Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования «Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)»
методическая разработка по физкультуре по теме

Жирнова Ольга Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

 РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы понятия координационных способностей детей…………………………………………..5

1.2. Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре…………………….6

1.3. Психолого-педагогические принципы развития    координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр………………………………………………………………………7

Раздел 2.  Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)………………………………………………………………………………..9

2.1 Тесты для определения ловкости и координационных способностей………………………………………………………………………..10

2.2 Комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча, (элементы

футбола) способствующих развитию координации движений детей

старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической

культуре……………………………………………………………………………..11

 

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...15

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rabota.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Умка»

«Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр

(мини-футбол)»

(Учебно-методическое пособие для педагогических работников

системы дошкольного образования)

                                                                   

 Ольга Владимировна Жирнова

Научный Руководитель: Нарежнев А.Е.

        Новый Уренгой,2017

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

 РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы понятия координационных способностей детей…………………………………………..5

1.2. Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре…………………….6

1.3. Психолого-педагогические принципы развития    координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр………………………………………………………………………7

Раздел 2.  Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)………………………………………………………………………………..9

2.1 Тесты для определения ловкости и координационных способностей………………………………………………………………………..10

2.2 Комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча, (элементы

футбола) способствующих развитию координации движений детей

старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической

культуре……………………………………………………………………………..11

 

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...15

Введение.

     Актуальность. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни.  

В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями.

Исследования, проведенные в науке, свидетельствуют о том, что наиболее серьёзные отклонения моторики распространяются на сферу координационных проявлений (Воронков В.В 1994г, Торская И.Ю 1999-2001гг.). Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений, развитие физических способностей.

Так, дети 5-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая. 

Важным средством развития моторной функции служат упражнения с мячом, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук и ног.

     В ходе подготовки команды по мини-футболу, для участия в городских соревнованиях, была отмечена значительная динамика в области развития у детей координационных способностей. Дети стали резкими, быстрыми в различных движениях как с мячом, так и без мяча, очень уверенными и точными в своих движениях и т.д.  Возникла идея, использовать проводимые упражнения на тренировках по мини-футболу на занятии по физической культуре для развития у детей координационных способностей.

Футбол - спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с различными поворотами. Эти действия развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу.

Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с мячом, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения. Все это содействуют улучшению ориентировки в пространстве, что так важно для общего развития, активизации их умственной и сенсорной деятельности.

Объект исследования: координационные способности.

Предмет – влияние игровых упражнений (элементов мини-футбола) на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Цель – создание системы работы по использованию комплекса игровых упражнений с мячом и без мяча на занятии по физической культуре для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: предполагается, что применение спортивных упражнений, элементов мини-футбола на занятиях физической культуры  повысят уровень координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Опираясь на цель и гипотезу исследования были поставлены следующие

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Провести мониторинг  координационных способностей детей и выявить их уровень развития.
  3. Систематизировать комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча, для развития координационных способностей.
  4. Провести сравнительный анализ уровней развития координационных способностей экспериментальной и контрольной групп.
  5. Обосновать результаты эксперимента.

 Новизна исследования состоит в использовании игровых упражнений с мячом и без мяча, для развития координационных способностей.

Практическая значимость исследования: Опыт работы может быть использован воспитателями, инструкторами по физическому воспитанию, а также родителями.

Структура и объем работы.

Разработка состоит из введения, двух разделов, списка литературы и приложений.

РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы понятия координационных способностей детей.

  В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.                   Координационные способности в значительной степени определяют уровень двигательных возможностей человека. По мнению многих исследователей, координационные способности являются базой и создают предпосылки для успешного формирования и совершенствования физических качеств (D.-D.BIume, 1978; В.И.Лях ,1986; А.Г.Карпеев, 1998; И.И. Сулейманов, 1986; и др.). Базовые координационные способности имеют широкий спектр применения и включают в себя: способность ориентироваться в пространстве, дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц, реагировать на сигнал) внешней среды, способность сохранять статическое и динамическое равновесие, чувство ритма (П.Хиртц, Г.Людвиг, Ж.Вельнитц, 1981; В.И.Лях, 1989; И. И.Сулейманов 1986).

Совершенствование базовых координационных способностей - это не заучивание постоянной формулы движения, а лишь предпосылка дальнейшего совершенствования различных его координационных проявлений (элементов) в изменяющихся условиях. Совершенствование различных видов координации должно находить свое применение в способности решать двигательную задачу наиболее соответствующим ситуации способом.

  Под координационными способностями понимают, во–первых, способность целесообразно формировать (строить) целостные двигательные акты, во – вторых, способность преобразовать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющих условий.

  Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Выделяют три вида координации при выполнении двигательных действий - нервную, мышечную и двигательную.

  Нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечное напряжение. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.

Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.

Двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека.

1.2. Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре

В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка фундамента” для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется “золотым возрастом”, имея в виду темп развития координационных способностей. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно – адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Координационные способности развиваются при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования. Одним способствующим к повышению координационных способностей являются упражнения с мячом, (элементы спортивных игр). Они обладает набором упражнений, которые обеспечивают возможность решения двигательной задачи в условиях вариативности, быстрой смены различных двигательных действий и необходимости управлять различными звеньями опорно-двигательного аппарата при постоянной необходимости преодоления избыточных степеней свободы.

      По данным В.П.Назарова, А.И.Козлова координация в одних движениях может быть повышена развитием координированности в других, сходных по степени координационной сложности. Определив контрольными упражнениями уровень координационных способностей В.П.Назаров и А.И.Козлов специальными упражнениями развивали эти способности. После соответствующего периода дети выполняли задание на координацию на резко возросшем уровне.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

 Сложность физических упражнений можно увеличить за счет:

1. Изменения пространственных, временных и динамических параметров.

2. Внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес,  

    высоту.

  3. Изменения площади опоры, или увеличения ее подвижности в

    упражнениях на равновесие.

4. Комбинирования двигательных навыков.

5. Сочетания ходьбы с прыжками.

6. Выполнения упражнений по сигналу или за ограниченное время

7.  Бега и ловли предметов.

 Игровые упражнения с мячом являются средством, гармонически развивающего ребенка, дающий значительный образовательный и воспитательный эффект. Мяч – это снаряд, который требует проворных рук, быстрых ног в элементах мини-футбола  и повышенного внимания.

Упражнения в бросании, катании мяча,  способствуют развитию глазомера, меткости, хорошей координации движений, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося в школе. Игровые упражнения с мячом развивают навыки поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

1.3. Психолого-педагогические принципы развития    координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр

      Работа с детьми по развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)

должна базироваться на следующих принципах:

  • учет принципов постепенности,
  • систематичности и последовательности
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
  • принципа развивающего и воспитывающего обучения,

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа - необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами инструктора. Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны поочередные движения. Самые сложные разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища.

 Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности и последовательности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, т.к. это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Кроме того, процесс обучения новым движениям всегда связан с быстрым нарастанием утомления. А при утомлении как физическом, так и психическом также сильно снижается четкость мышечных ощущений. В этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо. Отсюда вытекает следующая методическая установка.

Упражнения на развитие координационных способностей необходимо применять по возможности часто, т.к. при этом расширяется запас двигательных умений и навыков и одновременно совершенствуется сама способность к их быстрому освоению. Однако нельзя, как уже было отмечено, доводить организм до заметного утомления.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

  1. Обращать внимание на личность ребенка;
  2.  Научить обучающегося мыслить причинно.

Раздел 2.  Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)

Организация системы работы по развитию координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр была выстроена  поэтапно:

Первый этап – констатирующий.  Прежде чем приступить к работе по развитию координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр с детьми экспериментальной группы был проведен мониторинг на  выявление уровня координационных способностей в старших группах. Для этого были использованы тесты:

  • Тесты для определения ловкости и координационных способностей:

1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, в конце дистанции лежат три кубика. Ребенок добегает и берет по одному каждый кубик, несет его на финиш. Фиксируется общее время бега.

2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей).

Ребенок встает в стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги — и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

3. Сохранять равновесие, стоя на одной ноге в течение минуты, руки разведены в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. С развитием навыка закрыть глаза.

4. Стоя на одной ноге, подпрыгнуть, и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Выполняется в течение нескольких минут.

  • Тесты с футбольным мячом:
  1. Ведение мяча по кругу, по свистку остановка стопой. (Определяется  

    способность контроля мяча)

  1. Змейка, с футбольным мячом обходя фишки, стоящие в один ряд.    

   (Определяется способность быстрого и правильного смены направления с

   мячом).

  1. Вбрасывание футбольного мяча руками (м). (Вбрасывание мяча руками на  

  дальность выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по

  коридору шириной 2 м. Мяч, упавший за пределами коридора, не

  засчитывается. Даётся три попытки, учитывается лучший результат).

        При проведении мониторинга мы оценивали результат по следующим критериям:

  • время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации, чем оно короче, тем выше координационные способности;
  • время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;
  • координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплекса (комбинации). В качестве заданий тестов рекомендуется применять упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;
  • точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);
  • сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
  • стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). При выполнении каждого упражнения отслеживались следующим критериям:

- время освоения;

          - точность выполнения;

- стабильность выполнения.

         Результаты исследования показали, что 39% детей имеют низкую координационную способность. Трудности возникли: в тесте бег 3*10, дети затрачивали много времени на бег, в тесте - стоя на одной ноге, подпрыгнуть, и приземлится на другую ногу, многие не могли удержать равновесие. В тесте ведение мяча по кругу, мяч с трудом контролировался, и не выполнялась четкая остановка. В тесте «змейка» с мячом, очень много затрачивалось времени на выполнение, не было точности. Таким образом, на втором этапе – формирующем нами была составлена определенная система работы по развитию координационных способностей детей экспериментальной группы посредством целенаправленного включения в физкультурные занятия игровых упражнений с мячом элементов мини-футбола, методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме.

     Цель: проверить выдвинутую нами гипотезу относительно того, что составленные нами комплексы (элементов мини-футбола) будут способствовать развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

     Составлен план работы с детьми экспериментальной группы по формированию координационных способностей:

  1. Составлен комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча, (элементы    

     футбола) способствующих развитию координации движений детей

      старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической

      культуре на один год (комплекс представлен ниже).

  1. Разработан календарный план системы занятий включающих комплекс

     игровых упражнений элементов мини-футбола, который включает

     определенные задачи на каждое занятие.

  1. Внедрен комплекс  элементов мини-футбола  по формированию

     координационных способностей в системе занятий.

  1. Методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме:

    «Упражнения с элементами мини-футбола,  развивающие

    координационные способности детей старшего дошкольного возраста».

  1.  Комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча, (элементы

футбола) способствующих развитию координации движений детей

старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической

        культуре

Все движения комплекса спортивных элементов, предназначенных на формирование и развитие координационных способностей детей можно условно классифицировать таким образом:

  1. Движения рук и плечевого пояса;
  2. Движения ног и мышц всего тела.

Для движения рук и плечевого пояса в занятиях по физической культуре используем следующие упражнения:

Упр. с мячом в руках:

- ходьба с круговым вращением мяча вокруг головы, туловища, ног

- ходьба с выполнением мячом змейки под ногой

- бег с подбрасыванием мяча вверх.

      - переход с бега на месте на бег по прямой (по сигналу).

      - бег по прямой, по сигналу развернуться и бег в обратном направлении.

       -бег с ускорением из различных исходных положений.

 Для движения ног и мышц всего тела используем следующие упражнения:

  Без мяча

- бег различными способами:

- спиной вперед

- с крестным шагом

- челночный бег 3*10 на скорость

- упражнение  «лестница». ( На полу из гимнастического коврика сделана  лестница, она лежит на полу, ребенок выполняет различные комбинации  движения ног, проходя эту лестницу от начала до конца на скорость).

С мячом

1. Упражнения на развитие “чувства мяча”. –

- бег по кругу с ведением мяча по свистку остановка стопой и  смена

  направления движения.

2.  Упражнения, направленные на обучение ударов различными способами 

- внутренней стороной стопы,

- внутренней частью подъема

- средней частью подъема
3. Упражнения, направленные на обучение передач и остановок мяча различными способами.

-остановки катящегося мяча подошвой,

-остановка мяча внутренней стороной стопы

- передачи мяча на месте в парах с остановкой стопой.

- передачи мяча в движении с атакой на ворота.
4. Упражнения, направленными на обучение ведения мяча различными способами.

-ведение футбольного мяча с изменением направления.

- ведение мяча ногой. – («змейка» с ведением мяча между фишками,

  стоящими в ряд и забиванием мяча в ворота.)

- обманные движения «финты»

- челночный бег 3*10  с ведением мяча в футболе.

5.Комбинированные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование элементов игры в футбол

Физкультурные занятия с использованием элементов игры в футбол, делятся на:

– обучающие, для ознакомления с новым материалом;

– смешанного типа, направленные на закрепление;
– вариативные, с использованием более сложных вариантов уже освоенных

   двигательных действий.

– тренировочные, включающие большое количество соревновательных

   упражнений и игр с мячом, направленные на развитие координационных

   способностей.

На третьем этапе – результирующем, проведённая вышеуказанная работа была внедрена в практику (2015-2016 уч. год).     

      В конце учебного года проведён контрольный этап исследования– диагностический с целью: определить, насколько организованная нами работа была эффективной для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Проведенный повторный мониторинг в конце года, показал очень хорошую динамику показателей в развитии координационных способностей у старших дошкольников. У экспериментальной группы % низкого уровня снизился, а средний и высокий вырос. В дополнение, у многих ребят появился интерес к мини-футболу, они записались на различные секции, что так же положительно влияет на формирование физических способностей.

Используя элементы спортивных игр, у детей 5–7 лет при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у детей старшего дошкольного возраста становятся правильнее, свободнее по сравнению с младшими детьми, достигают определенного уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами.        

         В перспективе планируется использовать выше указанный комплекс упражнений на занятиях по физической культуре во всех группах старшего дошкольного возраста.

  Заключение

       В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной.

  Исследования, проведенные в науке, свидетельствуют о том, что наиболее серьёзные отклонения моторики распространяются на сферу координационных проявлений (Воронков В.В 1994г, Торская И.Ю 1999-2001гг.). Под координационными способностями понимают, во–первых, способность целесообразно формировать (строить) целостные двигательные акты, во – вторых, способность преобразовать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющих условий.

Важным средством развития моторной функции служат упражнения с мячом, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук и ног.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с различными поворотами. Эти действия развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу. Мы выбрали элементы мини-футбола для развития координационных способностей. Исследование проходило в три этапа:

 На первом этапе исследования- констатирующем изучили литературу D.BIume, 1978; В.И.Лях ,1986; А.Г.Карпеев, 1998; И.И. Сулейманов, 1986; и др.  и провели мониторинг по изучению координационных способностей. На втором этапе - формирующем нами была составлена определенная система работы по развитию координационных способностей детей экспериментальной группы посредством целенаправленного включения в физкультурные занятия игровых упражнений с мячом элементов мини-футбола, методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме.

На третьем этапе – результирующем, проведённая вышеуказанная работа была внедрена в практику (2015-2016 уч. год).     

      В конце учебного года проведён контрольный этап исследования– диагностический с целью: определить, насколько организованная нами работа была эффективной для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Проведенный повторный мониторинг в конце года, показал очень хорошую динамику показателей в развитии координационных способностей у старших дошкольников. У экспериментальной группы % низкого уровня снизился, а средний и высокий вырос. В дополнение, у многих ребят появился интерес к мини-футболу, они записались на различные секции, что так же положительно влияет на формирование физических способностей.

Проведенный повторный мониторинг в конце года, показал очень хорошую динамику показателей в развитии координационных способностей у старших дошкольников. У экспериментальной группы % низкого уровня снизился, а средний и высокий вырос. В дополнение, у многих ребят появился интерес к мини-футболу, они записались на различные секции, что так же положительно влияет на формирование физических способностей.

Литература:

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4–7 лет. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2009.
  5. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Макарова О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно – игровые проекты для первого класса. – М.: школьная пресса, 2002.
  7. Николаева Н.И. Школа мяча: Учебно – методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: Издательство “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2008.
  8. Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л. Б. Игры, занятия и упражнения с мячами. – М.: Просвещение, 2010.
  9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по теме:«Развитие координационных способностей, быстроты, игровой ловкости учащихся 5 - 6 классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие координационных способностей, быстроты, игровой ловкости учащихся в спортивных играх на базе футбола....

развитие координационных способностей у детей старшего школьного возраста

Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклически...

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Координация — умение согласо­вывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четк...

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

У статье представлен комплекс упражнений для повышения уровня координационных способностей, используемых в тренировочном процессе батутистов...

Особенности развития координационных способностей старших школьников

Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможн...

Подвижные игры на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста...