Главные вкладки

    Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"
    план-конспект урока по географии (11 класс) по теме

    Цели:

    ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.

    ·         Оценить природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

    ·         Отработка навыков анализа карт и работы со статистическим материалом.

    Тип урока: изучения нового  материала с элементами практикума

    Форма работы: индивидуально - групповая

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема:  Экономико - географическое положение и природно –       ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

    Урок географии  11 класс

    Автор: Кузина Ольга Викторовна

    учитель географии  

    ГОУ школы № 391 Красносельского района

    Санкт - Петербурга

    Цели:

    1. Сформировать знание о составе и географическом положении региона.
    2. Оценить природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы.
    3. Отработка навыков анализа карт и работы со статистическим материалом.

    Тип урока: изучения нового  материала с элементами практикума

    Форма работы: индивидуально - групповая

    Оборудование: компьютер, приставка мультимедиа, политическая карта мира, атласы, таблицы, учебники.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Изучение нового материала.

    1). Вступительное слово учителя.

    1. Состав Европы
    1. Регионы Европы

    Слайд  2

    В состав Зарубежной Европы входит около 40 государств. S = 5,4 млн кв км, численность населения 520 млн человек.  По географическому принципу Европу принято делить на несколько субрегионов.

    Регионы Европы

    Северная Европа         Западная Европа              Южная Европа            Восточная Европа

    1. Классификация стран Европы по площади:

    Задание: с помощью «визитной карточки» стран Зарубежной Европы, на форзаце учебника В.П. Максаковского, электронного учебника по экономической и социальной географии мира, 10 класс, раздел «Зарубежная Европа», из серии «Образовательная коллекция» приведите примеры разных по площади стран Европы:

    Страны Зарубежной Европы

    Крупные государства

    (S более 500 тыс. км2)

    Средние по площади государства

    Государства -  «карлики»

    Слайд 3

    1. Классификация стран Европы по административно – территориальному  устройству и формам правления.

    Вопросы:

    1. Какие формы правления государств Вы знаете?
    2. Чем различаются эти формы правления?
    3. Какие формы монархий Вы знаете?
    4. Чем они различаются?
    5. Какие формы административно – территориального устройства государств Вы знаете?
    6. Чем они различаются?

    Задание. С помощью «визитной карточки» стран Зарубежной Европы на форзаце учебника, таблицы 2, стр. 382, электронного учебника по экономической и социальной географии мира, 10 класс, из серии «Образовательная коллекция»  конкретизируйте характеристику их государственного строя и форм правления.

    Республика

    Монархии

    Унитарные

    Федеративные

    Конституционные

    Абсолютные

    Сделайте вывод: государства с какой формой правления и административно – территориальным устройством преобладают в Европе?

    Вопрос:  опираясь на знания по курсу истории, объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько монархий, сколько в Зарубежной Европе?

    Слайд 4. 5

    1. Экономико – географическое положение

    Слайд 6

    1. Соседское положение. При сравнительно небольших размерах территории, малой ее «глубине» и хорошей транспортной проходимости эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями.
    2. Границы проходят по природным рубежам, которые не создают значительных  препятствий для транспортных связей.
    3. Приморское положение подавляющего большинства стран  (в западной части региона нет места,  удаленного от моря более чем на 480 км,  а в восточной – на 600 км).
    1. Политическая карта региона

    Слайд 7

    1.    на протяжении 20 века (после Первой и Второй мировых войн и в последние годы)

    претерпела существенные изменения:

    Задание: Проанализируйте  карты.   Какие  видимые изменения произошли на политической карте Европы  с  1914  по 1938 гг.  Сравните карту Европы 1938 года с современной политической картой мира в атласе и найдите не менее 4-х изменений.  Слайд 7- 8

    1. объединение Германии,
    2. распад Югославии, Чехословакии,  
    3. приобретение независимости странами Балтии,
    4. изменение общественного строя в станах Восточной Европы
    1. К концу 90-х годов в большинстве стран зарубежной Европы у власти оказались социал – демократические партии,  пришедшие на смену партиям консерваторов.

    Политической консолидации региона способствует деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – 55 стран  (ОБСЕ), Совет Европы (39 стран). Возрастает влияние блока НАТО (16 стран).               http://ru.wikipedia.org/wiki/Организация_Североатлантического_договора

    Слайд 9

    1. Региональная экономическая интеграция – Европейский Союз (с 1957 года) к 2007 году 27 стран.

    Слайды  7,10, 27 – 30, 11

    1. Природные предпосылки для развития экономики.

    Практическая работа

    1. Пользуясь картой полезных ископаемых Европы в атласе, статистическими  таблицами  стр. 383-384, электронным учебником по экономической и социальной географии мира, 10 класс, раздел «природные ресурсы Европы», из серии «Образовательная коллекция» определите, какие страны наиболее богаты:

    - каменным углем,

    - бурым углем,

    - нефтью и газом,

    - рудами черных и цветных металлов.

    Слайд 12, 13, 14

    Полезные ископаемые

    Каменный уголь

    Бурый уголь

    Нефть

    Газ

    Железная руда

    Руды цветных металлов

    Страны Европы

    ФРГ

    Польша                                                                                                                                                                                                

    Украина Великобритания

    Чехия

    ФРГ

    Польша

    Чехия

    Норвегия

    Великобритания

    Румыния

    Норвегия

    Нидерланды

    Великобритания

    Франция

    Швеция

    Украина

    Венгрия

    Бельгия

    Франция

    Италия

    Венгрия

    Румыния

    Греция

    ФРГ

    Велико

    британия

    Бельгия

    Польша Финляндия

    Ответьте на вопросы:

    - Выделите отрасли промышленности, для которых имеются благоприятные предпосылки.

    -  Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?

    - Какие проблемы возникают в европейских странах в связи с интенсивным  использованием природно – ресурсного потенциала?

    Слайд 14

    1. Используя карты атласа, определите есть ли предпосылки для развития лесной промышленности.

    Наибольшими природными предпосылками для ведения л е с н о г о х о з я й с т в а обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Лесистость  Зарубежной Европы- 32% . Наиболее лесистые страны: Финляндия (59%), Швеция (54%), Исландия

    Слайд 15

    1. Используя карты атласа,  дайте краткую характеристику агроклиматическим ресурсам Зарубежной Европы.

    Основная    часть    Зарубежной Европы  размещается   в  зоне  умеренного  и  субтропического климата,  обладает  благоприятными  для многих  отраслей сельского хозяйства  режимами температур и  влаги Мягкие  зимы  и  большая продолжительность  вегетационного периода  в  южной части региона  способствуют почти  круглогодичной вегетации.

    Слайд  16 - 18

    1. Используя карты атласа, электронный учебник по экономической и социальной географии мира, 10 класс, раздел «природные ресурсы Европы», из серии «Образовательная коллекция»,  определите какие еще есть предпосылки для развития сельского хозяйства.

    S земельного фонда - 5,1 млн. кв. км, доля обрабатываемых земель - 29%,
    под пастбищами - 8%, обеспеченность пашней на душу населения - 0,28 га

    Слайд 19

    1. Используя атласы и дополнительные источники информации, выделите районы Европы с благоприятными рекреационными ресурсами:

    - природно – климатическими (приморские,  приозерные, горные, бальнеологические)

    - историко – культурные объекты (города – музеи)

    - страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства.

    К числу самых популярных стран при влечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже является главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.

    В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристско-рекреационные районы двух типов - приморские и горные.

    Пример 1. главный район примopcкoгo туризма Средиземноморье, которое ежегодно посещают 220 млн человек. Ocoбенно популярны побережье Лигурийского моря, где находится защищенный с севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце , побережье Адриатического моря в Xopвaтии, побережье Испании, Балеарские острова.

    Пример 2. главный район гopнoгo туризма - Альпы, которые ежегодно посещают 100 млн человек. Нижний пояс гор используется главным образом для лечения и пешеходного туризма, средний - для занятия гopнолыжным спортом, верхний для альпинизма.

    Наряду со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые камни Европы» достопримечательности ее городов. Cвoeобразной «туристской Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид, где в июле - aвгycтe местных жителей, нaвepное, меньше, чем приезжих. Mножество туристов бывает также в Лондоне, Амстердаме, Вене, Дрездене, Праге, Кракове, Будапеште, Венеции, Неаполе, Афинах. Вспомним, что по количеству объектов Всемирного культypнoгo наследия (316) зарубежная Европа занимает внеконкурентное первое место среди peгионов мира. Большинство из них относится к эпохе Средних веков, но широко представлены также объекты эпохи Возрождения, новoгo времени, Античности, первобытности.

    Слайд 20

    1. Закрепление материала

    Слайд 21 - 22

    Тест

    1. Самое крупное по площади государство Европейского Союза:

        1) Швеция;  2) Украина;  3) Франция;  4) Германия.

    2. Какое из перечисленных государств Европы не входит в НАТО?

        1) Польша;  2) Греция;  3) Исландия;  4) Швейцария;  5) Чехия.

    3. Какое из перечисленных государств не является федерацией?

        1) Бельгия;  2) Австрия;  3) Франция;  4) Сербия и Черногория.

    4. Численность населения Европы:

         1) 280 млн;   2) 810 млн;   3) 520 млн;   4) 330 млн.

    5. Сколько стран входит в состав Европейского Союза:

       1)15; 2) 25; 3) 16; 4) 27.

    6. Страны – лидеры по запасам лесных ресурсов:

        1) Финляндия; 2) Норвегия; 3) Швеция; 4) Великобритания.

    7. Черты  ЭГП Зарубежной Европы:

    1) Приморское положение; 2) Компактность территории; 3) Наличие крупных природных препятствий; 3) Большая протяженность территории с севера на юг и с запада на восток.

    1. Домашнее задание:
    1. стр. 179 – 180,
    2. на к/карту нанести страны Европы с монархической формой правления.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»

    Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...

    Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал.

    Информация дана в виде таблицы....

    Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»

    Цель:  Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья....

    Урок-игра "Счастливый случай"по географии «Природно-ресурсный потенциал Ростовской области».

    Урк-игра "Счастливый случай". Групповая работа, направленная на углубленное изучение особенностей компонентов природы (климата, рельефа, растительного, животного мира) Ростовской области....

    Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал" с применением проектной деятельности.

    Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР)....

    конспект урока по географии 8 класс "Природно-ресурсный потенциал России"

    конспект урока по географии  в 8 классе с использованием сингапурской методики обучения УМК  И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа,  на уроке рассмарива...

    ЭГП и природно-ресурсный потенциал стран Зарубежной Европы

    Презентация к уроку географии в 11 классе...