Главные вкладки

    Конспект урока 5класс.Внутренние воды. Реки
    методическая разработка по географии (5 класс)

    Урок проводился в 5 классе. Форма проведения - урок загадка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_uroka_5_klass.docx29.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока по географии 5 класс

    Тема: Воды суши. Реки.

                                          

    Базовый учебник              География. А.А. Летягин, издательство «Вентана – Граф», 2012.

    Урок                                       Воды суши. Реки.

    Тип урока                             «открытия» нового знания

    Цель урока:                         

    а) образовательная:

    - Создать условия для  формирования  понятий : река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, горная река, равнинная река порог, водопад;

    б) развивающие:

    - способствовать формированию умения работать с текстом учебника, рисунками, картами атласа;

     способствовать освоению навыков выполнения практической работы;

    формировать наглядно-образное мышление;

    умение работать с маршрутным листом;

    в) воспитательные:

    - прививать заинтересованность в изучении данной темы;

     воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равнинной и горной реки.

    Планируемые образовательные результаты:

    • Личностные – осознать ответственное отношение к обучению, : воспитание эстетического вкуса через умение видеть красивое в природе(реках).
    • Метапредметные – уметь работать с географическими картами, использовать адекватно речевые средства для дискуссии, ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос, анализировать информацию, составлять определение понятиям, создавать обобщения, уметь работать в коллективе.
    • Предметные – познакомиться с разнообразием вод суши, характеризовать реки по плану, объяснять зависимость характера течения рек от рельефа.

    Формы организации работы: фронтальная,групповая.

    Оборудование: проектор, компьютер, видеофрагменты, раздаточный материал, контурные карты, географическая карта.

    Ход урока

    Учитель – Здравствуйте! слово, какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное.

    – Здравствуйте! Скажем мы новому дню!

    – Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!

    Урок сегодня у вас буду вести я, зовут меня Раиса Альбертовна.

    Урок назовем – урок-загадка.                                                                                  Что такое загадка?  Ответы учеников.                                                                               Учитель: Мы будем отгадывать загадки и постигать тайны природы. Слушаем загадки: 1. Я широка, я глубока,

        Я отражаю облака,

        Держу я путь издалека –

       Текучая …(Река)

    2.Я не молчу, я хлопочу,

    Колёса мельницы верчу,

    И лодок лёгкие стада

    Несёт моя вода.

    (Река)

    3.Эта лента голубая,

    Неспокойная такая,

    Меж лесами вьётся

    И о берег бьётся.

    Манит лента рыбака.

    Что за лента? То….

    (Река)

               4.Я не маленький ручей,

    Я и шире, и длинней!

    А ещё я глубока,

    Потому что я…

    (Река)

    Учитель. Почему ребята я вам загадала эти загадки? Ответы учеников.                    Тема нашего урока: Воды суши. Реки. Работать будите на маршрутных листах, запишите тему урока.  СЛАЙД №1                                                                                                             То, что вы знаете о реках, водах суши запишите в таблицу 1 и 2 колонки.

    ЗНАЮ

    ХОЧУ УЗНАТЬ

    УЗНАЛ

    Зачитайте, что вы записали в 1 и 2 колонки.                                                                   Ну вот вы и сформулировали цель нашего урока: определить что такое река, части реки, как различаются реки по характеру течения.                                           Во время работы на уроке обращайтесь к кругу познания и задавайте себе, мне, и товарищам вопросы.

    Девизом нашего урока будут слова: «Есть карты мира, звезд, планет. Познание идет путем побед». Д. Байрон                                                                       Я вам желаю интересных географических открытий , ибо человек вооруженный знаниями не победим.                                                                             Работать будем в группах, вспомните правила работы в группе.

    1группа- РЕКИ

    2 группа- ГИДРОЛОГИ

    3 группа-  АНАЛЕТИКИ

    4 группа –ПОРОГИ

    5 группа – ВОДОПАД                                                                                                                В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос: как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого? « Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет , одни, иногда другие...»                                                                                  Какие воды вам известны?

                                                         Воды

    Мирового океана                                                            Воды суши

     океаны, моря,                                         поверхностные                  подземные

    заливы, проливы                                    реки, озера,

                                                                        водохранилища,

                                                                      болота, ледники.

    Нас сегодня интересуют реки. Красота рек вдохновляла поэтов, писателей, художников. Посмотрите какие картины писали известные художники. СЛАЙД №2-4. Прикройте глаза, вспомните реку на которой вы были и скажите , что такое река? Ответы учеников.                                                          Сравните ваше определение с определением автора (учебник стр.96), запишите определение на маршрутных листах.                                                               У любой реки есть какие то части. Посмотрим видео о реке, после просмотра запишите определения. Ученики записывают на маршрутных листах что такое исток, устье. Называют и показывают 5 рек.(От каждой группы по одной реке).

    Работа в группах по карточкам.                              

    1группа- реки. СЛАЙД № 5

    1.Дать определения:

    Речная система-

    Бассейн реки-

    Водораздел-

    2.По рисунку 62, стр. 97 определите к каким бассейнам относятся реки России.

    3.Бассейн какого океана занимает наибольшую площадь?

    2группа- гидрологи.

    Пользуясь учебником стр. 98 ответьте на вопросы

    1.На какие группы делят реки по характеру течения?

    2.Рассмотрите картинки ,сравните изображенные на них реки. Определите для какой реки подойдут следующие строки:

    А) Терек воет, дик и злобен,

    Меж утёсистых громад,

    Буре плач его подобен,

    Слёзы брызгами летят.

    Б)Но, по степи разбегаясь.

    Он лукавый принял вид

    И, приветливо ласкаясь,

    Морю Каспию журчит:

    Физминутка:

    Тихо плещется вода,

    Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

    В небе тучки, как овечки,

    Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

    Мы из речки вылезаем,

    Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

    А теперь глубокий вдох.

    И садимся на песок. (Дети садятся.)

    3 группа- аналитики

    1.Пользуясь рисунком 63 на стр. 98 сравните схемы речных долин, заполните таблицу.

    Признак

    Горная река

    Равнинная река

    Долина реки

    Узкая, глубокая

    неглубокая

    Разность в высоте между истоком и устьем

    Велика

    небольшая

    Скорость течения

    Быстрая, большая

    малая

    4 группа- пороги

    Прочитайте материал учебника стр.98 , ответьте на вопросы:                                 1.Что такое порог (участок русла реки с бурным течением и выходами твердых пород. Вода здесь бурлит , перекатывает через выступы.

    2. Выберите из предложенных картинок изображения порогов.                        

    5 группа- водопад.

    Прочитайте материал учебника стр.98-99 , ответьте на вопросы:  

    1.Что такое водопад? ( Русло реки пересекает уступ из твердых , трудно разрушаемых горных пород.)

    2.Найдите на карте и покажите водопады: Виктория (Африка, река Замбези);         Ниагарский  (Северная Америка);                                                                                           Анхель (Южная Америка, река Чурум- приток реки Ориноко);                                    Бойома или Стенли  (Африка. Река Конго).

    Слушаем отчет групп, после выступления 2 группы  физминутка.  

    Практическая работа: Описание реки по плану            

    Название реки

    Терек

    Исток

    На склоне главного Кавказского хребта, ледник горы Зильга –Хох, на высоте 3853м.

    Устье

    Впадает в залив Каспийского моря, образует дельту- низменность.

    Длина реки

    623 км.

    Площадь бассейна

    43200 кв.км.

    Природные богатства

    Рыба (лосось, форель, сазан, судак).

                                               

    Название реки

    Волга

    Исток

    Валдайская возвышенность, высота 228 км., ключ у деревни Волго-Верховье в Тверской области.

    Устье

    Впадает в Каспийское море

    Длина реки

    3530 км.

    Площадь бассейна

    1, 360 млн. кв. км.

    Природные богатства

    Рыба осетровые

    Название реки

    Амур- самая полноводная река Восточного Забайкалья

    Исток

    Место слияния Шилки и Аргуни, село Покровка Могочинского района

    Устье

    Впадает в Охотское море

    Длина реки

    2824 км.

    Площадь бассейна

    1,8 млн. кв. км.

    Природные богатства

    рыба

             

    Название реки

    Шилка- левая составляющая Амура

    Исток

    Начинается от слияния Ингоды и Онона у села Онон

    Устье

    Место слияния Шилки и Аргуни, село Покровка Могочинского района

    Длина реки

    560 км

    Площадь бассейна

    206000 кв. км.

    Природные богатства

    рыба

    Название реки

    Аргунь- правая составляющая Амура

    Исток

    На западном склоне хребта Большой Хинган. Верхнее течение находиться на территории Китая, где оно носит название Хайлар

    Устье

    Место слияния Шилки и Аргуни, село Покровка Могочинского района

    Длина реки

    1620 км.

    Площадь бассейна

    164000 кв. км.

    Природные богатства

    рыба

    Учитель: Прослушали отчет групп, много звучало определений, названий рек, вернемся к высказыванию Толстого как вы понимаете слова: « Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет , одни, иногда другие...»    

    Ответы детей                                                                              

    И последнее задание творческое: составить синквейн со словом река.

    Ответы детей

    Вывод запишите в 3 колонку что узнали.

    Оцените работу класса, группы ,себя.

    Выставление оценок.

    Сертификаты отличия.

    Д/З: параграф №17 (всем),  

     на выбор: занимательно: подобрать пословицы, поговорки о реках и озерах;

    Познавательно: составить рассказ о реке на которой вы были.

    Маршрутный лист

    ФИО ___________________________________

    Тема урока ______________________________________

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    1. Дайте определения

    РЕКА-

    ИСТОК-

    УСТЬЕ-

    РУСЛО-

    БАССЕЙН РЕКИ-

    ВОДОРАЗДЕЛ-

    2.Заполните таблицу

    Признак

    Горная река

    Равнинная

    Долина реки

    Разность в высоте между истоком и устьем

    Скорость течения

    3.Выполните практическую работу: Описание реки по плану.

    Название реки

    Аргунь

    Исток

    Устье

    Длина реки

    Площадь бассейна

    Природные богатства


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока:"лист испаряет воду и улавливает свет"

    Конспекий урока по физиологии растений в 6 классе по учебнику Вахрушева А.А. с использованием ИОР...

    Конспект Урока- путешествия"Внутренние воды Африки"

    В уроке отражены современные требования к уроку, представлен интересный содержательный материал о крупнейших реках и озерах Африки....

    конспект урока «Мировой круговорот воды в природе»

    формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое)....

    Конспект урока окр.мир "Вода и её свойства" 2 класс

    Конспект урока    окружающего мира   во  2-а  классев рамках Федерального государственного образовательного стандартаУМК «­­­­­Система Л.В.Занкова»учителя начальных ...

    Конспект урока на тему: "Воды недр"

    Данный конспект будет интересен педагогам, работающим в 6 классах...

    Конспект урока "Исследование качества воды"

    В данном конспекте представлен план урока-исследования на тему "Исследование качества воды" с использованием материаллов районного и регионального масштаба Республики Коми. К уроку прилагается презета...

    Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."

    Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.»   Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель:  создание целостного представления...