Развернутый конспект урока на тему : «Общая характеристика Африки»
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

Магомедова Джамиля Мухтаровна

Развернутый конспект урока на тему : «Общая характеристика Африки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_gotovyy_-_kopiya.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Общая характеристика Африки»

Конспект урока.

Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях африканского региона.

Образовательные задачи:

  1. сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения африканского региона;
  2. способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;
  3. совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, её преобразование, анализировать картографические и статистические материалы, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  4. формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.

Оборудование: политическая карта мира, географические атласы, учебник Экономическая и социальная география мира: учебник для  10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский М.: Просвещение, 2007; презентация PowerPoint, видеоролик, дидактический  материал.


Тип урока – Изучение нового материала  ( технология «Создание проблемной ситуации»).

Форма урока: урок-путешествие с элементами деловой игры.

Предмет

география

Класс  11

Тема урока

«Общая характеристика Африки»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате педагогического взаимодействия обучающиеся определят

ФГП и ЭГП Африки, особенности природных условий и ресурсов страны,населения ,хозяйства

 транспорта и внешнеэконо-

мических связей.

Познавательные: 

смогут находить в учебнике и других источниках информации находить достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.  

Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные: излагать свое мнение аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения,

доказательства, факты, гипотезы; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач; осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

В результате взаимодействия

 с учителем  и учениками обучающиеся будут ориентироваться в межличностных

 отношениях.

Решаемые учебные проблемы

Как влияет ГП Африки на особенности

 природы и экономики  страны?

Основные понятия, изучаемые на уроке

«Геноцид» ,«Апартеид»,

 «синквейн».

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация

 «Удивительная Африка»

музыкальная релаксация,  компьютер,

проектор, экран

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

  1. 1. ЭТАП  Актуализация знаний

 

Деятельность учителя

1.Вступительное слово учителя:        

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Мы попробуем погрузиться в мир других народов. Мы побываем на необычном континенте…узнаем о странах,городах и народах проживающих там.

А что это за континент вы поймете, просмотрев видео-ролик (видео-ролик «Удивительная Африка» )

Африка 

В Африке пустыня есть,
Вся в песках – Сахара,
Редкие колючки здесь,
Ведь воды-то мало!

А к экватору пойдешь –
Лес тропический найдешь.
Львы, слоны, жирафы там,
Носорог, гиппопотам.

Змеи, обезьяны
Прячутся в лианах,
А зубастый крокодил –
В самой длинной речке Нил.

Есть еще здесь чудо света,
Сфинкс и пирамиды это.
Там – вулкан Килиманджаро
Дышит лавой и пожаром.

Стран различных – целый ряд:
Ливия, Египет, Чад,
Эфиопия, Заир,
Мавритания, Алжир.

Как вы поняли речь идет об Африке.

Ребята,какие же ассоциации возникают у вас со словом « Африка»?

- Хотели бы вы побывать в какой либо из стран Африки?

-Что мотивирует вас к этому путешествию? Что вас привлекает ?

Я хочу сейчас обратиться к вам за помощью. Ведь на самом деле вы так много знаете, сами того не осознавая.
У вас на столах лежат карточки (
Приложение 1).

 Подумайте, пожалуйста, и напишите:

1 существительное
1 прилагательное
1словосочетание с  глаголом
1 предложение, которое у вас ассоциируется со словом Африка.

(Вывесить  слова на доску)

А давайте постараемся придумать «синквейн»связанный с Африкой.

Что же такое «синквейн»?

За ответом на этот вопрос давайте обратимся к интернет-энциклопедии «Википедия».

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

В дальнейшем стала использоваться и в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат[1].

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

 

Примеры синквейнов связанный с Японией :

Составляют «синквейн» к слову «Япония».

Пример:

1. Япония

2. цветущая, пост-индустриальная

3. развивается, живет, продвигается

4. Страна цветущей сакуры.

5. страна

------------------------------------------.    

Япония

Страна восходов

Цветущей сакуры в садах

Непознаваема ты для меня

Страна

-------------------------------------

Европа

Развитая и современная

Импортирует, экспортирует

,развивается

Часть материка Евразии

Старый Свет

--------------------------------------------

Азия

Многоликая и многонациональная

Регион мировых религий

Континент развивающейся экономики

Часть света

Деятельность учителя

Еще каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своей экспедиции.

Как вы думаете, что мы сегодня узнаем во время нашего путешествия? Ваши предположения? А теперь давайте проверим ваши версии

(слайд-цели урока)

Обратиться к целям.

Моделирование проблемной ситуации.

Учитель: Мы пришли  к выводу, что Африка, самый отсталый регион.

Почему Африка и по сей день является самым отсталым регионом мира? Попробуем найти причины отставания.

Учитель 

 - Чтобы  решить эту проблему, необходимо вспомнить, что предопределяет  уровень развития экономики любого региона?

То есть, что мы должны выяснить о регионе Африка?

Какие задачи будем решать?

Учитель корректирует высказывания учеников и вывешивает план изучения материала:

План урока :

  1. ЭГП
  2. Природно-ресурсный потенциал
  3. Население
  4. Хозяйство и транспорт.

Каковы тогда задачи урока?

Деятельность учителя

Предлагает учащимся самим составить план изучения темы.

Каким источником информации необходимо пользоваться для того, чтобы достичь цели?

Какая же она-Африка?

Разве не заманчиво отправиться на неведомый материк  и посмотреть, как живут в ней люди?  

Давайте отправимся в виртуальное путешествие по Африке.

Для достижения целей нашего урока предлагаю вам принять участие  в работе научно-исследовательских групп. Используя сведения из различных источников информации которые лежат перед вами вы должны будете выполнить групповое задание по карточкам.

Сегодня вы будете специалистами из разных областей.

 Итак, какие же специалисты будут  помогать нам изучать регион?

(Группы уже сформированы, получили опережающее задание.)

 Это “Географы”, которые будут изучать географическое положение, природные условия и ресурсы региона, “Социологи”, которые будут рассматривать состав и структуру населения, и “Экономисты”, рассматривающие отрасли хозяйства, «Экскурсоводы» проведут экскурсию по  стране .

Каждая группа специалистов получает  карточку с заданием, которое необходимо   выполнить группой ,

 с использованием опережающего домашнего задания. Для выполнения задания вам предоставляется  5минут, по истечении этого времени  мы заслушаем выступление каждой группы.

 По каким критериям будем судить? Правильность  и полнота ответа, использование карты, сделанные выводы. В процессе выступления групп основное мы будем фиксировать в таблицу, которую я выдам каждому. (приложение 1).

 Групповая работа над заданием (работа с источниками)

(5 мин.)

Каждая группа выступает у доски по своим вопросам, анализируя и поясняя свой ответ примерами.        

В перерывах между выступлениями учащиеся класса заполняют таблицу «Особенности  Африки»

Тест на закрепление (презентация)

6. ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Закрепление учебного материала

Учитель подводит учащихся к выводам урока.

Закрепление пройденного на уроке материала.

Какая цель стояла перед нами в начале урока?

Достигли мы намеченной цели?

Какую проблему мы решали на уроке?

Какими путями мы ее решали? Какой материал изучили?

1. Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке?

2. Что вызвало наибольшую трудность?

7. ЭТАП Домашнее задание:

Задание на дом

Учитель объясняет домашнее задание:

Назовите страны Африки, которые вы бы хотели посетить. Отметьте их на карте магнитом. Чтобы посетить страну, надо о ней знать.

Домашним заданием для Вас будет

 1. Собрать  за 2 недели материал о выбранной стране. Отчет в виде презентации или реферата.

2. на выбор (на карте урока): 

  • Рассказ-размышление: «Почему, несмотря на выгоды экономико-географического положения, богатство природными ресурсами, большую численность населения, Африка остаётся наиболее отсталым регионом мира?»
  • или Кроссворд по теме урока.

3. Закрепить изученный материал стр.  273 – 278 учебника Экономическая и социальная география мира: учебник для  10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский М.: Просвещение, 2007

Деятельность учащихся

Внимательно слушают учителя.

                 

Негры, пустыня Сахара,р .Нил,

Килиманджаро и т.д.

 

Пустыня

Жаркая

Люблю путешествовать

Африка-самый жаркий материк на Земле,

на котором я хотела бы побывать.

Деятельность учащихся

Формулирование цели урока

На уроке мы попробуем решить следующие

проблемы:

   - анализируя различные источники

географической информации, определим

 особенности ГП, границы  территории;

      -познакомимся  с особенностями природы,

населения и хозяйства страны,

      -определим причины  экономической

отсталости региона

Ученики формулируют задачи урока

выяснить выгодное или невыгодное ЭГП региона,

 есть ли природные ресурсы для развития экономики

Деятельность учащихся

Отвечают, что главным источником информации

будет текст и форзац учебника, рисунки, карты

атласа,  информационный материал из

Интернета.        

Читая пункты текста, выделенные жирным

шрифтом, намечают план изучения новой темы.

 План урока:

1.Особенности территории и ЭГП региона.

2.Природные условия и ресурсы.

3.Население .

4. Промышленность.

5.Сельское хозяйство.

6.Транспорт.

      1. Работа в группах: обсуждают варианты

составления рассказа, намечают план ответа.

2. Читают текст, анализируют карты атласа

 и отвечают на вопросы

3. Выступают с подготовленным рассказом

4. Анализирую информацию, и отвечают на

вопрос.

Учащиеся проверяют правильность

заполнения таблицы, взаимопроверка.

Учащиеся делают выводы и обобщение

по данному вопросу.

Учащиеся отвечают на вопросы теста писменно в спец.бланках которые лежат перед ними.

   Ученики отвечают на вопросы

Учащиеся фиксируют домашнее задание в

 дневниках.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

конспект урока географии в 11 классе по теме «Общая характеристика Африки»

Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях африканского региона.Образовательные задачи:сформировать знания о политической карте, экономико-географическом...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Открытый урок по географии "Общая характеристика Африки"

Еще пол века назад вся политическая карта Африки пестрела красками колониальных держав: Англии, Франции, Бельгии, Португалии, Испании, Италии. Колониальное прошлое материка во многом определило его от...

Методическая разработка урока на тему "Общая характеристика внутренних вод Африки"

Данная методическая разработка урока соответствует современной программе по географии 7 класса, из расчета 1 -  2 часа в неделю. На данном уроке изучаются руке и озера Африки. На уроке использует...