конспект урока по теме ГП Африки
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Кирилова Ирина Ивановна

первый урок  в теме "Африка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gp_afriki.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Географическое положение. История открытия и исследования Африки

Цель урока: продолжить формирование у учащихся умения определять ГП объекта, отработать его на примере Африки; познакомить учащихся с историей открытия и исследования Африки с наиболее значительными экспедициями, с выдающимися русскими исследователями Африки.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

Я вас приветствую,         мы с хорошим настроением пришли на урок.

II. Объяснение нового материала

Учитель:

 - Продолжаем  знакомство с курсом географии материков и океанов. Тема сегодняшнего урока наша задача на урок все было в этих конвертах.

 Но я так спешила на встречу с вами, что  упустила конверты, а  содержимое в них перемешалось.

- Все эти названия были  скомпонованы, по какому то признаку и находились  в двух конвертах. Может, поможете. Давайте вместе попробуем с вами.

(на доске вразброс: материк, Панталасса, океан, Пангея, Лавразия, Гондвана, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Еврразия)

Фронтально – схема на доске.

Материк                                                            Океан

Пангея                                                              Панталасса

Лавразия              Гондвана

С.А.                     Африка

                             Австралия

Евразия               Антарктида

                               Ю.А

Учитель:

- Что называется материком?

Ответ

Покажите друг другу на карте  материки

- К южным материкам мы отнесли:

- Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?

ответ

  -  Так почему же Африку, Австралию, Ю.А. и Антарктиду мы относим к южным материкам?

Ответ: Все 4 материка имеют  общую историю развития природных условий, они были частью единого материка Гондваны.      

Учитель: Я хотела бы обратить ваше внимание на эту закономерность, она нам поможет объяснить сходство этих материков.

Учитель: Мы  с вами знаем, что на Земле 6 материков.

Обратимся к учебнику на стр. __________

 Вспомним….

-Назовите самый большой из них.

-А какой материк самый маленький по занимаемой площади?

-Назовите материки по мере убывания размеров их площади.

-Назовите второй по величине материк.

Учитель: А до сегодняшнего урока, вы  встречались с данным материком? (включить король лев)

1 Ученик:

 Нам стихи Чуковского
Про Африку читали,
Потому мы в Африку
Все попасть мечтали.

Там лето не кончается,
Там сказка круглый год.
Очень хочет в Африку
Наш маленький народ.

2 Ученик:

Думали, гадали мы:
Как с мечтою быть?
Как туда доехать нам,
А, может быть, доплыть?

Никуда не нужно
Ехать нам и плыть.
Мы решили сами Африку
сегодня изучить.

3 ученик

Название – Африка прочно входит в наше сознание с ранних лет. В каком произведении К.Чуковского дается описание Африки – «Доктор Айболит».

 - Только где же вы живете?

На горе или в болоте?

- Мы живем на Занзибаре,

в Калахари и в Сахаре, на

горе Фернандо-По, где

гуляет Гиппопо по

широкой Лимпопо

4 Ученик:

А ещё хорошо известный мультфильм «Король лев»

Вот отрывок из него, где показана природа этого материка.

Ученик: Я  совершила виртуальную экскурсию по данному материку,  меня интересовало, есть какие то продукты, дары природы  к которым мы привыкли, но они возможно привезены из Африки.

Оказалось, что это  бананы, оливки, алмазы, золото, пшеница, просо, кофе.

Учитель:

- Так как вы думаете, о чем  пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Ответ  АФРИКА  (открывается путешествие по Африке)

Учитель:

- Правильно.

 Именно Африка будет первым материком, с которым мы с вами начнем знакомиться.

- На прошлом уроке я попросила вас  узнать, откуда же взялось название АФРИКА?

Каково происхождение этого названия?

1 уч-ся

Откуда же взялось название – Африка? Каково происхождение этого названия?

1. Название связано с именами афариков, афригов, живших на территории вплоть до Гибралтара.

2. В XVI в. ученый Мухаммед аль-Вазан писал что названия «Африка» (по-арабски «Ифрика») происходит от слова «фарака» которое означает «разделить». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.

2 уч –ся    а я узнал другую  версию

Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa)[1]. Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду пещерных жителей. Возникшая позже на этом месте мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в своём названии. По мнению историка и археолога И. Ефремова, слово «Африка» пришло из древнего языка Та-Кем (Египет. «Афрос» — пенная страна. Это связано со столкновением нескольких видов течений, которые образуют пену при приближении к континенту в Средиземном море.

     Учитель:

- Все совершенно правильно, но первые сведения об Африке появились в 4 веке до н.э. в Древней Греции. Тогда её называли Ливией.

Итак мы начинаем  удивительное путешествие по материку Африка. Перед вами наш с вами муршрут, такой  же у вас в тетради.

Все материки мы будем изучать в определенной последовательности.

- как вы думаете какие компоненты природы, о чем мы будем \говорить изучая материк?

(ответы уч-ся)

Учитель: Итог.

А начинать изучения материка будем,  с чего как вы думаете?

Ответ с Географического положения

Учитель: Как выдумаете . что значит определить ГП любого географического объекта?

Г.П. – это адрес, по которому можно найти его на Земле

Обратимся к толковому словарю Даля

Ученик зачитывает

- Какие источники географических знаний нам в этом помогут?

- Как вы думаете, какая наша сегодня цель на уроке:

А также познакомиться с именами великих людей, которые  помогли нам узнать об Африке как можно больше.

Учитель

Хочу обратить внимание на вот это вопрос

Каковы особенности  географического положения Африки?

Именно на него вы должны будете суметь ответить  в конце урока.

Учитель:

ГП. На какие вопросы надо ответить, чтобы более точно определить местонахождение материка на Земле?

Ответы (площадь, океаны, моря,  близко. далеко)

Учитель.

Перед вами Инструкция - таблица

Таблица состоит из плана и   результата вашей работы

(проговорить  план)

Работа  в группе  (2 человека)  заполняет таблицу

Учитель.

Обратите внимание, что к. карта на доске должна быть заполнена по ходу выполнения вашей работы.

Что мы можем здесь показать?

Кто выполнил 1 пункт, может проиллюстрировать на к.карте.

Площадь Африки= 30,3 млн. км 2 с прилегающими островами

План характеристики

Результаты работы

1.По отношению к градусной сетке

а) экватор

б) нулевой меридиан

в) тропики

┴ ≈ пополам;

┴ в западной части, поэтому большая часть расположена в восточном полушарии;

большая часть между тропиками

макс.  3 балла

2.Крайние точки и их координаты

а) Протяжённость с запада на восток

б) Протяжённость с севера на юг

северная – м. Бен – Секка (Белый мыс)   37°с.ш. 11°в.д.;

южная – м. Игольный                  35°ю.ш. 20°з.д.;

западная – м. Альмади                  15°с.ш. 17°з.д.;

восточная – м. Рас-Харуф           11°с.ш. 52°в.д.;

  а) вдоль экватора

17+52=69*102,5 = 7072,5

С севера на юг по 20 в.д. в градусах и километрах (1-111,3 км)

37+34=71

71*111,3=7548,3 км

макс.  8 баллов

3. Климатические пояса

экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический

 макс.  2 балла

4.Океаны и моря, омывающие

Изрезанность береговой линии

на зап. – Атлантический океан., вдаётся Гвинейский залив ;

на вост. – Индийский океан, сев.-вост.  Красное море,  Аденский залив

на сев. – Средиземное море

Слабо изрезана береговая линия  (почему?)

макс.  4 баллов

5. По отношению к другим материкам

от Евразии – Гибралтарский пролив

на севере – Суэцкий канал

Баб-Эль-Мандейский пролив – разделяет   ? полуостров  от  

 ?   части материка

макс.  3 балла

Общее кол-во макс.      20 баллов

Физ.минутка.

Проверим самоконтроль  (по готовым ответам)

Учитель  

- Кто выполнил все, так как  на данной  карточке?

- Кто допустил неточности?

- Кто выполнил менее  50% заданий?

-   Каковы особенности  географического положения Африки?

Ответы уч-ся

Согласны вы с утверждением или нет   (карточки «да»   «нет»)

Выполняет весь класс устно, фронтально.

  1. Африку почти посередине пересекает  экватор.
  2. Африку нулевой меридиан пересекает в  восточной части
  3. . В Африке тепло, потому что она лежит между двумя  тропиками.
  4. Материк расположен во всех климатических поясах
  5. Африку омывает  2  океана.
  6.  Индийский океан с востока и  Атлантический  с запада.
  7. Африка второй по площади материк.
  8. У материка слабая изрезанность береговой линии.

Учитель:

Двигаемся дальше наша следующая остановка (обращаемся к  маршрутному листу)

История открытия и исследования

Задача: Пользуясь ЦОР заполнить таблицу.

А Ф Р И К А

Имя путешественника, ученого

Страна родина ученого

вклад в изучение материка

Генрих Барт

Е. Ковалевский

Василий Юнкер

Д.Ливингстон

Васко да Гама

Мунго Парк

Джон Спик и Джеймс Грант

Генри Стэнли

Николай Вавилов

Учитель

- Назовите русских ученых и путешественников?

Какое   чувство испытываете, когда слышите имена этих ученых.

Закрепление

А вот 2  конверт. Что же там?

(Вскрывается конверт).

Найти ошибки в письме от Незнайки.   Кто желает выполнить это задание?    (группой выполняют)

“Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку.

 Африка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Африку ,но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все.

Читайте мои письма и будете знать об Африке все!”.

Пока ребята  внимательно читают письмо Незнайки, я вам все предлагаю

Игру “Закончи предложение”.

  1. Африка располагается в полушариях…
  2. Африка посередине пересекается…
  3. Нулевой меридиан пересекает Африку на…
  4. С севера материк омывает…
  5. Южной крайней точкой является…
  6. Водопад Виктория открыл и назвал…
  7. Самый большой остров у берегов Африки…
  8. Африка по площади занимает…
  9. Открыл путь в Индию вокруг Африки…
  10. Африку с запада омывает…

По желанию

Упражнение . Где находятся перечисленные острова и порты?

о. Джерба, о.Биоко, о. Сан-Томе, о. Принсипи, Коморские острова, о. Европа, острова Зеленого Мыса, Канарские острова, о. Светой Елены, Оран, Тунис, Дакар, Триполи, Абиджан, Аккра, Лагос, Александрия, о. Мозамбик, Бейра, Монровия, Касабланка, Суэц.

Средиземное море

Гвинейский залив

Красное море

Индийский океан

Атлантический океан

 

 

 

 

 

Д.з  

Подготовьте текст SMS-сообщения своим родителям или друзьям о впечатлениях, полученных на «экскурсии».

Рефлексия

Карточка                   да                               нет

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Учитель:

Итак, друзья, пришла пора проститься.
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться.
И никогда не унывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по теме "История открытия и исследования Африки"

Цель:   познакомить с историей открытия материка и его исследованием.Задачи: развивать интерес к другим континентам; продолжать формировать умения обобщать материалы и делать выводы; заполнять та...

План-конспект урока на тему:" Природа Африки" для 7 класса

Урок на тему:"Природа Африки" провожу как урок-практикум.Здесь размещено много полезного учебного материала в помощь учителю при подготовке к изучению темы "Африка"...

Конспект урока по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"

Конспект урока для 7 класса по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"...

Конспект урока по теме "Африка". 10 класс.

Предлагаю конспект урока....

Развернутый конспект урока на тему : «Общая характеристика Африки»

Развернутый конспект урока на тему : «Общая характеристика Африки»...

Конспект урока по теме «Гидрография Африки».

Конспект урока составлен по по учебнику Е.М. Домогацких...

План-конспект урока по теме: Восточная Африка. 7 класс.

Формирование знаний о природе и населении Восточной Африки, умение устанавливать взаимосвязи между процессами происходящими в природе ,  навыков работы с картами атласа, называть и показывать изу...