Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме
Цели:
· Сформировать знание о составе и географическом положении региона.
· Оценить природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы.
· Отработка навыков анализа карт и работы со статистическим материалом.
Тип урока: изучения нового материала с элементами практикума
Форма работы: индивидуально - групповая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
EGP_i_prirodno_-_resursnyy_potencial_stran_Zarubezhnoy_Evropy.rar | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы.
Урок географии 11 класс
Автор: Кузина Ольга Викторовна
учитель географии
ГОУ школы № 391 Красносельского района
Санкт - Петербурга
Цели:
- Сформировать знание о составе и географическом положении региона.
- Оценить природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы.
- Отработка навыков анализа карт и работы со статистическим материалом.
Тип урока: изучения нового материала с элементами практикума
Форма работы: индивидуально - групповая
Оборудование: компьютер, приставка мультимедиа, политическая карта мира, атласы, таблицы, учебники.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
1). Вступительное слово учителя.
- Состав Европы
- Регионы Европы
Слайд 2
В состав Зарубежной Европы входит около 40 государств. S = 5,4 млн кв км, численность населения 520 млн человек. По географическому принципу Европу принято делить на несколько субрегионов.
Регионы Европы
Северная Европа Западная Европа Южная Европа Восточная Европа
- Классификация стран Европы по площади:
Задание: с помощью «визитной карточки» стран Зарубежной Европы, на форзаце учебника В.П. Максаковского, электронного учебника по экономической и социальной географии мира, 10 класс, раздел «Зарубежная Европа», из серии «Образовательная коллекция» приведите примеры разных по площади стран Европы:
Страны Зарубежной Европы | ||
Крупные государства (S более 500 тыс. км2) | Средние по площади государства | Государства - «карлики» |
Слайд 3
- Классификация стран Европы по административно – территориальному устройству и формам правления.
Вопросы:
- Какие формы правления государств Вы знаете?
- Чем различаются эти формы правления?
- Какие формы монархий Вы знаете?
- Чем они различаются?
- Какие формы административно – территориального устройства государств Вы знаете?
- Чем они различаются?
Задание. С помощью «визитной карточки» стран Зарубежной Европы на форзаце учебника, таблицы 2, стр. 382, электронного учебника по экономической и социальной географии мира, 10 класс, из серии «Образовательная коллекция» конкретизируйте характеристику их государственного строя и форм правления.
Республика | Монархии | ||
Унитарные | Федеративные | Конституционные | Абсолютные |
Сделайте вывод: государства с какой формой правления и административно – территориальным устройством преобладают в Европе?
Вопрос: опираясь на знания по курсу истории, объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько монархий, сколько в Зарубежной Европе?
Слайд 4. 5
- Экономико – географическое положение
Слайд 6
- Соседское положение. При сравнительно небольших размерах территории, малой ее «глубине» и хорошей транспортной проходимости эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями.
- Границы проходят по природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.
- Приморское положение подавляющего большинства стран (в западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, а в восточной – на 600 км).
- Политическая карта региона
Слайд 7
- на протяжении 20 века (после Первой и Второй мировых войн и в последние годы)
претерпела существенные изменения:
Задание: Проанализируйте карты. Какие видимые изменения произошли на политической карте Европы с 1914 по 1938 гг. Сравните карту Европы 1938 года с современной политической картой мира в атласе и найдите не менее 4-х изменений. Слайд 7- 8
- объединение Германии,
- распад Югославии, Чехословакии,
- приобретение независимости странами Балтии,
- изменение общественного строя в станах Восточной Европы
- К концу 90-х годов в большинстве стран зарубежной Европы у власти оказались социал – демократические партии, пришедшие на смену партиям консерваторов.
Политической консолидации региона способствует деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – 55 стран (ОБСЕ), Совет Европы (39 стран). Возрастает влияние блока НАТО (16 стран). http://ru.wikipedia.org/wiki/Организация_Североатлантического_договора
Слайд 9
- Региональная экономическая интеграция – Европейский Союз (с 1957 года) к 2007 году 27 стран.
Слайды 7,10, 27 – 30, 11
- Природные предпосылки для развития экономики.
Практическая работа
- Пользуясь картой полезных ископаемых Европы в атласе, статистическими таблицами стр. 383-384, электронным учебником по экономической и социальной географии мира, 10 класс, раздел «природные ресурсы Европы», из серии «Образовательная коллекция» определите, какие страны наиболее богаты:
- каменным углем,
- бурым углем,
- нефтью и газом,
- рудами черных и цветных металлов.
Слайд 12, 13, 14
Полезные ископаемые | Каменный уголь | Бурый уголь | Нефть | Газ | Железная руда | Руды цветных металлов |
Страны Европы | ФРГ Польша Украина Великобритания Чехия | ФРГ Польша Чехия | Норвегия Великобритания Румыния | Норвегия Нидерланды Великобритания | Франция Швеция Украина Венгрия Бельгия | Франция Италия Венгрия Румыния Греция ФРГ Велико британия Бельгия Польша Финляндия |
Ответьте на вопросы:
- Выделите отрасли промышленности, для которых имеются благоприятные предпосылки.
- Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?
- Какие проблемы возникают в европейских странах в связи с интенсивным использованием природно – ресурсного потенциала?
Слайд 14
- Используя карты атласа, определите есть ли предпосылки для развития лесной промышленности.
Наибольшими природными предпосылками для ведения л е с н о г о х о з я й с т в а обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Лесистость Зарубежной Европы- 32% . Наиболее лесистые страны: Финляндия (59%), Швеция (54%), Исландия
Слайд 15
- Используя карты атласа, дайте краткую характеристику агроклиматическим ресурсам Зарубежной Европы.
Основная часть Зарубежной Европы размещается в зоне умеренного и субтропического климата, обладает благоприятными для многих отраслей сельского хозяйства режимами температур и влаги Мягкие зимы и большая продолжительность вегетационного периода в южной части региона способствуют почти круглогодичной вегетации.
Слайд 16 - 18
- Используя карты атласа, электронный учебник по экономической и социальной географии мира, 10 класс, раздел «природные ресурсы Европы», из серии «Образовательная коллекция», определите какие еще есть предпосылки для развития сельского хозяйства.
S земельного фонда - 5,1 млн. кв. км, доля обрабатываемых земель - 29%,
под пастбищами - 8%, обеспеченность пашней на душу населения - 0,28 га
Слайд 19
- Используя атласы и дополнительные источники информации, выделите районы Европы с благоприятными рекреационными ресурсами:
- природно – климатическими (приморские, приозерные, горные, бальнеологические)
- историко – культурные объекты (города – музеи)
- страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства.
К числу самых популярных стран при влечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже является главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.
В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристско-рекреационные районы двух типов - приморские и горные.
Пример 1. главный район примopcкoгo туризма Средиземноморье, которое ежегодно посещают 220 млн человек. Ocoбенно популярны побережье Лигурийского моря, где находится защищенный с севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце , побережье Адриатического моря в Xopвaтии, побережье Испании, Балеарские острова.
Пример 2. главный район гopнoгo туризма - Альпы, которые ежегодно посещают 100 млн человек. Нижний пояс гор используется главным образом для лечения и пешеходного туризма, средний - для занятия гopнолыжным спортом, верхний для альпинизма.
Наряду со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые камни Европы» достопримечательности ее городов. Cвoeобразной «туристской Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид, где в июле - aвгycтe местных жителей, нaвepное, меньше, чем приезжих. Mножество туристов бывает также в Лондоне, Амстердаме, Вене, Дрездене, Праге, Кракове, Будапеште, Венеции, Неаполе, Афинах. Вспомним, что по количеству объектов Всемирного культypнoгo наследия (316) зарубежная Европа занимает внеконкурентное первое место среди peгионов мира. Большинство из них относится к эпохе Средних веков, но широко представлены также объекты эпохи Возрождения, новoгo времени, Античности, первобытности.
Слайд 20
- Закрепление материала
Слайд 21 - 22
Тест
1. Самое крупное по площади государство Европейского Союза:
1) Швеция; 2) Украина; 3) Франция; 4) Германия.
2. Какое из перечисленных государств Европы не входит в НАТО?
1) Польша; 2) Греция; 3) Исландия; 4) Швейцария; 5) Чехия.
3. Какое из перечисленных государств не является федерацией?
1) Бельгия; 2) Австрия; 3) Франция; 4) Сербия и Черногория.
4. Численность населения Европы:
1) 280 млн; 2) 810 млн; 3) 520 млн; 4) 330 млн.
5. Сколько стран входит в состав Европейского Союза:
1)15; 2) 25; 3) 16; 4) 27.
6. Страны – лидеры по запасам лесных ресурсов:
1) Финляндия; 2) Норвегия; 3) Швеция; 4) Великобритания.
7. Черты ЭГП Зарубежной Европы:
1) Приморское положение; 2) Компактность территории; 3) Наличие крупных природных препятствий; 3) Большая протяженность территории с севера на юг и с запада на восток.
- Домашнее задание:
- стр. 179 – 180,
- на к/карту нанести страны Европы с монархической формой правления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»
Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...
Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал" с применением проектной деятельности.
Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР)....
конспект урока по географии 8 класс "Природно-ресурсный потенциал России"
конспект урока по географии в 8 классе с использованием сингапурской методики обучения УМК И.И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, на уроке рассмарива...
ЭГП и природно-ресурсный потенциал стран Зарубежной Европы
Презентация к уроку географии в 11 классе...
Контрольная работа по теме: "Состав, географическое положение и природные ресурсы Зарубежной Европы" 10 класс.
Контрольная работа составлена к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса. Углублённый уровень. Матеиал представлен ...
Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"
Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"...
Поволжье. Географическое положение. Особенности природно- ресурсного потенциала
презентация к разделу: Регионы России...