Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география».
рабочая программа по географии (9 класс)

Ильина Наталья Ивановна

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Одной из педагогических задач, стоящих перед современным образованием - становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности. Через внеурочную деятельность учащийся социализируется, развиваются коммуникативные, организационн деятельностные компетенции, проектные и исследовательские умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности

«Практическая география».

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Одной из педагогических задач, стоящих перед современным образованием - становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности. Через внеурочную деятельность учащийся социализируется, развиваются коммуникативные, организационн деятельностные компетенции, проектные и исследовательские умения.

         В концепции развития системы общего  образования ХМАО – Югры до 2020 года в одном из направлений   обозначен приоритет о компетентностном  подходе к образованию, его индивидуализации, развитии системы дополнительного образования и воспитания  и повышении престижа инновационной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС основного  общего образования программа «Практическая география»  направлена на повышение учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся, выявлению уровня подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов, формированию индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего профиля обучения.

Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда.

Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии и сдаче ОГЭ по географии в 9 классе.

Программа предполагает взаимодействие с психологом по снижению уровня тревожности. Это позволяет создавать общую схему выявления готовности к сдаче выпускников экзамена и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

Программа разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития школы, основной образовательной программы основного общего образования.

 

«Практическая география»

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе  ФГОС ООО,  авторской программы элективных курсов «География. 9 класс. Предпрофильная подготовка», автор-составитель Н.В. Болотникова.- Волгоград: Учитель, 2006 г, примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин  (Сборник нормативных документов по географии, МОРФ, Дрофа, М. – 2014г.), с учетом кодификатора и спецификатора к экзамену по географии в новой форме. Программа ориентирована на обучающихся 9-х классов и  может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по географии для  построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  3. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" (с изменениями на 22.06.2018)
  4. Основная образовательная программа МБОУ "СОШ№1" основного общего образования 2019-2023 годы.
  5. Программа развития МБОУ "СОШ №1" на 2019-2023 гг.

Основная цель программы: повышение уровня предметной подготовки учащихся, более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной  программы. Закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Повышение уровня психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Задачи:

1. Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;

 2. Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;

3. Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;

4. Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Программа «Практическая география»  учитывает возрастные, психологические  особенности обучающихся 9-х классов и имеет практическую направленность.

Программа  внеурочной деятельности рассчитана на 35 ч., 1 час в неделю   для  учащихся 9 класса. Срок реализации программы: 1 год.

Программа курса выстроена в логике постепенного усвоения учащимися основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, практических работ, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к государственной итоговой аттестации

Современные педагогические технологии как средства реализации образовательного процесса

Реализация целей курса  осуществляется  с опорой на   современную образовательную технологию деятельностного типа - проблемно-диалогическую. Сопутствующими являются технология сотрудничества, метод проектов (творческих работ), модульной технологии. Программой предусмотрены занятия с использованием информационных технологий (интерактивная доска, информационные ресурсы сети Internet), работа со справочной, научно-популярной литературой, а также электронные издания и ресурсы.

          Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала.

Программа предусматривает использование современных оценочных средств таких как  тесты, географические диктанты, оценочные шкалы, практические и творческие работы. Программой предусмотрена работа с «Портфолио ученика», как банком детских достижений, который демонстрирует успех в определенной области

Формы контроля: регулярное отслеживание результатов через самостоятельную  работу учащихся, текущий контроль в виде защиты презентаций, по окончании курса - итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».

Критерии оценивания: для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результатам ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.

Итоги реализации программы: данная программа позволит подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена по географии, определиться в выборе дальнейшего профиля обучения.

Партнёрское взаимодействие

В ходе реализации программы педагог устанавливает тесное сотрудничество с городской центральной библиотекой, центром развития образования, МУП «Тепловодоканал», ОАО«Славнефть-Мегионнефтегаз» и другими  организациями города.                            

Родители тоже заинтересованы в успехах своего ребёнка. Их задача стимулировать дополнительные занятия по предмету, приобретать дополнительный материал, оказывать моральную поддержку.

Описание учебно-методического комплекта:

1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. 6 кл.»,-М.:ООО « Русское слово», 2018;

2.Атлас География 6 класс,-М.:ООО « Русское слово»,2018;

 3 Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, «География. Материки и океаны»,7 класс в 2ч. ,-М.:ООО « Русское слово»,2016;

4.Атлас. География материков и океанов. 7 класс,-М.:ООО « Русское слово»,2018;

5. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География: физическая география России»,-М.:ООО « Русское слово», 2018;

6.  Географический атлас для 8-9 классов «Физическая география России. Население и хозяйство России» -М.:ООО « Русское слово», 2017;

7. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Население  и хозяйство» 9 кл.,  -М.:ООО « Русское слово», 2017;

8.  Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/ Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.-205 стр.

9. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.

10. Сайт для подготовки к ГИА https://sdamgia.ru/

11. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru .

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

– осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-  формирование  уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

   Метапредметными результатами изучения  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;

Коммуникативные УУД:

-отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в  дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Предметные результаты: 

– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

– определять причины и следствия геоэкологических проблем;

– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

– прогнозировать особенности развития географических систем;

– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

– определять по картам местоположение географических объектов.

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

– выражать своё отношение к рациональному природопользованию.

Материально-техническое  обеспечение:

- ноутбук Acer TM 5744,

- проектор Epson  EB-430,

- Back-UPS 500,

- интерактивная доска Interwrite Dual Board,

- компакт-диски,

- средства телекоммуникации (локальная школьная сеть: СГО, выход в Интернет).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 ч). Особенности процедуры проведения ОГЭ. Знакомство с нормативно-правовыми документами, определяющие порядок проведения ОГЭ, правилами заполнения бланков ОГЭ, структурой КИМов.

1. Источники географической информации (4 часа). План местности. Географическая карта. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

2. Природа Земли и человек (6 часов). Земля как планета. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы, их виды и оценка. Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

 Почвенный покров. Условия образования почв разных типов. Природные комплексы. Географическая оболочка Земли. Решение задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.

3. Материки, океаны, народы и страны (9 часов). Происхождение материков и океанов. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

4. Природопользование и геоэкология (2 часа). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.

5. География России (10 часов).

Особенности ГП России. Морские и сухопутные границы России. Административно-территориальное устройство России. Часовые пояса. Решение задач на поясное и местное время.

Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Внутренние воды и водные ресурсы. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы. Растительный и животный мир. Природные зоны.

Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения.Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Города- миллионеры.

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.

Регионы России: Западный макрорегион – Европейская Россия (Север, Северо-Запад, Центральная Россия. Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал. Восточный макрорегион – Азиатская Россия (Сибирь и Дальний Восток).

Практические работы:

1. Анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

2. Измерения по картам расстояний, определение направлений.

3. Определение географических координат.

4. Решение географических задач на определение поясного времени.

5. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.

6. Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.

7. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

8. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности

Кол-во часов

Введение (1 ч).

1.

Цели и задачи курса. Особенности процедуры проведения ОГЭ. Знакомство с нормативно-правовыми документами, определяющие порядок проведения ОГЭ, правилами заполнения бланков ОГЭ, структурой КИМов.

Индивидуальная

практическая работа с бланками при консультативной помощи учителя

1

Источники географической информации (4 часа).

2.

План местности. Анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

Индивидуальная практическая работа с картой при консультативной помощи учителя

1

3.

Географическая карта. Измерения по картам расстояний, определение направлений.

Работа в группах при консультативной помощи учителя.

1

4.

Определение географических координат.

Индивидуальная практическая работа с картой при консультативной помощи учителя.

1

5.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Индивидуальная практическая работа с картой.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

1

 Природа Земли и человек (6 часов).

6.

Земля как планета

Работа в группах. Работа с ресурсами интернет.

1

7.

Минеральные ресурсы, их виды и оценка

Работа в тетради, составление опорной схемы. Работа в группах.

1

8.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей.

Работа в тетради, составление опорной схемы. Работа в группах. Работы с ресурсами интернет.

1

9.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Работа в группах. Работы с ресурсами интернет. Индивидуальная практическая работа с картой.

1

10.

Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

1

11.

Природные комплексы. Географическая оболочка Земли. Решение задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу при консультативной помощи учителя.

1

Материки, океаны, народы и страны (9 часов).

12.

Происхождение материков и океанов.

Работа с иллюстрациями учебника, анализ текста и иллюстраций.

1

13.

Африка. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население.

Работа в группах. Работа с приёмом «Учимся вместе».

1

14.

Австралия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население.

Работа в группах с применением «Маршрутного листа» 

1

15.

Южная Америка. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население.

Индивидуальная практическая работа с картой при консультативной помощи учителя.

1

16.

Северная Америка. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население.

Работа с инструктивной карточкой (модульная технология).

1

17.

Евразия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население.

Работа в группах с применением «Маршрутного листа» 

1

18.

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

Групповая работа с применением приема «Зигзаг»

1

19.

Определение стран по описанию. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Индивидуальная практическая работа с картой.

1

20.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Самостоятельная работа.

1

Природопользование и геоэкология (2 часа).

21.

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу.

Работа с иллюстрациями учебника, анализ текста и иллюстраций.

1

22.

Основные типы природопользования.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу при консультативной помощи учителя

1

География России (10 часов).

Особенности ГП России.

23.

Морские и сухопутные границы России. Административно-территориальное устройство России.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу при консультативной помощи учителя

1

24.

Часовые пояса. Решение задач на поясное и местное время.

Решение задач на поясное и местное время.

1

Природа России.

25.

Рельеф и почвы. Растительный ,животный мир. Природные зоны.

Работа с иллюстрациями учебника, анализ текста и иллюстраций.

1

26.

Климат и внутренние воды России.

Самостоятельная работа по составления опорного конспекта.

1

Население России. 

27.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Основная полоса расселения.

Работа в группах по составлению мини-проектов.

1

28.

Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Города- миллионеры.

Работа в группах по Решению географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков.

1

Хозяйство России.

29.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

Лекция с представителем ОАО«Славнефть-Мегионнефтегаз»

1

30.

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.

Экскурсия в библиотеку

1

Регионы России.

31.

Западный макрорегион – Европейская Россия (Север, Северо-Запад, Центральная Россия. Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал). Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.

Работа в группах. Работа с приёмом «Учимся вместе».

1

32.

Восточный макрорегион – Азиатская Россия (Сибирь и Дальний Восток). Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.

Работа с инструктивной карточкой (модульная технология).

1

33.

Обобщение.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу при консультативной помощи учителя

1

34.

Проведение репетиционного тестирования в формате ОГЭ

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Индивидуальная практическая работа с картой.

1

35.

Анализ  результативности репетиционного тестирования.

Консультации по выявленным затруднениям

1

            Программа курса «Практическая география» согласуется со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе, указанными в  Государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ,«Концепцией  развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», с программой развития школы и достижению планируемых результатов ФГОС ООО.

                Учитель географии:                 Ильина Наталья Ивановна                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности    Направление: художественно – эстетическое     Срок реализации: 4 года...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)

Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география».

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего обр...