Конспект урока географии в 8 классе "Путешествие по Африке"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Это обобщающий урок по теме "Африка". На этом уроке учащиеся путешествуют по станциям, а станции - это изученные разделы материка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8_kl.docx119.98 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Гарифуллина А.К.        Класс – 8.          Дата: 22.11.2012г

Предмет: география

Тема урока: путешествие по Африке  (Слайд 1)

Тип урока: обобщающий урок.

Цель урока:

  • закрепление и обобщение материала по теме «Африка» с использованием интерактивной доски и интернета.

Задачи:

учебно - познавательная:

  • повторить изученный материал;
  • систематизировать навыки работы на интерактивной доске;

коррекционно – развивающая:

  • развивать умения и навыки монологической речи на основе изученного материала;
  • развивать логическое мышление и память.

воспитательная:

  • формировать мотивацию и устойчивый интерес к изучению географии;
  • воспитание любви к природе, ее красотам;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: 

по источнику знаний: словесные, наглядные, практические

по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседы, самостоятельная работа

по характеру  познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Наглядность:

- физическая  карта Африки,

- атласы,

- компьютерная презентация,

- тесты

Методы  познания:

- картографический,

- исторический,

- практический,

- сравнительный

Планируемые результаты обучения:

ученик будет знать:

-особенности географического положения, рельефа, климата,  внутренних вод, растительного и животного мира.

ученик будет уметь:

- работать с картой и атласом.

Ход урока:

I.  Организационный момент. 

Приветствие учащихся, представление.

II. Создание игровой проблемной ситуации.

  • Нам стихи Чуковского, (Слайд 2)
    Про Африку читали,
    Потому мы в Африку,
    Все попасть мечтали.

    Там лето не кончается,
    Там сказка круглый год.
    Очень хочет в Африку,
    Наш 8 класс.
  • Мы много путешествовали по Африке: изучали теорию, смотрели фильмы. Сегодня  мы  отправимся в заключительное путешествие  на самый жаркий континент.

Цель нашего путешествия: закрепление и обобщение материала по теме «Африка»  (Слайд 3)

  • Какими качествами характера должен обладать путешественник?) (Слайд 4)

(- внимательным – правильно, это пригодится для изучения материала;

- аккуратным – для аккуратного оформления информации;

- спокойным – для умения сосредоточиться,

- умным  и т. д

  • Всю вашу работу  будут просматривать и анализировать «Научно-исследовательский центр» в лице наших гостей - учителей. Они сделают выводы по вашей работе.
  • Итак, отправляемся…(видеоролик Pride of Afrika). Мы на материке.

III. Работа по закреплению и обобщению материала

  1. Станция «Изучаем карту» (Слайд 5) 

-Ребята, давайте  попробуем вспомнить  географическое положение материка.  Для этого нужно назвать  объекты, зашифрованные  на карте цифрами.  

Делаем вывод: 

  1. Станция  «Знатоки истории» (Слайд 6-7)

Внимание, на экран! Вам нужно соотнести ученых и путешественников, исследовавших Африку с их заслугами и открытиями. Надписи на карточках:

  1. Давид Ливингстон
  2. Васко да Гама
  3. Николай Иванович Вавилов
  4. Впервые обогнул Африку, прошел вдоль восточного побережья
  5. Пересек с запада на восток, открыл водопад Виктория
  6. Изучал растительный мир Африки, собрал более 6000 образцов растений 

Вывод: большой вклад  в изучение материка внесли Давид Ливингстон, Васко да Гама, Николай Иванович Вавилов.

  1. Станция «Рельеф Африки и полезные ископаемые» (Слайд 8- 12)

  • Какой рельеф  материка?

(Просмотр географических объектов на слайдах и перенос их на физическую карту)

  1. Горы на северо-западе материка. (Атлас)Выше 4000м
  2. Горы на юго-востоке Африки. (Драконовы)
  3.  Самый крупный потухший вулкан. (Килиманджаро) высота 5895м
  4. Нагорье на востоке материка. (Эфиопское)
  5.  Самая  большая  пустыня? (Сахара)

Полезные ископаемые (Слайд 13-15)

  • Добывают золото, алмазы, нефть, руды. Заранее подготовленное выступление ученика (Сапегиной З.) об алмазах.

  1. Станция «Внутренние воды»

        Мы берега Пиратов огибаем,

Но в душе совсем не унываем.

Вот пираты появились на пути,

Нам их нужно как-то обойти.

Пират с полуострова Сомали (заранее  будет подготовлен Уржумцев Д.)

В море мне никто не рад,

Потому что я – Пират!

Я в костюме черном этом

Я в бандане, с пистолетом,

Захватить всегда готов

Множество морских судов!

         Перестрелки нам не избежать.

Для нашего спасения, придется потрудиться и отгадать кроссворд

 (Слайд 16)

  1. Самое глубокое озеро в Африке?
  2. На этой реке находится водопад Виктория?

   3.         Какая река Африки дважды пересекает экватор? (Конго)

   4.         Река на западе Африки, впадающая в Гвинейский залив?

   5. Самое большое озеро Африки? (Виктория)

   6.        Озеро к северу от экватора?

   7.        Самая длинная река в Африке?

(Слайд 17) – правильные ответы

Пират: соображаете вы ловко, я и не ожидал такого. Задерживать я вас не буду.

Вывод: реки и озера на карте

К сведению: о полуострове Сомали (слайд 18)

     Пиратство является основным источником заработка местного населения. В насыщенной оружием стране не составляет большого труда организовать хорошо оснащенные группы. Местные власти (вернее, полевые командиры и племенные лидеры) не заинтересованы в каком-либо противодействии пиратству, поскольку оно не оказывает никакого влияния на их международный статус. Полевые командиры либо закрывают глаза на пиратский промысел, либо участвуют в нём сами. Пиратство в этом районе стало развиваться с 2004 года и очень быстрыми темпами.

  1. Физкультминутка (слайд 19-21)

Мы уже совсем близко к станции природные зоны! Невооруженным взглядом заметно как на нас глядят сотни любопытных глаз. Попробуем стать похожими на них:  

  • Потянемся, как усталые львята;
  • И наконец,  улыбнемся друг другу, как самый древний житель материка – нильский крокодил.
  • Подурачимся, как обезьяны

  1. Станция «Природные зоны (работа в паре - 3 группы) 

Какие природные зоны преобладают на материке?

  • Задание «Собери пазлы» и расскажи кратко по картинке о природной зоне по плану

(работают под  музыку  «миссия невыполнима» Слайд  22)

        - тропические леса, саванны, пустыни

         (правильный ответ Слайд 23)

  • Задание  «Кто где живет?»  (групповая работа – 2 группы)

Предлагаются рисунки  животных. Задание: отобрать карточки с изображением животных, обитающих в данной природной зоне, назвать животных, рассказать, что известно об этих животных.

(животные: обезьяна, леопард, зебра, жираф, буйвол, саранча, скорпион, змея, окапи.)

  • самостоятельная работа (включается ролик про крокодила)

     Соедини стрелками название животного или растения с названием   природной зоны

Крокодил

Жираф

Лев

Слон

Бегемот

Обезьяна

Баобаб

Банан

Финиковая пальма

Солянка

Кокосовая пальма

Зона тропических лесов

Зона саванн

Зона пустынь

 

 Игра «да» - «нет» (отвечают хором)

«Да»        «Нет»

  1. В Африке есть деревья, имеющие корни до 4м в высоту
  2. Банан это многолетняя трава
  3. В экваториальных лесах самый чистый и влажный воздух
  4. В Африке растёт слоновая трава высотой 3 м
  5. Сахара это бескрайние просторы, покрытые песком
  6. Во влажных экваториальных лесах даже днём царит полумрак
  7. В саваннах не встретишь деревьев, одна травянистая растительность
  8. Баобаб не горит в огне
  9. В Сахаре годами не бывает дождя, а если и случается, то капли высыхают, не достигнув земли
  10.  В Сахаре можно встретить «стреляющие камни», которые лопаются от перегрева на солнце
  11.  В пустынях человек страдает не столько от жары, сколько от холода
  12.  Самум название племени, проживающего в зоне пустынь

Вывод: богата  и разнообразна  природа Африки

7. Станция «Местные жители»

  • - Живут ли на материке люди?

(Слайд 24)

- Представители каких рас встречаются в основном? (европейская и экваториальная негроидная)

Учитель: Среди народов люди совершенно разные по внешнему виду, вероисповеданию и занятиям. Арабы, берберы, пигмеи, эфиопы, марокканцы, египтяне, тутси, нилоты, масаи, бушмены, готтентоты, французы, африканеры, англичане… И многие,  многие другие.

Не секрет, что народы разных стран по-разному сооружают свои жилища. Главные критерии – практические и культурно- бытовые соображения.

        Перед вами  представлены жилища народов Африки.

Посмотрите внимательно на картинку и ответьте на вопросы: (Слайд 25)

  • Какие из данных жилищ могут быть жилищами кочевников? Обоснуйте свой ответ.
  • Как вы думаете, почему у жителей острова Мадагаскар такие жилища?Обоснуйте свой ответ.

  • Работа с пословицами. (Слайд 26)  Местные жители Африки знают много пословиц.  Некоторые из пословиц  переведены на русский язык,   давайте попробуем объяснить их значение.)

- Язык твой лев – дашь ему свободу, он тебя съест.                                                                      

- Мудрость, как баобаб, - не обнимешь руками.                                                                            

 - В пустыне приятно встретить даже разбойника.                                                                                      

- Один гнилой банан испортит всю ветвь.                                                                                    

 - Лекарство для завистников – пустыня.                                                                                      

 Вывод по населению:

Станция «Рекорды Африки» (если останется время): (слайд 27, 28)

  • Африка – самый жаркий материк планеты – максимальная температура +58° С (Триполи), максимальная среднегодовая температура +34,5° С (Далол).
  • Величайшая пустынная территория мира – Сахара, площадью 7.820 тыс. км. кв. (1/4 суши Африки);
  • 75% общей площади пустынь мира лежит на материке Африка;
  • Самая длинная река мира – Нил (вместе с р. Кагера) 6.671 км
  • Самое большое озеро материка – озеро Виктория, второе по площади из пресноводных озер мира
  • (Самое глубокое озеро материка – озеро Танганьика (1.435 м.), второе по глубине в мире после озера Байкал в Евразии.
  • Самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро (5.895 м.), расположена среди разломов на востоке материка.

  • Только в Африке (и нигде в мире!) встречаются: (слайд 29)
  • Муха Це-це – насекомое, вызывающее сонную болезнь;
  • Окапи – «очень скромный родственник» жирафа;
  • Вельвичия удивительная – дерево-карлик пустыни Намиб;
  • Баобаб

IV  ВЫВОД.  Материк Африка…

    Заполните пропуски в тексте (слайд29):

Африка - … по величине материк после Евразии. Площадь Африки вместе с островами … млн. км2. От Европы материк отделяет неглубокий и узкий … пролив и … море. Через Суэцкий перешеек прорыт … канал. На западе Африки выделяется … залив, а на востоке полуостров  …

  • 2-й по величине в мире (после Евразии)
  • Пересекается экватором в центре, то есть лежит в северном и южном полушарии;
  • Большей частью лежит между северным и южным тропиком, то есть в зоне жаркого климата;
  • Омывается водами Атлантического и Индийского океанов;
  • Обладает огромным разнообразием природных ландшафтов и живых организмов;
  • Населен множеством различных народов.

Здесь удивляет все: самый маленький народ на Земле – пигмеи, где великаны достигают 160 см., и марокканцы 2-х метровой высоты; крокодилы Нила, живущие здесь как вид 110 млн. лет!!! И бабочки экваториальных лесов, размах крыльев которых  от 12 до 30 см.!!! Африка! Полная тайн и загадок, она ждет нас в новых походах. А теперь ее жители желают нам приятного отдыха!

Возвращаемся домой, на Родину (включается  видеоролик Pride of Afrika).

Путешествие наше состоялось.

Настало время подвести итог.

Об Африке вам многое узналось,

Надеюсь, даром не прошел урок.

  • Подведение итогов (слайд 30).

-Каждый посещаемый нами остров это темы изучения материка. Давайте объединим эти темы в схему жучка.

-Именно в такой последовательности мы будем изучать и другие материки.

Оценки: 

  • слово «Научно-исследовательскому центру» - вручение эмблем «Путешественник Африки» - слово Напольских Л.А.;
  • от местных жителей Африки – корзинка с бананами.

Рефлексия     (слайд 31)

В заключении проводится рефлексия, позволяющая оценить результативность урока.

Ребятам предлагается поднять кружочки определенного цвета.

          И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

      Мир географии огромен,

      Стремитесь вы его познать.

(Слайд32)- конец  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме ГП Африки

первый урок  в теме "Африка"...

План-конспект урока на тему:" Природа Африки" для 7 класса

Урок на тему:"Природа Африки" провожу как урок-практикум.Здесь размещено много полезного учебного материала в помощь учителю при подготовке к изучению темы "Африка"...

Конспект Урока- путешествия"Внутренние воды Африки"

В уроке отражены современные требования к уроку, представлен интересный содержательный материал о крупнейших реках и озерах Африки....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Основные черты природы Африки. Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые."

Данный план-конспект служит методическим пособием для проведения урока географии в 7 классе, где прописаны цели и задачи урока, рассматриваются формы и методы работы на уроке; в нем указаны источники ...

план- конспект урока по географии "Климат Африки"

Развернутый конспект урока по теме климат Африки. Соответствует требованиям ФГОС. Указаны цели и задачи, подробно описаны этапы урока...

Конспект урока в 7 классе "Африка"

     формировать знания о материках земного шара, начиная с Африки;     ...

Конспект урока по теме «Гидрография Африки».

Конспект урока составлен по по учебнику Е.М. Домогацких...


 

Комментарии

Русаков Владимир Николаевич

где можно скачать презентацию к этому уроку?