Технологическая карта 5кл. Вулканы
методическая разработка по географии (5 класс)

Москвичёва Лариса Сергеевна

Разработка учебного материала с применением игровых технологий. Фото детских работ по дом.заданию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

г.Байкальск

Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я   К А Р Т А

урока  географии  по теме:

«Движение земной коры. Вулканы»

для  учащихся  5-х  классов

C:\Старый диск\Москвичёва Л\Методическая разработка Урока МОЯ Делаю\Фотографии Открытый урок\Для презентации беру\Уроу 12ф 5Б Б10.jpg

Работу выполнила:

Учитель географии

1 квалификационная категория

МБОУ СОШ 11 г.Байкальска

Москвичёва Лариса Сергеевна

Апрель 2023 г.

Технологическая карта урока географии [2.1]

Предмет

География

Класс

5

УМК

Учебник для общеобразовательных организаций  ГЕОГРАФИЯ 5-6кл., под редакцией А.И.Алексеев «Просвещение» Москва, 2020г., 292с.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Технология урока

Игровая технология

Тема урока

«Движение земной коры. Вулканы» (п.23, стр.77-79)

Цель урока

Организовать работу по формированию первичных представлений о движениях земной коры через совместную коллективную деятельность с использованием элементов игровых технологий.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Личностные результаты: Развитие устойчивой познавательной мотивации на изучение темы « Движение земной коры», развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе.

Предметные результаты: Раскрыть содержание понятий вулкан, кратер, лава, жерло, очаг магмы, гейзер, огненное кольцо. Расширить  знания о внутреннем строении земли. Выяснить какие бывают вулканы. Метапредметные результаты: Осознание цели урока, формирование умения анализировать факты при работе с текстом учебника, с географическими картами.

Методы обучения

Поисковый, эвристический. ИКТ деятельность, развитие творческого потенциала.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная.

Средства обучения

Учебник, дидактический материал, ПК, проектор, химический эксперимент

ХОД  УРОКА:

1. Организационный момент:

1.1 Деятельность учителя

Приветствие учеников, гостей

1.2 Деятельность учащихся:

Познавательные:

1. Осуществляемые УД: Отвечают  на приветствие учителя

2. Формируемые способы действий: Выделение существенной информации из слов учителя

Коммуникативные:

1. Осуществляемые УД: Взаимодействуют с учителем

2. Формируемые способы действий: Слушание учителя

Регулятивные:

1. Осуществляемые УД: Мобилизуют силу и энергию, прогнозируют

2. Формируемые способы действий: Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока 

Объявляет тему урока и раскрывает обучающие темы. Способствует акцентированию внимания на основных моментах изучаемого материала

2.1 Деятельность учителя

Помогает определить тему урока. Размышления почему происходят землетрясения. Повторение материала о строении Земли. Где происходят землетрясения. Почему «земля дышит», какие возможны последствия.

Предположите тему нашего урока.

Подводит учащихся  к постановке учебной цели и задач урока

Можете ли вы ответить на вопросы: Почему земная поверхность никогда  не выбывает ровной ? В чем причина разнообразия форм земной поверхности?

2.2 Деятельность учащихся

Познавательные:

1. Осуществляемые УД: Выдвигают предположение о теме урока. Отвечают на вопросы учителя

2. Формируемые способы действий: Выделение существенной информации из слов учителя

Коммуникативные:

1. Осуществляемые УД: Взаимодействуют с учителем

2. Формируемые способы действий: Построение понятных для собеседника высказываний, суждений

Регулятивные:

1. Осуществляемые УД: Контроль правильных ответов учащихся

2. Формируемые способы действий: Принятие и запоминание учебной цели и задачи. Дополнение к ответам обучающихся.

3. Актуализация знаний

Даёт задание обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий.

3.1 Деятельность учителя

1.Предлагает выполнить задание

2.Работа с географическими картами (большими на доске, контурными)с Выявляет какими знаниями владеют ученики по теме. Показывает видео «Камчатский вулкан (Плоский Толбачик)». Активизирует к размышлению «как дышит земля».

3.2 Деятельность учащихся

Познавательные:

  1. Осуществляемые УД: Работают с текстом учебника.

Выполняют задания Взаимопроверка по ответам .

Рассказывают о том, что им известно по теме .

Отвечают на вопросы учителя

2. Формируемые способы действий: Компетенция обучающихся в области первичных сведений о движении земли

Оценивание ответов и их корректировка

Умение правильно давать ответы.

Коммуникативные:

1. Осуществляемые УД: Сотрудничают с учителем и обучающими. Выражают свои мысли в соответствии с задачами.

2. Формируемые способы действий: Слушают учителя и сверстников. Развивают логическое мышление

Регулятивные:

1. Осуществляемые УД: Развитие регуляции учебной деятельности

2. Формируемые способы действий: Анализ принятой информации. Осознание качества и уровня усвоения

4. Первичное усвоение новых знаний

4.1. Деятельность учителя

Работа с учебником. Прочитайте о причинах изменения поверхности Земли, о возникновении вулканов. Почему «вулкан» получил такое название. Какого строение вулкана. Вместе с учителем формулируем определение понятия «вулкана». Сделать в тетради схему строения вулкана, подписать составные части. Следит за самостоятельностью выполнения, слушает и проверяет осмысление учащимися изученного материала. Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала. Показывает 2, 3 [2.3 – 2.14] слайд презентации. Привлекает учеников к работе с картами в учебнике, контурными картами. 2-3х учеников к работе на большой карте возле доски.

Задаёт вопросы: 1. Как называется наука, изучающая землетрясения, вулканы? 2. Какие существуют приборы, помогающие человеку в определении землетрясения?  Выпишите определение понятий «очаг и эпицентр землетрясения» в тетрадь.

Проследите по карте в каких районах на планете Земля землетрясения  происходят наиболее часто.

Показывает 4-19 [2.3 – 2.14] слайды. Объясняет как вулканы обозначаются на карте. Просит найти их на карте.

4.2 Деятельность учащихся

Познавательные:

1. Осуществляемые УД: Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать рельеф земли, участвовать в обсуждении причин землетрясений, образования вулканов. Работа с учебником. Поиск информации для ответов на вопросы. Отвечают на вопросы учителя. Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы. Работают в парах .Дают определения понятий и сравнивают их с определениями в учебнике, устраняют неточности и дополняют Работа с контурными картами. Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков. Отвечают на вопросы Учащиеся высказывают свои предположения. Выписывают определения. Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя Определяют сейсмические пояса Земли. Работа с атласом.

2. Формируемые способы действий: Работа с текстом учебника и его структурирование в схему (причины движения Земли, образования вулканов), поиск нужной информации из учебного текста и рисунков. Уметь – работать с картами атласа и контурными картами. Анализировать и воспринимать географическую информацию, представленную в текстовом виде в параграфе

Коммуникативные:

  1. Осуществляемые УД:

Мобилизуют все знания, умения и навыки на решение поставленной задачи. Обсуждают выводы.

2. Формируемые способы действий:

Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывая мнение других

Регулятивные:

1. Осуществляемые УД: По мере необходимости исправляют, уточняют записи. В ходе составления  схемы осуществляют самоконтроль понимания содержания  Самоконтроль за действиями Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания. Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других.

2. Формируемые способы действий: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Физкультурная пауза

Учитель показывает, ученики повторяют действия по теме «извержение вулкана»

5. Первичная проверка понимания.

5.1 Деятельность учителя

1. Предлагает игру «Поиск вулканов» на картах учебника и на большой карте возле доски. Просит отметить на контурной карте. Заинтересовывает событиями современного Мира (предлагает посмотреть видео «Самые опасные вулканы на планете Земля»)

2. Предлагает решить задачу: определить расстояние от оз.Байкал до вулкана «Ключевская сопка» полуострове Камчатка. Объяснит на сколько опасны вулканы Камчатки для Иркутской области.

5.2 Деятельность учащихся

Познавательные:

  1. Осуществляемые УД: Находят вулканы на картах. Осуществляют взаимопроверку. Распознают и воспроизводят изученный материал.

Решают задачу, размышляют, отвечают на поставленный вопрос.

2. Формируемые способы действий: учатся работе на географических картах, решать задачи, размышлять, отвечать на вопросы.

Коммуникативные:

1. Осуществляемые УД: Участвуют в обсуждении материала.

2. Формируемые способы действий: Понимают вопросы и ответы обучающихся. Выражают собственное мнение.

Регулятивные:

1. Осуществляемые УД: Осуществляют самоконтроль понимания вопросов.

2. Формируемые способы действий: Умение слушать. Принятие и сохранение цели и задачи урока. Обнаруживают неточности в ответах.

6. Первичное закрепление

6.1 Деятельность учителя

Задают вопросы по тексту, презентации, видеофильмам. Демонстрация эксперимента: получение вулкана химическим путём. Слайд 35-36 [2.3 – 2.14]. Объяснение процесса.

6.2 Деятельность учащихся

Познавательные:

1. Осуществляемые УД: Отвечают на вопросы по тексту, презентации, видео. Наблюдают за экспериментом.

2. Формируемые способы действий: Оценивание ответов и их корректировка. Оценивание химического опыта.

Коммуникативные:

1. Осуществляемые УД: Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме, увиденного опыта. Фотографирование с целью поделиться с родителями.

2. Формируемые способы действий: Уметь использовать речь для регулирования своего действия. Обсуждение увиденного опыта.

Регулятивные:

1. Осуществляемые УД: Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Понимание увиденного эксперимента, желание сделать самому в домашних условиях.

2. Формируемые способы действий: Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

7. Домашнее задание

7.1 Деятельность учителя

п.23 прочитать, вопросы 1-5 устно, 6 письменно. Творческое задание: постряпать вулкан (материал любой), подписать составные части. Фото отправить учителю на эл.адрес.

Для примера просмотр творческих работ (20-30) учеников за предыдущий период (в Презентации есть фотографии работ, показать,

активизировать на изготовление своих работ с творческим подходом)..

7.2 Деятельность учащихся

Познавательные:

1. Осуществляемые УД: слушают учителя и записывают в дневник.

2. Формируемые способы действий: выделение существенной информации из сказанного учителем.

Коммуникативные:

1. Осуществляемые УД: умение обсуждать содержание задания.

2. Формируемые способы действий: формулирование собственного мнения и позиции.

Регулятивные:

1. Осуществляемые УД: составляют план и последовательность действий.

2. Формируемые способы действий: регуляция учебной деятельности.

8. Итоги урока

Подводит итоги учебного занятия. Формулировка вопросов.

8.1 Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия.

8.2 Деятельность учащихся

Познавательные:

1. Осуществляемые УД: отвечают на вопросы.

2. Формируемые способы действий: Осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

1. Осуществляемые УД: умение обсуждать содержание урока.

2. Формируемые способы действий: формируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

1. Осуществляемые УД: проводят контроль и самоконтроль.

2. Формируемые способы действий: умение слушать в соответствиис целевой установкой.

9. Рефлексия

9.1 Деятельность учителя

Организует рефлексию. На доске расположить разноцветные полоски по содержанию: красный – ничего не понял, синий – понял не всё, зелёный – понял всё!

9.2 Деятельность учащихся

Познавательные:

1. Осуществляемые УД: выражают понимание, размещают полоски.

2. Формируемые способы действий: взаимодействуют с учителем.

Коммуникативные:

1. Осуществляемые УД: формулируют собственное мнение и позицию.

2. Формируемые способы действий: саморегуляция.

Регулятивные:

1. Осуществляемые УД: проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.

2. Формируемые способы действий: саморегуляуция.

Отзыв об уроке

Приложение 1 и в Презентации (слайд 37)

Источники информации:

1. Учебник для общеобразовательных организаций  ГЕОГРАФИЯ 5-6кл., под редакцией А.И.Алексеев «Просвещение» Москва, 2020г., 292с., в том числе географические карты в учебнике, карты плакаты в кабинете.

2. Интернет источники:

2.1 infourok.ru Полный набор технологических карт к урокам географии к учебнику Алексеева А.И.

2.2 nsportai.ru Урок географии в 5 классе «Полярная звезда» Алексеева А.И.

2.3 wikiway.com Достопримечательности: Вулканы Мира. Самые известные.

2.4 kuku.traval Статьи 12 свмых высоких и активных действующих вулканов Мира.

2.5 hi-news.ru Темы –это интересно. 5 самых опасных вулканов.

2.6 traveitimes.ru топ самых красивых вулканов Мира.

2.7 top10a.ru samye-izvestnye-vulkany-mira.html Самые известные вулканы Мира и России (загадочные).

2.8 thebiggest.ru priroda bolshie-vulkanu-v-mire.html Самые большие вулканы в Мире.

2.9 dzen.ru a/wvACHleQahgTSkis Вулканы Камчатки – интересные факты.

2.10 interesnie-fakti.net вулканы Камчатки.

2.11 geoinfo.ru/ product/ analiticheskaya vulkany

2.12 vpoxod.ru Долина вулканов в Бурятии (Восточный Саян)

2.13 mirdetstva5.ru/zacadki-pro-vulkan

2.14 sila-znanii.ru/k urokam-geografii zagadkivulkany.

Приложение 1

Отзыв на открытый урок

представлен заместителем директора по воспитательной части Перевизник М.О.

     Москвичёва Лариса Сергеевна провела 14 февраля 2023 года открытый урок географии в 5 «Б» классе по теме «Движение земной коры. Вулканы».

     Данный урок соответствует требованиям обновленных ФГОС, способствует формированию УУД, также соответствует требованиям «Программы воспитания»

     В начале урока учитель настраивает детей, что создает благоприятный психологический климат в классе.

     Изучение нового материала построено в соответствии с технологией деятельностного метода.

     В конце урока была проведена рефлексия, позволяющая каждому из учеников определить, каких результатов он достиг. В качестве домашнего задания предложено творческое задание.

     На уроке учащиеся постоянно находились в активной позиции, самостоятельно работали с атласом. Педагог занимала позицию координатора в процессе обучения.

Подкупает спокойная, интеллигентная манера общения учителя со школьниками, деловая атмосфера занятия, разнообразные формы включения учащихся в урок, а так же то, что учитель адекватно оценивает уровень знаний пятиклассников, организует работу с их реальными затруднениями в освоении материала.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта к уроку Вулканы и гейзеры. 5кл.ФГОС

План - конспект урока "Вулканы и гейзеры" 5 класс ФГОС. В плане определены действия учителя и учащихся, есть приложения к уроку....

Технологическая карта урока по географии на тему "Вулканы"

Технологическая карта составлена учителем в рамках ФГОС...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ВУЛКАНЫ"

Цели урока: сформировать понятия «вулкан», выявить закономерности распространения вулканизма, раскрыть причины их образования, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.пл...

Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс

Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс...

Технологическая карта урока "Вулканы". 5 класс

Технологическая карта урока "Вулканы". 5 класс...