Дальневосточный экономический район
план-конспект урока по географии (9 класс)

Чернова Наталья Николаевна

Данный материал является блочно-модульным уроком по теме "Пространство Дальнего Востока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Пространство Дальнего Востока

Цели урока:

  • Сформировать образ Дальнего Востока.
  • Определить состав и географическое положение Дальнего Востока.
  • Оценить особенности природных условий и ресурсов Дальнего Востока.
  • Формировать отношение к району как уникальной территории России.

Средства обучения: карты «Физическая карта России», «Политико-административная карта России», учебники, атласы, компьютерная техника.

Ход урока

I. Организационный момент

а) - Добрый день дорогие ребята, Разрешите представиться. Меня зовут Чернова Наталья Николаевна. Я учитель географии Тюмеревской школы.

- Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с экономическими районами нашей страны. Прочитайте стихотворение и скажите, про какой экономический район здесь говорится?

Слайд 1

Тут лес, поля, крутые склоны,
Земля с приморскими дубами,
И сосен стройные колонны
Гудят, колеблемы ветрами.
Тут плещутся морские волны
О скалы поднебесных гор.
Они то шумно, то безмолвно
Ведут известный разговор.
Все это мирный твой фасад,
Моя великая страна.
Край рыбой, золотом богат,
Растут над морем города,

И чуть поднимется заря,
Идут суда с пахучим лесом
В заокеанские края,
Где тучи свесились навесом,
В лесах лианы вьются в кольца
И дождь просеян решетом.
При неподкупном свете солнца
Здесь тигры спят глубоким сном.
Геологи в походах дальних
Здесь ищут с оловом руду –
Чтоб из рождений уникальных
Воздвигнуть памятник труду.

(Шило Н.)

- Скажите, о каком районе России говорится в этом стихотворении?

- Верно, наш сегодняшний урок посвящен одному из самых удивительных мест, существующих в России – Дальневосточный экономический район. Запишите тему в тетрадь: Пространство Дальнего Востока (Слайд 2)

- А из каких строк стихотворения вы об этом догадались?

б) Составление кластера «Дальний Восток – это …»

- Ребята, с чем у вас ассоциируется Дальний Восток?

Слайд 3

Дальний

Восток

в) Просмотр слайдов «Что мы знаем о Дальнем Востоке»

Слайд 4 Лососевые

- Здесь находятся основные российские ресурсы красной рыбы (лососевые) – горбуша, кета, нерка, семга, чавыча и другие. Знаменитая красная икра лососевых рыб.

Слайд 5 Дары моря

- Богатство рыбными ресурсами – это одно. Разнообразные морепродукты тоже добываются в морях Дальнего Востока: крабы, кальмары, мидии, трепанги, гребешки.

Слайд 6 Природная сокровищница – уссурийская тайга.

-Здесь встречаются северные и южные виды растений (ель и дикий виноград, сибирский кедр и субтропические лианы) и уникальные – женьшень, лимонник, амурский бархат, аралия и др.

Слайд 7 Амурский тигр – обитатель хвойно-широколиственных лесов Дальнего Востока

- Амурский тигр занесён в Красную книгу России. На территории нашей страны сосредоточено 90% общей популяции амурских тигров.

Слайд 8 Долина гейзеров (на Камчатке)

- Уникальный природный объект, где находится около 40 крупных и средних гейзеров, и множество источников, периодически выбрасывающих фонтаны почти кипящей воды и горячего пара.

Слайд 9 Курило-Камчатский вулканический пояс

- Здесь насчитывается 68 действующих вулканов, или 12% от общего числа действующих наземных вулканов. Самые крупные и мощные вулканы расположены на Камчатке. Ключевская Сопка – наиболее высокий (4688 м) и один из самых активных вулканов Евразии.

II. Изучение новой темы

а) Целеполагание

- План изучения района нам уже известен, мы не будем нарушать последовательность знакомства с Дальним Востоком.

- Что нам предстоит узнать?

Ответы учащихся: Определить состав и географическое положение Дальнего Востока.

Оценить особенности природных условий и ресурсов данного ЭР.

Слайд 10

- На уроке, чтоб облегчить вашу работу, мы будем использовать карточки-модули.

- Просмотрите видеоматериал, ознакомьтесь с текстом учебника (§46, стр. 186-191)

б) Просмотр видеоматериала

в) Знакомство с § 46 учебника.

- У каждого ученика на партах имеются карточки-модули, по которым мы с вами изучим данную тему пошагово.

Модуль 1. Состав Дальневосточного экономического района

Используя 8 пункт § 46 заполните схему и обозначьте субъекты на контурной карте.

Модуль 2. Экономико-географическое положение Дальнего Востока

- Оцените экономико-географическое положение района по карте.

1. Самый ______________ по площади ЭР России - ____________ млн. км².

2. Части Дальнего Востока:

- материковая часть,

- полуостровная часть - ___________________,

- островная часть - ____________________ .

3. Дальний Восток наиболее _____________________ район от _______________ России.

4. Связи Дальнего Востока с Центром по _______________________ магистрали.

5. Дальний Восток имеет обширный, открытый выход к __________ океану и к странам __________________ Азии.

6. Дальний Восток граничит со странами: _________________ и __________________, граница проходит по реке ___________ и её притоку ________________.

7. Какие виды транспорта играют важную роль в жизни населения Дальнего Востока? _____________________________________________________________________________

#1057;делайте вывод об особенности ЭГП Дальнего Востока. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физкультминутка

Давайте немного отвлечемся, отдохнем. Встаньте напротив друг друга. Поприветствуем друг друга так, как это принято у соседей ДВ региона.

Россия – пожимаем друг другу руки;

Япония, КНДР – легкий поклон на 15º, при этом мужчины прижимают руки к телу, женщины складывают руки вместе впереди;

Китай – подняв над головой сцепленные руки

США – с расстояния машут рукой, можно улыбнуться и подмигнуть друг другу.

Отдохнули, снова примемся за работу.

Модуль 3. Природные условия Дальнего Востока

Тектоническое строение и рельеф.

1. Положение Дальнего Востока на стыке _______________________ определяет большую тектоническую подвижность территории. Особенно подвижны восточные, приморские районы. Здесь часто бывают _______________ и моретрясения, с которыми связаны гигантские морские волны - _______________.

2. Нередки на Камчатке и Курильских островах извержения _____________ .

3. Установите соответствие (Используйте карты на стр.232-233 и стр.188)

Тектоническая структура

Форма рельефа

1. Плита древней платформы

А. Центральноякутская равнина

2. Мезозойская складчатость

Б. Алданское нагорье

3. Кайнозойская складчатость

В. Срединный хребет Камчатки

4. Щит древней платформы

Г. Верхоянский хребет


Климатические пояса ____________________

____________________ __________________

____________________ область

____________________

Природные зоны Используя пункт 7 § 46 (стр. 190-191) заполните схему

С ___________________

____________________

____________________

____________________

Ю ____________________

Модуль 4. Природные ресурсы Дальнего Востока

Используйте пункт 5 § 46 (стр. 190)

а) минеральные ресурсы:

Уголь в _______________________ бассейне

Нефть и газ на о-ве ____________________

____________ и ______________ в Якутии

Руды - __________, _________,____________ .

б) биологические ресурсы:

рыбные (рыбы: _________, _________, ________)

лесные

в) гидроэнергетические - это ресурсы рек: _____________, ________________ .

III. Закрепление.

- Мы с вами рассмотрели особенности природы Дальнего Востока, Итак, в чем же выражается контрастность региона?

- Контрастность природы выражается в разнообразии форм рельефа, типов климата, режима и питания рек, многообразии природных зон. Большая протяженность с севера на юг, крупные размеры территории, расположение на границе крупных литосферных плит (Евразийская и Тихоокеанская) и на побережье Тихого океана объясняют название региона – «край контрастов».

IV. Рефлексия.

- Что на уроке вызвало затруднение?

- С чем я справился хорошо?

- Как я поработал на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по географии 9 класс "Дальневосточный экономический регион"

Сформировать знания о составе территории, особенностях экономико-географического положения, природы, хозяйственного развития Дальнего Востока; Продолжить формировать умения анализировать тематич...

Урок географии в 9 классе "Дальневосточный экономический район"

Данная презентация предназначена для изучения региональной географии в 9 классе...

«Справочные материалы по курсу экономической географии России» «Экономические районы и хозяйство» (Пособие для учащихся 9 классов)

Из опыта работы. «Справочные материалы по курсу экономической географии России»«Экономические районы и хозяйство»(Пособие для учащихся 9 классов)...

« Развитие познавательной активности обучающихся на уроке географии при изучении темы «Дальневосточный экономический район»

От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят качество обучения, успешност...

Разработка урока географии в 9 классе "Дальневосточный экономический район"

В данной разработке урока географии в 9 классе соблюдены требования ФГОС, используется информационно - коммуникативная технология (презентация)....

Дальневосточный экономический район

Дальневосточный экономический район...

Презентация "Дальневосточный экономический район"

Презентация содержит краткую характеристику Дальневосточного экономического района. География. 9 класс....