Главные вкладки

    Конспект Урока- путешествия"Внутренние воды Африки"
    план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

    Басова Елена Валериевна

    В уроке отражены современные требования к уроку, представлен интересный содержательный материал о крупнейших реках и озерах Африки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka.doc107 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

     Тема урока: «Внутренние воды Африки»

    ФИО (полностью)

    Басова Елена Валериевна

    Место работы

    ГБСКОУ школа-интернат№9

    Должность

    Учитель

    Предмет

    География

    Класс

    7

    Тема и номер урока в теме

    Внутренние воды Африки., 5

    Базовый учебник

    А.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов»

     Цель  урока: Изучить особенности внутренних вод материка

                   Задачи:

    Обучающие: 

    -создать условия для целостного  формирования представлений о внутренних водах Африки;

    - сформировать  представление об особенностях внутренних вод Африки.

    - выявить зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка.

    Развивающие:

    - развивать умения работать с разными источниками информации, навыки коллективной работы

    - продолжить совершенствовать навыки работы с учебником, дополнительной литературой и электронными ресурсами.

    Воспитательные:        развитие интереса к предмету, интеллектуальной инициативы. 

    Планируемый результат:

    Личностные результаты:

    Сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (решение проблемных задач)

    Метапредметные результаты:

    Личностные универсальные учебные действия (УУД):  нравственно-эстетическое оценивание

    Познавательные УУД: -владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем

    -Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию

    -Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

    -Владение навыками познавательной рефлексии

    Коммуникативные УУД: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать

    Предметные результаты: знать/понимать определения основных понятий курса; уметь приводить примеры;

    Знать пути применения полученных знаний в повседневной жизни.

    Термины и понятия:

    Внутренние воды-воды, находящиеся на территории какого либо материка: реки, озера, болота, ледники, водохранилища и другие.

    Дельта-форма устья реки; низменность, сложенная речными наносами и расчленённая сетью протоков и рукавов. Чаще всего имеет форму треугольника (название связано с начертанием заглавной буквы греческого алфавита   - дельта)

    Внутренний сток (бессточный бассейн)- бассейны рек и озёр, не имеющих связи с океаном через речные системы.

    Эстуарий – воронкообразное затопляемое устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется у рек, где велико воздействие на устье реки движений океанических вод.

                Половодье – ежегодно повторяющийся период высокой воды в реке.

                Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.   Межень – период низкого уровня воды в реке.

                  Географические объекты:

    Реки: Конго, Нил, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо

    Озера: Виктория, Ньяса Танганьика

    Водопады: Виктория, Ливингстона

         Тип урока:Урок изучения нового материала,

                    формирования и закрепления знаний, умений и навыков.

    Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная

    Необходимое техническое оборудование:  Презентация,  электронная физическая карта Африки, доска,  компьютер, атлас, контурные карты, картинки географических обьектов Африки,  контуры континента форматА-2

    Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: использование динамических изображений и работа с экраном не более 20 минут, физкультминутка

    Описание урока.

    Проводимый урок является  пятым уроком в ходе изучения темы Африка. Ранее  дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африки, климатом. Главная особенность этой темы выявить особенности зависимости рек Африки от рельефа и климата.

    Этот урок  преследует цели знакомства с особенностями водных объектов  Африка, формирование умений выявлять причинно- следственные связи, работать со статистическим и картографическим  материалом

    На уроке предполагается использование следующих методов работы:

    - объяснительно-иллюстративный;

    - проблемно-поисковый;

    - словесный;

    - метод самостоятельной работы;

    - метод контроля и самоконтроля;

    Приемов работы:

    - анализ, сравнение и обобщение полученных знаний;

    - работа со статистическим материалом;

    - работа с картами;

                - заполнение опорного конспекта.(Маршрутного листа)


     Таблица1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Время

    ( мин.)

    1.

    Организационный момент ( слайд1)






    Проверяет готовность учеников к уроку.

    Приветствует учеников:

    Здравствуйте ребята!

    Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный урок географии. Необычность нашего урока в том, что  мы совершим путешествие вместе с Хранителем времени к удивительным рекам и озерам Африканского континента и возьмем с собою наших замечательных гостей.


    Приветствуют учителя

    2 мин.

    2


    2.









    Проверка домашнего задания.

    Фронтальный опрос по теме                                      «Климат»

    Слайд

    слайд

     Но  Хранитель времени очень мудр и осторожен: прежде чем допустить нас к таинствам вод материка он просит нас пройти первое испытание знаниями, ответить на вопросы о климате Африки.

    Вопросы: 1) Этот пояс находится  между 2с.ш. и 5ю.ш.( экваториальный)

    2) В этом поясе жарко и сухо в течение года( тропический)


    3) Весь год преобладают влажные воздушные массы( экваториальный )

    4) Летом влажные воздушные массы, зимой сухие( субэкваториальный)

    5)Количество осадков больше в этой части материка (южной)

    6) Дует ветер самум( тропический)


    7)Вопрос - вывод: Ребята, почему же Африку называют самым жарким материком?









    Отвечают на вопросы;



    Работают с атласом.


    Отвечают на вопрос: Африка является самым жарким материком,  потому что  расположена между тропиками, где  в течение года солнце стоит высоко над горизонтом.



     горизонтом.



    солнце стоит в течение года над горизонтом.






    Отвечают  на вопрос учителя.: Африка получает  

    8




    4


    Изучение Нового материала.

    Слайд


    Актуализация знаний, мотивация

     Африка жаркий материк  чтобы жить там людям, животным, растениям  нужна вода.

    Прочитаем вместе с Хранителем времени  высказывание знаменитого писателя: «Вода! Нельзя сказать что ты необходима для жизни : ты сама жизнь».( Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель)

      Как вы думаете почему хранитель времени подготовил Вам это высказывание?

    - Тема нашего урока, как вы уже видели,  связана с  водой.  Правильно, мы отправляемся в путешествие по рекам и озерам Африки.

    (Слайд )

    Ставится цель и задачи урока:

    Цель урока :

    сформировать  представление об особенностях внутренних вод Африки задачи урока:

    Дать характеристику крупнейших водных объектов Африки выявить зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка.

                   3.Продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации.





    2. Давайте вспомним, какие бывают виды внутренних вод? Запишем  схему в тетрадь.

    (слайд7)






    Отвечают на вопросы учителя.




    Отвечают на вопрос о  воде- как главном источнике для живого.




     

    19

    5

    Этап усвоения новых знаний

    Ребята вопрос от Хранителя времени: Ребята, почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Рельеф»?
    Рельеф: - характер течения, пороги, водопады, работа рек, направление течения.(обратить внимание на схему на слайд
    Посмотрев на карту, уч-ся делают вывод, что бассейн Атл.океана больше вследствии того, что 
    рельеф материка понижается к северу и западу..Крупные реки Африки берут начало в горах, а затем выходят на равнины , замкнутые со всех сторон плоскогорьями и горными хребтами. Пересекая уступы этих плоскогорий, реки образуют пороги и водопады. Поэтому запасы водной энергии на африканских реках очень велики, а судоходное значение из-за порогов сильно снижается.
    Ребята, давайте подумаем почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Климат»?
    Климат: - многоводность, питание, режим, температурный режим

    Как вы думаете, какое влияние оказывают на реки рельеф и климат  материка  слайд



    Рассказ учителя

    . По общему объему годового стока 5390 м. Африка уступает Азии и Южной Америке.

    По площади бассейнов, длине, объему стока многие реки Африки относятся к числу крупнейших в мире.

    Равномерно ли происходит распределение речной сети и стока по территории континента? -Континентальный водораздел проходит по Восточно-Африканскому плоскогорью, Эфиопскому нагорью. Сток с большей части Африки направлен в Атлантический океан (включая Средиземное море).

    К бассейну Индийского океана относится только 18% стока  Африки.


    \




    Формулируют  словестно влияние рельефа, климата

     


    Проверяют с помощью схемы на слайде презентации.






    Анализируют по схеме зависимость рек Африки от рельефа и климата;





    6

    Этап понимания новых знаний

      Слово «Нил» происходит от греческого названия «река»

     Река начинается на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает в Средиземное море образуя  дельту

    Река Нил – самая длинная река Африки и мира. Ее  протяженность составляет 6671км.  Река, дающая жизнь Египту, образуется у Хартума при слиянии Большого и Голубого Нила.

      Большой Нил начинается в зоне тропических дождей, близ экватора, в темных и сырых лесах. Спустившись с Восточно-Африканского плоскогорья, большой Нил широко разливается по почти плоской равнине и образует знаменитые болота Нила длиной 500 и шириной до 800 км. В этих болотах растет папирус, который образует заросли.

    Если проследить по карте дальнейший путь реки, то следующий приток – голубой Нил, вытекающий из озера Тана под названием Абай, а свой последний приток Нил принимает

    в 300 км не принимает ни одного притока









      В сезон разлива Нил выходил из берегов и выносил на поля ил – прекрасное удобрение. Это явление – столь значительный подъем воды в реке – весьма необычно, ибо в Египте не бывает сильных дождей. Сотни лет люди никак не могли понять, в чем причина ежегодных разливов Нила.

    Ежегодные разливы Нила привели к появлению плодородной долины, узкой лентой протянувшейся вдоль реки, окруженной знойной, засушливой и бесплодной пустыни. Первые люди поселились в этой долине более 5 тысяч лет назад.        














    Заполнение опорного конспекта урока( маршрутный лист, просмотр слайд-шоу о Ниле

                     

    7

    Древние египтяне обожествляли реку – от нее зависела вся их жизнь. На протяжении тысячелетий они не могли разгадать загадки Нила.

    Каждый год, начиная с июля, уровень воды в Ниле начинал подниматься и в октябре становился на 7,5 м выше, чем в мае.

      В сезон разлива Нил выходил из берегов и выносил на поля черный  ил – прекрасное удобрение. Это явление – столь значительный подъем воды в реке – весьма необычно, ибо в Египте не бывает сильных дождей. Сотни лет люди никак не могли понять, в чем причина ежегодных разливов Нила и обожествляли реку.

    Ежегодные разливы Нила привели к появлению плодородной долины, узкой лентой протянувшейся вдоль реки, окруженной знойной, засушливой и бесплодной пустыни. Первые люди поселились в этой долине более 5 тысяч лет назад.     Воды Нила с глубокой древности использовались для орошения полей.        

    А еще интересен животный мир реки.








    Этап понимания новых знаний

    Наиболее интересен, как со стороны животного мира, так и с точки зрения истории, нильский крокодил. Эта могучая рептилия являлась частью религиозных культов для древних египтян, не утратила она уважения к себе и на сегодняшний день. Это обусловлено в первую очередь тем, что нильский крокодил является своеобразным регулятором жизни в водах этой огромнейшей водной артерии всего африканского континента. Так, к примеру, там, где эти грозные хищники были полностью истреблены, значительно ухудшилось общее состояние животного мира. Ведь взрослые крокодилы регулируют численность рыбы, а маленькие истребляют бесчисленные полчища личинок всевозможных хищных насекомых.

    Кроме этого, очень опасной рептилией обитающей как в самом Ниле, так и в множестве небольших болот, расположенных возле его берегов является питон. Он достигает длины 7 метров и составляет большую конкуренцию нильскому крокодилу.




    8












     


      Река Замбези- 4 место по длине среди рек Африки, но по объему годового стока уступает только р.Конго.  Длина реки 2660км. Площадь бассейна водосбора:1 570 000км кв. Река берет начало на северо-западе Замбии. Высота истока над уровнем моря. Составляет 1500м. Замбези –мощная река.  Питание получает в основном от обильных летнх дождей, лето в этихширотах длится   с ноября по март. В другое врем года. Река менее полноводна.  Впадая в Индийский океан, река образует в усте широкую дельту. Но самым уникальным явлением на реке является водопад открытый Давидом Левингстоном. «Никто не может сравнить красоту с чем-либо увиденным в Англии. Это никогда прежде не видели глаза европейцев. На места, столь прекрасные, должно быть, смотрели ангелы в полёте»- писал он о водопаде. Виктория — единственный водопад в мире, имеющий более 100 метров в высоту и более километра в ширину. Водопад Виктория является одной из главных достопримечательностей Южной Африки, относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО















    9



















      Показ фрагмента фильма «Замбези»


    Рассказ об озерах.,Определите по тектонической карте, где находятся почти все крупные озера. (В зоне Восточно-Африканских разломов) А сегодня мы остановимся на втором по величине пресном озере мира-  Виктория, которое располагается не в разломе , а в пологом прогибе платформы.  слайд

    Площадь озера- 68 870 км2.  Высота над уровнем моря 1134м. Наибольшая глубина 80 м, средняя- 40м.  Заслуга открытия  принадлежит английскому путешественнику Джону Спику.  Исследуя Восточную Африку, в июле1858 года он подошел к берегам водоема , который жители называли Ньяза - большая вода». Спик назвал озеро в честь английской королевы Виктории.




    Определяют по тектонической карте происхождение озерных котловин











    .











             




























    Рефлексия

     По очертаниям озеро напоминает гигантский овал неправильной формы. В основном его берега низкие , заболоченные, за исключением юго-западных  Их основу составляют возвышенные плато. Животный и растительный мир побережья  Виктории типичен для Африканского континента. Достойным украшением стали папирус, тростники камыш, банановые палмы. Многочисленные заливы озера стали местом обитания бегемотов и крокодило длина тела отдельных достигает 5-6м. С давних пор на озере развито рыболовство.  Здесь обитает 100 самых разных видов рыб, уже 300млн. лет здесь живет ископаемая рыба-ланг, которая может задерживать воздух в жабрах. Многообразен мир пернатых, берега озера кажутся раскрашенными во все цвета радуги- фламинго, венценосный журавль.














     






    Достигли ли мы поставленной цели?

    Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал…, научился…

    Работа в вместе с ребятами помогла мне…

    Новые знания пригодятся мне…














































    Здесь также можно встретить жирафов, слонов, носорога, львов.

    Озеро Танганьика.(слайд       )

    Это самое длинное из всех пресноводных озер его длина составляет 650км, при ширине  всего 50-80км.(слайд   )     Первыми белыми людьми, обнаружившими озеро были Ричард Бертон и Джон Спик. Из всех озёр земного шара оно уступает по глубине только Байкалу (1520м). Средняя отметка поверхности водного зеркала Танганьики — 774 м над уровнем моря. Вода пресная, но с повышенным содержанием солей магния. Температура воды на поверхности колеблется в течение года от 23,6—23,8 до 26,5 °С, ниже 400 м и до дна держится постоянная температура около 23 °С. Устойчивая температурная стратификация препятствует перемешиванию водной массы, ввиду чего только верхний её слой (на 100—200 м в глубину) обогащен кислородом и пригоден для жизни. Около 75% фауны образуют эндемики (особенно много их среди рыб, креветок, остракод, десятиногих раков, веслоногих, брюхоногих моллюсков). Водятся гиппопотамы, крокодилы, много водоплавающей птицы. Рыболовство. главный объект промысла — ндагала (дагаа) из сельдевых.






















     




    Таким образом, дорогие путешественники мы завершаем наш удивительный маршрут по крупнейшим рекам и озерам Африки.

    10

    Закрепление

    При выполнении задания

     ( Видеоклип «От улыбки»

    И теперь последнее испытание Хранителя Времени перед тем, чтобы получить достойное звание  Магистра рек и озер

    Дается контур материка с главной рекой Нил, раскладывают объекты, относящиеся к реке, отбирая их из некоторого количества разных  географических объектов.

    Работают с контурами материка наклеивают объекты относящиеся к реке НИЛ, вывешивают результат на магнитную доску


    11

    Рефлексия

    Достигли ли мы поставленной цели?

    Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал…, научился…

    Работа в вместе с ребятами помогла мне…

    Новые знания пригодятся мне…

    Обсуждают с учителем

    Задают уточняющие вопросы учителю

    1

    12

    Домашнее задание

    слайд

    Параграф  27, закончить описание рек Конго и Нигер, по желанию подготовить кроссворд « Реки Африки»

    Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внутренние воды Африки. Реки. Конспект урока с презентацией.

    Можно использовать с применением интерактивной доски....

    Конспект урока по географии в 7 классе "Внутренние воды Африки" (+презентация)

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕУчитель – Субеева Лилия ХалилулловнаПредмет – географияКласс – 7Тема: Внутренние воды Африки.Цель урока для учителя:  раскрыть особенности вн...

    Конспект урока по географии на тему "Внутренние воды Африки".

    Материал к уроку географии на тему "Внутренние воды Африки". Здесь есть план-конспект урока, опорный конспект для учащихся, дополнительные материалы к уроку....

    Конспект урока "Разнообразие внутренних вод России. Реки"

    Цели урока: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России Задачи: Образовательные: сформировать представление о разно...

    Конспект урока 5класс.Внутренние воды. Реки

    Урок проводился в 5 классе. Форма проведения - урок загадка....