. Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.

Воспитательные.

  1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
  2. Прививать чувство прекрасного при изучении материала.
  3. Формирование географической культуры.

Тип урока: комплексное применение знаний

Вид урока: урок изучения нового материала с элементами практикума.

Методы: репродуктивный (беседа); частично-поисковый (работа по карте)

Оборудование:

 1. Физическая карта полушарий.

 2. Глобус.

 3. Атласы.

 4. Контурные карты.

5. Проектор

Продолжительность: 45 минут.

Ход урока:

  1. Организационный момент  (2 мин)

Приветствие детей, проверка посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, атласа, контурных карт), создание у детей хорошего настроения и настроя на работу.

  1. Определение темы урока

Дети должны попытаться определить тему урока самостоятельно в результате ответов на проблемные вопросы:

  • Вспомните, пожалуйста, ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
  • Как вы думаете, для чего необходимо уметь определять широту и долготу объекта одновременно? Разве недостаточно найти только одну координату? Почему?
  • В жизни необходимы знания и умения находить широту и долготу?
  • Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке?

В конечном итоге учащиеся должны выйти на тему урока «Географические координаты».

Вы молодцы, правильно определили тему урока (слайд1). Откройте, пожалуйста тетради, запишите число и тему урока.  Какая же задача стоит перед нами на этот урок? Научится находить координаты объектов.  Но я хочу отметить, что мы с вами будем не только усердно трудиться, но и отдыхать, т.к. целый урок мы будем путешествовать по земному шару.

  1. Повторение пройденного материала.

Если уж мы отправляемся в путешествие, то нам с собой необходимо взять, наверное, какой-то багаж?  

А что мы с собой возьмем?

 Правильно – знания. Но до того как мы отправимся путешествовать, давайте проверим ваши географические знания. У вас на столах лежат тесты (приложение 1). Возьмите каждый по варианту и карандаш. Подпишите фамилию, класс и номер экипажа. В каждом задании обведите правильный ответ. Даю вам 3 минуты.

.. Отложите карандаши. Отдайте свой тест соседу по парте.  Смотрим на доску и проверяем правильные ответы (слайд 3). Если ответ правильный ставьте “плюс”, если нет – “минус”. А теперь поставьте оценку: сколько плюсов, такая и оценка… Отложите работы.

  1. Изучение новой темы.

Ваши знания мы проверили и можем отправляться в путь. (слайд 4).На днях я получила послание. Само послание испорчено водой, и я принесла вам его копию. Написано оно в двух вариантах. Вот 1 вариант. Давайте прочтем его. Кто мне поможет ? (слайд 5).

 Текст послания: 

                                 SOS!!! Тому, кому попадет это

                                  послание. Экипаж шхуны

                                 “Вечерняя звезда” потерпел

                                   крушение в Тихом океане.  

                                   Капитану и двум матросам

                                   удалось спастись на острове.

                                   Ищите: 27 градусов южной

                                   широты…….

Давайте вспомним, что такое географическая широта? (ответ: это расстояние от экватора до заданного объекта в градусах). А как определить географическую широту? (ответ: провести воображаемую линию от экватора до объекта и посмотреть градусное значение). Правильно. (слайд 6).

Итак, мы вспомнили, что такое географическая широта. А скажите, только по одной географической широте мы можем найти нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную широту имеют все объекты, находящиеся на данной параллели)

Правильно. Нам еще чего-то не хватает… Но может нам поможет 2 вариант послания.. Давайте посмотрим. Кто прочтет его? (слайд 7).

Текст послания:

                                      SOS!!! Тому, кому попадет это

                                      послание. Экипаж шхуны  

                                     “Вечерняя звезда” потерпел

                                       крушение в Тихом океане.

                                       Капитану и двум матросам

                                       удалось спастись на острове.

                                       Ищите…..109 градуса

                                       западной долготы

А что такое географическая долгота? (ответ: географическая долгота показывает расстояние от нулевого меридиана до заданного объекта в градусах). А кто покажет, как ее найти? (у доски ученик показывает и рассказывает: провести воображаемую линию от нулевого меридиана до заданного объекта и посмотреть значение в градусах) (слайд 8).

Правильно. Скажите, а по одной географической долготе мы сможем определить нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную долготу имеют все объекты находящиеся на данном меридиане)

Хорошо, скажите, как вы думаете, а, зная и долготу и широту данного острова мы сможем найти нужный нам остров? ( ответ: Да. Т.к. мы знаем и меридиан и параллель на котором находится нужный нам остров).

Давайте попробуем найти этот остров и обозначим его на своих контурных картах. Кто попробует показать? (ученик показывает по карте мира, называет остров). Молодец (слайд 9).

Учитель читает определение, дети записывают определение в тетрадь. Географические координаты – это числа, с помощью которых указывают местоположение объекта на Земле и карте (слайд 10).

Итак, какой вывод мы можем сделать? (ответ: для определения местоположения объекта мы должны знать географическую широту и географическую долготу места, т.е. географические координаты)

5. Закрепление новой темы:

Давайте попробуем найти объекты по их координатам (приложение 2). Вы найдете объекты, а затем мы вместе проверим выполнение задания. (Выполняется задание) А теперь давайте проверим правильность выполнения задания (слайд 11-13).

Ну, а теперь вы будете путешествовать сами (слайд 14). Возьмите карточку № 2 (приложение 3). Вам предстоит показать на контурной карте маршрут вашего путешествия, определяя по географическим координатам места ваших остановок. После выполнения задания сдайте контурные карты. (Ученики выполняют задания)

6.  Подведение итогов урока.

Ученики показывают контурные карты, на которых обозначены географические объекты. Выставление оценок.

Учитель задает детям итоговые вопросы.

  • Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
  • Людям каких профессий необходимо это знать?

7. Рефлексия.

И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:

«На уроке я узнал…

« Я научился….

« Мне понравилось …

« Моё настроение …

  1. Домашнее задание.
  1. Параграф 13, пункт 3.
  2. Придумать свой маршрут путешествия, отметив его на контурной карте, при этом отметить не менее 5 городов, через которые он проходит, их названия и координаты.

Приложение 1

Тест (вариант № 1)

1. Меридиан проходит…

А. Между Северным и Южным полюсами.

Б.  Параллельно экватору.

В. Только в северном полушарии.

2. Нулевой параллелью называют…

А. Северный тропик.

Б. Экватор.

В. Параллель, проходящую через Гринвич.


3. Градусная сеть – это…
А. Все параллели.

Б. Все меридианы.

В. Все параллели и меридианы.

4. Тропики – это…

А. Просто линия.

Б. Параллель.

В. Меридиан.

5. Какая параллель длиннее?

А. 80 градусов.

Б. 50 градусов.

В. 25 градусов.

_____________________________________________________________________________

Тест (вариант №2)

1. Тропики – это…

А. Параллели.

Б. Меридианы.

В. Их нет на карте.

2. Географическая широта показывает…

А. Расстояние в километрах от экватора до объекта.

Б. Расстояние от экватора до объекта в градусах.

В. Расстояние в градусах от Гринвича до объекта.

3. Нулевым меридианом называют…

А. Гринвичский.

Б. Экватор.

В. Полярный круг.

4. Через одну точку на поверхн6ости Земли можно провести…

А. 4 меридиана

Б. Один меридиан и одну параллель.

В.только параллель.

5. Какой меридиан длиннее?

А. 20 градусов.

Б. 156 градусов.

В. Все меридианы одинаковой длинны.

Тест (вариант № 3)

1. Экватор – это…

А. Нулевой меридиан.

Б. Нулевая параллель.

В. Такого обозначения нет на карте.

2. Параллели бывают…

А. От 0 до 90 градусов

Б. От 0 до 180 градусов.

В. От 0 до 360 градусов.

3. меридианы имеют направление…

А. север – юг.

Б. Запад – восток.

В. Юго-запад – северо-восток.

4. Параллели параллельны…

А. Экватору.

Б. Гринвичскому меридиану.

В. Таких обозначений нет на карте.

5. Какая линия короче?

А. Гринвичский меридиан.

Б. Экватор.

В. Южный тропик.

_____________________________________________________________________________

Тест (вариант № 4)

1. Градусная сеть – это…

А. Все параллели.

Б. Все меридианы.

В. Все параллели и меридианы.

2. Экватор – это…

А. Нулевой меридиан.

Б. Нулевая параллель.

В. Такого обозначения нет на карте.

3. Географическая широта показывает…

А. Расстояние в километрах от экватора до объекта.

Б. Расстояние от объекта до экватора в градусах.

В. Расстояние от объекта до Гринвича в градусах.

4. Какой меридиан короче?

А. 56 градусов.

Б. 89 градусов.

В. Все меридианы одинаковой длинны.

5. Тропики – это…

А. Просто линия.

Б. Параллель.

В. Меридиан.

Приложение 2

Задание для закрепления

(карточка №1)

Находим объекты вместе  с классом

Ваши координаты:        32° с.ш.  15° в.д.

        30° с.ш. 32°в.д.

        14°с.ш. 34°в.д.

Приложение 3

1 вариант

(карточка № 2)

Нанести на контурную карту маршрут своего путешествия. Для этого необходимо:

1. Найти по координатам города, в которых вы совершали остановки во время путешествия.

2. Нанести эти города на контурную карту (при ответе укажите и страну)

3. Соединить их линиями.

Вы получите нужный вам маршрут.

Ваши координаты:        10 ° с.ш. 67 ° з.д.

        14 ° ю.ш. 76 ° з.д.

        1 ° ю.ш. 79 ° з.д.

_________________________________________________________________________

2 вариант

(карточка № 2)

Нанесите на контурную карту маршрут вашего путешествия. Для этого необходимо:

1. Найти по координатам города, в которых вы совершали остановки во время вашего путешествия.

2. Нанести эти города на контурную карту (при ответе укажите и страну)

3. Соединить их линиями.

Вы получите нужный вам маршрут.

Ваши координаты:        39 ° с.ш. 35 ° в.д.

        36 ° с.ш. 51 ° в.д.

        24 ° с.ш. 58 ° в.д.

__________________________________________________________________________

3 вариант

(карточка № 2)

Нанесите на контурную карту маршрут вашего путешествия. Для этого необходимо:

1. Найти по координатам города, в которых вы совершали остановки во время путешествия.

2. Нанести эти города на контурную карту (при ответе укажите и страну)

3. соединить их линиями.

Вы получите нужный вам маршрут.

Ваши координаты:        46 ° с.ш. 75 ° з.д.

        39 ° с.ш. 78 ° з.д.

        24 ° с.ш. 83 ° з.д.

__________________________________________________________________________

4 вариант

(карточка № 2)

Нанесите на контурную карту маршрут своего путешествия. Для этого необходимо:

1. Найти по координатам города, в которых вы останавливались во время вашего путешествия.

2. Нанести эти города на карту (при ответе укажите и страну)

3. Соединить их линиями.

Вы получите нужный вам маршрут.

Ваши координаты:           36 ° с.ш. 4 ° в.д.

        18 ° с.ш. 15 ° з.д.

        5 ° с.ш. 18 ° в.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...