Внеурочная деятельность Практическая и экспериментальная география для пятиклассников
методическая разработка по географии (5 класс)

Курс внеурочнрой деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий внеурочной деятельности

«Практическая  и экспериментальная география»

для обучающихся  5 класса

           

 

                                                                               

                                                                                                                             

                                                                                 

Составитель  рабочей программы

Базанова Людмила Николаевна

Программа составлена на 34 часа                                                                                      

           

г. Радужный, 2022 год

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе авторской программы основного общего образования   по географии  для  V-IX классов, составленной И. И. Бариновой,   В. П. Дроновым,   И. В. Душиной,  Л. Е. Савельевой, издательство «Дрофа» ,2012 г

Основная цель  программы через практическую деятельность  закрепить  знания  теории и повысить уровень  самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих проектов.

Для успешного  достижения основной цели  необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

-развивать познавательный интерес учащихся начальных   классов к объектам и процессам окружающего мира;

-научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

-проводить различные эксперименты под руководством учителя, самостоятельно и с помощью родителей.

Результаты обучения

Программа  содержит систему практических  заданий-экспериментов, направленных на достижение  личностных,  метапредметных и предметных  результатов :

 Личностные результаты:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.

              Метапредметными  результатами  изучения курса  является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице;

Регулятивные УУД:

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний  и практических умений;

-умение управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели  и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать  достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты:

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях.

Системно - деятельностный подход.
В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
  • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.

Критериями эффективности реализации программы будет динамика основных показателей развития и воспитания обучающихся: 
1. Динамика предметных результатов обучения.
2. Мотивация на занятиях  экспериментальной деятельностью.
3. Развитие личностной, социальной, экологической и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
4. Динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в детском коллективе.
5. Включённость родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через экспериментально-исследовательскую  деятельность в рамках реализации ФГОС ООО. 

        

Тематическое распределение часов.

№ п/п

Раздел.

Кол-во часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

1

1

2

Географические модели Земли

10

10

3

Земля во Вселенной

7

4

4

Земная кора

11

6

5

Атмосфера

11

5

6

Гидросфера

12

8

7

Биосфера

7

0

8

Итого:

59

34

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Дата

 Введение. География

1

Географические модели Земли 10 часов

Условные знаки.

Чтение карты.

Масштаб.

Географические карты.

4

Компас.

Азимут

2

Ориентирование  на карте

Ориентирование на местности

2

Чтение плана местности.

Составление плана местности.

2

Земля во Вселенной 4 часов

Земля-часть солнечной системы.

Движение Земли вокруг своей оси

Движение земли по орбите

Приплюснутый шар. Эксперимент

4

Земная кора 6 часов

Строение Земли.

1

Складки и движение земной коры. Эксперимент.

1

Метаморфизм

1

Деформация земной коры. Эксперимент

1

Месторождения соли.

1

Извержение вулкана. Эксперимент

1

Атмосфера  5 часов

Воздушная оболочка Земли.

1

Голубое небо. Эксперимент.

1

Мини-ураган.

1

Воздушный пресс

1

Непростой воздух

1

Гидросфера 8 часов

Водная оболочка Земли.

Объекты гидросферы

2

Айсберг в банке.

1

Из воды да в воду.

1

Испарение воды.

1

Смерч в бутылке

1

«Мертвое море» в стакане. Эксперимент

1

Итого:

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (авторы В.П. Дронов,  Л.Е.Савельева).
  2. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы В.П. Дронов,  Л.Е.Савельева).
  3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов,  Л.Е.Савельева).
  4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов,  Л.Е.Савельева).
  5. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
  6. Книга экспериментов. Просто о сложном./пер. с итальянского И.Гурьянова.-М.:Эксмо, 2012
  7. Большая книга экспериментов. Твори, выдумай, изобретай/И.Е.Гусев.-Москва:АСТ,2013

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/library/eksperiment-na-uroke-geografii

Приложение. Описание опытов

Форма и размеры Земли

1. ПРИПЛЮСНУТЫЙ ШАР

Цель эксперимента: показать, почему земной шар сплюснут у полюсов.

Материалы: кусок плотной бумаги для поделок длиной около 40 см, ножницы, клей, дырокол, линейка, карандаш.

Процесс: - отмерьте и вырежьте две бумажные полоски размером 3х40 см;

- положите полоски крест-накрест и склейте;

-соедините вместе четыре свободных конца и тоже склейте. Получится шар;

- подождите, пока засохнет клей;

- проделайте дыру в месте склейки свободных концов;

- сантиметров на пять просуньте в дыру карандаш;

- держите карандаш между ладоней и, двигая ими взад-вперед, вращайте карандаш с закрепленным на нем шаром.

Итог: во время вращения шара его верхняя и нижняя часть, сплющиваются, а центральная часть раздувается.

Почему? На вращающийся шар действует сила, стремящаяся  раздвинуть в стороны бумажные полоски, и из-за этого верхняя и нижняя части сплющиваются. Как и все вращающиеся шары, наша Земля тоже сплюснута у полюсов и раздута по экватору. Если мы измерим окружность Земля по экватору и через полюса (по меридиану), то окажется, что по экватору она на 44 км больше.

2. НЕОДНОРОДНЫЙ ВОЛЧОК

Цель эксперимента: показать, что неоднородность состава Земли влияет на ее движение.

Материалы: фломастер, одно сырое яйцо, одно вареное яйцо.

Процесс: - пометьте яйца, написав на вареном цифру 1, а на сыром – 2;

- положите яйца на стол и попытайтесь раскрутить их.

Итоги: вареное яйцо легко раскручивается и продолжает вращаться в течение нескольких секунд. Сырое яйцо раскручивается плохо, болтается и быстро останавливается.

Почему? На вращении сказывается внутреннее строение яйца. В вареном яйце содержимое твердое и раскручивается вместе со скорлупой. Сырое яйцо – жидкое внутри, и поэтому оно начинает вращаться не одновременно со скорлупой, а с запозданием и медленнее. Такое поведение жидкого содержимого заставляет вращающееся яйцо болтаться, и оно быстро останавливается. Часть земной мантии и внешняя часть ядра тоже жидкие. Из-за того, что Земля внутри не твердая, как и сырое яйцо, она при вращении тоже болтается. Но если при вращении яйца это сразу бросается в глаза, то болтание земного шара очень незначительно, и его можно заметить лишь в результате многолетних наблюдений. 

3. ПРЕЦЕССИЯ

Цель эксперимента: продемонстрировать движение земной оси.

Материалы: пластилин, зубочистка.

Процесс: - скатайте из пластилина шарик диаметром около полутора сантиметров;

- просуньте в шарик зубочистку, чтобы заостренный конец немного выступал с другой стороны;

- удерживая палочку пальцами за длинный конец, поставьте другим концом на стол и раскрутите;

- наблюдайте за вращением вашего "волчка".

ПРИМЕЧАНИЕ: если палочка проходит не через центр шарика или если он не круглый, волчок будет плохо крутиться.

Итоги: при вращении пластилинового шарика конец палочки описывает круговые движения.

Почему? Как только ось вращения шарика отклонилась от вертикального положения (из-за неправильности формы или по другим причинам), она сама начинает описывать круги под действием веса шарика. Так же как и наш пластилиновый шарик., Земля тоже не идеальный шар, она сплюснута у полюсов, а ее ось при движении Земли вокруг Солнца всегда остается наклоненной. Поэтому ось Земли тоже описывает круги. Такое движение оси называется прецессией. Но если палочка успевает совершить несколько круговых движений, пока крутится наш шарик, то земная ось совершает один оборот по кругу за 26 тысяч лет.

Формирование рельефа

4. СКЛАДКИ

Цель эксперимента: показать, как силы сжатия воздействуют на движение коры.

Материалы:  четыре бумажных полотенца, стакан воды.

Процесс: - сложите полотенца стопкой на столе;

- сложите стопку пополам;

- намочите полотенца;

- положите руки ладонями по краям полотенец;

- сдвигайте ладони вместе с ними.

Итоги: на бумажной поверхности видны многочисленные складки.

Почему? Вы руками сдвигаете полотенца к центру. Чтобы поместиться на уменьшающемся пространстве, бумага деформируется, образуя складки. Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму, и на нем образуются складки, имеющие волнообразный вид.

 

5. ИЗВЕРЖЕНИЕ

Цель эксперимента: изобразить извержение вулкана.

Материалы: бутылка из-под газировки, глубокий противень, земля, питьевая сода, 250 мл уксуса, красный пищевой краситель.

Процесс: - поставьте бутылку на противень;

- со всех сторон засыпьте бутылку землей, чтобы получилась горка. Не закрывайте бутылочное отверстие и постарайтесь, чтобы земля не попала в бутылку;

- насыпьте в бутылку соду;

- окрасьте уксус в красный свет и залейте его в бутылку.

Итоги: из бутылки выходит красная пена и стекает по земляному холмику.

Почему? Сода реагирует с уксусом, в результате чего получается углекислый газ. Газ имеет достаточно высокое давление, чтобы вытеснить из бутылки жидкость. Пена возникает от смешения газа с жидкостью.

6. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ

Цель эксперимента: показать, как сейсмические волны позволяют "заглянуть" внутрь Земли.

Материалы: двухлитровая миска, бутылка из-под газировки, карандаш.

Процесс: - налейте полмиски воды;

- поставьте в середину миски бутылку;

- кончиком карандаша несколько раз коснитесь поверхности воды.

Итоги: от того места, где вы касались карандашом воды, расходятся волны. Они доходят до бутылки, отражаются и возвращаются к карандашу.

Почему? От энергии прикосновения карандаша к поверхности воды на ней возникли волны, однако они не могли пройти через бутылку. В отличие от основной волны (Р-волны), идущая за ней вторичная поперечная волна (S-волна) несет меньше энергии и распространяется медленнее. Вторичные волны проникают через твердые вещества, но не могут пройти через жидкие. Они проходят через твердые слои Земли, но когда доходят до жидкого ядра, то отражаются обратно. Основная волна, однако, проходит через ядро насквозь. Так различие в поведении двух видов волн позволило установить, что ядро Земли находится в расплавленном состоянии.

 

7. ДЕФОРМАЦИЯ ЗЕМНАЯ КОРА

Цель эксперимента: показать действие сил, деформирующих земную кору.

Материалы: газетный лист.

Процесс: - сложите лист пополам;

- складывайте лист столько раз, сколько сможете.

Итоги: Сгибать лист пополам с каждым разом становится все труднее. Вряд ли вы сможете сложить лист больше 6-7 раз.

Почему? Складывая лист пополам, мы делаем его вдвое толще. Сложив лист бумаги семь раз, мы получаем 128 слоев бумаги. Земная кора ведет себя подобным же образом. Чтобы смять тонкий верхний слой нужно воздействие небольшой силы, тогда как для сминания мощных плотных нижних слоев требуются огромные силы.

8. ПЛАСТИЧНОСТЬ ГОРНЫХ ПОРОД

Цель эксперимента: показать, как при образовании складчатых структур не происходит разрыва пластов горных пород.

Вам понадобится: Брусочки разного цвета.

Подготовка: нарежьте брусочки пластилина полосками толщиной примерно 5 мм; разложите полоски пластилина разного цвета одна на другую.

Ход эксперимента: сложенные полоски прижмите и начинайте их сдвигать к центру.

Что получилось? Слои в центре начнут образовывать складки. Каждый слой пластилина будет повторять складку другого.

Почему? Вы руками сдвигаете полоски к центру. Чтобы поместиться на уменьшающемся пространстве полоски деформируются, образуя складки. Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму и на нем образуется складки. Вне зависимости от силы и скорости сближения не происходит разрыва пластов горных пород.

9. ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЫХ ГОР

Цель эксперимента: показать, как силы сжатия воздействуют на движение коры.

Вам понадобится: четыре бумажных полотенца, стакан воды.

Подготовка: сложите полотенца стопкой на столе; сложите стопку пополам; намочите полотенца.

Ход эксперимента: положите руки ладонями по краям полотенец; сдвигайте ладони вместе с ним.

Что получилось? На бумажной поверхности видны многочисленные складки

Почему? Вы руками сдвигаете полотенца к центру. Чтобы поместить на уменьшающемся пространстве, бумага деформируется, образуя складки. Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму и на нем образуются складки.

Образование горных пород. Выветривание

10. МЕТАМОРФИЗМ

Цель эксперимента: Показать, как образуются метаморфические горные породы.

Материалы: два десятка спичек, книга, стол.

 

Процесс: - надломите спички;

- высыпьте спички кучкой на стол;

- положите на них книгу и прижмите к столу;

- уберите книгу.Итоги

Итог: спички выпрямились и лежат слоями.

Почему? Спички расположились слоями под тяжестью книги. В природе различные горные породы также сдавливаются в слои под тяжестью вышележащих пород. Образовавшиеся под давлением породы называются метаморфическими

11. ВДОЛЬ ПО СЛОЮ

Цель эксперимента:  показать, что некоторые вещества имеют слоистую структуру.

Материалы: бумажные полотенца.

Процесс: - попробуйте разорвать бумажное полотенце сверху вниз;

- переверните другое полотенце и попробуйте разорвать его с боковой стороны.

Итоги: в первом случае бумага рвется легко, а во втором – нет.

Почему? Бумажные полотенца изготовляют на проволочной решетке, из-за чего бумажные волокна приобретают продольную направленность. Когда мы рвем бумагу, первым делом рвутся наименее прочные участки. Продольные

следы от проволочной решетки на бумаге тоньше, чем соседние участки, и поэтому бумага рвется вдоль по этим следам. Но когда мы рвем бумагу в поперечном направлении, линия разрыва получается неровной. Таким же образом ведут себя и минералы, например, алмаз. Минералы легко раскалываются вдоль линии, по которой выстроены молекулы, но разламываются на бесформенные куски, если пытаться расколоть их поперек. 

12. ОБРАЗОВАНИЕ ОСАДОЧНЫХ ГОРНЫХ ПОРОД

Цель эксперимента: увидеть, как образуются осадочные породы.

Вам понадобится: батон, сливочное масло, колбаса, столовый нож, тарелка.

Подготовка: нарежьте батон и колбасу кружочками.

Ход эксперимента: положите батона на тарелку; ножом намажьте маслом на хлеб; поверх масла положите колбасу; положите сверху второй кусок батона.

Что получилось? Мы приготовили слоистый бутерброд.

Почему? Осадочные породы образуются из мелких частиц, унесенных водой и ветром и осевших в другом месте. Они осаждаются в виде слоев, напоминающих наш бутерброд. Каждый слой отличается от другого составом, цветом, структурой. Самый первые слои лежат снизу, а самые молодые – сверху. С течением времени слои спрессовываются, образуя монолитную горную породу.

13. СОЛЬ

Цель эксперимента: узнать, как образуются месторождения соли.

Материалы: стеклянная миска емкостью около двух литров, мерный стакан или обычный стакан (250 мл), столовая ложка, соль.

Процесс: - налейте в миску стакан воды и растворите в ней четыре ложки соли;

- оставьте открытую миску в укромном месте, где ее никто не будет трогать, пока вода не испарится. На это может уйти 3-4 недели.

Итоги: на дне миски видны кристаллы кубической формы, а на стенках – белый  налет, напоминающий иней.

Почему? Как полагают, месторождения соли образовались на месте мелких водоемов, расположенных поблизости от моря, откуда поступала соленая вода. Вода в них испарилась, и на дне, как и в миске, отложились  кристаллы соли. Похожий на иней солевой осадок по краям образовался за счет быстрого испарения соленой воды, смачивающий края миски. Из-за высокой скорости испарения молекулы соли не успевают образовывать кристаллики, и беспорядочное осаждение соли приводит лишь к появлению белого порошка, похожего на иней.

 

14 - 16. ФИЗИЧЕСКОЕ ВЫВЕТРИВАНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД

Опыт 1. Почему разрушаются горные породы.

Накалить  небольшой кусочек гранита в пламени спиртовки. Охладить в холодной воде. Повторить несколько раз. Если теперь разламывать кусочек гранита, то он будет крошиться на мелкие части.

При нагревании и охлаждении горные породы разрушаются.

Опыт 2. Влияние воды на разрушение горных пород.

В стеклянную емкость наполняем водой, плотно закрываем пробкой, выставляем на улицу в сильный мороз. Когда в бутылке вода замерзнет, бутылка лопнет и расколется на куски. Вода при замерзании расширяется. Попадая в трещины горных пород,  вода замерзает и разрушает их.

Опыт 3. Влияние на природу горных пород, слагающих местность.

Насыпьте немного песка на стёклышко и, осторожно надавливая пальцем, потрите песком стекло.

Стряхните песок и посмотрите стекло на свет. Вы заметите на стекле царапины. Значит, песок твёрже стекла.

Сделайте такой же опыт с комочком сухой глины. От глины никаких царапин на стекле не остаётся. Значит, глина мягче стекла.

Особенности атмосферы

17. ГОЛУБОЕ НЕБО

Цель эксперимента: установить, почему Землю называют голубой планетой.

Материалы: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

Процесс:  - наполните стакан водой;

- затемните комнату и установите фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой;

- добавьте в воду каплю молока и размешайте;

- верните фонарик в прежнее положение.

Итоги: луч света проходит только через чистую воду, а

вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

Почему? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и  частицы молока, достаточно малы, чтобы также выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суше воздух, тем голубее небо, так как голубые волны рассеиваются больше всего.

18. ВОЗДУШНЫЙ ПРЕСС

Цель эксперимента: узнать, каково давление воздуха.

Материалы: длинная линейка, стол, газетный лист.

Процесс: - положите линейку на край стола так, чтобы половина ее свисала со стола;

- четыре раза сложит газетный лист;

- положите сложенную газету на находящийся на столе конец линейки;

- пальцем стукните по свисающему концу линейки;

- посмотрите, как ведет себя линейка и накрывающая ее конец газета;

- разверните газетный лист и накройте им лежащую на столе часть линейки;

- посмотрите, что случится с линейкой и газетой. 

Итоги: развернутую газету труднее поднять, чем свернутую.

Почему? Вес свернутого и развернутого листа один и тот же, но развернутому листу мешает подняться давление воздуха. Столб воздуха высотой более 150 км прижимает газету к столу. Этот воздушный столб давит на все предметы. Чем больше их площадь, тем большее давление они испытывают. Таким образом, когда мы развернули лист, то его площадь увеличилась в 16 раз, и во столько же раз возросло давление воздушного столба.

19. ВОЗДУХ ИМЕЕТ ОБЪЕМ

Цель эксперимента: показать, что воздух занимает место.

Вам понадобится: миска ёмкостью два литра (лучше прозрачная), пробка (натуральная), прозрачный стакан.

Подготовка: налейте полмиски воды.

Ход эксперимента: бросьте в воду пробку; накройте плавающую пробку стаканом; погрузите стакан глубоко в воду.

Что получилось? Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом.

Почему? Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому вода вместе с плавающей пробкой опускается.

20. МЕСТО ДЛЯ ВОЗДУХА

Цель эксперимента: показать, что воздух занимает место.

Материалы: двухлитровая миска, пробка (натуральная), прозрачный стакан.

Процесс: - налейте полмиски воды;

- бросьте в воду пробку;

- накройте плавающую пробку стаканом;

- погрузите стакан глубоко в воду.

Итоги: участок поверхности воды, на которой плавает пробка, погружается вместе со стаканом.

Почему? Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому вода вместе с плавающей пробкой опускается вместе со стаканом ниже уровня воды в миске.

21. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ

Цель эксперимента: показать экспериментальным путем. Как образуются облака.

Вам понадобится: банка емкостью один литр, тарелка, стакан кипятка и лед .

Подготовка: налейте в литровую банку горячей воды; в тарелку выложите кусочки льда.

Ход эксперимента: поставьте тарелку со льдом на банку с горячей водой.

Что получилось? Воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается.

Почему? Теплый воздух поднимается, соприкасаясь с холодной тарелкой, остывает и образуются капельки.

В атмосфере теплый воздух, насыщенный влагой, поднимается вверх. С высотой температура воздуха ниже, следовательно, происходит процесс конденсации. Так образуются облака.

22. ОСАДКИ НА ПОДВЕТРЕННЫХ И НАВЕТРЕННЫХ СКЛОНАХ

Цель эксперимента: показать, почему на ветреном склоне выпадает больше осадков, чем на подветренном.

Вам понадобится: 5-6 ватных дисков или кусок ваты, нить, миска с водой, книга в твердом переплете, два листа бумаги.

Подготовка: отрежьте нить длинной 30-40 см и закрепите на ней ватные диски; разложите на стол два листа бумаги; на листы поставьте книгу в виде домика.

Ход эксперимента: смочите ватные диски в воде, и дождитесь, когда стечет основная масса воды; пронесите смоченную нить с ватой над учебником так, чтобы они зацепились за одну из сторон; уберите учебник с листов бумаги.

Что получилось? Первый лист бумаги оказался смоченный больше, чем второй.

Почему? Облака, насыщенные осадками, проходят по неровностям земной поверхности, встречая на своем пути различные преграды в виде гор. Цепляются за гребни вершин, тучи оставляют больше осадков на наветренном склоне и меньше на подветренном.

  

23. ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА

Цель эксперимента: показать, как волос может применяться для измерения влажности.

Материалы: целлофановая ленточка, волос длиною 12-15 см, тоненькая плоская палочка, фломастер, карандаш, большая стеклянная банка, клей.

Процесс: - ленточкой прикрепите волос к центру палочки;

- один конец палочки покрасьте фломастером.

Прикрепите второй кончик волоса к карандашу;

- положите карандаш на горлышко банки так, чтобы палочка на волоске свисала внутрь банки, не доставая до дна. Если палочка не висит горизонтально, уравновесьте ее, капнув клея на поднявшийся вверх конец;

- поставьте банку в такое место, чтобы ее никто не трогал;

- в течение недели наблюдайте, в какую сторону указывает палочка окрашенным концом.

Итоги: направление, указываемое палочкой, постоянно меняется.

Почему? Вы изготовили волосяной гигрометр – инструмент, измеряющий влажность воздуха, иными словами – количество влаги в воздухе. Когда влажность возрастает, волосок вытягивается, а когда становится суше, он укорачивается. Эти движения передаются палочке, в результате чего она поворачивается в разные стороны.

 

24. СОЛОМЕННЫЙ БУРАВЧИК

Цель эксперимента: показать силу воздуха.

Материалы: одна сырая картофелина, две соломинки для коктейлей.

Процесс: - положите картофелину на стол;

- возьмите соломинку за верхнюю часть, не закрывая отверстия вверху. Поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины;

-  резким движением воткните соломинку в картофелину;

- возьмите вторую соломинку за верх, но закройте пальцем отверстие вверху;

- снова поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины и резким движением воткните соломинку в картофелину.

Итоги: соломинка, верхнее отверстие которой было открыто, согнулась и почти не воткнулась в картофелину, тогда как соломинка с закрытым концом глубоко воткнулась в нее.

Почему? Воздух состоит в основном из таких газов как азот, кислород и углекислый газ. Эти газы невидимы, но мы можем наблюдать их давление. Быстро движущийся воздух (ветер) может с такой силой давить на здание, что даже в состоянии разрушить его. Воздух, находящийся внутри соломинки, обладает достаточной силой, чтобы помочь ей достаточно глубоко проникнуть  в картофелину. Он давит на стенки соломинки и не дает им согнуться. По мере того, как соломинка врезается в картофелину и заполняется ее мякотью, давление воздуха в соломинке возрастает, все больше укрепляя ее стенки.

Моделирование процессов в гидросфере

25. ПРИЛИВЫ

Цель эксперимента: определить, как очертания побережья влияют на приливы.

Материалы:  квадратная формочка, круглая формочка, вода (можно использовать формочки для выпечки или фотографические кюветы).

Процесс: - поочередно наполняйте каждый из выбранных сосудов до краев водой;

- наполнив сосуд, возьмите его в руки и попробуйте пройти с ним несколько метров.

Итоги: вода проливается больше, когда вы идете с квадратной формочкой в руках, чем когда с круглой.

Почему? Приливы – это движение масс воды в океане, воздействующие на всю толщу воды сверху донизу. Разница в уровне воды заметна лишь относительно береговой линии. Круглая формочка имеет закругленные, плавно поднимающиеся бортики, а квадратная формочка имеет более резкие очертания. Приливы на ровных, пологих берегах не высокие. Самые высокие

приливы бывают там, где береговая линия неправильной формы. В заливе Фанди, в Северной Америке, они достигают 18 м.

 

26. ЭФФЕКТ КОРИОЛИСА

Цель эксперимента: выяснить, как земное вращение влияет на потоки воздуха и воды.

Материалы: плотная бумага, ножницы, карандаш, пипетка.

Процесс: - вырежьте из плотной бумаги круг

диаметром 20 см;

- карандашом проткните круг в центре;

- капните одну капельку воды на круг рядом с карандашом;

- возьмите карандаш между ладоней и вращайте круг против часовой стрелки.

Итоги: капля воды будет сдвигаться по бумаге по часовой стрелке.

Почему? Свободно текущая вода стремится вперед, а вращающийся бумажный круг как бы выкручивается из-под нее. Ветры и потоки воды в северном полушарии отклоняются вправо благодаря вращению Земли. Как и крутящийся бумажный круг, вращающаяся Земля как бы выворачивается из-под потоков воздуха и воды, из-за чего их направление меняется. Изменение направления движения тел под влиянием вращения Земля называется эффектом Кориолиса.

Почвы. Состав и значение

27. ПРИРОДНОЕ ПОКРЫВАЛО

Цель эксперимента: продемонстрировать, как дождь стекает с гор, покрытых слоем почвы, и с каменистых гор.

Материалы: три противня, стол, пластилин, линейка, два стакана земли, небольшая миска, наполненная листьями, травой и веточками, стакан.

Процесс: - поставьте противень на стол;

- с помощью пластилина закрепите два других противня таким образом, чтобы одним краем они находились в первом противне, а другой был приподнят над столом на 5 см;

- насыпьте по стакану земли на верхнюю часть двух противней;

- поверх земли на одном из противней насыпьте листьев, травы и веток;

- наклонив стакан над противнем, где находится насыпанная ранее земля, постепенно выливайте на нее воду с высоты 15 см;

- сделайте то же самое на другом противне, где земля покрыта веточками и травой и, сравните сколько земли было смыто вниз и на другом противне.

Итоги: гораздо больше земли было смыто там, где почва не была ничем покрыта.

Почему? Обнаженная земля легко смывается и уносится водой вниз. В природе земля обычно покрыта слоем травы, листьев и веточек. Такое покрывало предохраняет почву от размывания и набирает в себя воду, которая в иных условиях могла бы смывать землю. Растущие в почве растения обеспечивают ей еще большую защиту. Процесс смывания почвы водой называется эрозией.

28 -32. Определение состава почвы.

Опыт 1. Определение горных пород в почве.

Горстку почвы высыпите в прозрачную ёмкость, добавите воды размешать, дать отстояться секунд тридцать, слить ¼ воды, повторить 3-4 раз, каждый раз добавляя объем слитой воды. На дне емкости слоями осядет песок и глина.

Опыт 2. Определение органических веществ.

Прокалите небольшое количество почвы на огне (жестяной банке). Скоро вы почувствуете запах гари это горит перегной, цвет почвы станет светлым. Темный цвет почвы зависит от органических веществ.

В почве есть соли (минеральные вещества).

Опыт 3. Определение почвенных солей.

Положите в стакан 2-3 ложки почвы, залейте дистиллированной водой, размешайте полученный раствор профильтруйте. Нанесите несколько капель воды на стекло нагрейте над спиртовкой. Когда вода испарится,  на стекле останется осадок в виде белого пятна. Это соли, которые были в почве.

Опыт 4. В почве есть вода.

Прокалите небольшое количество почвы на огне (в жестяной банке), подержите над почвой  стекло. Оно покроется капельками воды.

Опыт 5. В почве есть воздух.

Положите в стеклянную ёмкость с водой кусочек почвы. Вы увидите, что из почвы выходят пузырьки воздуха.

33 - 34. ВЕЩЕСТВА РАСТВОРИМЫЕ И НЕРАСТВОРИМЫЕ

Опыт 1. Всыпьте немного чистого песка в стакан с водой. Песчинки упадут на дно стакана. Вода остаётся чистой и прозрачной.  Песок не растворяется в воде.

 Опыт 2. Сделайте такой же опыт с глиной. Мельчайшие (пылевидные) частицы глины будут плавать в воде. Вода становится от них мутной и непрозрачной. Если дать воде отстоять, то частички глины осядут  на дно стакана, а вода снова станет прозрачной. Глина не растворяется в воде.

Опыт 3. Укрепите в штативах две одинаковые воронки, а под воронки  поставьте стаканы.  В каждую воронку вложите по небольшому кусочку ваты. В одну воронку насыпьте до половины песок, а в другую - столько же столчённой в порошок глины. Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте, что будет происходить с водой в обеих воронках.

Вода быстро проходит через песок. В песке её удерживается мало.

Через глину вода проходит очень плохо. Большое количество воды удерживается частичками глины. В этом легко убедиться, если сравнить количество воды в обоих стаканах.  В стакане, который на


Скачано с www.znanio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности (практические материалы)»

Работа на IV межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»...

Программа внеурочной деятельности «Практическое решение задач» для 8 класса

Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 34 часа. Курс состоит из семи тем. Темы заняти...

Внеурочная деятельность. Практическая география. 6-8 класс

Программа внеурочной деятельности  «Практическая география» предназначена для учеников 6 - 8 классов, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география».

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего обр...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география».

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего обр...