Элективный курс « Создание туристических маршрутов по территории России»
элективный курс по географии (9 класс)

Соколова Светлана Владимировна

Содержание элективного курса способствует расширению кругозора и формированию географической культуры учащихся, играет существенную роль в последовательном развитии и гуманизации школьного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

« Создание туристических маршрутов по территории России»

Автор: Соколова Светлана Владимировна,

                                                                       учитель географии МБОУ ООШ№21

город Оленегорск

Мурманской области

Возраст учащихся: 14 - 15 лет

Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

Содержание элективного курса способствует расширению кругозора и формированию географической культуры учащихся, играет существенную роль в последовательном развитии и гуманизации школьного образования. Данный курс представляется актуальным, так как дает первичные знания об одной из перспективных сфер экономики России и знакомит обучающихся с профессиями.

Программа составлена на основе программы «География туризма в России» профессора, члена-корреспондента РАО А.В. Даринского (Санкт-Петербург).

Цель программы: расширить знания обучающихся об особенностях туризма России, способствовать осознанному выбору профиля обучения.

Задачи:

- способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;

- помочь обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения предполагаемого профиля;

- способствовать расширению и углублению знаний по курсу экономической и социальной географии России;

- совершенствовать  общеучебные умения и навыки, которые позволят обучающимся успешно освоить программу старшей профильной школы (поиск информации по имеющимся источникам, оформление контурных карт, составление проектов, презентаций и др.).

Программа  предназначена  для  обучающихся  в  возрасте   14-15  лет (9 класс) и рассчитана на 1 год обучения (68 часов).

Формы и методы обучения

- лекция;

- беседа;

- практическая работа;

- экскурсия;

- проектная деятельность.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения обучающиеся должны

знать:

- основные понятия географии туризма и экскурсий;

- виды и функции туризма и экскурсий;

- виды туристических ресурсов;

- особенности туризма в различных регионах России; 

уметь:

- находить необходимую информацию в различных источниках;

- работать с географическими картами;

- оформлять контурные карты;

- создавать мини туристические маршруты;

- создавать презентации и видеоролики о маршрутах.

Формы контроля знаний, умений и навыков

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в ходе практических работ, итоговый контроль – в форме защиты проектов, представления презентаций.

Методическое обеспечение

- учебная и специальная литература;

- географические карты.

Материально-техническое обеспечение:

- учебный класс;

- ИКТ.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

2

-

1.

Основные понятия географии туризма

6

4

2

2.

Виды и функции туризма и экскурсий

2

2

-

3.

География туризма России. Туристический спрос населения России

4

3

1

4.

Развитие туризма в России

18

12

6

5.

География туризма Северного Кавказа

6

5

1

6.

География туризма Северо-Запада России

6

6

-

7.

Туристические ресурсы Мурманской области

6

5

1

8.

География туризма Центральной России

8

5

3

9.

География туризма Поволжья и Урала

4

2

2

10.

География туризма Сибири и Дальнего Востока

4

3

1

Заключительное занятие

2

-

2

Итого:

68

49

19

Содержание программы

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

Цели и задачи. План работы на год. Организационные вопросы

2

2

-

1.

Основные понятия географии туризма

6

4

2

1.1

География туризма – отрасль рекреационной географии. Проблемы географии туризма и экскурсий, их связь

 с социологией, демографией, экономикой

2

2

-

1.2

Основные понятия географии туризма: туристические ресурсы, туристический спрос, туристические учреждения

2

1

1

1.3

Туристическая инфраструктура, туристический район, источники географии туризма

2

1

1

2.

Виды и функции туризма и экскурсий

2

2

-

2.1

Виды туризма и экскурсий: лечебный, познавательный, спортивный, религиозный, деловой

2

2

-

3.

География туризма России. Туристический спрос населения России

4

3

1

3.1

Региональные особенности

в демографическом составе населения и их значение для туристического спроса

2

2

-

3.2

Влияние урбанизации на туристический спрос. Практическая работа на к/к «Туристические потоки в Россию»

2

1

1

4.

Развитие туризма в России

18

12

6

4.1

Виды туристических ресурсов. Климат как туристический ресурс

2

2

-

4.2

Моря и внутренние воды как туристический ресурс

2

1

1

4.3

Источники минеральных вод, лечебные грязи, их использование в туризме

2

1

1

4.4

Всемирное природное наследие как туристический ресурс

2

2

-

4.5

Культурно-исторические ресурсы, их классификация, значение для познавательного туризма

2

1

1

4.6

Объекты всемирного культурного наследия как туристический ресурс

2

2

-

4.7

Туристическая индустрия как часть сферы услуг

2

2

-

4.8

Туристическая инфраструктура, ее значение для развития туризма. Экологические проблемы

2

1

1

4.9

Туристические маршруты и районы, требования к ним

2

-

2

5.

География туризма Северного Кавказа

6

5

1

5.1

Главные курортные районы и центры Предкавказья

2

2

-

5.2

Центры приморского туризма

2

1

1

5.3

Горный туризм, его центры

2

2

-

6.

География туризма Северо-Запада России

6

6

-

6.1

Калининградское взморье

2

2

-

6.2

Карельский перешеек, Марциальные Воды

2

2

-

6.3

Старая Русса, Великий Новгород, Псков

2

2

-

7.

Туристические ресурсы Мурманской области

6

5

1

7.1

Культурно-исторические ресурсы

2

2

-

7,2

Горный туризм. Хибины

2

1

1

7.3

Перспективы туризма Кольского полуострова

2

2

-

8.

География туризма Центральной России

8

5

3

8.1

Культурно-исторические ресурсы. Москва – центр туризма

2

2

-

8.2

Местности Центральной России, связанные с именами писателей

2

2

-

8.3

Города «Золотого кольца»

2

1

1

8.4

Важнейшие туристические маршруты

по Центральной России

2

-

2

9.

География туризма Поволжья и Урала

4

2

2

9.1

Города Поволжья – центры туризма

1

1

-

9.2

Литературные места как центры туризма

1

1

-

9.3

Туристические места Урала

1

-

1

9.4

Главные туристические маршруты и курортные центры

1

-

1

10.

География туризма Сибири и Дальнего Востока

4

3

1

10.1

Основные курортные центры: Белокуриха, Тараскуль, Щира, Усолье, Дарасун, Шмаковка

2

2

-

10.2

Природные и культурно-исторические ресурсы для развития туризма

2

1

1

Заключительное занятие

Подведение итогов работы за год

2

-

2

Список литературы для педагога

  1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. – М.: Экономика, 1982.
  2. Веденин Ю.А. Рекреационная деятельность и экология человека. – М.: Наука, 1988.
  3. География и туризм. Вопросы географии (сборник). – М.: 1973.
  4. Даринский А.В. География туризма России.
  5. Даринский А.В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
  6. Даринский А.В. География туризма/География в школе. – 19. - № 2.
  7. Дмитриевский Ю.Д. Туристические районы мира. Учебное пособие. – Смоленск: СТУ, 2000.
  8. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М.: Мысль, 1978.
  9. Крачило Н.П. География туризма. – Киев: Вищя школа, 1987.
  10. Конвенция о сохранении Всемирного культурного и природного наследия (Международные нормативные акты ЮНЕСКО). – М., 1993.
  11. Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма/География в школе. – 2000. - № 8.

Список литературы для обучающихся

  1. Даринский А.В. География туризма России.
  2. Дмитриевский Ю.Д. Туристические районы мира. Учебное пособие. – Смоленск: СТУ, 2000.
  3. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М.: Мысль, 1978.
  4. Соломин В.П. Всемирное природное и культурное наследие в образовании. Учебно-справочное пособие. - С.-Пб.: изд-в РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
  5. Большая Советская энциклопедия.
  6. Детская географическая энциклопедия.
  7. Географические атласы.



Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

« Создание туристических маршрутов по территории России»

Автор: Соколова Светлана Владимировна,

                                                                       учитель географии МБОУ ООШ№21

город Оленегорск

Мурманской области

Возраст учащихся: 14 - 15 лет

Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

Содержание элективного курса способствует расширению кругозора и формированию географической культуры учащихся, играет существенную роль в последовательном развитии и гуманизации школьного образования. Данный курс представляется актуальным, так как дает первичные знания об одной из перспективных сфер экономики России и знакомит обучающихся с профессиями.

Программа составлена на основе программы «География туризма в России» профессора, члена-корреспондента РАО А.В. Даринского (Санкт-Петербург).

Цель программы: расширить знания обучающихся об особенностях туризма России, способствовать осознанному выбору профиля обучения.

Задачи:

- способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;

- помочь обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения предполагаемого профиля;

- способствовать расширению и углублению знаний по курсу экономической и социальной географии России;

- совершенствовать  общеучебные умения и навыки, которые позволят обучающимся успешно освоить программу старшей профильной школы (поиск информации по имеющимся источникам, оформление контурных карт, составление проектов, презентаций и др.).

Программа  предназначена  для  обучающихся  в  возрасте   14-15  лет (9 класс) и рассчитана на 1 год обучения (68 часов).

Формы и методы обучения

- лекция;

- беседа;

- практическая работа;

- экскурсия;

- проектная деятельность.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения обучающиеся должны

знать:

- основные понятия географии туризма и экскурсий;

- виды и функции туризма и экскурсий;

- виды туристических ресурсов;

- особенности туризма в различных регионах России; 

уметь:

- находить необходимую информацию в различных источниках;

- работать с географическими картами;

- оформлять контурные карты;

- создавать мини туристические маршруты;

- создавать презентации и видеоролики о маршрутах.

Формы контроля знаний, умений и навыков

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в ходе практических работ, итоговый контроль – в форме защиты проектов, представления презентаций.

Методическое обеспечение

- учебная и специальная литература;

- географические карты.

Материально-техническое обеспечение:

- учебный класс;

- ИКТ.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

2

-

1.

Основные понятия географии туризма

6

4

2

2.

Виды и функции туризма и экскурсий

2

2

-

3.

География туризма России. Туристический спрос населения России

4

3

1

4.

Развитие туризма в России

18

12

6

5.

География туризма Северного Кавказа

6

5

1

6.

География туризма Северо-Запада России

6

6

-

7.

Туристические ресурсы Мурманской области

6

5

1

8.

География туризма Центральной России

8

5

3

9.

География туризма Поволжья и Урала

4

2

2

10.

География туризма Сибири и Дальнего Востока

4

3

1

Заключительное занятие

2

-

2

Итого:

68

49

19

Содержание программы

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

Цели и задачи. План работы на год. Организационные вопросы

2

2

-

1.

Основные понятия географии туризма

6

4

2

1.1

География туризма – отрасль рекреационной географии. Проблемы географии туризма и экскурсий, их связь

 с социологией, демографией, экономикой

2

2

-

1.2

Основные понятия географии туризма: туристические ресурсы, туристический спрос, туристические учреждения

2

1

1

1.3

Туристическая инфраструктура, туристический район, источники географии туризма

2

1

1

2.

Виды и функции туризма и экскурсий

2

2

-

2.1

Виды туризма и экскурсий: лечебный, познавательный, спортивный, религиозный, деловой

2

2

-

3.

География туризма России. Туристический спрос населения России

4

3

1

3.1

Региональные особенности

в демографическом составе населения и их значение для туристического спроса

2

2

-

3.2

Влияние урбанизации на туристический спрос. Практическая работа на к/к «Туристические потоки в Россию»

2

1

1

4.

Развитие туризма в России

18

12

6

4.1

Виды туристических ресурсов. Климат как туристический ресурс

2

2

-

4.2

Моря и внутренние воды как туристический ресурс

2

1

1

4.3

Источники минеральных вод, лечебные грязи, их использование в туризме

2

1

1

4.4

Всемирное природное наследие как туристический ресурс

2

2

-

4.5

Культурно-исторические ресурсы, их классификация, значение для познавательного туризма

2

1

1

4.6

Объекты всемирного культурного наследия как туристический ресурс

2

2

-

4.7

Туристическая индустрия как часть сферы услуг

2

2

-

4.8

Туристическая инфраструктура, ее значение для развития туризма. Экологические проблемы

2

1

1

4.9

Туристические маршруты и районы, требования к ним

2

-

2

5.

География туризма Северного Кавказа

6

5

1

5.1

Главные курортные районы и центры Предкавказья

2

2

-

5.2

Центры приморского туризма

2

1

1

5.3

Горный туризм, его центры

2

2

-

6.

География туризма Северо-Запада России

6

6

-

6.1

Калининградское взморье

2

2

-

6.2

Карельский перешеек, Марциальные Воды

2

2

-

6.3

Старая Русса, Великий Новгород, Псков

2

2

-

7.

Туристические ресурсы Мурманской области

6

5

1

7.1

Культурно-исторические ресурсы

2

2

-

7,2

Горный туризм. Хибины

2

1

1

7.3

Перспективы туризма Кольского полуострова

2

2

-

8.

География туризма Центральной России

8

5

3

8.1

Культурно-исторические ресурсы. Москва – центр туризма

2

2

-

8.2

Местности Центральной России, связанные с именами писателей

2

2

-

8.3

Города «Золотого кольца»

2

1

1

8.4

Важнейшие туристические маршруты

по Центральной России

2

-

2

9.

География туризма Поволжья и Урала

4

2

2

9.1

Города Поволжья – центры туризма

1

1

-

9.2

Литературные места как центры туризма

1

1

-

9.3

Туристические места Урала

1

-

1

9.4

Главные туристические маршруты и курортные центры

1

-

1

10.

География туризма Сибири и Дальнего Востока

4

3

1

10.1

Основные курортные центры: Белокуриха, Тараскуль, Щира, Усолье, Дарасун, Шмаковка

2

2

-

10.2

Природные и культурно-исторические ресурсы для развития туризма

2

1

1

Заключительное занятие

Подведение итогов работы за год

2

-

2

Список литературы для педагога

  1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. – М.: Экономика, 1982.
  2. Веденин Ю.А. Рекреационная деятельность и экология человека. – М.: Наука, 1988.
  3. География и туризм. Вопросы географии (сборник). – М.: 1973.
  4. Даринский А.В. География туризма России.
  5. Даринский А.В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
  6. Даринский А.В. География туризма/География в школе. – 19. - № 2.
  7. Дмитриевский Ю.Д. Туристические районы мира. Учебное пособие. – Смоленск: СТУ, 2000.
  8. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М.: Мысль, 1978.
  9. Крачило Н.П. География туризма. – Киев: Вищя школа, 1987.
  10. Конвенция о сохранении Всемирного культурного и природного наследия (Международные нормативные акты ЮНЕСКО). – М., 1993.
  11. Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма/География в школе. – 2000. - № 8.

Список литературы для обучающихся

  1. Даринский А.В. География туризма России.
  2. Дмитриевский Ю.Д. Туристические районы мира. Учебное пособие. – Смоленск: СТУ, 2000.
  3. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М.: Мысль, 1978.
  4. Соломин В.П. Всемирное природное и культурное наследие в образовании. Учебно-справочное пособие. - С.-Пб.: изд-в РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
  5. Большая Советская энциклопедия.
  6. Детская географическая энциклопедия.
  7. Географические атласы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Создание интерактивной анимации средствами Macromedia Flash»

Основное внимание в курсе «Создание интерактивной анимации средствами Macromedia flash» уделяется со­зданию анимации, именно нарисовать персонажи, заставить их двигаться и управлять их  движением...

Элективный курс "Создание диаграмм в MS Ecxel"

Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию навыков работы с персональным компьютером в целом, развивать навыки исследовательской работы, повысить интерес к методам реше...

Элективный курс "Создание сайта в Интернете"

Элективный курс  по предмету информатика "Создание сайта в Интернете", курс рассчитан на обучающихся 8-9 классов для углубленного изучения предмета информатики....

Элективный курс "Создание презентаций"

Данная программа ориентирована на учащихся 9 классов и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора...

Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""

В данном сборнике представлен   практический материал  (памятки,  рекомендации,  разработки уроков, тренингов),   который  обеспечит   методичес...

Рабочая программа элективного курса "Создание web-сайтов"

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности уче­ника. Веб-сайт — наиболее популярное и доступное стар...

Программа элективного курса «Основы туристического бизнеса» (8-9 класс)

Предлагаемая программа обучения туристическому бизнесу  предназначена для учащихся 8-9 классов, что, несомненно, является начальным этапом ознакомления  школьников  с организацией работ...