"Поволжье. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала " - урок географии, 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)
Цель: определить состав и особенности ЭГП района, оценить влияние природных условий и ресурсов на хозяйство района, и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.
Задачи:
обучающая: - познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);
- описать природные условия и ресурсы.
развивающая: -продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,
-развитие познавательного интереса к предмету.
воспитывающая: -формирование творческой активности, стремления к интеллектуальному развитию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема - Поволжье. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала
Цель: определить состав и особенности ЭГП района, оценить влияние природных условий и ресурсов на хозяйство района, и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.
Задачи:
обучающая:
- познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);
- описать природные условия и ресурсы.
развивающая:
-продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,
-развитие познавательного интереса к предмету.
воспитывающая:
-формирование творческой активности, стремления к интеллектуальному развитию.
1.Повторение изученного. Тест по теме «Центральная Россия»
- Из перечисленных ниже областей выбрать те, что входят в состав Центральной России : а) Саратовская, Астраханская, Волгоградская б) Калужская, Тульская, Ярославская в) Ростовская, Тамбовская
2. Какую планировку имеет Москва? а) симметричную б) радиально – кольцевую в) треугольную
3. На территории Центральной России находятся города миллионеры:
а) Москва б) Самара в) Нижний Новгород г) Ярославль
4.Найдите соответствия между народными промыслами и их центрами: 1) Гжель 2) Хохлома 3) Ростов
а) роспись по эмали (финифть) б) роспись деревянной посуды в) глиняная , фарфоровая посуда
5. Выделите города входящие в состав «Золотого кольца России»?
а) Ярославль б) Смоленск в) Владимир г) Санкт- Петербург
6. Центральная Россия граничит с: а) Норвегией б) Украиной в) Белоруссией
7. Крупнейшее месторождение железной руды в Центральной России находится в области: а) Тверской
б) Курской в) Рязанской
8. Какое население преобладает в центральной России? а) городское б) сельское
9. Старый Оскол является центром: а) цветной металлургии б) лесной промышленности в) бездоменной металлургии
10. Установите соответствия между центрами и отраслями промышленности :
1) Чёрная металлургия а) Нижний Новгород
2) Автомобилестроение б) Липецк
3) Химическая в) Ярославль
11. Наиболее благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства имеются в районе? а) Центрально – Черноземном б) Центральном в) Северо-Западном
12.Год основания Москвы? а) 1147г. б) 1712 г. в)1918г.
13. Какой народ преобладает в Центральной России: а) чуваши б) русские в) марийцы
14. Район Центральной России, имеющий приморское положение:
а) Волго-Вятский б) Центрально-Черноземный в) Северо-Западный
15.Найдите соответствия между областью и её неофициальным названием:
1) «Янтарный край» а) Брянская
2) «Партизанский край» б) Калининградская
3) «Ситцевый край» в) Ивановская
Вступительное слово: Говоря о реке как о географическом понятие, мы часто используем это слово как метафору, например, когда рассуждаем о времени, говорим: «Время течёт» или «нельзя войти в одну реку дважды», «плывет по течению». Используем эпитеты капризная, величественная, своенравная, спокойная. Мы очень похожи – реки и люди, люди как реки.
-Что вам известно о Волге?
(Волга – прослав. «Влга», русск. «Волоога» от влаги, влажный, в среднем и нижнем течении известные местные названия – чуваш. «Адиль», татар. «Идиль», монг. «Изиль», «Итиль», греч. «Ра», почему столько местных названий?)
- Экономический район, с которым нам предстоит сегодня познакомиться, тесно связан с главной рекой Европейской части России и получил соответствующее название. Назовите район, о котором идёт речь? (Поволжье)
- работа с географической картой атласа «Поволжье» - назовите субъекты РФ, которые входят в состав Поволжья.
2. Работа в парах - ЭГП района ( по плану), определить отличительные черты ЭГП и сделать вывод.
3. Что такое широтная зональность? Какие природные зоны расположены в Поволжье?
– широтная зональность, ярко выражена, так как район вытянут в меридиональном положении: лесная зона – Татарстан;
Лесостепная – Ульяновская и Самарская области,
Степи- Саратовская и Волгоградская;
Полупустыни- Астраханская обл. и Калмыкия
Естественный покров сохранился на небольших площадях региона
4. Какие минеральные ресурсы преобладают в Поволжье?
Нефть- Татарстан, (г. Альметьевск – нефтепровод «Дружба») Самарская, Саратовская области, шельф Каспийского моря.
Газ – Астраханская обл.
Поваренная соль- оз. Эльтон, Баскунчак-
(В Центральной России мало соли. С середины XVII в. Россия начинает добычу соли на Эльтоне. Но места в низовьях Волги оставались еще очень опасными, и заниматься соляным промыслом сюда отправляли людей, которых, во-первых, было не жалко (в наказание за провинность) и которые, во-вторых, способны были бы за себя постоять в открытой степи. В Заволжье ссылают неблагонадежных казаков. Они должны были возить соль на волах с Эльтона к Саратову. Напротив Саратова, на левом берегу Волги возникает Покровская Слобода (ныне г. Энгельс), чей герб и свидетельствует о причине рождения поселения: подвозка на волах соли с Эльтона — чаша с солью на спине быка. О важности соли напоминает солонка на гербе Федоровского района. )
- Откуда же такие запасы соли у Нижней Волги? Ведь Эльтон не один, здесь много солёных водоемов.
(Здесь в геологически недавнее время стояли воды Каспийского моря, соединенного с Аралом. Море отступило, обнажив просоленное дно, оставив соленые озера, залежи засохшей соли).
Стройматериалы
Сера -Самарская и Астраханская обл.
Водные - Волга
Рыбные – прежде всего, 90% осетровые. Каспийское море
Агроклиматические
Рекреационные
Сделайте вывод о богатстве Поволжья ресурсами. (Много водных ресурсов, имеются нерудное сырье (топливные), рудные отсутствуют).
- Самара это город-миллионер с ним связаны имена великих русских художников. Буду рада, если вы назовёте их имена и картины.
Репин «Бурлаки на Волге» - Русский музей, Санкт-Петербург
Суриков «Боярыня Морозова» - Третьяковская галерея, Москва
Айвазовский «Девятый вал» - Русский музей, Санкт-Петербург
- Поволжье – здесь проходили ключевые моменты восстания Емельяна Пугачева, в Саратовских степях свои же казаки предадут его.
В Самаре прошли юношеские годы писателя Алексея Толстого, здесь начинал свою литературную карьеру Максим Горький.
- Было одно уникальное событие в настоящем смысле этого слова, единственное и неповторимое. 12 апреля 1961 года на территории Энгельсского района приземлился Юрий Гагарин, произошло первое вхождение на Землю человека из космоса.
Рефлексия.
Домашнее задани
Дополнительная информация.
Географическое положение Поволжья: район лежит на юго-востоке европейской части Российской Федерации, а также Русской равнины. На востоке имеет границу с Уралом, на севере — с Центральным районом, на юге — с Югом России и Казахстаном.
Особенности природно-ресурсного потенциала Поволжья:
- Сельскохозяйственные земли. 75% территории района занимают сельскохозяйственные угодья.
- Минеральные ресурсы. В основном это нефть и природный газ.
- Месторождения калийных и поваренных солей. Например, озёра Эльтон и Баскунчак.
- Водные ресурсы. Поволжье хорошо обеспечено водными ресурсами, главная водная артерия региона — река Волга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"
Цели: · Сформировать знание о составе и географическом положении региона.· Оценить природно – ресурсный ...
Китай : географическое положение, ресурсный и демографический потенциал.
Акцентировать внимание школьников на вопросах демографической политики( " Проблемы народонаселения откладывают свой отпечаток на все стороны жизни"). Проводится дискуссия " Многомиллионное население К...
Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал" с применением проектной деятельности.
Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР)....

Тестовые задания по теме "Поволжье. Географическое положение. Природа" 9 класс
Тестовые задания по теме "Поволжье. Географическое положение. Природа" составлены на основе банка заданий ОГЭ сайта ФИПИ, соответствуют материлам учебников курса 9 класса.Рекомендуется испол...

Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"
Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"...

Поволжье. Географическое положение, природа и ресурсы
Урок на тему "Поволжье. Географическое положение, природа и ресурсы". Полностью разработан урок и презентация, маршрутный лист, где обучающиеся ведут записи по ходу урока, делают обобщение.У...

Поволжье. Географическое положение. Особенности природно- ресурсного потенциала
презентация к разделу: Регионы России...
