Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"
рабочая программа по географии (5 класс)

Яковлева Ольга Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеурочной деятельности по предмету 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая география

для 5 класса

учитель: Яковлева О.В.

Раздел 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. Сведения о программе (примерной/типовой или авторской):
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» c учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 и от 31.12.2015 № 1577 ( ФГОС основного общего образования).
  • Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
  • Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 02.06.2015

№ 03-20-2216/15-0-0 «Об организации работы образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие углубленное изучение учебных предметов, предметных областей».

  • Письмо Комитета по образованию от 11.07.2014 № 03-20-2913/14-0-0 Методические рекомендации по организации изучения иностранных языков в государственных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы.

  1. Назначение программы

Программа предназначена для реализации внеурочной деятельности по географии, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных).

  1. Актуальность и перспективность курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Практическая география» носит открытый учебно-познавательный, исследовательский и организационно-технологический характер.

Актуальность данной программы внеурочной проектной деятельности заключается в том, что она дополняет содержание программ по географии; способствует интеграции предметных и метапредметных умений школьников младшего подросткового возраста и в значительной степени формирует общеучебные учебные умения, которые проявляются в освоении универсальных способов учебных действий в познавательной, коммуникативной и регулятивной сфере для достижения личностных результатов.

Основные принципы построения программы:

  • преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами основного общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;
  • последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
  • сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;
  • личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся.

  1. Цели и задачи внеурочной деятельности

Основная цель программы через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих проектов и практических заданий.

Задачи: - 

Образовательные/учебные:

-развитие познавательной активности и интереса к предмету и направленной учебной деятельности по решению проблемной коммуникативной задачи, развитие и совершенствование предметной компетенции;

-развивать умение работать с географическими картами, решать задачи географического содержания;

-повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;

-побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса

- умение работать в информационной образовательной среде с разными источниками и носителями информации, в том числе ЦОР, Интернет, СМИ;

- умение работать в разных режимах и в формате коммуникативного взаимодействия.

Развивающие:

-создать условий для расширения кругозора развития интереса личности к экологической, природоохранной и краеведческой исследовательской деятельности,

-развивать систему личностных УУД через исследование природы;

- мотивация учащихся к поисковой исследовательской и проектной деятельности;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- освоение различных форм исследования (конспектирование источников, описания, анализа, сравнения, обобщения результатов);

-освоение различных форм географического исследования (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, вычисление)

Воспитательные:

- развитие личностных качеств – трудолюбия, ответственности, прилежание, коммуникативности, креативности, мобильности, самостоятельности, толерантности;

- формирование критического мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;

- развитие дискуссионной культуры;

-развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  1. Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия внеурочной деятельности 

Программа предназначена для обучающихся 10-11 лет (5 класс).

  1. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по внеурочной деятельности.

Программа представляет собой модуль проектной внеурочной деятельности в объеме 34 часов в год (1 час в неделю) с возможностью использования ее каждый год, наращивая глубину и сложность учебных проектов и заданий.

  1. Формы и методы работы

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, занятия с элементами творческой лаборатории, групповые, парные и индивидуальные формы работы.  Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к   сохранению уникальной природы родного края. Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах   края, города, страны.

Раздел 2  

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

-ценностные ориентации детей раннего подросткового возраста основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:-гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

 формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях.

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

  1. ФОРМЫ УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ

Формы учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности курса:

  1. индивидуальное и групповое моделирование и конструирование;
  2. анализ источников информации;
  3. подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ. 

Раздел 3  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли учёного географа, занимающегося различными направлениями географии.

Вводное занятие. Что такое география? Методы географических исследований. Географические профессии.

Географ – астроном. 2 часа. Земля-часть Cолнечной системы. Приплюснутый шар. Построение модели Земли. Местное время, часовые пояса, линия перемены дат. Определение поясного времени на поверхности земного шара. Решение задач по определению времени полета самолета.

Географ-геодезист. 1 час.  Измерение расстояний по глобусу. Солнечные часы (создание модели). Ориентирование в пространстве и на местности. Определение сторон горизонта с помощью приборов и без. Составление простейших планов местности по описанию. Проект «Сказочная карта Европы».

Географ-библиограф. 2 часа. Создание картотеки великих путешественников, первооткрывателей.  Фотоальбом-справочник.

Географ-путешественник-первооткрыватель. Географические открытия и исследования. Географические «закрытия». Визитные карточки «Великие географические открытия». Путешествие по планете Земля. Изучение орбитального движения и влияния Космоса и Солнца на жизнь. Мини-проект «Визитные карточки материков и удивительных мест планеты».

Географ – топонимист. Происхождение географических названий. Имена на карте. Происхождение названий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Географ - следопыт. Ориентирование на местности. Приметы. Изготовление модели компаса.

Географ – геолог. Рельеф Земли. Построение модели движения литосферных плит. Складки и движения земной коры. Деформация земной коры. Построение модели «Как образуются горы».

Географ-сейсмолог. Землетрясения. Вулканы.  Определение силы землетрясений по шкале Рихтера. Создание модели вулкана.

Географ-метеоролог. Воздушный пресс. Атмосферное давление. Опыт, доказывающий наличие атмосферного давления. Ветер. Роза ветров. Мини-ураган. Опыт «Смерч в бутылке». Видеоэкскурсия на метеорологическую станцию. Опыт «100% влажность воздуха». Свойства и состав воздуха в разных частях Земли. Мини-проект «Изготовление самодельных приборов, позволяющих наблюдать за погодой». Составление климатограмм.

Географ-гидролог. Водная оболочка Земли. Необычные свойства воды. «Мертвое море в стакане». «Айсберг в банке». Сила воды. Построение модели «Как вода преобразует рельеф Земли».    

Географ –Биолог. Обитатели Земли. Диковинки растительного и животного мира. Растения у нас в доме.

Фенолог-наблюдатель. Составление календаря природы. Составление прогноза погоды по народным приметам.

Географ – Экотурист. Охрана природы. Заочное знакомство с Лапландским заповедником. Разработка памятки «Правила поведения в природе».

Географ-этнограф. Интересные обычаи народов различных стран.

Проектная работа на тему «Моя любимая географическая профессия».

№  п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Перечень УУД, которые развивает прохождение данного раздела программы

Вводное занятие.

1

  • -способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

Географ – астроном

2

-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений,

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность,

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Географ-геодезист.

1

-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

 -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность,

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Географ – библиограф.

2

-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий,

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

Географ-путешественник-первооткрыватель.

 2

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Географ – топонимист

2

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели,

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

Географ-следопыт.

2

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Географ – геолог.

2

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Географ-сейсмолог.

2

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Географ-метеоролог.

6

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Географ-гидролог.

4

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Географ –Биолог.

2

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта),

-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий,

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Фенолог-наблюдатель

1

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки,

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

Географ – Экотурист

2

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Географ-этнограф.

1

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

Повторение

2

-умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Раздел 4

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:

  1. Агапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.
  2. Акимушкин И.И. Причуды природы.-М.:Мысль,1981г.
  3. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2001.
  4. Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.
  5. Рычагов Г. И. и др.. Мир географии: География и географы.-М.:Мысль,1984
  6. Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпрес, 1996 г.
  7. Книга экспериментов. Просто о сложном/пер. с итальянского И.Гурьянова-М.:Эксмо, 2012
  8. Большая книга экспериментов. Твори, выдумай, изобретай/ И.Е.Гусев -Москва:АСТ,2013
  9. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/library/eksperiment-na-uroke-geograf 
  10. География: Все для учителя географии
  11. Сайт: http://geo.1september.ru
  12. https://www.geoguessr.com/ 
  13. www.maps.google.com  — масштабируемый космический снимок Земли с портала «Гугл».
  14. http://www.klimadiagramme.de/  — климатодиаграммы по метеостанциям всех континентов мира.
  15. https://www.gismeteo.ru/  — прогнозы погоды и синоптические карты.
  16. https://space.jpl.nasa.gov/ — космические снимки из базы Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

Приложение 3.

Приложение к рабочей программе по внеурочной деятельности

Для 5 класса учителя Яковлевой О.В. на 2020-2021 учебный год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Тема занятия

Дата

Вводное занятие. Наука география. Методы географических исследований.

1\09

Географ – астроном. Земля-часть Cолнечной системы.

2\09

Географ – астроном. Приплюснутый шар. Построение модели Земли

3\09

Географ-геодезист. Измерение расстояний по глобусу. Солнечные часы.

4\09

Географ – библиограф. Создание картотеки великих путешественников, первооткрывателей

5\09

Географ – библиограф. Создание картотеки великих путешественников, первооткрывателей

1\10

Географ-путешественник-первооткрыватель. Географические открытия и исследования. Географические «закрытия»

2\10

Географ-путешественник-первооткрыватель. Географические «закрытия»

3\10

Географ – топонимист. Происхождение географических названий. Имена на карте.

4\10

Географ – топонимист. Имена на карте.

1\11

Географ-следопыт. Ориентирование на местности. Приметы.

2\11

Географ-следопыт. Изготовление модели компаса.

3\11

Географ – геолог. Рельеф Земли. Построение модели движения литосферных плит.

4\11

Географ – геолог. Складки и движения земной коры. Деформация земной коры. Построение модели «Как образуются горы».

1\12

Географ-сейсмолог. Создание модели вулкана.

2\12

Географ-сейсмолог. Землетрясения. Вулканы.  Определение силы землетрясений по шкале Рихтера.

3\12

Географ-метеоролог. Воздушный пресс. Атмосферное давление. Опыт

4\12

Географ-метеоролог.  Ветер. Роза ветров.

3\01

Географ-метеоролог. Мини-ураган. Опыт «Смерч в бутылке».

4\01

Географ-метеоролог. Видеоэкскурсия на метеорологическую станцию. Изготовление простейших приборов для метеостанции

5\01

Географ-метеоролог. Опыт «100% влажность воздуха»

1\02

Географ-метеоролог.  Непростой воздух. Свойства и состав воздуха в разных частях Земли

2\02

Географ-гидролог. Водная оболочка Земли. Необычные свойства воды.

3\02

Географ-гидролог. Путешествие капельки.  Испарение воды

4\02

Географ-гидролог. «Мертвое море в стакане». «Айсберг в банке».

1\03

Географ-гидролог.  Сила воды. Построение модели «Как вода преобразует рельеф Земли»

2\03

Географ –Биолог. Диковинки растительного и животного мира.

3\03

Географ –Биолог. Растения у нас в доме.

1\04

Фенолог-наблюдатель. Составление календаря природы. Составление прогноза погоды по народным приметам.

2\04

Географ – Экотурист. Охрана природы. Заочное знакомство с Лапландским заповедником. (видеоэкскурсия)

3\04

Географ – Экотурист. Разработка памятки «Правила поведения в природе»

4\04

Географ-этнограф. Интересные обычаи народов различных стран.

5\04

Проектная работа на тему «Моя любимая географическая профессия»

2\05

Подведение итогов. Заключительное занятие.

3\05

Приложение 4.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

Тема учебно-исследовательского проекта

Планируемый результат

  1. Мой адрес во Вселенной

Творческая работа «Паспорт жителя планеты Земля»

  1. «Вместе весело шагать по просторам…»

Составление плана – схемы туристического маршрута по России

  1. Без секрета со всего света

Презентации по странам мира

  1. Древний звездочёт и ночное небо

Модель солнечной системы. История планеты

  1. Камень моего дня рождения

Творческая работа, моно –проект, фотогазета

  1. Наш «Экодом»

-Составление кроссвордов о природе

-памятка «правила поведения в природе»

  1. Что и как мы будем измерять?

-Составление климатограммы Санкт-Петербурга

-«роза ветров»

  1. Земля – планета круглая?!

-Карта – схема путешествия Фернана Магеллана.

-Модель земли.

  1. Найди клад по карте

Поиск клада по географическим координатам

  1. Загляни в царство Тьмы

Модель строения Земли. Модель вулкана

  1. Почему небо голубое, солнце жёлтое?

Знакомство с атмосферой. Стендовый доклад.

  1. Путешествие капельки воды

Мировой круговорот воды в природе. Создание сказки.

  1. Откуда родом комнатные растения.

Постер-карта. Буклет

  1. Мое путешествие.

Книга путешествий. Буклет

  1. «Сказочная карта Европы»

Карта – схема

  1. Визитная карточка материка

Фото-альбом

  1. Растения у нас в доме

Плакат, постер,

  1. Приметы погоды.

Календарь погоды

Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности:

 альбом, паспорт

 газета, плакат, агитационный листок

 журнал, книжка-раскладушка, серия иллюстраций

 коллаж, справочник

 коллекция стенгазета

 макет, сценарий праздника, игры

 модель, учебное пособие

 наглядные пособия, фотоальбом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"

Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимател...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы

Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...