разработка урока по географии в 6 классе "Озера"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии в 6 классе
Бахтеева Р.М.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
цель урока:
Образовательная:
1. Формирование представлений об озерах
2. Научить применять теоретические знания к объяснению окружающей действительности
3. Рассказать об использовании озер человеком
Развивающая и воспитательная:
1. Развивать критическое мышление при изучении озер
2. Научить анализу и обобщению
3. Развивать коммуникативные умения и речь, навыки совместной работы в группе
4. Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями при изучении озер
5. Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения
Практическая:
1. Учащиеся должны научиться выбирать карты нужного содержания и устанавливать на основе их анализа и по другим источникам особенности озер
2. Уметь определять тип озерных котловин
3. Уметь показать по карте озера
4. Развивать умение работать с информационным текстом
5. Развивать умение графически оформлять материал в виде кластера, таблицы.
Методы обучения, используемые на уроке:
1. Словесные.
2. Наглядные.
3. Практические.
4. Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему).
5. Самостоятельной работы.
Формы работы на уроке:
1. Индивидуальные.
2. Коллективные.
Оборудование:
1. Физическая карта России
2. Физическая карта полушарий
3. Фильм
4. Раздаточный материал
5. Учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова “Начальный курс географии”. 6 класс. 2005 год
6. Иллюстрации, фото
7. Компьютер
8. Мультимедиа-проектор
ХОД УРОКА
Учитель: “Мы продолжаем изучение вод суши. Отгадайте тему сегодняшнего урока- какой следующий вид вод суши мы будем изучать”.
Работа начинается с загадки об озере, представленной на экране.
Загадка об озере.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается...
Как это зеркало называется?
Тема урока записывается в тетрадь.
Учитель: “Чтобы лучше перейти к этой теме, давайте вспомним наши впечатления об озере”.
Учитель зачитывает отрывок из книги А.И.Лебедева “Озеро – одно из лучших украшений земли. Сколько оживления оно вносит в угрюмый лесной вид! Я еду лесом, кругом полутьма. Но вот лес как будто редеет. Между могучими стволами сосен замелькали светлые полосы. Тьма пропадает, исчезает лес.
Передо мной гладкая сверкающая на солнце поверхность озера. По берегам тянется лес. Но какая ширь, какая бездна света и голубого неба!.. Стоя на берегу и любуясь открывшимся дивным зрелищем, я едва замечаю далекий противоположный берег. На нем бродят коровы и между ними пастух с собакой. Как хорошо, приятно посидеть на высоком берегу лесного озера, вдыхать свежий, влажный воздух, любоваться зеркальной гладью чистой прозрачной воды. Вот прилетели утки.
Высокая осока и густые заросли камыша с серебристыми колосками дают приют многим пернатым, которые находят здесь обильную пищу и хорошую защиту”.
Прием “Составление кластера”
Кластер (пучок, созвездие, гроздь) – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Суть этого приема в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные. Выделяем центр – это наша тема, от нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Кластер учащиеся пишут на отдельных листах, синим фломастером подписывают то, что знают.
Схема составляется на основе ответов учащихся и не содержит исправлений учителя. Чем больше соберется сведений верных, а возможно, и нет, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Не нужно будет убеждать их в том, что эту тему важно обязательно изучить.
Вторая этап:
Этот этап позволяет ученику:
получить новую информацию
осмыслить ее
соотнести с уже имеющимися знаниями
Озер на земном шаре огромное количество. На суше много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в такое углубление поступает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.
“Чем озеро отличается от реки и моря?”
В отличие от моря озеро не является частью Океана. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет как поток в русле.
Прием “Чтение с пометками”
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учеников знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. После этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Такая форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.
Ученики читают, текст заполняют таблицу. Идет обсуждение в группах. На работу отводится 5-7 минут. Дальше идет общее обсуждение результатов работы, озвучивание всех граф. Представитель первой группы читает содержание первого столбика таблицы. Представители других групп, которые знают другие факты, им предлагается озвучить свои записи. Те же операции проводятся и по второму столбцу таблицы.
Озера
Озер на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывают около 3 миллионов.
Если в замкнутое углубление на суше стекают поверхностные и подземные воды, причем вода поступает быстрее, чем испаряется, то она накапливается и образуется озеро.
Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.
Озеро, в отличие от моря, не является частью океана. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле.
Озера встречаются в горах, долинах, низменностях; величина их различна – от нескольких десятков метров до сотен километров. Глубины озер тоже различны.
Самое большое озеро на Земле – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем. За огромные размеры и соленую воду его называют морем. Его длина превышает 1000 километров
Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1620 метров. Оно содержит 1/5 запасов пресной воды Земли.
Самые большие и самые глубокие озера образовались в результате движения земной коры. При медленном опускании обширных участков земной коры возникла котловина Каспийского моря (остаточное озеро представляет собой остаток моря). Котловина Байкала – следствие образования гигантских трещин и раздвижения участков земной коры. Также образовались многие африканские озера, например Танганьика. В долинах горных рек встречаются запрудные озера. Примером может быть Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, вызванный землетрясением, преградил путь реке Мургаб, создав плотину. Есть вулканические озера. Их озерные впадины расположены в кратерах потухших вулканов. Много таких озер на острове Ява, на Курильских островах, на Камчатке. В поймах рек часто встречаются небольшие озера, представляющие собой остатки прежних речных русел. Их называют озерами – старицами. Котловины некоторых озер образовал ледник. Например, Ладожское озеро на северо-западе России. Существуют искусственные озера, созданные руками человека – водохранилища.
Так же как и реки, озера имеют дождевое, снеговое, ледниковое и подземное питание. Озерная вода расходуется на испарение, а также выносится реками. Озера, из которых вытекают реки, называются сточными. Примером сточного озера является Байкал. В него впадает 300 рек и вытекает одна Ангара. Многие озера являются бессточными, из них не вытекают реки. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой. Вода каждой реки содержит небольшое количество соли. Влившись в бессточное озеро, вода с его поверхности испаряется, а соль остается в озере. Проходят десятки, сотни лет, и соли в воде озера становится все больше и больше. Из сточного озера соли выносят реки.
Одно из самых соленых озер мира находится на Аравийском полуострове. Его называют Мертвым морем. Его соленость 270%. В Мертвом море нельзя утонуть: насыщенная солью вода имеет очень большую плотность и удерживает человека на поверхности. На Прикаспийской низменности около 700 соленых озер. Среди них выделяется озеро Баскунчак.
Озера имеют большое хозяйственное значение. Много воды расходуется для бытовых нужд, орошения полей, много ее потребляют фабрики и заводы. Важное значение крупные озера имеют как пути сообщения. В озерах вылавливают рыбу, со дна некоторых добывают соль, со дна Каспийского моря – нефть.
Учитель показывает на карте озера.
Третий этап – “Рефлексия”
Здесь основным является :
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
1. Возвращение к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа проводится фронтально или по группам с последовательным их выслушиванием.
Внесение изменений и дополнений фиксируется на доске красным мелом, учащиеся пишут на листах красным фломастером.
2. Работа с синквейном.
На экране представлены правила написания синквейна:
В переводе – это стихотворение, состоящее из 5 строк. Этот прием требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал.
Правила написания “синквейна”:
1. Существительное, обозначающее тему.
2. Описание темы двумя прилагательными.
3. Три глагола, называющие самые характерные действия предмета.
4. Фраза, предложение, афоризм, крылатое выражение, показывающие личное отношение ученика к теме.
5. Синоним темы, подчеркивающий ее суть (существительное).
1) озеро
2) красивое, дивное, широкое, лучезарное, глубокое, прозрачное, прекрасное, лазурное, стоячее
3) исследовать, плавать, любоваться, купаться, манит, ловить рыбу, улыбается
4)
- озера - украшение земли
- сердце Сибири-Байкал
- прозрачное переливающееся зеркало
- здесь озера, кругом озера голубой отражают свет, и широким водным просторам ни конца и ни края нет
5) гидросфера, воды суши, водоем, вода
Подведение итогов урока
1. Можем ли мы сказать, что справились с задачами сегодняшнего урока?
2. Изменилось ли ваше представление об озерах в ходе сегодняшнего урока?
3. Были ли все сегодня на уроке активными?
4. Заключительное слово учителя о том, что удалось сделать на уроке, а что нет:
познакомились с озерами, сточное – бессточное, типы озерных котловин, самое большое, глубокое, соленое, их типами питания, использование.
познакомились с новыми приемами: кластер, чтение с пометками, синквейн.
нашли озера на картах
посмотрели фильм и фотографии
5. Похвалить учащихся, которые активно принимали участие в обсуждении.
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработки уроков по географии
Данные уроки по различным темам и классам были представлены на всероссийском конкурсе " Открытый урок"...
Разработка урока по географии "Население Африки"
Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....

Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс
Урок составлен с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1. Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...
разработка урока по географии "Мифы и реальность"
Мы узнали много интересного об удивительном и загадочном материке Африка. Сегодня на уроке вы должны показать свои знания. Также мы услышим и много нового об Африке, её природных объектах и её обитате...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"
Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"
Методическая разработоа урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...

Разработка урока по географии 9 класса. Тема урока: "Байкал – уникальное явление планеты Земля".
Тема урока: "Байкал - уникальное явление планеты Земля". Урок входит в рассмотрение темы "Восточная Сибирь. В процессе урока обучающиеся 9 класса должны получить информацию о озере Байк...