Конспект урока географии 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Гнучая Галина Александровна

Конспект урока география 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vost_afrika_efiopiya.doc100 КБ
Microsoft Office document icon kanada_7_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс

7 класс География

Тема урока

Восточная Африка.Эфиопия.

Цель урока

Формирование знаний о природе и населении Восточной Африки, умение устанавливать взаимосвязи между процессами происходящими в природе ,  навыков работы с картами атласа, называть и показывать изученные объекты, объяснять влияние природы на жизнь людей.

Задачи урока

Обучающие: Продолжить изучение регионов Африки,  природы, населения и влияния природы на жизнь людей.

Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса посредством использования компьютерных средств обучения.

Тип урока

Комбинированный

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические, индуктивный.

Информационные средства

Учебно-методический комплекс учителя (презентация урока )

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Информационные
средства,
оборудование

Организационный

Приветствие

Актуализация знаний

Вопросы:

  1. Назовите страны, относящиеся к Северной Африке?
  2. Географический диктант.

Учащиеся отвечают на вопросы

Физическая карта Африки.

Формулировка темы,
целей и задач урока,
постановка проблемы

Тема урока: «Восточная Африка»

Восточная Африка — географический термин, охватывающий страны Африки к востоку от Нила за исключением Египта.

В поездках по Восточной Африке человека сопровождают три цвета: ярко-голубой — неба, зеленый — растительности, красный — земли. Красными почвами покрыта почти вся поверхность Восточной Африки и почти весь континент к югу от Сахары. Под банановыми, сизалевыми и плантациями других растений видны красные прогалины почв, красной глиной обмазаны хижины африканцев, красная пыль покрывает ветровое стекло автомобиля, припудривает лицо и въедается в одежду. Коренные жители Восточной Африки — масаи — очень любят красный цвет — цвет своей земли. Мужчины обмазывают волосы красной глиной и ею же раскрашивают свое тело. Из красной материи шьют одежду.


Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.  Отвечают на вопросы.

Физическая, тектоническая карты.

Этап формирования
новых знаний

Рассмотрите политическую карту  Восточной Африки.

Какие из стран имеют большее количество соседей?

 Эфиопия граничит с шестью государствами: с севера граничит с Эритреей, с запада - с Суданом, с юга - с Кенией, с востока - с Сомали и с Джибути.

Почему так много соседей?

Эфиопия - континентальная страна, не имеет выхода к океану.

 Сегодня мы совершим путешествие не только по карте, но и во времени. Далеко ли от России Африка?

Однако история восточной части материка особенно тесно связана с российской историей. 

Сообщение

Название Эфиопия произошло от древнегреческого наименования Айтопия, образованного от слова 'айтопи', что означает имеющие смуглое лицо.

Площадь Эфиопии 1,1 млн. км2.

Эфиопия получила независимость в 1896 году. Это старейшее независимое государство в Африке.

Столица Эфиопии - город Аддис-Абеба. В 1887 году летняя резиденция императорского двора получила амхарское название от слов 'аддис' - 'новый', 'абеба' - 'цветок'.

Мы знаем, что восточная часть Африки - самая возвышенная её часть, и здесь находится её высочайшая вершина - потухший вулкан Килиманджаро.5858 м

Что вы скажете о рельефе Эфиопии?

Большую часть страны занимает эфиопское нагорье.

Наивысшей точкой страны является гора Рас-Дашен 4623м.

На северо- востоке страны к нагорью примыкает тектоническая впадина Афар с озером Ассале (-116метров ниже уровня моря).

Дополнительная информация:

Озеро Ассал, впадина Афар

Глубина – 155 метров, приблизительно, к тому же эта величина очень нестабильна. Страна – Джибути. Координаты – 11°39′ сев.ш. и 42°25′ вост.д.Береговая линия озера Ассал – саая нижняя точка суши на африканском континенте и вторая по глубине на Земле. Озеро расположено во впадине Афар, которая образована за счет взаимодействия сразу трех тектонических плит – Индийской, Африканской и Арабской. В результате смещения плит друг относительно друга образовалось понижение земной поверхности. Озеро питают водой родники, которые, судя по всему, образованы грунтовыми водами, поступающими из залива Таджура. Поскольку климат здесь один из самых жарких и сухих на планете, то вода испаряется очень быстро. В результате озеро Ассал является самым соленым водоемом на Земле.

Как и вся восточная Африка Эфиопия лежит в зоне высокой тектонической активности. Найдите доказательства тому на карте.

(озера тектонического происхождения)

Полезные ископаемые магматического происхождения Cu,Au,Ni,Mg и осадочные- природный газ.

В каких климатических поясах  расположена восточная Африка?

Впадина Афар –одно из самых жарких мест на земле.

Дополнительная информация:

На северо-востоке Эфиопии находится низменность Данакиль (Danakil). Её северная часть известна также как впадина Афар. Здесь находится самая низкая точка Эфиопии - около 110 м ниже уровня моря.

С северо-востока на юго-запад Эфиопии пересекает зона тектонических разломов, так называемого Великого Африканского рифта. В целом почти вся Эфиопия лежит в зоне повышенной сейсмической активности. Много в Эфиопии потухших вулканов. Их кратеры в большинстве случаев полуразрушены и заняты озёрами. На севере страны, во впадине Данакиль, есть несколько небольших действующих вулканов. Самый крупный вулкан Эфиопии - Афрера (1200 м).

Средняя годовая температура в Эфиопии составляет 16 градусов. Выделяются два времени года: сухой сезон с октября по март и сезон дождей с апреля по сентябрь. В сезоне дождей обычно выделяют период «малых дождей» в марте-мае и время «больших дождей» в июне-сентябре. В целом количество выпадающих за год осадков в районах Эфиопcкого нагорья составляет 1000-1500 мм. Однако распределение осадков крайне неравномерно. В юго-западных равнинных районах страны годовое количество осадков даже превышает 2000 мм. А вот на юге и востоке Эфиопии количество осадков составляет всего 200-500 мм в год. Самое же сухое место Эфиопии - впадина Данакиль, где при температуре летом до 50 градусов в иные годы осадков просто не выпадает.

Назовите природные зоны региона ?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Сообщение о природной зоне саванны и редколесья, особенности растительного и животного мира.

Климатическая карта, карта природных зон

Работа с книгой «Властители саванн»

В отличии от северной Африки эта земля еще имеет большое разнообразие раст и жив мира.

Какой вы себе представляете Восточную Африку?

А что из этих земель можно встретить  у нас?

Центры происхождения культурных растений по всей планете разыскивал Николай Иванович Вавилов. Именно здесь, им были обнаружены дикорастущие предки известных вам культурных растений.

Монахи одного из храмов пасшие у стен монастыря коз заметили, что даже старые козы, поев ягод одного из растущих на пастбище кустарников, резвятся как молоденькие. Монахам часто приходилось молиться всю ночь на  пролет. Они и попробовали ягоды. Так человек открыл для себя кофе.

Учащиеся отвечают на вопросы

Комплексная карта Африки, политическая карта и карта народов.

Пшеница, просо, кофе

В Восточной Африке проживают около 200 народностей и встречаются четыре языковые группы. (включаем этническую музыку)

Назовите страны, народы? Назовите занятия людей?

Из-за больших культурно-социальных различий в Восточной Африке содержится значительный конфликтный потенциал, не раз выразившийся в былых и текущих войнах, в том числе гражданских.

Границы многих государств устанавливались бывшими колониальными державами произвольно, не учитывая естественных этнических и культурных границ. Этот факт значительно осложняет развитие региона.

 В восточной Африки найдены останки первобытных австралопитеков – прародина человека. Австралопитечка Люси.





Кто объяснит всем, что связывает тему сегодняшнего урока и автора этих литературных произведений?

19 ноября 2002 года в столице Эфиопии городе Адис-Абебе состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Этот бронзовый бюст работы скульптора Александра Белашова - дар правительства Москвы – был установлен в одном из центральных районов, на улице, давно носящей имя Пушкина. На торжественной церемонии открытия звучали пушкинские стихи на русском и амхарском языках. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту»…

А в 2009 году был установлен памятник А.С.Пушкину в соседней Эритрее.

Пушкин А.С.

Н.Гумилев      " Абиссиния"

Между берегом буйного Красного Моря 

И Суданским таинственным лесом видна, 

Разметавшись среди четырех плоскогорий, 

С отдыхающей львицею схожа, страна. 

  

Север — это болота без дна и без края, 

Змеи черные подступы к ним стерегут, 

Их сестер-лихорадок зловещая стая, 

Желтолицая, здесь обрела свой приют. 

  

А над ними насупились мрачные горы, 

Вековая обитель разбоя, Тигрэ, 

Где оскалены бездны, взъерошены боры 

И вершины стоят в снеговом серебре. 

  

В плодоносной Амхаре и сеют и косят, 

Зебры любят мешаться в домашний табун, 

И под вечер прохладные ветры разносят 

Звуки песен гортанных и рокота струн. 

  

Абиссинец поет, и рыдает багана, 

Воскрешая минувшее, полное чар; 

Было время, когда перед озером Тана 

Королевской столицей взносился Гондар. 

  

Под платанами спорил о Боге ученый, 

Вдруг пленяя толпу благозвучным стихом, 

Живописцы писали царя Соломона 

Меж царицею Савской и ласковым львом. 

  

Но, поверив Шоанской изысканной лести, 

Из старинной отчизны поэтов и роз 

Мудрый слон Абиссинии, негус Негести, 

В каменистую Шоа свой троя перенес. 

  

В Шоа воины хитры, жестоки и грубы, 

Курят трубки и пьют опьяняющий тэдж, 

Любят слушать одни барабаны да трубы, 

Мазать маслом ружье, да оттачивать меч. 

  

Харраритов, Галла, Сомали, Данакилей, 

Людоедов и карликов в чаще лесов 

Своему Менелику они покорили, 

Устелили дворец его шкурами львов. 

  

И, смотря на потоки у горных подножий, 

На дубы и полдневных лучей торжество, 

Европеец дивится, как странно похожи 

Друг на друга народ и отчизна его. 

  

Колдовская страна! Ты на дне котловины 

Задыхаешься, льется огонь с высоты, 

Над тобою разносится крик ястребиный, 

Но в сияньи заметишь ли ястреба ты? 

  

Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы, 

Слишком много здесь этой паленой травы…  

Осторожнее! В ней притаились удавы, 

Притаились пантеры и рыжие львы. 

  

По обрывам и кручам дорогой тяжелой 

Поднимись, и нежданно увидишь вокруг 

Сикоморы и розы, веселые села 

И зеленый, народом пестреющий, луг. 

  

Там колдун совершает привычное чудо, 

Тут, покорна напеву, танцует змея, 

Кто сто талеров взял за больного верблюда, 

Сев на камне в тени, разбирает судья. 

  

Поднимись еще выше! Какая прохлада! 

Точно позднею осенью пусты поля, 

На рассвете ручьи замерзают, и стадо 

Собирается кучей под кровлей жилья. 

  

Павианы рычат средь кустов молочая, 

Перепачкавшись в белом и липком соку, 

Мчатся всадники, длинные копья бросая, 

Из винтовок стреляя на полном скаку. 

  

Выше только утесы, нагие стремнины, 

Где кочуют ветра, да ликуют орлы, 

Человек не взбирался туда, и вершины 

Под тропическим солнцем от снега белы. 

  

И повсюду, вверху и внизу, караваны 

Видят солнце и пьют неоглядный простор, 

Уходя в до сих пор неизвестные страны 

За слоновою костью и золотом гор. 

  

Как любил я бродить по таким же дорогам, 

Видеть вечером звезды, как крупный горох, 

Выбегать на холмы за козлом длиннорогим, 

На ночлег зарываться в седеющий мох! 

  

Есть музей этнографии в городе этом 

Над широкой, как Нил, многоводной Невой, 

В час, когда я устану быть только поэтом, 

Ничего не найду я желанней его. 

  

Я хожу туда трогать дикарские вещи, 

Что когда-то я сам издалека привез, 

Чуять запах их странный, родной и зловещий, 

Запах ладана, шерсти звериной и роз. 

  

И я вижу, как знойное солнце пылает, 

Леопард, изогнувшись, ползет на врага, 

И как в хижине дымной меня поджидает 

Для веселой охоты мой старый слуга.

Для всей восточной Африки очень большой проблемой является проблема голода


О смысле и содержании этого стихотворения подумай те дома.

Этап закрепления
знаний

 Природа Африки разнообразна, одна часть совершенно отличается от другой не только природой, но и хоз. деятельность человека.

Подведение
итогов

Узнали…

Научились…

Хотим узнать…

Домашнее задание

Сделать в тетради интеллект карту по Восточной Африки, §41

Запись в дневник

 

Приложение 1.

Географический диктант:

1. Население этой страны около 200 тысяч человек в основном полукочевые племена арабов. Административный центр Аль-Аюн.

2.Африканская монархия. Страна занимает третье место в мире по добыче фосфоритов. Древнейший народный промысел-ковроделие.

3. На 5 % северной части этой страны проживает 95% населения. Самый главный ресурс страны нефть и газ. Может быть поэтому здесь длина трубопроводов больше чем длина железных дорог.

4. На территории этого государства располагался знаменитый древний Карфаген. Сейчас это крупнейший поставшик на мировой рынок коры пробкового дуба.

5. В этой торгующей нефтью стране вообще нет железных дорог. Её восточную и южную части  занимают пустыни.

6. Страна в которой и сегодня большая часть населения заселена вдоль реки, котора как и в древние времена дает жизнь этим бесплодным землям

7. Именно у стен столицы этой страны река, дающая жизнь расположенной севернее лежащей стране, и начинается

Приложение 2.

Николай  Гумилев

И быть может, немного осталось веков,

Как на мир наш, зеленый и старый,

Дико ринутся хищные стаи песков

Из пылающей юной Сахары.

Средиземное море засыпят они,

И Париж, и Москву, и Афины,

И мы будем в небесные верить огнм,

На верблюдах своих бедуины.

И когда, наконец, корабли марсиан

У земного окажутся шара,

То увидят сплошной золотой океан

И дадут ему имя Сахара.

Приложение 3.

План характеристики.

1.         Напишите название той страны Восточной Африки, которую вы выбрали для характеристики.

2.         Обозначьте столицу этой страны.

3.         С помощью физической карты Африки и дополнительного материала опишите местоположение страны (какую часть материка занимает – Северную, Западную, Центральную, Восточную, Южную; какие объекты располагаются на территории данной страны  - горы, нагорья, плоскогорья, пустыни, реки, озера и др.).

4.         По политической карте Африки определите с какими странами граничит выбранная вами страна. Запишите эти страны.

5.         С помощью карты «Природные зоны Африки», определите какой климатический пояс, и какие природные зоны занимает выбранная вами страна.

6.         По климатической карте Африки определите следующие данные: среднегодовое количество осадков и температуру воздуха.

7.         Запишите, какие полезные ископаемые есть на территории данной страны.

8.         Используя политическую карту Африки и карту «Народы и плотность населения мира», а также  дополнительные данные определите, какие народы преобладают на территории страны.

9.         Используя дополнительные данные, опишите хозяйственную жизнь людей данной страны.

10.       Сделайте вывод о том, каким образом климатические условия влияют на хозяйственную жизнь людей.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Канада (7 класс) Урок-путешествие.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1. Образовательные: расширить и углубить знания об особенностях природы Северной Америки. Познакомить со своеобразием природы, населения и хозяйства Канады. Рассмотреть видь хозяйственной деятельности в Канаде, раскрыть их связь с природными богатствами страны и историей заселения ее европейцами;

2.Развивающие: взаимопомощь, культуру общения, учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить, продолжить формирование познавательного интереса к географии;

3.Воспитательные: воспитать умение работать в коллективе, обратить внимание на экологическое состояние природных компонентов Канады.

Задачи:

1.Сформировать представление о Канаде, её  особенностях ЭГП,  хозяйства и внутренних различиях.

 2.Развивать умения и навыки самостоятельно  находить и выделять главное, умения выявлять факторы развития Канады, умения  работать с картами, дополнительным материалом;  составлять конспект в виде кластера; умение работать в группе, индивидуально, делать выводы.

 3.Продолжить воспитывать интерес к предмету география, стремление повышать мотивацию на поиск и приобретение географических знаний, толерантное отношение к  народам  мира и чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

• личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;

• познавательные: анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Канады ( климата, поверхностных вод);

• регулятивные: устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Канады;

• коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами, использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей.

Форма организации: коллективная, групповая.

Оборудование к уроку: физическая карта Северной Америки, флаг Канады, атласы 7-го класса, учебник, презентация «Канада», компьютеры, интерактивная доска, проектор,

Ход урока:

I. Инициация (приветствие)

Методика «Улыбнись»

-   Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками  вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Слайд №1

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Что необходимо, чтобы сегодняшний урок стал для вас успешным?

Называют правила работы в команде: уважение, внимательность, аккуратность.

II. Актуализация  знаний. Слайд №2

-Над какой темой мы работали на прошлом уроке?(Природные зоны Северной Америки) 

-Что называется природной зоной?  (Природная зона - крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира.)

-Откройте карту атласа «Природные зоны Северной Америки»(стр.35) какие природные зоны существуют на материке? (Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса,степи (прерии))

-Какие причины влияют на их расположение? (Географическое положение, рельеф, климат, господствующие ветры.) Ребята, вы молодцы! И все ваши знания сегодня нам пригодятся в нашем путешествии по Северной Америке.

- Какие природные зоны самые большие по площади? Чем это объяснить? (Большая часть материка лежит в умеренном и субтропическом климате, это области пониженного давления, где климат меняется по сезонам, поэтому большую часть занимают тайга и переменно-влажные леса.)

- Найдите зону тундры. Каким цветом показана это зона? А что называется тундрой? Какую часть она занимает?

а) тундра простирается от Канадского Арктического архипелага до Атлантического побережья острова Ньюфаундленда.

б) к югу от тундры расположена какая зона? (тайга).  Что себя представляет тайга?

-Какую часть занимает тайга?

Она начинается от реки Юкона и северо-западных территорий на восток через всю страну до Гудзонов залива и до залива Святого Лаврентия.

в) Южнее от тайги какая зона находится (смешанные и широколиственные леса)

- Каким цветом показаны смешанные и широколиственные леса?

- Какие растения растут в этих лесах?

Чем покрыто Тихоокеанское побережье?

Тихоокеанское побережье покрыто прекрасными хвойными лесами. Однако все природные зоны в Канаде по сравнению с Европейской Россией сдвинуты к югу, т.к. ее восточные берега омывает холодное Лабрадорское течение. Кстати, иногда даже в г. Монреале можно видеть северное сияние. Климат приблизительно такой же, как в Москве, хотя г. Монреаль, как и столица Оттава находится на широте г. Симферополя. А на широте Москвы, в Восточной Канаде уже раскинулась тундра.

Как и в России, примерно 70 % территории страны принято относить к районам севера. Но самая южная ее часть, особенно юг провинции — благодатные места, где растут виноградники, абрикосы и персики.

Северная часть не освоена человеком. Невысокие равнины — это просторы ледяных арктических пустынь, безлесных тундр.

III. Целопологание. Усвоение новых знаний. Слайд №3

Скажите, Вы любите путешествовать?

Мы с вами разобрали природные зоны Северной Америки. И сегодня отправляемся на знакомый вам материк – Северную Америку. А вы знаете, что для этого необязательно покупать путёвку и лететь через весь Атлантический океан. Достаточно окунуться в науку географию.

-А какие страны располагаются в Северной Америки? (Канада, США, Мексика)

- Из этих стран одна находится на одной широте с нашей страной Россией.

Что это за страна?(Канада)Найдите на карте столицу Канады? Слайд №4

-Чему мы с вами сегодня научимся?

Сегодня мы с вами познакомимся со страной Северной Америки — Канадой.(столица Оттава) Научимся описывать страну в целом, т.е. начиная с географического положения, и заканчивая видами хозяйственной деятельности, обусловленными наличием природных богатств. Слайд №5

-Найдите на карте географические координаты Оттавы-45с.ш., 75 з.д.

Канада находится на материке Северной Америки, граничит с США на юге, и располагается с Запада на восток по всему материку в северной части.

-Что вы знаете об этой стране?

-Если вы посмотрите на атлас вы сможете сделать вывод (например по площади)

Канада — самое большое по территории государство зарубежного мира.

Площадь страны 10 млн.кв. км, уступает лишь России.

Канада - вторая по площади страна мира, а численность населения небольшая.

-Чем можно объяснить данный факт? (посмотрите 1 абзац на стр.226)

(Канада – северная страна, суровые климатические условия)

Эти природные условия могут повлиять  на хозяйственную деятельность, на особенности проживания, на культуру и т.д.

-А какими океанами омывается Канада? На западе? (Тихий океан) На востоке?(Атл.океан) На севере?(Сев.лед.океан)

-Назовите течения, омывающие Канаду (Лабрадорское холодное течение).

Расстояние основной материковой части Канады от Тихого до Атлантического океана – 5400км.

Вывод:Высокие широты, близость к Северному Ледовитому океану, холодное Лабрадорское течение формируют суровый климат Канады.

- Найдите крайние точки материка, определите их координаты с севера на юг и с запада на восток. Слайд №6

Северная — мыс Мёрчисон, 71°с.ш. 94°з.д.

Южная — мыс Марьято, 7°с.ш. 80° з.д.

Западная — мыс Принца Уэльского, 65°с.ш., 168°з.д

Восточная — мыс Сент-Чарльз, 52° с.ш. 55°з.д.

-Северную часть Канады занимают Арктическая зона.

-Западную часть занимают горы Кордильер.

- На юге востока в ее пределы частично входят Аппалачи. На юге Канады более равнинная зона где на тысячи километров тянутся таёжные леса. По внешнему виду они напоминают нашу северную тайгу. В них растут американские породы ели, лиственницы, клены, сосны, дающие ценную древесину. Население здесь занимается в основном заготовкой и переработкой древесины. Леса-богатство этой страны. Канадская древесина и бумага известны во многих странах мира.

 Слайд №7

- На государственном флаге Канады лист какого растения изображен на флаге? (клен) 

-Ребята, а кто знает, что означают цвета на флаге?

-Красные полосы на канадском флаге символизируют Атлантический и Тихий океаны, между которыми расположена Канада. А белый цвет напоминает об арктических снегах на севере страны, а кленовый лист — давняя эмблема Канады.

Вывод: Несмотря на то, что здесь проживают коренные народы, основное влияние на символику страны оказали франкоканадцы и англоканадцы.

Природа Канады имеет много общего с нашей страной. Сравните климатические пояса и природные зоны России и Канады. Что общего в их природе?

Общее: северное полушарие, есть климатические пояса-арктические, субарктические и умеренные пояса. Общее соседнее государство США. Оба государства омываются водами трех океанов.

Различное: Россия в восточном полушарии, Канада в западном. Климат России более суровый, более континентальный.

Слайд №8 Недра Канады. Канада богата полезными ископаемыми. Особенно велики запасы руд никеля и меди, цинка и железа, золота и платины. Есть и руды радиоактивных металлов. Разведены значительные месторождения нефти и природного газа.

Слайд №9 Реки. Исключительно велики запасы гидроэнергии. На реках построены крупные гидроэлектростанции, дешёвая энергия которых широко используется при выплавке цветных металлов.

Слайд №10 Промышленность. На заводах Канады изготавливают самую разнообразную продукцию – автомобили и сельскохозяйственные машины, реактивные самолеты и океанские суда. Прибрежные воды Атлантического и Тихого океанов богаты рыбой.

Слайд №11 А теперь обратимся к атласу. Откройте карту атласа «Народы и плотность населения мира». стр.22

Какие народы проживают в Канаде? Можно ли отнести Канаду к числу многонациональных стран?

-Канада-страна многонациональная за счет переселенцев из разных государств мира.

Слайд №12 Население. Канада — это удивительная страна: на улицах городов и сел можно услышать речь на самых разных языках. Население Канады составляет 30 млн.человек.

В Канаде живет не менее ста этнических групп. Из Франции переехало всего 10 тыс.человек, сейчас там около 10 млн. человек. Большинство франко-канадцев друг другу родственники, хотя и не очень близкие, но помнящие свое родство.

-Какие интересные факты вам известны о населении Канады?

Например, людей по фамилии Грамбле в северной Америке 300 тыс. человек, все они происходят от одного французского иммигранта, приехавшего 350 лет назад и имевшего 16 сыновей. Может поэтому франко-канадцы между собой на «ты».

-Кроме англо - канадцев и франко- канадцев, здесь проживает и коренное население. Слайд №13 Канадскую Арктику населяют эскимосы, что на их языке означает «люди», сейчас их 50 тыс. Жилище эскимосов называют иглу. В 1999 году была организована федеральная территория НУНАВУТ, что означает «Наша земля», на которой полновластными хозяевами стали эскимосы.

Во время ритуальных церемоний надевают на пальцы крошечные маски, которые изображают их предков.(музыка и танец).

До прихода европейцев жили на юге Канады и индейские племена. Их земли были плодородны, леса богаты дичью и зверем, а реки и озера —рыбой. В лесах и теперь стоят причудливые столбы, вырезанные индейцами из цельных деревьев, которым они поклонялись. На них изображены глазастые чудовища, разные звери, которых индейцы считали своими покровителями и которым поклонялись. Их называют тотемные столбы.

Помимо коренных народов здесь живут, приехавшие в основном в ХХ веке, народы Европы, Азии, Африки. Особенно много немцев, китайцев, украинцев, русских — более 200 тыс.человек.

Экология:

В Канаде огромное внимание уделяется охране природы.

Канада — первая страна, которая подписала Венскую Конвенцию о защите озонового слоя планеты в июне 1986 года.

 В 1995-97 годах ООН называла Канаду лучшей страной в мире для проживания человека.

Огромные неосвоенные человеком территории, особенно в тундре и в горных районах страны, составляют 70% всей земли Канады и представляют 20% всей нетронутой дикой природы Земли.

Великие Озера остаются главным источником свежей воды в Канаде. Четыре из пяти озер Канада делит с США. Соглашение о качестве воды в Великих Озерах, подписанное между Канадой, Онтарио и США, помогает улучшить экологическую обстановку и предотвратить загрязнение внутренних вод материка.

Однако, данные ученых показывают, что в одних только Великих Озерах обнаружено около тысячи разнообразных токсичных химических веществ, которые попадают туда вместе со сточными водами и кислотными дождями. Питьевая вода в крупных городах не пригодна к употреблению, поэтому многие жители предпочитают пользоваться фильтрами.

Другая серьезная проблема — сохранение и защита богатого животного и растительного мира Канады. Несмотря на все старания правительства и экологических организаций, исчезли такие виды, как ньюфаундлендский волк, морская норка, калан, черноногий хорек, лабрадорская гага, дикая индейка, странствующий голубь, гремучая змея. Кроме того, из-за вырубки лесов была уничтожена значительная доля естественной среды обитания некоторых видов флоры и фауны, что поставило их под угрозу исчезновения.

Канада — является одной из стран, которые первыми подписали Киотский протокол — соглашение о регулировании выбросов в атмосферу парниковых газов.

В целом, экологическая обстановка в Канаде считается хорошей для такой промышленно развитой страны, но и там на первое место выдвигаются проблемы охраны окружающей среды и сохранения богатого природного мира для потомков.

Поэтому размеры и количество национальных парков, заповедников и других охраняемых государством территорий растут с каждым годом. Мы продолжим путешествие по национальным паркам Канады. Слайд №14-15

IV. Закрепление и проверка знаний. Обобщение и систематизация.

Групповая работа

Задание: Приведите доказательства того, как географическое положение и рельеф страны повлияли на климат Канады.

Группа № 1: Географическое положение Канады (атлас, стр. 36; учебник, стр.130)

Ответьте на вопросы:

  1. Открыть физическую карту «Физическая карта Северной Америки». В каких широтах располагается основная территория государства? (500-800–е северные широты);
  2. Какие океаны, заливы и проливы омывают страну? (Тихий океан, Атлантический и Северный Ледовитый океаны, море Бофорта, море Баффина, Девисов пролив, Гудзонов залив);
  3. Назовите течения, омывающие Канаду (Лабрадорское холодное течение).

Вывод: Высокие широты, близость к Северному Ледовитому океану, холодное Лабрадорское течение формируют суровый климат Канады.

Группа № 2: Рельеф Канады (атлас, стр. 4-5, 36; учебник, стр. 130)

Ответьте на вопросы:

  1. Открыть карту «Физическая карта Северной Америки». Какой характер рельефа преобладает в Канаде? (равнинный)
  2. Открыть карту «Строение земной коры». Чем можно объяснить преобладающие формы рельефа в стране? (в основании материка лежит Северо-Американская платформа)
  3. Назовите основные формы рельефа Канады (Великие равнины, Центральные равнины, на востоке северные отроги Аппалачей).
  4. Почему в Канаде самое большое число рек и озер в мире? (рельеф на севере Канады  - результат деятельности ледника)

Вывод: Канада в большей степени подвержена влиянию Северного Ледовитого океана и Атлантического, так как с запада она закрыта от воздушных масс Тихого океана Кордильерами.

Для закрепления заполним таблицу, используя карты атласа и текст учебника. 

Слайд №16

№ п/п

Природные зоны

Природные ресурсы

Добыча

Производство

Выращивание и разведение

Экологические проблемы

1

арктические пустыни

-

-

-

-

2

тундра и лесотундра

рыбные ресурсы

золото, урановые руды, железные руды

-

-

-

3

тайга

гидроэнергетические, лесные, рыбные ресурсы

нефть, газ, медные руды, железные руды

бумага, производство металлов, самолетостроение, автомобилестроение, рыбный промысел

пшеница, крупный рогатый скот

вырубка лесов, нарушение почв

4

Смешанные леса

лесные ресурсы

платина

производство металлов, бумага, химическая продукция (удобрения)

пшеница, свиноводство

вырубка лесов, нарушение почв

5

лесостепи и прерии

почвенные ресурсы

калийные соли, нефть, природный газ

химическая продукция

пшеница, крупный рогатый скот

нарушение почв

Вывод: Природные условия повлияли не только на размещение населения Канады, но и на хозяйственную деятельность, которая сконцентрирована, в основном, на юге страны. Это дает дополнительные возможности для экономических связей с США.

Проверка ( Взаимопроверка)

V. Рефлексия. (подведение итогов урока). Домашнее задание. Слайд №17

Предлагаю вам познакомиться с этим материалом еще дома, прочитав § 46 стр. 225 — 228 ответить на вопросы 1-4

А теперь, давайте подведем итог урока.

С какой страной вы познакомились?(Страна Канада является одной из стран с самой большой территорией в мире)

- Где расположена Канада? (в Северной Америке)

-Какова природа этой страны? (северная страна, суровые климатические условия)

-Как называется столица? (Оттава)

-Что нового для себя вы узнали на уроке?

-Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Выставление оценок с комментированием.

Резервное время:Географическая разминка

Сопоставь и назови: «Самое- самое Северной Америки»

-Самый высокий водопад в Северной Америки… (Ниагарский)

- Самая длинная река Северной Америки ….(Миссури)

- Самая высокая точка Северной Америки….(гора Мак-Кинли)

- Самая низкая точка Северной Америки  ….(Долина Смерти)

- Самый большой речной бассейн  в Северной Америки у реки…(Миссисипи)

- Самая протяженная пещера в Северной Америки …(Мамонтова пещера)

- Северная Америка самый …….  Материк (контрастный)

Сегодня на уроке я узнал….

В путешествии меня удивило….

Урок дал мне для жизни….

Мне захотелось

Лист контроля по теме  «Канада»

1.

Какое значение для тебя имеют знания, умения, полученные на уроке?

  очень важное

  важное

  не очень важное

2.

Как ты оцениваешь полученные сегодня знания?

  глубокие

  осознанные

  неосознанные

3.

С каким настроем ты изучал материал?

  было интересно

  не очень интересно

  не интересно вообще

4.

Как оцениваешь свою деятельность?

  отлично

  хорошо

  удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии для 7 класса "Научная экспедиция по природным зонам Африки"

Конспект урока включает ролевую игра и работу в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания,практическая работа, творческие з...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

Конспект урока географии по теме:" Природные зоны Африка".

формирование представления о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки...

Конспект урока географии в 8 классе "Путешествие по Африке"

Это обобщающий урок по теме "Африка". На этом уроке учащиеся путешествуют по станциям, а станции - это изученные разделы материка....

Конспект урока географии в 7 классе по теме «Природа Африки» (Урок-КВН)

Цель: закрепить знания обучающихся о природе Африки; практические умения учащихся работать с картами, дополнительной литературой, развивать память, творческую фантазию.Тип урока: закре...

Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной р...