сценарий внеклассного мероприятия
план-конспект занятия по географии (9 класс)

Хасаншина Лилия Равильевна

Внеклассное мероприятие "Право на благоприятную окружающую среду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_meropriyatiya_pravo_na_blagopri.doc786 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шумбутская средняя общеобразовательная школа»

Разработка внеклассного  мероприятия по теме:

«Мы за благоприятную окружающую среду»

Интегрированное мероприятие

             Автор: Л.Р. Хасаншина, учитель  географии

             

Шумбут 2013

Содержание

  1. Цели и задачи мероприятия…………………………………………………...3
  2. Методические материалы……………………………………………………...4
  3. Ход мероприятия…………………………………………………………….…5
  4. Планируемый результат……………………………………………………….34
  5. Использованная литература………………………………………………...…35
  6. Приложение……………………………………………………………….……36

Цели мероприятия: выявление влияния социальных факторов на развитие экологического права и взаимосвязь права на благоприятную окружающую среду с другими правами человека.

Задачи:

- систематизировать знания о правах человека и международных документах, которые их закрепляют;

-выявить основные направления деятельности международного сообщества в результате обострения экологического кризиса в конце XX и начала XXI вв.;

- показать непосредственную взаимосвязь права человека на жизнь с его правом на благоприятную окружающую среду;

- раскрыть противоречия развития современного общества через призму взаимоотношений человека и природы;

- актуализировать связь права человека на благоприятную окружающую среду с его обязанностью охранять природу;

- определить какие права человека получают дальнейшее развитие под влиянием права на благоприятную окружающую среду;

Аудитория, на которую рассчитано мероприятие: средняя школа, 8-11 классы.

Междисциплинарные связи: Экономическая география зарубежных стран, глобальная география, неорганическая и органическая химия, общая биология, новейшая история, обществознание, общая экология.

Форма проведения мероприятия: заседание круглого  стола.

Методические материалы: структурная схема «категория прав человека», схема «Экологические проблемы планеты Земля», научно-исследовательские работы «Экологические проблемы моего села», «Что ждет мое село в будущем?», выполненные на базе МОУ Шумбутская общеобразовательная школа, политическая карта мира, плакаты, на которых представлены русские и татарские пословицы, фиксирующие отношение человека к природе: «Что мне золото, светило бы солнышко», «Земля, вода останутся, хотя нас не будет», «Без хозяина Земля – круглая сирота», «Много леса – не губи, мало леса –  береги, нет леса – посади», «Одинокое дерево ветра боится», « На битой дороге трава не растет», «Возвращай Земле долг – будет толк».

Содержание мероприятия

Учитель. Уважаемые ученики! Сегодняшнее мероприятие посвящено очень важной теме, отражающей актуальную  проблему существования отдельного  человека и человеческого сообщества в целом.

Вам предварительно было дано два задания. Первое - внимательно ознакомиться с текстами Всеобщей декларации прав человека, Международных Пактов,  второй главой Конституции Российской Федерации и вторым разделом Конституции Республики Татарстан. Второе – разделившись на малые группы по желанию, вы должны были подготовить небольшое выступление относительно проблем взаимоотношений  человека и природы с точки зрения (далее учитель представляет учеников) экологов, демографов, медиков, социологов, политологов, экономистов, философов,  филологов, а также исторического и юридического контекстов этой проблемы. Сейчас мы приступаем к заседанию «круглого  стола», где вы будете представлять ученых различных областей знаний, а я буду исполнять роль ведущего нашего научного заседания.

Учитель. Что такое права человека? Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году, определяет права человека как права, которые присущи  человеческой природе и без которых  мы – люди, обладающие достоинством, наделенные разумом и совестью, не можем жить.

Задание ученикам: Назовите, пожалуйста, те права и свободы, которыми мы с вами обладаем. Предоставляется возможность ученикам перечислить как можно большее количество прав человека, знанием о которых они располагают, выполнив первое домашнее задание.

 Задание ученикам: Теперь нужно их систематизировать. Предлагается  заполнить структурную схему «Категории прав человека» (см. приложение 1), вывешенную на доске. Ученики называют, а кто-то из учеников (по желанию) вписывает названные права в соответствующие столбцы.

После того, как это задание выполнено, учитель обращается к ученикам с вопросом: В каком международном документе впервые нашел отражение  весь  комплекс прав и свобод человека?

Действительно, это Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая 10 декабря 1945 года Генеральной Ассамблеей ООН.  10 декабря отмечается во всем мире как Международный день прав человека. Этот  документ наряду с другими образует Международный Билль о правах человека.   Если его сравнивать   с книгой из 5 глав, то Всеобщая декларация прав человека будет первой главой. Второй и третьей будут Международный пакт о гражданской и политических правах  и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Они приняты в 1966 году и вступившие в силу в 1976 году. Четвертая и пятая главы – это Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Кроме Международного билля о правах человека ООН   ратифицировала, т.е. утвердила, более 80 других договоров по правам человека. Их состав постоянно пополняется. Одним из важнейших новых документов, ратифицированных (т.е. утвержденных органами верховой законодательной власти) многими государствами, является Конвенция о правах ребенка, принятая ООН  в 1990 году.  

Учитель. Попросим «юристов» дать информационную справку о том, что такое билль. декларация, конвенция и пакт, чтобы сделать соответствующие  записи в  тетрадях.

«Юристы». «Билль» в переводе с английского обозначает документ с печатью, законопроект, выносимый на рассмотрение законодательным органом. «Декларация» (в переводе с латинского означает договор, соглашение) – это международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющему обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились, т.е. подписали и ратифицировали. «Пакт» (в переводе с латинского означает договор, соглашение) – это форма конвенции. Сам термин употребляет для обозначения различного рода договоров, имеющих большое международное значение.

Учитель. Всеобщая декларация прав человека носит юридически не обязывающий характер и лишь декларирует желаемое положение дел. Тем не менее, она стала своеобразным  кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления национальных законодательных актов о правах человека, юридической базой для заключения новых международных договоров о правах человека. Всеобщая декларация – это своеобразный регулятор отношений между государствами, неисполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества.  Содержание пактов составляет в основном расширенные и конкретизированные положения Всеобщей декларации, но есть и различия. В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах имеется норма закрепляющая право народов на самоопределение. Данная норма предусматривает право каждого народа свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Если Всеобщая декларация несет нравственную нагрузку и говорит странам о том, что им следовало бы делать, то четыре других документа Международного билля о правах человека имеют юридическую силу и горят о том, что страны, их подписавшие и ратифицировавшие, обязаны делать. Поэтому значение международных пактов 1966 года состоит в том, что впервые государства взяли на себя юридические обязательства перед международным сообществом содействовать осуществлению прав своих граждан. В соответствии с первым протоколом государства, подписавшие его, признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы своих граждан на нарушение Пакта о гражданских  и политических правах. Такой комитет был образован в 1977 году.

Учитель. Вопрос ученикам: Как вы думаете, без какого права все прочие права человека теряют свой смысл?

Совершенно верно, это право человека на жизнь. В статье 3 Всеобщей декларации записано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и  на личную неприкосновенность». Статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах  гласит: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого  человека».

Мировые войны привели к общим потерям около 150 млн. населения мира. поэтому страны-победители во второй мировой войне вместе с другими государствами создал Организацию Объединенных Наций, главной задачей которой является содержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие международного сотрудничества между государствами. Однако право на жизнь обеспечивается не только мирной жизнью.

Вопрос ученикам: Как вы думаете, каковы конкретные проявления права на жизнь?

Реализация жизненных биотических потребностей человека невозможна без права на рождение и распоряжение своей жизнью, права на физическую безопасность и защиту от физических пыток, права на  охрану здоровья и медицинского обслуживания, право на жилище и прожиточный минимум. Биотические потребности, вытекающие из телесности и местообитания человека, требуют соответствующей естеству человека организации среды обитания.

 Вопрос   ученикам: Какое право должно обеспечивать удовлетворение биотических потребностей каждого человека?

Право на здоровую окружающую среду закреплено  Конституцией Российской Федерацией  (статья 42), Конституцией Республики Татарстан (статья 53).

Учитель предоставляет слово «историкам», которые должны рассказать о  том,  как мировое сообщество реагировало на экологические проблемы на начало XXI века.

«Историки». Первое предостережение прозвучало в докладе Римского клуба – некоммерческой организации, объединяющих ученых, общественных деятелей, деловых людей из более 30 стран мира. Основной вывод доклада, получившего название «Пределы роста» (1972), заключался в следующем: если не изменить тенденции роста численности населения, истощения ресурсов, загрязнения среды, то уже к концу XX века началась серия локальных экологических катастроф, а в XXI веке началось достижение пределов экономического роста на Земле.

В 70-е годы прошлого века начинается интенсивная международная деятельность, направленная на решение мировых экологических проблем. Были проведены два международных форума, посвященных решению проблем окружающей среды. Первый форум, который состоялся в 1972 году в Стокгольме, положил начало созданию международных программ по сохранению ресурсов и наиболее ценных природных территорий, защите атмосферы и поверхности воды от загрязнения, управлению окружающей среды.

Систематизировав международно-правовые принципы охраны окружающей среды и регулирования природопользования, в 1982 году Генеральная Ассамблея  ООН приняла и провозгласила Всемирную хартию природы. «Хартия» (в переводе с греческого означает грамота) – это документ, в котором выражается определенное требование.

В 1992 году  в Рио-де-Жанейро состоялся второй форум, который подвел итоги за 20 лет и определил основные принципы, политику государств по отношению  к окружающей среде. Итогом этой конференции ООН явилась концепция устойчивого развития, предусматривающая контроль за развитием демографических процессов, сокращение   расхода природных ресурсов и эффективное их использование,  сохранение чистоты окружающей среды путем ослабления влияния на нее различных видов хозяйственной деятельности.

Важнейшее значение в решении этих глобальных вопросов имеет прошедшая в 2002 году в Йоханнесбурге Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, посвященная экологическим и связанным с экологией экономическим и социальным проблемам.

Учитель. Вашему вниманию предлагается фрагмент фильма «Экология и культура – будущее России. Ваша задача обратить внимание на проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, то, что природа –идеальный мир.

Учитель.( после просмотра фильма) Прошу подвести итог по просмотренному фильму. Изначально природа играла важнейшую роль в жизни человечества, развития  науки и культуры. Воздух, вода, земля, огонь были отправной точкой мифологических сюжетов, философских исканий, поэтических образов. Природа всегда служила человеку источником жизни вдохновения.  Жизненно важные ресурсы находятся во владении всего человечества, так как человек не может полностью изменять природные циклы. Природа является естественной  средой обитания для человека, источником необходимых для его жизнедеятельности ресурсов.  Она поглощает отходы человеческой деятельности, но эта ее  способность не беспредельна. Искусственно созданная индустриальная мощь современного общества имеет разрушительную силу, во много раз превышающую силы биосферы, как по длительности, так и по интенсивности. Примером может служить ядерное оружие, способное полностью уничтожить всю планету. Есть и другое смертоносное оружие, которое медленно, но необратимо ведет к деградации и уничтожению природы.

Учитель предоставляет слово «филологам».  Вопрос ученикам: Какой образ природы представлен в стихотворении И.И. Ландо «Будь милосерден человек»?

«Филологи». Один из учеников рассказывает стихотворение  (см. приложение 2).

После прочитанного стихотворения ученики перечисляют известные им экологические проблемы.

Далее учитель предоставляет слово «экологам», которые должны конкретизировать и систематизировать ответы своих товарищей и показать взаимосвязь глобальных экологических проблем.

«Экологи».  Глобальные экологические проблемы не возникают обособленно и не обрушиваются  на природную среду вдруг. Они формируются постепенно в результате накопления отрицательных воздействий на природную среду. От  локальных, региональных проблем прямой путь к проблемам глобальным, т.е.  захватывающим всю планету. Представляется схема «Экологические проблемы планеты Земля» (см. приложение  3).  Наиболее актуальными из глобальных экологических проблем к настоящему времени являются: усиление парникового  эффекта; разрушение озонового слоя; загрязнение Мирового  океана; сокращение площади тропических лесов; опустынивание плодородных земель; загрязнение пресных вод, рост радиоактивных отходов. Однако не следует забывать, что атмосферный воздух не распределяется по отдельным районам и регионам, а распределяется по всему земному шару.

Учитель предоставляет слово юным исследователям эколого-географического направления.

Ученик. Тема выполненной работы «Изучение водных ресурсов примыкающих к Шумбутскому СМС». В настоящее время большое внимание уделяется экологическим проблемам. Наиболее измененными являются водная оболочка, лесные ресурсы, атмосфера,  растительный и животный мир.

На первый взгляд все эти проблемы присущи для  крупных городов, а нам хотелось бы остановиться на экологических проблемах, существующих на территории нашего населенного пункта.

Целью работы является: изучение  водных ресурсов  села Шумбут,  физические и химические свойства, выявление  на основе метода биоиндикации качества воды по показателям всхожести семян, создание  проекта по сохранению данного объекта природы и предотвращению действий, угрожающих его  существованию.  

Объекты исследования: Водные ресурсы, родник Нижний, родник Святой Ключ

река Шумбутка, озеро Чернушка,  болото.

  Для комплексной оценки экологического состояния использовался ряд методов:

Качество воды на территории Шумбутского СМС оценивалось по  показатели физического состояния, химического анализа, методики биотестирования  (по всхожести семян и длине корешка).

Первым объектом изучения явились родники Нижний и Святой Ключ. Родники находятся на левобережье р. Шумбутка.

Физические свойства: Прозрачность -100%, определяли с помощью стального диска, который опускали на дно родников. Цвет воды – кристально-чистый, несмотря на то, что родник – Святой Ключ, практически не ухожен. Характерный запах отсутствует.

Доказано, что в составе родников имеется серебро, к примеру, состав воды «Аквавиталь» выпускаемый у нас: общая минерализация воды 200-500 мг/дм³, содержание фтора – 0,6 -1,2 мг/дм³, селена – 0,0005- 0,0015мг/дм³, общая жесткость воды не более 2 мг/дм³.

Река Шумбутка. – Физические свойства:

Прозрачность – минимальная, с помощью предыдущего метода не была определена, мутная. Цвет воды: грязно-серый. Характерный запах: имеется запах дрожжей, мазута, болота – запах от переработки отходов на Шумбутском спиртзаводе.

Озеро Чернушка – расположено на территории Шумбутского лесничества.

Состояние критическое. Практически заросшее. Прозрачность у устья 70-75%.

Цвет воды: прозрачный. Характерный запах: отсутствует. Вода мягкая.

Далее остановимся на химически свойствах вод.

 По данным отдела Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан в Мамадышском районе и г. Мамадыш на 28 января 2008 г. результат исследования родника Нижний был следующим: запах при 20 гр. – менее 2 баллов;  запах при 60 гр. – менее 2 баллов; привкус – менее 2 баллов; цветность – менее 5 градусов; мутность – 1,2 мг/л; рН – 6,89 мг/л; аммиак – 0,052; нитриты – 11,6; общая жесткость – 5,8мг экв./л.

- родника «Святой Ключ» от 19 февраля 2007 года: запах при 20 гр. – менее 2 баллов; запах при 60 гр. менее 2 баллов; привкус менее 5 баллов; мутность – 2,4; рН -7,13 мг/л; окисляемость – 0,84 мг/л; аммиак – менее 0,05 мг/л; нитриты – 0,0044; общая жесткость – 5 мг экв./л.

- проба воды родника «Беседка»:

запах при 20 гр.  менее 2 баллов, запах при 60 гр. – менее 2 баллов, цветность – менее 5 баллов; мутность – 2,4 мг/л;  рН- 7,13 мг/л; аммиак менее 0,05; нитриты – 0,0044 мг/л; нитраты -14,3 мг/л;  нитраты – 14,3 мг/л; общая жесткость – 5,0 мг экв./л.

В целом пробы воды по исследуемым показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02.

Все ингредиенты соответствуют нормативу СанПиН 2.1.4. 1175 -02 ГН 2.1.5. 1315-03, за исключением общей жесткости воды. Результаты исследований показывают, что этот показатель превышает норму. Этот факт доказывает опыт по определению качества питьевой воды с применением дрожжей, в котором шарик из дрожжей не поднялся ни в одном из стаканчиков, что свидетельствует об избыточной жесткости водных ресурсов на территории Шумбутского СМС. 

Для определения чистой (питьевой) воды была взята вода из озера Чернушка, р.Шумбутка, болота, родников Нижний и Святой  Ключ, вода  из-под крана. В  результате  проведенного опыта, с использованием пищевых дрожжей, получили следующие показатели: шарик ни в одном из приведенных опытов не поднялся на поверхность. Это свидетельствует о том, что вода намного жестче,  чем требуется для организма человека.

Опыт по биотестированию показал, что наиболее оптимальной зоной для развития как корней, так и побегов является родник Нижний. Показатель длины побега составил 5,4 см, показатель длины корня – 1,2 см. На втором месте стоит озеро Чернушка с показателями 5,1см и 1,4 см соответственно. Последнее место в этом списке занимает, к большому сожалению, река Шумбутка, если показатель длины побега 4,6 см, то показатель длины корней всего, лишь 0,7 см. Причинами такого построения являются загрязнения, поступающие в реку. Это вода с промышленного предприятия,  загрязнения  автотранспорта, хозяйственные стоки частных домов.

  Рис.1. Соотношение длины проростков корней к длине побега.

Проект по сохранению водных ресурсов вы видите на экране.(приложение №6).

  В результате проведенных исследований были выявлены следующие выводы: 

1). Изучены физические и химические свойства воды

2). С помощью метода биоиндикации выявлена наиболее благоприятная зона для роста и развития растений.

3). С помощью опыта, по установлению чистой питьевой воды было замечено, что вода жестче, чем требуется для организма.

4). При рассмотрении и изучении водных ресурсов составлен проект по практическому применению.

Продолжить работу по изучению общей минерализации и количества растворимых примесей; кислотности воды; евтрофикации.

Ученик: Меня очень заинтересовало настоящее и будущее лесных ресурсов примыкающих к территории Шумбутского лесничества Камского лесхоза.

  Целью работы было: изучение состояния лесного фонда нашего села,  породного состава, влияния на природные компоненты; создание  проекта по сохранению данного объекта   природы и предотвращения действий, угрожающих его существованию.

Объекты исследования:  Шумбутское лесничество, придорожная полоса.

       Все объекты исследования находятся на территории Шумбутского лесничества Камского лесхоза. Общая площадь Шумбутского лесничества на 26 октября 2007 года составляет 9939 га. – это примерно 1/6 часть государственного лесного фонда района (51,7 тыс. га). Покрытая лесом площадь составляет 9199 га.(рис. 1)

Рис.2.Площадь леса.

 Площадь лесных культур, созданных в течение 3-х последних лет, превысил 109 га..

Массовые явления ветровала и бурелома случаются редко, но, тем не менее, наносят лесам существенный урон. Выявляется закономерность, что все буреломы-ветровалы случаются, в основном, в конце лета. Если в 2004 году ущерб был нанесен на площади 189 га – в результате, которого пострадало 18 000 м³, то в 2007 году площадь от ущерба распространилась на территорию 433 га. – 7128 м³

                                      Рис. 3. Ущерб от буреломов.

При выполнении данного проекта был изучен породный состав леса.

Первый ярус состоит из ели, сосны, дуба, липы.  Второй ярус составляют  липа, дуб, клен; третий ярус (кустарниковый) – лещина, бересклет, жимолость.

В основном в Шумбутском лесничестве преобладают хвойные породы, что составляет примерно 53%, на лиственные  породы приходится 47% от всей занимаемой площади.

                                  Рис.4. Ярусный состав.

Таким образом, было выяснено, что сосна обыкновенная преобладает над остальными.  Видовой состав изменяется от хвойно-широколиственных на склонах и темно-хвойных – по днищам балок и долин.

Далее изучалась функция лесных насаждений. Наряду с газообменными функциями леса играют важную роль в изменении ветрового режима. Лес является серьезной преградой для нижних ветров. Он гасит силу ветра, дробит его поток  кронами, стволами деревьев и  отклоняет его. Трансформация ветра лесом не ограничивается только внутрилесной зоной воздуха, а затрагивает значительные пространства, как с подветренной, так и с наветренной стороны. Защитные полосы лесов вдоль автомобильных  дорог выполняют функцию поглотителя выхлопных газов, а также барьерную функцию от западных ветров. В связи с этим был проведен следующий опыт: используя шкалу Бофорта, в течение недели провели наблюдения за силой ветра в открытом пространстве и в центре изучаемой группы растений.

 Была установлена разница скорости ветра в  открытом пространстве и в лесу.

Наблюдения свидетельствуют о том, что в открытом пространстве сила ветра намного больше, чем в глубине леса. Если в открытом пространстве сила ветра достигает 6-7 баллов, то в лесу сила ветра уменьшается до 1-2 баллов. Это свидетельствует о том, что лес является преградой для холодных ветров, т.е. выполняет барьерную функцию.

Еще одна немаловажная функция,  выполняемая лесами – водорегулирующая.  Явным примером этой деятельности является обмеление озера Чернушка расположенного среди  леса. Если 5-6 лет тому назад глубина озера составляла более 2 метров, то в настоящее время глубина не больше 30 см. Интересно было бы узнать причину? Все это  результат рубки леса в соседних кварталах, где берет начало это озеро. Если когда-то это озеро радовало всех, то сейчас просит о помощи.

Следующая проблема, над которой надо бы задуматься – это мусорные свалки, встречающиеся повсюду, будь это глубь леса, придорожная полоса – разницы нет.  

 

Опыт  по учету хвои сосны для определения загрязненности атмосферы

Дефолиация (опадание листвы) у хвойных пород проявляется в преждевременном осыпании хвои, т.е. в уменьшении продолжительности ее жизни. Наблюдается это явление в районах, где присутствует даже слабое воздействие вредных газов (озона, хлоридов). Поэтому сосна – хороший индикатор. У сосны легко определяется возраст хвои, так как прирост побегов идет ритмично, а также продолжительность ее жизни устойчив.  По количеству хвои можно определить степень загрязненности.

При выполнении работы по учету хвои сосны для определения загрязненности атмосферы  подсчитано  количество укороченных побегов «хвоинок» за последние 3 года отдельно на каждом участке побега, соответствующего годичному приросту.

 Рис. 6. Опыт по учету хвоинок для определения загрязненности

В экспериментах по изучению лесных ресурсов были выявлены следующие функции: водорегулирующая, барьерная, газообменная, поглотителя выхлопных газов.    

   Пронаблюдав и проанализировав все проблемы, предлагаем  проект по созданию будущего лесных угодий, который вы видите на стенде.(приложение №7).

       В ходе изученных функций леса  и наблюдений, проведенных опытов можно сделать следующие выводы:

  1. С каждым годом идет стабильное уменьшение площади лесных ресурсов.
  2. В видовом составе сосна обыкновенная преобладает над остальными. Видовой спектр от хвойно-широколиственных до темно-хвойных лесов.
  3. На примере опыта №1 была установлена барьерная функция леса. Если скорость ветра в открытом пространстве достигает 5-6 баллов, то в глубине леса скорость ветра не превышает одного балла.
  4. На примере о. Чернушка была изучена водорегулирующая функция. В результате рубки леса в соседних кварталах изменился водообмен.
  5. Дефолиация (опадание хвоинок), позволила выявить причины загрязненности атмосферы. Главная причина деградация – загрязнение выхлопными газами от автомобилей, загрязнения дымом из труб промышленного предприятия.
  6. После проведенных опытов и изучения литературы предлагаю проект по сохранению лесных ресурсов на территории Шумбутского лесничества.

Дальнейшая работа продолжить изучение фитонцидных свойств леса, с целью выявления пород, обладающих более выраженными фитонцидными свойствами.

   

Учитель предоставляет слово «медикам», которые должны показать влияние состояния окружающей среды на здоровье человека.

«Медики». По данным зарубежных и отечественных ученых, здоровье населения на 20-40 % от состояния окружающей среды. Ими выделены экозависимые заболевания: новообразования, заболевания эндокринной, мочеполовой системы, органов пищеварения, дыхания. Данные последних лет показывают, что во всем мире наметились опасные тенденции, связанные со здоровьем человека как результат нарушения среды обитания.

  1. Снижается защитная функция иммунной системы.
  2. Раковые заболевания с каждым годом молодеют» и охватывают все младшие возрастные группы.
  3. Увеличивается чистота бесплодных браков и неспособность иметь детей.
  4. Увеличивается рождаемость с врожденной патологией.
  5. Все больше молодых людей, не пригодных к воинской службе.

Выборочное обследование 33 городов России показало, что в городах с повышенным уровнем загрязнения среднее число заболеваний органов дыхания увеличивается на 41 %, сердечно-сосудистой  системы – на 132%, болезней кожи на 176% и число злокачественных новообразований- на 35%.  Многочисленные исследования, проведенные в последние годы свидетельствуют  о том,  что у детей, проживающих в  районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, отмечается низкий физического развития. Неблагоприятная воздушная среда становится причиной заболеваний рахитом и авитоминозом.

Учитель предоставляет слово «демографам», которые должны раскрыть связь демографических и экологических проблем.

«Демографы». Качество окружающей среды оказывает существенное влияние на здоровье населения РФ и вместе с тем, на рождаемость и продолжительность жизни населения. В 84 крупных городах России загрязнение воздуха в 10 раз превышает предельно допустимые концентрации вредных веществ. Именно в этих районах умерших зарегистрировано в 2,2 раза больше, чем родившихся.  Если в нашей стране, как и в других  развитых странах недовоспроизводство населения, то в развивающихся странах имеет демографический взрыв.  О параллельно протекающих глобальных демографических процессах свидетельствуют такие факты: просторы Сибири в настоящее время теряют население, в то время, как Северные провинции Китая стремительно растут. Каждую секунду в мире рождаются 21 и умирают 18 человек. Ежедневно на 250 тыс. человек растет население Земли, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Темп роста все увеличивается. Неустанное увеличение населения мира приводит к усиливающемуся давлению на биосферу планеты.   Интенсифицируется воздействие на природную среду при добыче полезных ископаемых,  возрастании объема производства в различных отраслях промышленности, увеличении числа транспортных средств, повышении потребления энергии, природных ресурсов.

Слово предоставляется юному демографу-исследователю, который ознакомит с демографическими проблемами Шумбутского СМС.

Демографическая проблема – следствие накопившихся в стране политических, экономических, социальных, психологических проблем, и только комплексное их решение может позволить улучшить ситуацию.

Целью работы было изучение состава населения Республики Татарстан, населения проживающего  на территории Шумбутского сельского совета, разработка плана по улучшению качества показателей демографического прогноза.

В своей работе мы рассмотрели демографическую ситуацию сразу в нескольких населенных пунктах, так как в нашей школе обучаются дети из 5 деревень, прилегающих к Шумбутскому  сельскому совету.

В 1996-2000 г.г. численность постоянного населения Республики Татарстан возросла с 3761,2 тыс. чел. до 3789,7 тыс. чел. (на 0,76%). Это было связано с замещением естественного выбытия населения миграционным приростом. В 2001-2006 г.г. ситуация изменилась: наблюдается постепенное, хотя и незначительное, сокращение численности населения до 3761,5 тыс. чел.  к началу 2006-го г. Фактически в 2001-2006 г.г. официально регистрируемый миграционный прирост перестал компенсировать естественную убыль населения.

        

         Рис. 7. Динамика численности постоянного населения Республики Татарстан, 1996-2007 г.г. (на начало года)

Рождаемость и смертность представляют собой не только важнейшие показатели демографии и, соответственно, ориентиры демографической политики государства, но и ключевые интегральные характеристики эффективности социально-экономического развития в целом. В 1991-1999 г.г. в Республике Татарстан наблюдалось ускоренное снижение рождаемости (с 13,6 чел. на 1000 населения в 1991 г. до 9,3 чел. на 1000 населения в 1999 г. или на 31,6%).  Ускоренное уменьшение рождаемости явилось следствием общего  спада, отсутствием уверенности в завтрашнем дне, изменением масштабов и направлений социальной политики государства.

Исторический минимум рождаемости в Республике Татарстан был достигнут в 1999 г. В дальнейшем, в 1999-2005 г.г. наблюдался ее  рост (10,3 чел. на 1000 населения) рождаемость достигла в 2004-ом г., вновь снизившись в 2005-ом до 9,8 чел. Фактическое увеличение рождаемости за  период 1999-2005 г.г. составило 0,5 чел. на 1000 населения или 5,4%, в то время как прирост реальных денежных доходов населения за тот же период составил более 100%.

   

    Рис. 8. Динамика рождаемости и смертности населения Республики Татарстан.

Тенденции смертности населения Республики Татарстан довольно неблагоприятны. В 1991-1995 г.г. наблюдался ускоренный рост показателя смертности населения; в 1995-1999 г.г. имели место стабилизация и даже некоторое инерционное снижение указанного показателя; и, наконец, в 1999-2005 г.г. наблюдается вновь достаточно устойчивый повышательный рост смертности населения. Суммарный темп прироста показателя смертности населения РТ за 1991-2005 г.г. составил 36,6%.

Рис. 9. Динамика смертности населения Республики Татарстан в трудоспособном возрасте.

        Наиболее интересным является демографическая ситуация на территории Шумбутского сельского совета, состоящего из пяти населенных пунктов. Из этой таблицы видно, что население постепенно убывает, если в 1995 году проживало 720 человек, то к 2000 году этот показатель увеличивается до 727 человек, своей вершины достигает в 2001 году -749 человек, далее наблюдается постепенное снижение, которое в 2007 году достигает всего лишь 643 человек.(рис 5).

           Рис10.  Движение населения за период с 1995 по 2007 г.

Далее рассмотрим показатели движения населения.

Из этой таблицы видно, смертность преобладает над рождаемостью. Самый больший показатель смертности был зарегистрирован в 1995 году – 24 человек. Самый больший показатель рождаемости зафиксирован в 2000 году – 18 человек.

Далее в работе были сравнены показатели, характеризующие население, по республике Татарстан и Шумбутскому сельсовету. Наибольшее количество населения по Республике Татарстан  было зафиксировано в 2000 году, по селу Шумбут  вершина этого показателя приходится на 2001 год.  При сравнении показателей смертности были получены следующие выводы: показатель смертности по республике значительно увеличен в последние  2004-2006 гг, по селу Шумбут  пик смертности был зафиксирован в 1995 году, далее этот показатель стабильно держится на отметке от 10 до 20 человек. Следующий показатель -  показатель рождаемости. По Шумбутскому с/с самый больший показатель рождаемости в 2000 году – 18 человек, наименьшее число родившихся приходится на  2007 год – всего 3 человека. По республике Татарстан  минимум рождаемости  был достигнут в 1999 г. Фактическое увеличение рождаемости за  период 1999-2005 г.г. составило 0,5 чел. на 1000 населения или 5,4%.

                    Рис. 11. Показатели движения населения.

Изучая демографическую ситуацию в селах, прилегающих к Шумбутскому сельскому совету, мы решили создать проект по сохранению сельских населенных пунктов.

С проектом по сохранению населенных пунктов можете ознакомиться из приведенной ниже схеме. (приложение №8 ).

В заключении хотелось бы сделать выводы по проделанной работе.

1. В настоящее время численность постоянного населения по РТ стабильное и составляет 3761,5 тыс. человек.

2. Изучена тенденция движения населения, было выявлено, что население убывает; к 2007 году на территории Шумбутского сельского совета проживает 643 чел.

3. Из показателей рождаемости можно отметить 2000 год -18 родившихся.

4. В настоящее время показатель смертности преобладает над показателем рождаемости в 2-3 раза.

5. Из данных таблиц видно, что наиболее стабильны показатели в пос. Шестая Речка.

6. Изучив и проанализировав имеющиеся данные,  предлагаем проект по сохранению сельских населенных пунктов.

Учитель предоставляет слово «экономистам», которые в своем выступлении должны раскрыть неоднозначность процесса индустриализации сельского хозяйства, который позволяет решать глобальную проблему голода, оказывает негативное влияние на окружающую среду.

«Экономисты». Многие ресурсы  создаются трудом и изобретательностью. Исчезновение какого-либо товара, к примеру, нефти, приведет к поискам и открытию новых запасов и созданию альтернативных источников энергии. Тревога о том, что падает производство пищи привело к тому, что в результате открытий в области биотехнологии существенно увеличилась производительность сельскохозяйственного труда. Так называемая «зеленая революция», которая заключалась в применении в странах третьего мира методов сельскохозяйственного производства, принесла ощутимые плоды в плане производительности продуктов питания. Однако эти страны выступают, прежде всего,  поставщиками продовольствия на Запад. В-вторых, из-за того, что рабочая сила поглощается  предприятиями агробизнеса, страдают традиционные виды местного сельскохозяйственного производства. Современные способы сельскохозяйственного производства, в особенности те, что связаны с агробизнесом, оказывают чрезвычайно вредное воздействие на окружающую среду.

Современные  системы производства продовольствия подрывают основы глобальной экосистемы. Экономика третьих стран базируется на производстве товарных культур для развитых стран, оставаясь отсталой, не может утверждать экологические приоритеты перед лицом краткосрочных выгод от роста производительности сельского хозяйства. Особо опасные для окружающей среды производства развитые страны предпочитают размещать в Африке, Азии, Латинской Америке, не модернизируя их. Традиционное  природопользование имеет массу преимуществ. Характерные для нее комплексность, экстенсивное ведение хозяйства,  система рекультивации земель, возобновление природных ресурсов, малая энергоемкость и полная утилизация отходов – все это позволило сохранить на территориях расселения коренных народов на протяжении многих веков и на огромных пространствах   исконные природные ландшафты. Наиболее распространенными и типичными нарушениями при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с нефте- и газодобычей, лесозаготовками, добычей полезных ископаемых. Строительство и геологоразведочные работы загрязнили территории традиционного природопользования, изменили окружающую среду, а потому у коренных народов нет больше возможности в прежних масштабах сохранить для себя оленеводство, речное рыболовство, охоту. Разрушение жизненно важных отраслей ведет к исчезновению  уникальных культур, вымиранию целых этнических групп.

Учитель предоставляет слово «социологам», которые должны показать связь экономического и социального неравенства, а также бесперспективность решения этих  глобальных проблем исключительно  техническими и технологическими средствами.

«Социологи». Помимо экономического неравенства и связанного с ним экологического неравенства между развитыми странами Запада и развивающимися  странами «третьего мира» усиливается социальное неравенство. Все возрастающее количество в структуре мирового  населения жителей – выходцев из развивающихся стран – увеличивает нагрузку на здравоохранение, систему социальной защиты и образование в этих странах. Многочисленные социологические теории общественного развития подчеркивают позитивную роль НТП, между тем учащение технологических катастроф заставляют усомниться в разумности выбранного пути. В силу гигантских размеров и чрезвычайной сложности технических систем выход их из строя представляет беспрецедентную опасность. Тяжелые последствия технологических катастроф  распространяются на зоны большой протяженности, имеют продолжительный эффект и могут затронуть не одно поколение людей. Более того, такие крупные аварии, как Чернобыль, химический взрыв в Бхопале, гибель лесов Австралии, продемонстрировали реальность подрыва условий существования человечества.

Учитель предоставляет слово «философам», которые должны раскрыть влияние идеи прогресса на представление человека о современной картине мира.

«Философы». XVIII век ознаменован широким распространением научного     знания, повышением престижа науки и даже некоторой ее идеализацией. Но  уже тогда среди тех, кто восхвалял научный прогресс, раздавались критические голоса,  один из которых принадлежал Жан-Жаку Руссо. Руссо отрицательно  оценивал роль науки в эволюции человечества, ведущей к утрате человеком естественного состояния и неиспорченной природы. Вряд ли можно согласиться с призывом Руссо вернуться «назад, к природе!», т.к.  нельзя остановить, приостановить или запретить радость открытий  и тягу человека к научному знанию. Совершенствование ЭВМ позволило приступить к созданию «искусственного интеллекта». Некоторые ученые увидели в разработках информационных систем один из источников «антропологической мутации». Широкая информатизация ведет к анонимности человеческого общения, обезличенности, беспрепятственной в возможности манипулирования сознанием граждан. Характерную для XX века модель отношения к природе в  наибольшей степени реализовала биотехнология, олицетворяла собой взгляд на природу как на нечто, подвластное воле человека. Если в XVIII веке природа рассматривалась как каталог органических форм, созданных мудрым творцом, в XIX веке – как арена конкурентной борьбы живых организмов за существование, то в конце XX начале XXI  вв. под влиянием генетики возникло понимание организмов как запрограммированию при надлежащих научных и технических методах. В современной картине природы все большее место занимает планомерное вмешательство человека, а сущностью жизни становится ее конструируемость.

 Учитель предоставляет слово «медикам», которые акцентируют свое внимание на этических аспектах развития науки.

«Медики». Главное – осознание побочных эффектов научного прогресса, а также той степени ответственности, которая возлагается на того, кто, открывая тайны природы, пытается ее изменить. До недавнего времени в область биотехнологии включались только эксперименты по селекции культурных растений и домашних животных, производившиеся в пределах естественных видов. Открытие генетического кода положило начало генной инженерии. Генетические манипуляции породили угрозу искусственного создания новых видов микроорганизмов, вызывающих известные заболевания. Благодаря появлению генной инженерии появилась возможность генных трансмутаций, что может привести к созданию новых биологических объектов с заранее заданными свойствами, которые отсутствовали в исходных объектах. Генная инженерия ведет к замещению естественных природных элементов искусственными, что рискует неузнаваемо изменить облик планеты.

Расшифровка генетического кода  обусловила развитие генной медицины с возможностями диагностирования наследственных заболеваний, разработкой средств борьбы с неизлечимыми заболеваниями. Но, с другой  стороны, актуален вопрос о пределах вмешательства в генетическую структуру человека. Открытие тайны генетического кода поставило перед исследователями и общественностью целый блок нравственных и правовых проблем. Любые вмешательства в человеческую природу должны подчиняться следующим принципам: уважение уникальной и неповторимой человеческой личности; осознание учеными ответственности за возможные опасные  последствия научных открытий и ограничение их при необходимости;  безусловное запрещение продажи и других  способов извлечения доходов из работы с человеческими клетками; тесное взаимодействие научного сообщества, этических комитетов и общественности.

Учитель предоставляет слово «политологам»,  которые  должны показать, что забота о сохранении природы может осуществляться на всех уровнях – глобальном, региональном, местном.

«Политологи». Острота экологических проблем, их глобальный характер требует планомерных, организованных мер по защите окружающей среды, как со стороны государства, так и со стороны всего мирового сообщества. В Европе мощной политической  силой стали партии «зеленых», имеющие в своих программ цели и задачи, направленные на решение вопросов охраны природы. Их представители входят в состав парламентов и правительств, имея возможность оказывать влияние на решение различных экологически важных проблем. Но это не означает, что отдельный человек или объединение людей не могут что-то сделать для предотвращения общей беды.

Широко известна международная организация «Green  Peace» («Зеленый мир»), образованная в Канаде в 1971 году. Отделения этой авторитетной организации созданы во многих странах мира, в том числе и России. Ее  основной формой деятельности являются мирные акции в защиту окружающей природы. Мероприятия международных организаций «Друзья Земли», «Земля прежде всего» также направлены на то, чтобы поднять уровень ответственности политиков, предпринимателей, простых граждан за жизнь на Земле. Активизация природоохранной деятельности многих общественных  организаций не требует специальных государственных решений и постановлений, а может быть осуществлена за счет социальной активности граждан на любом уровне. Сохранение природы зависит  от всех людей вместе взятых и каждого человека в отдельности.  Конкретные направления общественной деятельности в сфере защиты окружающей среды могут быть многообразными.  Это организация общественных инспекций по охране  природы, налаживание партнерских отношений с государственными структурами в области решения экологических проблем, привлечение  граждан в общественных организаций для работы общественных консультативных советов, общественных комиссий и вполне конкретные природоохранительные  мероприятия. В Республике Татарстан этим занимаются  такие организации, как студенческие дружины охраны природы Казанского государственного университета и Казанского  государственного технологического университета, экологический клуб «Зеленый мир» (г. Казань), творческое объединение подростков и школьников «Муравьи» (г. Казань), Клуб юных экологов (г. Кукмор), клуб «Родничок» (с. Масловка Рыбно-Слободского района) и другие.

Далее учитель предоставляет слово «социологам», которые, опираясь на данные социологических исследований, должны раскрыть связь между информированностью граждан о состоянии окружающей среды и их готовностью действовать в целях ее защиты.

«Социологи». Участие граждан в природоохранной деятельности зависит от степени их  информированности о состоянии окружающей среды, о мерах, предпринимаемых государством по ее  защите, о возможных формах гражданского  природоохранного участия. Особое значение приобретает проблема доступа граждан к экологической информации. Непосредственно после аварии в Чернобыле, около 60% анкетированных утверждали, что  до этого случая они либо ничего не знали об авариях на АЭС, либо знали очень мало. По мнению социологов, данные о состоянии экологии, публикуемые в средствах массовой информации,  не носят системного характера. Опрос жителей Республики Татарстан показал, что значительная часть населения практически не имеет сведений о состоянии воды, воздуха, содержании вредных веществ в продуктах питания, радиационной обстановке на местности. Лишь 6 % опрошенных считают, что информация о состоянии  воздуха в их городе достаточно и почти каждый второй указал на ее отсутствие.  Большинство (65%) не имеют никаких сведений о содержании вредных веществ в продуктах питания и только 4% удовлетворены имеющейся информацией. Доля достаточно информированных о радиационной обстановке составила 5%, а 57% указали на отсутствие  каких-либо данных.  Только 5%  жителей РТ хорошо информированы о состоянии окружающей среды и проводимой экологической политике, а 50 % получают информацию от случая к случаю, а 42% информированы плохо.  Только хорошо информированный, экологически образованный человек может и готов самостоятельно или совместно с другими заниматься защитой природы, оказывать влияние на принятие решений в этой области.

Учитель предоставляет слово «юристам», которые должны раскрыть взаимосвязь права человека на благоприятную окружающую среду с его обязанностью охранять природу, бережно относиться к ее богатствам.

«Юристы». Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав. Каждый человек и гражданин соприкасается с природой в процессе своей жизнедеятельности , будучи в разных качествах – как житель населенного пункта и как работник, в том числе и как должностное лицо. Соответственно как житель в быту и на отдыхе каждый должен исполнять данную конституционную обязанность. Данная обязанность возлагается также на того, чья трудовая деятельность сопряжена с воздействием на окружающую среду и природопользованием. ( Конституция РФ, статья 58; Конституция РТ, статья 62). В соответствии с законом РФ «Об охране окружающей природой среды» гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства, своим личным трудом оберегать и приумножить природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний и природе, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. Нарушение установленных в законодательстве обязанностей каждого по сохранению природы и окружающей среды и бережному отношению к природным богатствам влечет применение мер юридической ответственности.

Учитель. Итак, вы заслушали выступления ученых, какие у вас возникли вопросы, что бы вы хотели уточнить или дополнить?

Задания ученикам: теперь следует объединиться в группы по подготовке международно-правового документа (2 или 3, в зависимости от учеников в классе), но так, чтобы в каждой было по одному представителю тех научных областей знаний, которые сегодня участвовали в заседании «круглого стола». Составить наброски к Декларации права человека на окружающую среду, в которой бы четко была обозначена связь права человека на благоприятную окружающую среду с другими правами. Время на подготовку 5-7 минут.

По истечению времени представитель каждой группы знакомит с набросками основных положений Декларации, после чего учитель делает выводы.

Учитель. Право человека на благоприятную окружающую среду не регулирует природные процессы, но способствует  защите природной среды  от вредного антропогенного  воздействия.  Забота  о поддержании стабильности экосистем составляет круг жизненных интересов человека. С этим правом связан комплекс иных основополагающих прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека, его благополучие. К таковым относится право на жизнь и охрану здоровья. Под влиянием права на благоприятную окружающую среду обновляется содержание других прав. Так, равноправие достигнет максимального воплощения только в экологически ориентированном обществе, обеспечивая равный вклад граждан в дело охраны природы и одновременно равные права на окружающую среду. В области семейного права предполагается регулирование демографической проблемы. Расширяется право, на труд, так как без здоровой окружающей среды невозможно улучшение условий труда, развитие творческих видов деятельности. Рассматриваемое право связано с правом на развитие, которое должно охватывать не только материальный аспект, но и управление ресурсами личности и природы. Право на благоприятную окружающую среду имеет непосредственную связь с политическими правами.  Право на достоверную информацию о состоянии окружающее среды   соотносится с правом на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими интересы человека, и право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. Право на возмещение ущерба,  причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением, сопряжено с правом на социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности при экологически обусловленных заболеваниях. Право на благоприятную окружающую среду означает, что качество природной среды должно способствовать нормальному развитию человека, нации, народа, общества. Это право  означает право людей на здоровую, деятельную жизнь и развитие в гармонии с природой.

Учитель. В завершении мероприятия предоставим слово «филологам», чтобы познакомить нас со стихотворением А.Фета. (см. приложение).

Планируемый результат.

1. Закрепление знаний у учащихся соответствующих положений Основных Законов РФ и РТ, международных документов о правах человека, исторического и социального контекста их принятия. Расширение знаний о состоянии окружающей среды, представлений о сущности глобального экологического кризиса в политическом, социальном,  экономическом, культурном аспектах. Приращение знаний     о правах человека в их взаимосвязи и развитии.

2. Развитие у учащихся умений работать с научной и популярной литературой, анализировать и сопоставлять факты, выявлять связи природных и социальных явлений, формулировать проблему и обозначить основные подходы к ее решению, обобщать и делать выводы.

3. Развитие у учащихся навыков научно-поисковой деятельности, совместной работы в малой проблемной группе, творческого подхода к исследуемой проблематике.

Использованная литература:

1. Ахатов А.Г. Экология и международное право (международные экологические организации и правовые акты). – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996

2. Государственный доклад о состоянии окружающей среды РТ в 2000 году. – Казань, 2001.

3. Гуманитарная сфера и права человека: (Сб. документов): Книга для учителя / Сост. В.А.Корнилов и др. – Просвещение,1992.

4. Колесник А., Исаев Г., Петров Б. Экология в зеркале социологии // Научный Татарстан. – 1999. -№3. – С.42-48.

5. Конституция Республики Татарстан. – Казань: Татарское книжное издательство, 2004.

6. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1998.

7. Ландо И.И. Будь милосерден человек. – Экология.- 2004.-№6.

8. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие  для студентов вузов. – М.: Логос, 2001.

9. Мухутдинов А.А., Борознов Н.И., Петров Б.Г., Мухутдинова Т.З., Шаяхметов Д.К. Основы и менеджмент промышленной экологии: Учебное пособие для спец. классов школ, лицеев, профессиональных технических училищ, колледжей с экологическим, эколого-экономическим уклоном. – Казань: Магариф,1998.

10. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа. 1999.

11. Никитин А.Ф. Права человека. Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика». 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа.1998.

12. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты. Под ред. В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. – М.: academia,2000.

13. Популярная экология. Казань: Экоцентр 1997.

14. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. – М.: Финансы и статистика,2000.

15. Ратанова М.П., Сиротин В.И.  Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособие для учащихся 7-11 классов.- М.: Мнемозина.1998,.

16. Старшинов Н. Давайте сохраним// Экология. -2004. - №7.

17. Чиков П.В, Мезяев А.Б., Насырова А.М., Хадиева Г.Н. Универсальные и региональные системы защиты прав человека и интересов государства/ Под ред. проф. Г.И. Курдюкова. – Казань: « ООО Легранд», 2002.

18 Чистых Б. Ева из пробирки // Гео. – 2004. - №2. – С. 124-134.

19 Экология и нарушение прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М.: Юриспруденция, 2002.

Приложение 1.

Структурная схема: «Категории прав человека».

Естествен-ные права

Гражданские права

Политичес-кие права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

Приложение 2.

И.И. Ландо

«Будь милосерден человек».

У всех людей -  одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света и перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Приложение 3.

Схема «Экологические проблемы»

усиление парникового  эффекта;

 разрушение озонового слоя;

 загрязнение Мирового  океана;

 сокращение площади тропических лесов;

опустынивание плодородных земель;

загрязнение пресных вод, рост радиоактивных отходов

Приложение 4.

А.Фет

***

Целый мир от красоты,

От мала и до велика,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Приложение 5.

Плакаты с русскими и татарскими  пословицами. 

«Что мне золото, светило бы солнышко»,

«Земля, вода останутся, хотя нас не будет»,

«Без хозяина Земля – круглая сирота»,

«Много леса – не губи, мало леса –  береги, нет леса – посади»,

«Одинокое дерево ветра боится»,

 « На битой дороге трава не растет»,

«Возвращай Земле долг – будет толк».

Приложение 6.

                   

1.Очистить территорию родников от травы и сорной растительности.

2. Соорудить водозаборные колонки.

3. Обновить беседки, которые соответствовали бы санитарным требованиям.

4. Прекратить сброс мусора на территории родников.

5. Производить выпуск минеральных вод с учетом вредных воздействий по отношению к природе.

6. Увеличить контроль за сброс мусора на территории водоохраной зоны.

7. Освободить русло реки Шумбутка от естественных плотин.

8. Уменьшить сток воды очистных сооружений Шумбутского спиртзавода на территорию памятника природы.

9. Создать группы по охране водных объектов.

10. На территории озера Чернушка провести работу по восстановлению.

11. Создать на базе озера Чернушка пруда для разведения рыбы или бассейна  для летнего отдыха детей.

Приложение 7.

 1.Уменьшить  эксплуатацию леса.

2. Увеличить площадь лесных угодий за счет новых насаждений.

3. Создать лесную рубку, для увеличения качества лесов.

4. Своевременная очистка от опавших естественным  путем деревьев.

5. Создание рабочих групп на период ветровалов-буреломов.

6. Увеличить контроль во время летнего периода (во время усиления пожарной опасности).

7. Поднять цены за экологическое нарушение (создание мусорных свалок в неположенном месте, за разжигание костров посреди леса).

8. Соорудить кормовые базы в зимнее время для лесных обитателей.

9. Построить для муравьев защитные зоны.

10.  Создать экологические отряды, для санитарной уборки, особенно в весеннее время.

11. Организовать работу по уходу за Черепашскими пихтарниками - памятниками природы.

12. Внедрять промышленные методы лесовыращивания.

13. Использовать лесосырьевые ресурсы  без ущерба природе.

14. Искусственные гнезда для птиц, искусственные кострища, мусоросборники.

На базе Шумбутского  лесничества создать заповедную зону, в составе которого находились бы база отдыха,  лечебная зона для больных   сердечно-сосудистыми заболеваниями,  поляны отдыха.

Приложение 8.

1. Создать условия для благополучного существования людей.

2. Увеличить количество рабочих мест, с целью сокращения миграции из сельского поселения.

3. Предпринять меры по устойчивому повышению уровня жизни населения.

4.  Увеличение рождаемости населения  посредством реализации системных мер экономического и социального стимулирования.

5.  Уменьшение смертности населения посредством мер по устойчивому повышению уровня жизни, развитию здравоохранения, деалкоголизации населения, охране труда и проведению последовательной политики социальных льгот и гарантий.

6. Сохранение и развитие семьи как важнейшего социального института.

7. Регулирование миграционных процессов в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах определенного уровня образования и квалификации.

8. Максимально полное информирование заинтересованных групп населения по вопросам организации и осуществления государственной демографической политики.

9. Организация культурно-массовых мероприятий.

10. Создание льготных услуг молодым семьям и молодежи.

Аннотация

 Внеклассное мероприятие «Право на благоприятную окружающую среду» посвящено очень важной теме, отражающей актуальную проблему существования отдельного человека и человеческого сообщества в целом.

Целью данной работы является выявление влияния социальных факторов на развитие экологического права и взаимосвязь права на благоприятную окружающую среду с другими правами человека.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

- систематизировать знания о правах человека и международных документах, которые их закрепляют;

-выявить основные направления деятельности международного сообщества в результате обострения экологического кризиса в конце XX и начала XXI вв.;

- показать непосредственную взаимосвязь права человека на жизнь с его правом на благоприятную окружающую среду;

- раскрыть противоречия развития современного общества через призму взаимоотношений человека и природы;

- актуализировать связь права человека на благоприятную окружающую среду с его обязанностью охранять природу;

- определить какие права человека получают дальнейшее развитие под влиянием права на благоприятную окружающую среду;

Работа состоит из оглавления, целей и задач,  методических материалов, основного содержания, планируемого результата, использованной литературы, приложения.

В работе отражены вопросы, касающиеся будущего наших школьников, их родителей.  

Проблемы, поднятые в данной работе «Мы за благоприятную окружающую среду»,  в наши дни очень актуальны. Материал содержит современные  методы и технологии в виде  видеосюжета «Экология и культура – будущее России»,  видеофильмов «Будущее моего села», «Экологические проблемы моего села»,  результаты исследовательских работ, выполненные на базе МБОУ Шумбутская средняя общеобразовательная школа, под руководством Муталлаповой Лилии Равильевны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"

В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-х классов «Путешествие в мир английского языка»

Внеклассное мероприятия для учащихся 1-го класса, которые начнут изучать английский язык во 2 классе. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти...

Профилактическое мероприятие по профилактике ДДТТ. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактики ДДТТ Открытие акции «Засветись».

Акция «Засветись» проводится в  целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....