Конспект Урока- путешествия"Внутренние воды Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Басова Елена Валериевна

В уроке отражены современные требования к уроку, представлен интересный содержательный материал о крупнейших реках и озерах Африки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 Тема урока: «Внутренние воды Африки»

ФИО (полностью)

Басова Елена Валериевна

Место работы

ГБСКОУ школа-интернат№9

Должность

Учитель

Предмет

География

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Внутренние воды Африки., 5

Базовый учебник

А.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов»

 Цель  урока: Изучить особенности внутренних вод материка

               Задачи:

Обучающие: 

-создать условия для целостного  формирования представлений о внутренних водах Африки;

- сформировать  представление об особенностях внутренних вод Африки.

- выявить зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка.

Развивающие:

- развивать умения работать с разными источниками информации, навыки коллективной работы

- продолжить совершенствовать навыки работы с учебником, дополнительной литературой и электронными ресурсами.

Воспитательные:        развитие интереса к предмету, интеллектуальной инициативы. 

Планируемый результат:

Личностные результаты:

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (решение проблемных задач)

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия (УУД):  нравственно-эстетическое оценивание

Познавательные УУД: -владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем

-Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию

-Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

-Владение навыками познавательной рефлексии

Коммуникативные УУД: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать

Предметные результаты: знать/понимать определения основных понятий курса; уметь приводить примеры;

Знать пути применения полученных знаний в повседневной жизни.

Термины и понятия:

Внутренние воды-воды, находящиеся на территории какого либо материка: реки, озера, болота, ледники, водохранилища и другие.

Дельта-форма устья реки; низменность, сложенная речными наносами и расчленённая сетью протоков и рукавов. Чаще всего имеет форму треугольника (название связано с начертанием заглавной буквы греческого алфавита   - дельта)

Внутренний сток (бессточный бассейн)- бассейны рек и озёр, не имеющих связи с океаном через речные системы.

Эстуарий – воронкообразное затопляемое устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется у рек, где велико воздействие на устье реки движений океанических вод.

            Половодье – ежегодно повторяющийся период высокой воды в реке.

            Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.   Межень – период низкого уровня воды в реке.

              Географические объекты:

Реки: Конго, Нил, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо

Озера: Виктория, Ньяса Танганьика

Водопады: Виктория, Ливингстона

     Тип урока:Урок изучения нового материала,

                формирования и закрепления знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Необходимое техническое оборудование:  Презентация,  электронная физическая карта Африки, доска,  компьютер, атлас, контурные карты, картинки географических обьектов Африки,  контуры континента форматА-2

Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: использование динамических изображений и работа с экраном не более 20 минут, физкультминутка

Описание урока.

Проводимый урок является  пятым уроком в ходе изучения темы Африка. Ранее  дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африки, климатом. Главная особенность этой темы выявить особенности зависимости рек Африки от рельефа и климата.

Этот урок  преследует цели знакомства с особенностями водных объектов  Африка, формирование умений выявлять причинно- следственные связи, работать со статистическим и картографическим  материалом

На уроке предполагается использование следующих методов работы:

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемно-поисковый;

- словесный;

- метод самостоятельной работы;

- метод контроля и самоконтроля;

Приемов работы:

- анализ, сравнение и обобщение полученных знаний;

- работа со статистическим материалом;

- работа с картами;

            - заполнение опорного конспекта.(Маршрутного листа)


 Таблица1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

( мин.)

1.

Организационный момент ( слайд1)






Проверяет готовность учеников к уроку.

Приветствует учеников:

Здравствуйте ребята!

Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный урок географии. Необычность нашего урока в том, что  мы совершим путешествие вместе с Хранителем времени к удивительным рекам и озерам Африканского континента и возьмем с собою наших замечательных гостей.


Приветствуют учителя

2 мин.

2


2.









Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме                                      «Климат»

Слайд

слайд

 Но  Хранитель времени очень мудр и осторожен: прежде чем допустить нас к таинствам вод материка он просит нас пройти первое испытание знаниями, ответить на вопросы о климате Африки.

Вопросы: 1) Этот пояс находится  между 2с.ш. и 5ю.ш.( экваториальный)

2) В этом поясе жарко и сухо в течение года( тропический)


3) Весь год преобладают влажные воздушные массы( экваториальный )

4) Летом влажные воздушные массы, зимой сухие( субэкваториальный)

5)Количество осадков больше в этой части материка (южной)

6) Дует ветер самум( тропический)


7)Вопрос - вывод: Ребята, почему же Африку называют самым жарким материком?









Отвечают на вопросы;



Работают с атласом.


Отвечают на вопрос: Африка является самым жарким материком,  потому что  расположена между тропиками, где  в течение года солнце стоит высоко над горизонтом.



 горизонтом.



солнце стоит в течение года над горизонтом.






Отвечают  на вопрос учителя.: Африка получает  

8




4


Изучение Нового материала.

Слайд


Актуализация знаний, мотивация

 Африка жаркий материк  чтобы жить там людям, животным, растениям  нужна вода.

Прочитаем вместе с Хранителем времени  высказывание знаменитого писателя: «Вода! Нельзя сказать что ты необходима для жизни : ты сама жизнь».( Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель)

  Как вы думаете почему хранитель времени подготовил Вам это высказывание?

- Тема нашего урока, как вы уже видели,  связана с  водой.  Правильно, мы отправляемся в путешествие по рекам и озерам Африки.

(Слайд )

Ставится цель и задачи урока:

Цель урока :

сформировать  представление об особенностях внутренних вод Африки задачи урока:

Дать характеристику крупнейших водных объектов Африки выявить зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка.

               3.Продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации.





2. Давайте вспомним, какие бывают виды внутренних вод? Запишем  схему в тетрадь.

(слайд7)






Отвечают на вопросы учителя.




Отвечают на вопрос о  воде- как главном источнике для живого.




 

19

5

Этап усвоения новых знаний

Ребята вопрос от Хранителя времени: Ребята, почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Рельеф»?
Рельеф: - характер течения, пороги, водопады, работа рек, направление течения.(обратить внимание на схему на слайд
Посмотрев на карту, уч-ся делают вывод, что бассейн Атл.океана больше вследствии того, что 
рельеф материка понижается к северу и западу..Крупные реки Африки берут начало в горах, а затем выходят на равнины , замкнутые со всех сторон плоскогорьями и горными хребтами. Пересекая уступы этих плоскогорий, реки образуют пороги и водопады. Поэтому запасы водной энергии на африканских реках очень велики, а судоходное значение из-за порогов сильно снижается.
Ребята, давайте подумаем почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Климат»?
Климат: - многоводность, питание, режим, температурный режим

Как вы думаете, какое влияние оказывают на реки рельеф и климат  материка  слайд



Рассказ учителя

. По общему объему годового стока 5390 м. Африка уступает Азии и Южной Америке.

По площади бассейнов, длине, объему стока многие реки Африки относятся к числу крупнейших в мире.

Равномерно ли происходит распределение речной сети и стока по территории континента? -Континентальный водораздел проходит по Восточно-Африканскому плоскогорью, Эфиопскому нагорью. Сток с большей части Африки направлен в Атлантический океан (включая Средиземное море).

К бассейну Индийского океана относится только 18% стока  Африки.


\




Формулируют  словестно влияние рельефа, климата

 


Проверяют с помощью схемы на слайде презентации.






Анализируют по схеме зависимость рек Африки от рельефа и климата;





6

Этап понимания новых знаний

  Слово «Нил» происходит от греческого названия «река»

 Река начинается на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает в Средиземное море образуя  дельту

Река Нил – самая длинная река Африки и мира. Ее  протяженность составляет 6671км.  Река, дающая жизнь Египту, образуется у Хартума при слиянии Большого и Голубого Нила.

  Большой Нил начинается в зоне тропических дождей, близ экватора, в темных и сырых лесах. Спустившись с Восточно-Африканского плоскогорья, большой Нил широко разливается по почти плоской равнине и образует знаменитые болота Нила длиной 500 и шириной до 800 км. В этих болотах растет папирус, который образует заросли.

Если проследить по карте дальнейший путь реки, то следующий приток – голубой Нил, вытекающий из озера Тана под названием Абай, а свой последний приток Нил принимает

в 300 км не принимает ни одного притока









  В сезон разлива Нил выходил из берегов и выносил на поля ил – прекрасное удобрение. Это явление – столь значительный подъем воды в реке – весьма необычно, ибо в Египте не бывает сильных дождей. Сотни лет люди никак не могли понять, в чем причина ежегодных разливов Нила.

Ежегодные разливы Нила привели к появлению плодородной долины, узкой лентой протянувшейся вдоль реки, окруженной знойной, засушливой и бесплодной пустыни. Первые люди поселились в этой долине более 5 тысяч лет назад.        














Заполнение опорного конспекта урока( маршрутный лист, просмотр слайд-шоу о Ниле

                 

7

Древние египтяне обожествляли реку – от нее зависела вся их жизнь. На протяжении тысячелетий они не могли разгадать загадки Нила.

Каждый год, начиная с июля, уровень воды в Ниле начинал подниматься и в октябре становился на 7,5 м выше, чем в мае.

  В сезон разлива Нил выходил из берегов и выносил на поля черный  ил – прекрасное удобрение. Это явление – столь значительный подъем воды в реке – весьма необычно, ибо в Египте не бывает сильных дождей. Сотни лет люди никак не могли понять, в чем причина ежегодных разливов Нила и обожествляли реку.

Ежегодные разливы Нила привели к появлению плодородной долины, узкой лентой протянувшейся вдоль реки, окруженной знойной, засушливой и бесплодной пустыни. Первые люди поселились в этой долине более 5 тысяч лет назад.     Воды Нила с глубокой древности использовались для орошения полей.        

А еще интересен животный мир реки.








Этап понимания новых знаний

Наиболее интересен, как со стороны животного мира, так и с точки зрения истории, нильский крокодил. Эта могучая рептилия являлась частью религиозных культов для древних египтян, не утратила она уважения к себе и на сегодняшний день. Это обусловлено в первую очередь тем, что нильский крокодил является своеобразным регулятором жизни в водах этой огромнейшей водной артерии всего африканского континента. Так, к примеру, там, где эти грозные хищники были полностью истреблены, значительно ухудшилось общее состояние животного мира. Ведь взрослые крокодилы регулируют численность рыбы, а маленькие истребляют бесчисленные полчища личинок всевозможных хищных насекомых.

Кроме этого, очень опасной рептилией обитающей как в самом Ниле, так и в множестве небольших болот, расположенных возле его берегов является питон. Он достигает длины 7 метров и составляет большую конкуренцию нильскому крокодилу.




8












 


  Река Замбези- 4 место по длине среди рек Африки, но по объему годового стока уступает только р.Конго.  Длина реки 2660км. Площадь бассейна водосбора:1 570 000км кв. Река берет начало на северо-западе Замбии. Высота истока над уровнем моря. Составляет 1500м. Замбези –мощная река.  Питание получает в основном от обильных летнх дождей, лето в этихширотах длится   с ноября по март. В другое врем года. Река менее полноводна.  Впадая в Индийский океан, река образует в усте широкую дельту. Но самым уникальным явлением на реке является водопад открытый Давидом Левингстоном. «Никто не может сравнить красоту с чем-либо увиденным в Англии. Это никогда прежде не видели глаза европейцев. На места, столь прекрасные, должно быть, смотрели ангелы в полёте»- писал он о водопаде. Виктория — единственный водопад в мире, имеющий более 100 метров в высоту и более километра в ширину. Водопад Виктория является одной из главных достопримечательностей Южной Африки, относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО















9



















  Показ фрагмента фильма «Замбези»


Рассказ об озерах.,Определите по тектонической карте, где находятся почти все крупные озера. (В зоне Восточно-Африканских разломов) А сегодня мы остановимся на втором по величине пресном озере мира-  Виктория, которое располагается не в разломе , а в пологом прогибе платформы.  слайд

Площадь озера- 68 870 км2.  Высота над уровнем моря 1134м. Наибольшая глубина 80 м, средняя- 40м.  Заслуга открытия  принадлежит английскому путешественнику Джону Спику.  Исследуя Восточную Африку, в июле1858 года он подошел к берегам водоема , который жители называли Ньяза - большая вода». Спик назвал озеро в честь английской королевы Виктории.




Определяют по тектонической карте происхождение озерных котловин











.











         




























Рефлексия

 По очертаниям озеро напоминает гигантский овал неправильной формы. В основном его берега низкие , заболоченные, за исключением юго-западных  Их основу составляют возвышенные плато. Животный и растительный мир побережья  Виктории типичен для Африканского континента. Достойным украшением стали папирус, тростники камыш, банановые палмы. Многочисленные заливы озера стали местом обитания бегемотов и крокодило длина тела отдельных достигает 5-6м. С давних пор на озере развито рыболовство.  Здесь обитает 100 самых разных видов рыб, уже 300млн. лет здесь живет ископаемая рыба-ланг, которая может задерживать воздух в жабрах. Многообразен мир пернатых, берега озера кажутся раскрашенными во все цвета радуги- фламинго, венценосный журавль.














 






Достигли ли мы поставленной цели?

Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал…, научился…

Работа в вместе с ребятами помогла мне…

Новые знания пригодятся мне…














































Здесь также можно встретить жирафов, слонов, носорога, львов.

Озеро Танганьика.(слайд       )

Это самое длинное из всех пресноводных озер его длина составляет 650км, при ширине  всего 50-80км.(слайд   )     Первыми белыми людьми, обнаружившими озеро были Ричард Бертон и Джон Спик. Из всех озёр земного шара оно уступает по глубине только Байкалу (1520м). Средняя отметка поверхности водного зеркала Танганьики — 774 м над уровнем моря. Вода пресная, но с повышенным содержанием солей магния. Температура воды на поверхности колеблется в течение года от 23,6—23,8 до 26,5 °С, ниже 400 м и до дна держится постоянная температура около 23 °С. Устойчивая температурная стратификация препятствует перемешиванию водной массы, ввиду чего только верхний её слой (на 100—200 м в глубину) обогащен кислородом и пригоден для жизни. Около 75% фауны образуют эндемики (особенно много их среди рыб, креветок, остракод, десятиногих раков, веслоногих, брюхоногих моллюсков). Водятся гиппопотамы, крокодилы, много водоплавающей птицы. Рыболовство. главный объект промысла — ндагала (дагаа) из сельдевых.






















 




Таким образом, дорогие путешественники мы завершаем наш удивительный маршрут по крупнейшим рекам и озерам Африки.

10

Закрепление

При выполнении задания

 ( Видеоклип «От улыбки»

И теперь последнее испытание Хранителя Времени перед тем, чтобы получить достойное звание  Магистра рек и озер

Дается контур материка с главной рекой Нил, раскладывают объекты, относящиеся к реке, отбирая их из некоторого количества разных  географических объектов.

Работают с контурами материка наклеивают объекты относящиеся к реке НИЛ, вывешивают результат на магнитную доску


11

Рефлексия

Достигли ли мы поставленной цели?

Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал…, научился…

Работа в вместе с ребятами помогла мне…

Новые знания пригодятся мне…

Обсуждают с учителем

Задают уточняющие вопросы учителю

1

12

Домашнее задание

слайд

Параграф  27, закончить описание рек Конго и Нигер, по желанию подготовить кроссворд « Реки Африки»

Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренние воды Африки. Реки. Конспект урока с презентацией.

Можно использовать с применением интерактивной доски....

Конспект урока по географии в 7 классе "Внутренние воды Африки" (+презентация)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕУчитель – Субеева Лилия ХалилулловнаПредмет – географияКласс – 7Тема: Внутренние воды Африки.Цель урока для учителя:  раскрыть особенности вн...

Конспект урока по географии на тему "Внутренние воды Африки".

Материал к уроку географии на тему "Внутренние воды Африки". Здесь есть план-конспект урока, опорный конспект для учащихся, дополнительные материалы к уроку....

Конспект урока по географии на тему "Внутренние воды Африки".

Материал к уроку географии на тему "Внутренние воды Африки". Здесь есть план-конспект урока, опорный конспект для учащихся, дополнительные материалы к уроку....

Конспект урока 5класс.Внутренние воды. Реки

Урок проводился в 5 классе. Форма проведения - урок загадка....

Конспект урока - путешествия "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АФРИКИ", 7 кл.

Урок - путешествиеЗадачи урока:-    расширить представления о природных зонах материка Африка, о многообразии растительного и животного мира; об особенности их приспособлений в да...