Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы
рабочая программа по географии (5, 6 класс)

Сюрина Галина Анатольевна

Позволяет ученикам полюбить предмет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Относовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1 от 28.08.2019г

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

протокол №1 от 31.08.2019г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ Относовской СОШ  

от 31.08.2019 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Занимательная география»

5- 6 классы

Составитель: Сюрина Г.А.,

учитель географии

Относово

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная география» для учащихся 5 и  6 классов, составлена на основании документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ;

- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» ;

- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015);

- Санитарно-эпидемиологическими   правилами  и нормативами  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные  в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

« Относовская средняя общеобразовательная школа»;

- Образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Относовская средняя общеобразовательная  школа».

 

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и во  внеурочное время. Внеурочная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.  Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

Программа внеурочной деятельности “Занимательная география” по обще-интеллектуальному направлению разработана для занятий обучающихся 5 и  6 классов  в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Цель изучения курса «Занимательная география» - воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи:

создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география;

формирование умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета;

развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков по умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения;

обучение учащихся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.

Курс «Занимательная география» рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

В соответствии с ФГОС, личностными результатами  обучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Формирование личностных результатов выражает:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-  выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении  управлять своей познавательной деятельностью;

- умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Результатом формирования познавательных УУД являются:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.  Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

– использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

– понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

3. Содержание курса внеурочной деятельности.

№ п/п

Краткая характеристика содержания

Формы организации и виды деятельности

1

Каменная летопись планеты

Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др.

2

В мире песка и камня

Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности: просмотр видеофрагментов, творческие и аналитические задания, просмотр/подготовка презентации, работа с иллюстративным материалом, защита индивидуальных мини-проектов, игровые упражнения и др.

3

Каньоны мира

Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ видеофрагментов, игровые упражнения и другое.

4

В мире падающей воды

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности: защита творческого проекта, редактирование, исследовательские и занимательные упражнения.

5

В мире мрака и безмолвия

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ видеофрагментов, игровые упражнения и др.

6

Этот удивительный ледяной мир.

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ видеофрагментов, игровые упражнения и др.

7

Занимательная география Земного шара.

Взаимосвязь живой и неживой природы на Земле.

Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ видеофрагментов, игровые упражнения и др.

8

Итоговые занятия.

Виды деятельности: защита творческого проекта. Подведение итогов работы за год, экскурсии.

4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 

№п/п

Тема

Количество часов

1.

Каменная летопись планеты

4

2.

В мире песка и камня

2

3.

Каньоны мира

1

4.

В мире падающей воды

3

5.

В мире мрака и безмолвия

3

6.

Этот удивительный ледяной мир

4

7.

Занимательная география Земного шара

14

8.

Итоговые занятия

3

5. Календарно-тематическое планирование курса

                            внеурочной   деятельности

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

             Каменная  летопись планеты                              4

1

Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США.

1

3.09

2

Священная гора Улуру в самом сердце Австралии.

1

10.09

3

Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция).

1

17.09

4

Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах

1

24.09

В мире песка и камня

2

5

Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни.

1

1.10

6

Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

Защита творческого проекта.

1

8.10

Каньоны мира

1

7

Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне.

1

15.10

В мире падающей воды

3

8

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира

1

22.10

9

Как и когда возник Ниагарский водопад.

1

29.10

10

Карельский водопад Кивач.

1

5.11

В мире мрака и безмолвия

3

11

Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире.

1

12.11

12

Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.

1

19.11

13

Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская.

1

26.11

Этот удивительный ледяной мир

4

14

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле?

1

3.12

15

Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги

1

10.12

16

Защита творческого проекта

1

17.12

17

Защита творческого проекта

1

14.01

Занимательная география Земного шара

14

18

Дикая Южная Африка

1

21.01

19

Дикая Южная Африка

1

28.01

20

Дикая Южная Африка

1

4.02

21

Мадагаскар

1

11.02

22

Антильские острова

1

18.02

23

Азорские острова

1

25.02

24

Папуа

1

3.03

25

Альпы

1

10.03

26

Амазонка

1

17.03

27

Багамские острова

1

24.03

28

Карибские острова

1

31.03

29

Норвегия

1

7.04

30

Норвегия

1

14.04

31

Коралловый риф

1

21.04

Итоговые занятия

3

32

Экскурсия по родному краю

1

28.04

33

Экскурсия по родному краю

1

12.05

34

Защита проектов

1

19.05

6. Учебно – методическое   и материально-техническое   обеспечение  

1. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе.

    Серия Библиотека учителя.

2. Клюшникова Н. М «Внеклассная работа по географии,

               «Корифей», Волгоград,  2000

3.  Новенко Д.В. Практические работы на местности

                 М. «Дрофа» 1997г.

4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.

                Издательство «Астрель» 2002

5. Пичугин Б.В. Фисуненко О.П. Школьные геологические экскурсии

                  М. «Просвещение» 1981г.

6. Разумовская О.К. Веселая география

                Ярославль «Академия развития»1997г.

7. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям  

                 Сайт:http://www.danilova.ru

8. География:  Все для учителя географии

                 Сайт:http://geo.1september.ru

9. География:   Энциклопедическая библиотека.

                Сайт:http://megacollection.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность        школьников. Методический конструкто...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся 5 класса "Занимательный английский"

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся 5 класса "Занимательный английский"...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....

рабочая программа внеурочной деятельности "за границами учебника географии" 7 класс

рабочая программа внеурочной деятельности "за границами учебника географии" 7 класс...