Методическое пособие Географический мини- саквояж
методическая разработка по географии (6, 7 класс)

Гизатулина Ирина Николаевна

Здесь представлены мои дидактические игры к предмету География для детей с ОИН 6-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_geograficheskiy_mini-_sakvoyazh.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное пособие

«Географический мини - саквояж» к уроку география

в коррекционном процессе для детей с ОИН.

Цели современного коррекционного образования, обозначенные в ФГОС обозначены как «учить не науке, а учить учиться». И нам, как педагогам необходимо корригировать все мыслительные операции у детей с ОИН. Какие приемы для этого использовать?

На сегодняшний день нам, дефектологам, известно, что у детей с ОИН отсутствует стремление учиться, мы отмечаем их пассивность и безразличие. Во время образовательного процесса таких  детей очень тяжело заинтересовать,  или просто долго удерживать их внимание на учебном материале. Именно поэтому педагоги нашей школы озадачены модернизацией уже имеющихся и разработкой новых приемов для поддержания интереса к учебе и коррекции познавательной сферы.

Для детей с ОИН очень важно поддержание интереса на протяжении всего  урока, поэтому в пособии, которое  я  сегодня представлю, сохранены с одной стороны значение и роль учебной деятельности, с другой стороны осуществляется коррекция всех психических процессов. Систематизация дидактических упражнений с пособием позволяет легче и интереснее преодолеть трудности в обучении. Сегодня я представляю  вашему вниманию «Географический мини - саквояж».

Цель пособия:  коррекция познавательной деятельности, поддержание интереса к урокам географии  у детей 6-7 классов с ОИН.

Задачи пособия раскрываются с помощью упражнений, как на уроках географии, так и на самоподготовке, во время выполнения домашнего задания.

Пособие направлено на: 

  1. Привлечение интереса к уроку географии;
  2. Развитие познавательного интереса
  3. Расширение представлений детей с ОИН об окружающем мире
  4. Развитие географических знаний;
  5. Коррекция мыслительной деятельности
  6. Развитие речи, расширение лексического запаса
  7. Развитие зрительного гнозиса;

Почему пособие имеет такой вид

Традиционно в работе любого учителя, пусть даже самого современного, используются предметные и сюжетные картинки, карточки, тетради с печатной основой, схемы и таблицы, презентации и карта. Как правило, они плоскостные, с ними можно производить немного действий.  Более длительно вовлечь особого ребёнка, пусть и шестиклассника в учебный процесс иногда позволяет объёмное пособие, примером которого является кубик. Вариантов использования данного учебного пособия множество. Хочется обратить внимание на то, что в моем пособии предложен не комплект, а пока один единичный кубик, с которым предполагается работать.

Однако мною не исключено использование кубика не единично, а в комплекте, в зависимости от типа, темы урока, его задач, которую буду ставить  в ходе коррекционной работы.

Содержание и возможности пособия

Пособие представляет собой кейс в виде коробки, в котором находится кубик и некоторые дополнения к нему. Дополнения представлены в виде чистой контурной карты, нанесенной на плотный картон. Карта заламинирована с целью многократного использования, нанесения контуров или обозначения географических обьектов маркером, который можно легко стереть салфеткой. Так же в дополнение входит комплект карточек с деференцированными заданиями, заданиями повышенной или облегченной  трудности по желанию учеников для желаемой оценки (для отметки «3» – легкий вариант, «4» - базовый вариант, «5» - задания повышенной трудности или творческие задания.   Грани кубика оформлены в виде 6 вопросов: НАЗОВИ. ПОЧЕМУ. ОПИШИ. СРАВНИ. ПОКАЖИ. ПОДЕЛИСЬ. 

Использование данного кубика дает возможность через комплекс упражнений привлекать интерес к уроку географии, при этом  особенный ребенок ведет свой поиск через знания вопросов.

Вариативность и видоизменение пособия

1.Может быть дополнен несколькими  кубиками (отработка умения работать с  атласом, контурной картой, глобусом)  В зависимости от возраста и класса, например для урока природоведения в 5 классах,  отдельные грани кубика могут быть временно закрыты белым цветом.

2.Данное пособие может использовать любой учитель предметник.  

3.Вопросы формулирует учитель.

4.Вопросы формулируют сильные учащиеся, работающие в 1 и 2 подгруппе.

2.Можно усложнить задачу для большей отработки умения работать с картой или атласом, например для ребят 8-9 классов.

Пособие можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако практика показывает, что удобнее его применять либо при проверке домашнего задания, либо на обобщающих уроках, когда у учеников есть знания и представления по теме. Так же его использование допустимо на самоподготовке, при выполнении домашнего задания по географии.

Итак, кубик

  1. грань – назови;
  2. грань – почему;
  3. грань – опиши;
  4. грань – сравни;
  5. грань – покажи;
  6. грань -  поделись.

Учитель предлагает ученику бросить кубик и выбрать вопрос для выполнения задания. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос можно задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика – с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин  и т.д.

(Пример: Назови местность, в которой ты живешь. Назови явления природы. Назови пояса освещенности земли)

Данный блог можно разбавить самыми вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме урока.

Почему. Этот блог вопросов позволяет сформулировать и корригировать причинно – следственные связи, то есть уметь описывать процессы, которые происходят с указанным предметом или явлением.

(Пример: почему во время некоторых явлений природы нужно соблюдать определенные правила поведения, почему разные регионы России получают неодинаковое количество солнечного тепла)

Опиши. Это действие уточняющее. Оно помогает увидеть проблему в разных ее аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах задания.

(Пример: опиши 1 из опасных природных явлений, опиши навигацию при помощи травянистых растений, сделай описание умеренного климатического пояса)

Грани Покажи и Сравни. Ученик должен выстраивать свои действие, которые позволят применить все свои знания на практике по теме урока, он учится анализировать, выделять факты, оценивать, акцентировать внимание на географических обьектах.

(Пример: сравни климат России на юге и севере страны, сравни плоскую и холмистую равнину, покажи на карте территории с Арктическим климатом)

Поделись. Действие повышенной трудности для многих учеников коррекционной школы. Действие творческое, которые содержат в себе элемент предположения. Данное действие предназначено для коррекции мыслительной деятельности. По ситуации (если этот ученик слаб, работает в 4 группе,  кубик разрешается перебросить.

(Пример: были ли у тебя случаи, когда местные признаки природы помогли тебе сориентироваться и найти дорогу к дому, поделись информацией о курортных местах, о которых ты читал, смотрел, знаешь, поделись информацией, почему зимой почти все реки России замерзают)

Данное пособие используется мною второй год, оно помогает  выполнять поставленные задачи к уроку, хорошо активизирует детей по предмету.

Список литературы:

1. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения умственно отсталого школьника // Вопросы психолога. Просвещение 2000.

2.  Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. Просвещение 1977.

3.Снегирев В.А. Игры на уроках географии. Владос  2015.

Пороцкая. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Физико-географическая характеристика Курочкиной Горы г. Уфа"

В учебно-методическом пособии собраны материалы из исследовательских работ учащихся по изучению Курочкиной горы г. Уфы. В доступной форме изложены сведения о тектонике, климате, гидрографии, почвах и ...

Методическое пособие для проведения географического турнира в 6 классе

Цели и задачи:1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме „План и карта”; закрепить знание основных понятий, умение определять географические координаты, азимуты, масштабы; ...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)

На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть   правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...

Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования «Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)»

СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы понятия координационных способностей детей…………………………………………..51.2. Особенности развития координационны...

Методическая разработка. Географический диктант по проверке географической номенклатуры за курс 7 класса.

Одной из форм проверки знаний учащихся географической номенклатуры являются географические диктанты. В разработке предложен вариант диктанта за курс 7 класса....

Учебно-методическое пособие "География. 8 класс. Географическое положение России"

Учебно-методические пособие Географическое положение РоссииТестовая работа для учеников 8 класса...