Главные вкладки

    « Развитие познавательной активности обучающихся на уроке географии при изучении темы «Дальневосточный экономический район»
    учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

    Кононов Николай Петрович

     От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят качество обучения, успешность достижения конечных результатов. Нужно выбирать формы и приёмы обучения, позволяющие так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ  «Маховоколодезская основная  общеобразовательная школа», Большесолдатский район, Курская область.

    « Развитие познавательной активности обучающихся на уроке географии  при изучении темы «Дальневосточный экономический район»

    Учитель географии: Кононов Николай Петрович

                          Село Махов Колодезь

                                       2016 год

    « Развитие познавательной активности обучающихся на уроке географии  при изучении темы «Дальневосточный экономический район»

    Урок на современном этапе развития образования остается главной частью учебного процесса. На уроке в значительной мере сосредотачивается учебная деятельность учителя и обучающегося. Вот почему качество подготовки обучающихся по географии во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. 

    Для развития  познавательной активности школьников на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения. Детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Педагог должен стимулировать обучающегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

     От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят качество обучения, успешность достижения конечных результатов. Нужно выбирать формы и приёмы обучения, позволяющие так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе.

    Урок по теме «Дальневосточный экономический район» по тематическому плану - последний в разделе «Регионы России», поэтому на этом уроке обучающиеся имели возможность показать приемы усвоения  знаний и умений по предыдущим темам раздела.

    Тип урока: усвоение новых знаний (в примерной типологии структуры уроков по ФГОС основного общего образования)

     Форма урока: индивидуально-групповая,  урок-диалог,  урок-презентация.

    Цели урока:

    а) Образовательная: Определить состав района; рассмотреть особенности экономико-географического положения; дать оценку природных условий и природных ресурсов; изучить особенности населения и специализацию хозяйства; выяснить проблемы и перспективы развития;

      б) Развивающая: Закрепить умение самостоятельно определять особенности ЭГП, умение давать оценку природным условиям и природным ресурсам, населению, выявлять проблемы и  специализацию Дальнего Востока. Закрепить понятие «свободная экономическая зона».

      в) Воспитательная: Формировать осознание целостности природы, населения и хозяйства России, воспитывать патриотизм, любовь к своей  родине.

    Планируемые результаты урока:

    Предметные результаты:

    - системные знания об экономическом районе, особенностях его ЭГП, природных условиях и природных ресурсах, населении и хозяйстве;

    - анализ тематических карт, статистических таблиц.

    Метапредметные  результаты:

    - опыт творческой деятельности, опыт самостоятельной работы с источниками знаний, умение систематизировать полученную информацию, умение делать выводы;

    -опыт общения в диалоге и дискуссии, установление коммуникаций во время процесса обучения.

    Личностные результаты:

    - понимание идеи целостности страны;

    - чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, географическая культура.

    Планируемые результаты усвоения темы «Дальневосточный экономический район:

    Обучающиеся научатся:

    - давать развернутую характеристику  района, выявлять специфику ЭГП, называть особенности природы, населения, специализации хозяйства района;

    - оценивать район с точки зрения  особенностей природных, социально – экономических и экологических факторов и процессов;

    -самостоятельно проводить  по разным  источникам информации исследования, связанные с изучением населения и хозяйства района;

    - по данным численности населения района и площади его территории определять плотность населения;

    - по динамике численности населения определять причины и направления миграций, выявлять территории с наименьшей и наибольшей плотностью населения.

     Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

    Приемы: словесно – наглядные, практические, проблемные, умозаключение, обобщение, самооценка.

    Оборудование:  Физическая и политико - административная карты России, карта федеральных округов, экономическая карта  Дальнего Востока, атласы, таблицы, карточки с заданиями для обучающихся, ноутбук,  мультимедийный  проектор, экран, презентация «Дальневосточный экономический район».

       Урок  ориентирован на новые образовательные результаты с применением современных технологий – проектная и исследовательская деятельность. Данные методы, приемы, формы обучения мною были выбраны неслучайно. Вся работа на уроке направлена на достижение планируемого результата через познавательную активность обучающихся.

       Проведена минута внушения, которая определила психологический настрой на совместную деятельность. Данный этап урока характеризовался внешней и внутренней готовностью обучающихся к уроку.                                                                                                           Необычно подана мною мотивация для изучения новой темы. Данный этап процесса обучения  предполагает  осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Если в младших классах это в основном загадки, то в старших применяется задание – характеристика, задание – описание, при этом используются метапредметные связи и меж- предметная интеграция.

       На этапе актуализации знаний организуется подготовка и дальнейшая мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация затруднения.

    Самоопределение к деятельности происходило на уроке при работе по карте и в атласах. Выполнялись задания репродуктивного характера: «давайте вспомним, что изучили»,  вспомните план характеристики района», «покажите на карте», «сопоставьте данные карты и свои знания», «сделайте вывод».

       Особое внимание я уделяю карте как источнику географических знаний. В заданиях, выполняемых по картам, отрабатываются способы работы с тематическими картами и умения находить субъекты федерации, географические объекты, границы и соседние государства, полезные ископаемые, центры промышленности и АПК.                                                                                                                        Такие задания как « прочитайте», «найдите в тексте учебника», «определите  территориальную структуру хозяйства района», «оцените положение района», «сделайте вывод» развивают умение анализировать, рассуждать, высказывать свое мнение, делать выводы.

    Работа в парах: Следуя плану изучения района, работая с картами атласа, со статистическими данными, используя свой жизненный опыт, обучающиеся сообща учатся анализировать и делать умозаключения, что приводит к развитию познавательной активности и самостоятельности, прививает навыки толерантности в общении на уроке, учит выслушивать другие точки зрения.                                                                                                                                       На уроке были использованы межпредметные связи географии с биологией, историей,  краеведением с целью сделать урок более интересным, насыщенным. Использовались следующие методы познания: наблюдение, собственный опыт, поиск информации, сравнение, выбор главного, использование новых знаний и применение компьютерных технологий  (презентация). Презентации имеют большие возможности в привлечении иллюстративных материалов – фотографий, рисунков, графиков, схем, что делает урок  более интересным и живым.

       При индивидуальной самостоятельной работе обучающие выполняли  задания  регулятивного характера: «оценить местоположение района», «используя карту атласа, ответить на вопрос», « дать оценку», « установить и определить по карте», «используя статистические данные таблицы, сравнить демографические показатели и сделать выводы», «определить отраслевую специализацию района».

       Деятельность на уроке организована так, что требует от каждого учащегося усилий, размышлений, поиска, сравнения своего мнения с мнением другого,  позволяет самому сформулировать вывод и высказать свою позицию по тому или иному вопросу из предложенных учителем заданий. Это в полной мере способствует развитию познавательной активности обучающихся.

        На этапе первичного  закрепления проверка усвоения материала урока проводилась с помощью теста. Обучающимся был  дан тест на основе материалов  ОГЭ и ЕГЭ. Тест содержит все те вопросы, которые позволяют увидеть картину понимания материала. При проверке результата выполнения задания обучающиеся сами  выявили правильность ответов. А этот прием вырабатывает умение сравнивать, делать выводы и проводить оценку и самооценку, что позволяет участвовать в деятельности каждую личность. А самооценка по завершению работы учит  правильной самооценке самих себя. Это необходимо для выявления пробелов, слабых сторон, незнания, чтобы потом их устранить.

       Домашнее задание логически вытекает из завершения изучения всех экономических районов: 1) Повторить экономические районы России.  Второе задание носит творческий характер: 2) Подготовьте сообщение на тему: «Я хотел бы (не хотел бы) жить на Дальнем Востоке, потому что…»                                                                  Творческий характер домашнего задания заставляет обучающихся задуматься о будущем, то есть работать на перспективу дальнейшего обучения, строить гипотезы и планы на жизнь.

       На современном уроке обязательна рефлексия результативности занятия, у меня она была проведена по вопросам:

    1)   Что вам понравилось сегодня на уроке? Что не понравилось?                                                                        2)   Какие задания оказались трудными?                                                                                                                                3)   Почему я предложил вам именно самостоятельную форму работы на уроке?                                                                                                                                                                4)   Что дала вам работа в парах? Это облегчает вам работу?                                                                                                                    5)    Какова по логике тема следующего урока?

       Рефлексия помогает создать атмосферу успеха, помогает учиться легко и обретать уверенность в своих силах и способностях. А учитель может увидеть трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся, чтобы в дальнейшем их устранить. Но следует заметить, что не всегда дети могут открыто заявить о своих сложностях.

      На всех этапах урока прослеживается научная правильность освещения материала, который соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся. На уроке большая часть материала изучается через самостоятельные работы, работы в паре, по составленным заданиям, по тестам. Вся деятельность осуществляется через проблемные вопросы. Они развивают мышление, творческую активность обучающихся.

      На протяжении всех этапов урока реализовывалась развивающая функция обучения. Формировались такие качества личности как восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. Их удачное сочетание  обеспечило достижение конечных результатов.

      Поэтому обучение должно быть построено как процесс « открытия» каждым обучающимся  конкретного знания. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, на анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно-значимым процесс учения и формирует у школьников реально действующие мотивы, направленные на обучение с увлечением.                                                                                                                      

                                                                                                             

     

                                                                                     



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии

    Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...

    РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.

    Развитие интереса обучающихся к предмету информатика не может полагаться только на содержание изучаемого материала. Если  учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный ма...

    Презентация : Развитие познавательной активности обучающихся на уроках истории средствами ИКТ

    Презентация : Развитие познавательной активности обучающихся на уроках истории средствами ИКТ. Предназначена для выступлений на  методических объединениях и для родителей....

    Формирование развития познавательной активности обучающихся на уроках химии посредством опытно - экспериментальной деятельности

    Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...

    Роль мнемоники в развитии познавательной активности обучающихся на уроках английского языка

    Данная статья затрагивает проблему развития памяти на уроках иностранного языка и рассказывает о приемах, методах и разработках автора, используемых на разных этапах обучения.Статья дает представление...

    Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС (Опыт работы)

    Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер....