Флювиальные формы рельефа села Кершинские Борки
творческая работа учащихся по географии (8 класс)

Валентина Николаевна Земцова

Изучены формы рельефа села Кершинские Борки созданные флювиальными процессами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

_______________________________________________________

Направление науки: Естественнонаучное направление

Номинация: география

Тема: Флювиальные формы рельефа села Кершинские Борки

Автор: Попова Полина учащаяся 8 класса

Керш-Борковского филиала

МБОУ Сокольниковской СОШ

Руководитель: Земцова В.Н. учитель

Керш-Борковского филиала

МБОУ Сокольниковской СОШ

Образовательная организация:

Керш-Борковского филиала

МБОУ Сокольниковской СОШ

Моршанского района

Тамбовской области

2023 год

Оглавление

  1. Введение стр.2
  2. Обзор литературы стр.3
  3. Методика исследования стр.3
  4. Результаты и их анализ стр.4
  5. Выводы стр.9
  6. Заключение стр.11
  7. Список литературы стр.12
  8. Приложение стр.13

Введение

На уроках географии и экскурсиях по окрестностям села Кершинские Борки мы познакомились с экзогенными (внешними) процессами, формирующими рельеф нашей местности, к которым относятся флювиальные процессы. Актуальность исследования заключается в том, что изучение флювиальных процессов показало их значимость для земли, а именно: они отнимают много пахотной земли (15% всей суши, 27% сельскохозяйственных земель планеты, 4% в Тамбовской области), губят дороги, понижают уровень грунтовых вод, способствуют обмелению рек. Поэтому цель работы: изучение формы рельефа села Кершинские Борки созданные флювиальными процессами, исследование причины их образования, выявление их влияния на сельское хозяйство.

Для достижения цели мы определили следующие задачи:

  • Во-первых, изучить литературу по проблеме исследования, проанализировать её;
  • Во-вторых, в ходе экскурсии провести мониторинг флювиальных форм рельефа села Кершинские Борки;
  • В-третьих, полученные данные сопоставить друг с другом и изученной литературой, установить и сформулировать закономерности обнаруженные в процессе исследования.
  • В-четвертых, пробудить интерес у учащихся и жителей села к изучению флювиальных форм рельефа и их влияние на сельское хозяйство;
  • В-пятых, развить навыки исследовательской работы в области ландшафтоведения.

Обзор литературы

При написании работы использованы материалы Большой советской энциклопедии, работы ученых Брауде И. Д.«Закрепление и освоение оврагов, балок и крутых склонов», Докучаева В. В. «Овраги и их значение», Козьменко А. С. «Борьба с эрозией почв на сельскохозяйственных угодьях», которые позволили более подробно узнать о флювиальных формах рельефа. Очень важным и интересным источником стала экскурсия по окрестностям села Кершинские Борки, организованная учителем географии Земцовой Валентиной Николаевной. Благодаря экскурсии проведена практическая часть исследования флювиальных форм рельефа села Кершинские Борки.

Методика исследований

  • Накопление и отбор фактов о флювиальных процессах.
  • Проведение собственного исследования (наблюдение, сравнение, измерение) за флювиальными формами рельефа местности в ходе экскурсий.
  • Установление закономерности между флювиальными процессами и созданными формами рельефа.
  • Анализ полученных фактов.
  • Выявить влияние антропогенной деятельности на развитие данных форм рельефа.
  • Разработать проект по предотвращению и защите от флювиальных процессов сельскохозяйственных земель.

Новизна исследования

Впервые собраны сведения о флювиальных формах рельефа в окрестностях села Кершинские Борки.

Результаты исследований и их анализ

Село Кершинские Борки находится на Окско-Донской низменности, левой надпойменной террасе реки Цны. Один наиболее важный и мощный фактор влияющий на рельеф нашей местности – это поверхностные текучие воды.

Флювиальными (от лат. fluvis –река, поток) называют формы рельефа, созданные постоянными и временными поверхностными водными потоками.

Флювиальные процессы – это комплекс процессов размыва почв, грунтов склонов оврагов, осуществляемые водными потоками. Эрозии способствуют значительное количество осадков, ливневый характер дождей, значительная мощность снега и большие запасы воды в снежной толще, температурный режим в период снеготаяния, от которого зависит интенсивность и продолжительность. Лесная и луговая растительность предохраняет грунты от смыва и размыва, поэтому надо учитывать степень проектного покрытия поверхности травостоем. Водопроницаемые и структурные почвы наиболее подвержены эрозии.

Флювиальные процессы нашей местности представлены:

- эрозией почв (плоскостной смыв) – это разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов почвы в результате действия ветра и воды.

- овражная эрозия (линейная) – представлена несколькими формами рельефа: эрозионные борозды, рытвины, промоины, овраги, балки.

В ходе экскурсии нас заинтересовали формы рельефа овражной эрозии, которые ярко выражены в западной части села Кершинские Борки. Местные жители называют данный природный объект овраг или балка. Для изучения рельефа оврага была проведена экскурсия во время снеготаяния, так как в этот период нагляднее выражены флювиальные процессы.

В результате мониторинга природного объекта были найдены и исследованы все формы овражного рельефа: эрозионные борозды, рытвины, промоины, овраг, балка.

Эрозионные борозды – флювиальная форма рельефа, начальная стадия образования оврага, образуется на склонах при переходе плоскостного смыва в линейный, при неправильной вспашке почвы. Возникают и развиваются при небольшом увлажнении в результате склонового стока дождевых и талых снеговых вод. (Приложение 1). При исследовании местности выявлено: эрозионные борозды на поле имеют небольшие размеры, ширина от 3 до 30 см, глубина 3-10 см. Борозды находятся вдоль склона оврага. Расстояние между бороздами и склоном 4-5 метров, такое расстояние способствует линейному размыву. Необходимо на данном склоне высадить деревья.

Рытвины развиваются постепенно из более крупных эрозионных борозд, располагаются на расстоянии первых десятков метров друг от друга, мы увидели их на вершине южного бокового ответвления оврага. Весенний водный поток размыл рыхлую горную породу, состоящую из песка, глины, суглинистой почвы, разрушил дерн. На этой стадии оврагообразование идет очень быстро. Если не засыпать данный участок более твердыми породами, например щебнем, то рытвина будет увеличиваться, её длина 5 метров, глубина от 10 до 34см, ширина до 50 см. К западу от рытвины в 3 метрах ведется разработка нового поля, для этого выкорчевывают деревья, а это способствует увеличению рытвины. (Приложение 2)

Промоины – это перенос (транзит), врезание потока воды, приводящие к обрушению бортов. Зависит от механического состава почвы, мощности водного потока, уклона местности. Главный фактор работоспособности флювиального потока – задаваемая уклоном скорость течения. Оценить устойчивость почвы и грунта к действию водного потока можно по критическим скоростям:

  • Не размывающая скорость – максимальная скорость потока, при которой не происходит отрыва и перемещения частиц.
  • Размывающая скорость – минимальная скорость потока, при которой начинается непрекращающийся отрыв частиц.

Для песчаных почв исследуемой местности понятие не размывающей скорости не имеет физического смысла, поскольку даже при самых низких скоростях происходит вынос мелких частиц. При турбулентном потоке отрыв частиц происходит при максимальных пульсационных скоростях, поэтому увеличение амплитуды колебания скорости потока вызывает уменьшение критических скоростей для данного грунта. Это происходит во время весеннего паводка. Промоина была обнаружена на южном ответвлении оврага перед плотиной пруда. Здесь мощный водный поток из пруда, образовав уступ (небольшой водопад), с большой размывающей скоростью падает с него водопадом, подмывая основание уступа и на дно промоины обрушивая борта. Глубина промоины составила 1,5 метра, ширина 2 метра. Промоина растет в сторону пруда, размывая его плотину. (Приложение 3), что приведет к его исчезновению.

Овраг – образуется из наиболее крупных и быстрорастущих рытвин в процессе их углубления и расширения, с крутыми склонами, часто отвесными, почти лишенными растительности. (Приложение 4). На фотографии видно, как водный поток углубляет и расширяет образующийся молодой овраг. За счет концентрации большого количества воды, овраги растут в глубину, ширину вниз, вверх по склону. В данном случае проявляется глубинная и боковая эрозия, которая разрушает растительность склонов. Основной причиной образования оврага является механическое воздействие на горные породы (песок, глина) временных и постоянных потоков воды и переносимых ею обломков, раннее разрушенных пород. Чем больше скорость течения воды, тем интенсивнее идут процессы разрушения (эрозии). В овраге мы наблюдали водотоки, совершающие три вида геологической работы разрушение, перенос продуктов разрушения и их аккумуляцию. Эрозионные и аккумулятивные процессы противоположны, но едины по существу, совершаются одновременно одним потоком и не способны существовать и развиваться обособленно друг от друга. Известно, что овраг растет до уровня грунтовых вод. В центральной части оврага нами обнаружен выход грунтовых вод на поверхность (родник), следовательно мы выяснили, что глубинная эрозия здесь завершилась. Этот родник является началом (истоком) нашей местной реки Рюмы. (Приложение 5). Боковая эрозия также находится на завершающей стадии, так как склоны оврага поросли травой и кустарником. Следовательно на склонах и дне нашего оврага идет процесс аккумуляции (лат. accumulation накопление) – накопления рыхлого минерального материала и органических остатков, способствуя образованию плодородной почвы.

Балка - это последняя стадия развития оврага. Большая часть нашего оврага превратилась в балку. Она образовалась за счет углубления и расширения оврага, выработки плоского дна, пологих склонов и их закрепления растительностью. (Приложение 6). Сухое плоское дно нашей балки и невысокие 6- 8 метровые склоны поросли травой, яблонями, шиповником, ивой, кленом, березой, терном, в некоторых местах образуя непроходимые заросли. На дне балки накапливаются рыхлые отложения, которые вода уже не может вынести. На южном склоне мы наблюдали возобновление эрозионных процессов (разрушение склона балки), связанные с деятельностью бобров. Уничтожая древесную растительность, не только на дне балки, но и на ее склонах для строительства плотин, бобры способствует быстрому развитию боковой эрозии. (Приложение 7). Плотины бобров перегородили дно оврага, подняв уровень реки и образовав пруд. Вода, бобрового пруда размывая данный склон лишенный травянистого покрова и сложенный рыхлой почвой, образует промоины и усиливает боковую эрозию. Необходимо разработать меры борьбы с бобрами, или переселить их в нижнее течение реки Рюмы. Следовательно, бобры так же участвуют в формирование рельефа балки.

Антропогенный фактор образования флювиальных форм рельефа

Человек, также оказывает положительное влияние на формирование рельефа – правильная вспашка фермерами почвы вблизи оврага, посаженные лесозащитные полосы по склонам, создание пруда (жители села приходят отдохнуть, искупаться и половить рыбу).

Выявлена и отрицательная антропогенная деятельность - образование карьера для добычи глины, рост которого с каждым годом увеличивается, вырубка деревьев на склонах и вблизи оврага, близкое расположение полей фермеров к бровке оврага от 4 до 6 метров (Приложение 8).

Выводы

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать вывод, что эрозионные борозды, рытвины, промоины, овраги, балки, созданные деятельностью поверхностных и текучих вод, относятся к флювиальным формам рельефа. В ходе работы нами выявлены следующие причины образования флювиальных процессов и форм рельефа земли, прилегающей к селу Кершинские Борки:

1. Наличие холмистого рельефа (уклона).

2. Рыхлые горные породы песок и глина, легко размываемые во время весеннего снеготаяния и летних ливневых дождей.

3. Появление большой массы воды во время снеготаяния, которое не может быть впитано почвой, в связи с ее промерзанием.

#1059;ничтожение лесозащитных полос по склонам оврага бобрами и человеком.

5. Уничтожение травянистого покрова, скрепляющего почву.

6. Неправильная вспашка почвы вдоль склонов холмов (Таблица 1).

Для сдерживания флювиальных процессов необходимо срочно прекратить:

  • Вырубку деревьев растущих на склонах балки.
  • Проводить правильную вспашку огородов и полей вблизи оврага.
  • Увеличить расстояние от поля до бровки оврага на 30 -50метров.
  • Укрепить плотину пруда от размыва.
  • Создать бобровый заказник на территории оврага.
  • Познакомить с данной природной проблемой нашей местности своих одноклассников, педагогов школы
  • Довести свои предложения о сохранении природы до местных фермеров и администрации Левинского сельского совета

Заключение

В своей работе мы провели исследование актуальной темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью бережного отношения к нашим ландшафтам, которые под влиянием природных и антропогенных факторов изменяются. Считаем, что данная исследовательская работа достигла поставленной цели. В процессе исследования было собрано достаточное количество материала о флювиальных формах рельефа нашего села – природных и антропогенных факторах влияющих на формирование данных форм рельефа, что послужило хорошим вкладом в изучении ландшафта местности (хотя конечно «белых пятен» еще много).

Наша школа расположена в интересном, прекрасном, неповторимом крае, который мы стараемся изучать и познавать. И надеемся в будущем улучшить его природу.

Список использованной литературы

#1041;ольшая советская энциклопедия.

#1041;рауде И. Д., Закрепление и освоение оврагов, балок и крутых склонов, М., 1959;

#1044;окучаев В. В., Овраги и их значение, Соч., т. 1, М. — Л., 1949;

#1050;озьменко А. С., Борьба с эрозией почв на сельскохозяйственных угодьях, М., 1963;

  1. Соловьев А.И., Карпов Г.В., Словарь справочник по физической географии. М. «Просвешение» 1994г

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Эрозионные борозды на склонах оврага.

C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\ C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Приложение 2. Рытвины.

C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\ C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Приложение 3. Промоина у пруда

E:\балка\ C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Приложение 4. Образование молодого оврага.

C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\ C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Приложение 5. Овраг. Глубинная эрозия образовала родник.

Исток реки Рюмы.

C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\ C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Приложение 6. Дно балки.

C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\ C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Приложение 7. Деятельность бобров. Слева бобровая плотина.

Вода бобрового пруда размывает склон балки.

C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\ C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Приложение 8. Антропогенная деятельность. Неправильная вспашка почвы.

Начало образования оврага.

C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\ C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Карьер для добычи глины Вырубка деревьев

C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\ C:\Users\пк\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Приложение 9.

Таблица 1. Мониторинг эрозионных формы рельефа села Кершинские Борки.

Форма рельефа

Морфометрические характеристики

Приложение

Глубина

Ширина

Эрозионная борозда

3-30см

1-40см

Приложение 2

Рытвина

Приложение 3

Промоина

до 1 до 2 м

2-2,5м

Приложение 4

Овраг

до 5 м

до 25м

Приложение 5

Балка

до 8

до 50м

Приложение 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы рельефа.Горы и равнины.

План-конспект урока для 6 класса общеобразовательной школы по географии....

Презентация "Развитие форм рельефа"

Презентация используется в 7 классе при изучении тему "Рельеф Земли" в 8 классе при изучении темы "Рельеф России",а так же при подготовке в итоговой аттестации, при изучении элективного курса....

Формы рельефа

Презентация для интерактивной доски по теме "Рельеф Земли" 6 класс...

Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

 Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом....

ФЛЮВИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ФОРМЫ РЕЛЬЕФА

ФЛЮВИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ФОРМЫ РЕЛЬЕФА...

Рельеф Земли. Практическая работа № 2 Сопоставление карт геология – рельеф. Описание формы рельефа.

Методическая разработка урока по географии для 6 класса.Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, срав...

Проект «Мониторинг качества воды открытых водоемов села Кершинские Борки»

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ ОТКРЫТЫХ ВОДОЕМОВ  СЕЛА КЕРШИНСКИЕ БОРКИ....