Главные вкладки

    Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»
    план-конспект урока географии (9 класс) по теме

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Форма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обучения

    Цели урока:

    ·         Расширить представление о природных ресурсах Европейского Севера;

    ·         Показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района;

    ·         Выявит причины и сущность проблем с запасами и освоением природных ресурсов Европейского Севера, наметить пути его развития;

    ·         Раскрыть проблемы взаимосвязи и взаимодействия природы и человека;

    ·         Создать условия для развития речи, умений работать в группе;

    ·         Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе;

    ·         Учить работать с дополнительными источниками информации (использовать интернет ресурсы);

    ·         Формировать навыки поисково – исследовательской деятельности;

    ·         Развивать творческое мышление;

    ·         Создавать условия для формирования и развития экологической культуры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера».

    Урок географии  9 класс

    Автор: Кузина Ольга Викторовна

    учитель географии  

    ГОУ СОШ  № 391 Красносельского района

    Санкт - Петербурга

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Форма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обучения

    Цели урока:

    1. Расширить представление о природных ресурсах Европейского Севера;
    2. Показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района;
    3. Выявит причины и сущность проблем с запасами и освоением природных ресурсов Европейского Севера, наметить пути его развития;
    4. Раскрыть проблемы взаимосвязи и взаимодействия природы и человека;
    5. Создать условия для развития речи, умений работать в группе;
    6. Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе;
    7. Учить работать с дополнительными источниками информации (использовать интернет ресурсы);
    8. Формировать навыки поисково – исследовательской деятельности;
    9. Развивать творческое мышление;
    10. Создавать условия для формирования и развития экологической культуры.

    Оборудование: физическая и экономическая карты России, карты атласа, учебник под редакцией А.И. Алексеева, компьютер (с выходом в интернет).

    Интернет ресурсы:

    http://www.georus.by.ru/

    http://miningexpo.ru/news/5654

    http://www.mineral.ru/Facts/russia/131/278/index.html   

    http://oilru.com/nr/81/843/oilru.com

    http://vipstd.ru/gim/content/view/99

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Печорский угольный бассейн

    http://energyfuture.ru/xarakteristika-pechorskogo-ugolnogo-bassejna-dobycha-uglya-v-pechorskom-bassejne

     http://ecology-portal.ru/publ/zhivotnye/500714-ryby-i-drugie-zhivotnye-vodoemov.html

    I  Организационная часть урока.

    Приветствие. Проверка готовности к урок.  Знакомство учащихся с темой урока. Постановка цели урока.

    II  Изучение нового материала.

    1. АОЗ
    1. Используя карты атласа, вспомнить какими  природными ресурсами богат Европейский Север?
    2. Как повлиял природно – ресурсный потенциал на специализацию его экономики?

    Заполнить первые две графы таблицы

    Природные ресурсы

    Старые отрасли специализации

    Новые (возможные) отрасли специализации

    1. Проблемная ситуация
    1. Постоянно растущий спрос на природное сырье в мире, привел к истощению многих его видов и как следствие к глобальной сырьевой проблеме.

    Познавательный вопрос

    Какие изменения в специализации экономики Европейского Севера могут произойти в ближайшие десятилетия в связи с истощением ряда природных ресурсов региона.

    Работа в группах (каждая группа, методом жеребьевки, получает  карточку с заданиями по характеристике одного вида ресурса).

    Вопросы и задания.

    1. Ознакомление.
    1. Используя различные источники информации: учебник, карты атласа,  сайты интернета, раздаточный материал (Приложение 1), дают характеристику одного вида ресурсов.
    2. Предполагают, какие изменения в специализации экономики Европейского Севера могут произойти в связи с тенденцией в использовании данного ресурса.

    1. Понимание.

    Заполните таблицу (первую и третью графу):

    Природные ресурсы

    Старые отрасли специализации

    Новые (возможные) отрасли

    специализации

    1. Применение.

    Рассчитайте на основании данных о запасах отдельных видов природных ресурсов и объемов добычи на сколько лет хватит того или иного природного сырья (раздаточный материал).

    1. Анализ.

    Назовите причины сокращения природно – ресурсного потенциала Европейского Севера (на примере своего ресурса). Оптимистические  и пессимистические прогнозы развития экономики (отрасли) региона.

    1. Синтез

    Составьте схему «Последствия сокращения природно – ресурсного потенциала Европейского Севера» (на примере своего ресурса).

    ПРИМЕРЫ

                                Последствия сокращения природно – ресурсного потенциала

    1. Сокращение площади лесов                                          2.   Истощение месторождений руд   цветных металлов

    Обмеление рек                                                                Нехватка сырья для предприятий                      цветной металлургии    

    Сокращение площадей заливных лугов

    Сокращение производства сливочного масла

       3. Сокращение рыбных ресурсов

           Подрыв экологического равновесия

                                                         

          Проблемы развития пищевой (рыбной) промышленности

    1. Выступление групп

    Другие группы слушают, заносят сведения в таблицу (в графу один  и три). Готовят уточняющие вопросы. Дополняют.

    III Рефлексия                        

    Оцените влияние  данного процесса на экономику России и Северо – Западного экономического района в частности.

    Выставление оценок.

    IV Домашнее задание

    1. П. 33,
    2. на к/карту нанести месторождения полезных ископаемых.

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

    Цели: ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.·         Оценить природно – ресурсный ...

    Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал.

    Информация дана в виде таблицы....

    Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»

    Цель:  Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья....

    Урок "Природно-ресурсный потенциал России"

    Урок в 8 классе по теме "Природно-ресурсный потенциал России" с использованием элементов сингапурской методики...

    Урок-игра "Счастливый случай"по географии «Природно-ресурсный потенциал Ростовской области».

    Урк-игра "Счастливый случай". Групповая работа, направленная на углубленное изучение особенностей компонентов природы (климата, рельефа, растительного, животного мира) Ростовской области....

    Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал" с применением проектной деятельности.

    Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР)....

    конспект урока по географии 8 класс "Природно-ресурсный потенциал России"

    конспект урока по географии  в 8 классе с использованием сингапурской методики обучения УМК  И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа,  на уроке рассмарива...