ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии на тему «Природно – ресурсный потенциал мира» (практическое занятие) 8класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Наталья Захарова

Урок разработан на основе ФГОС. Цели урока:1. Формировать знания учащихся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению. Обучить компьютерной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии на тему «Природно – ресурсный потенциал мира» (практическое занятие)

Цели:

1. Формировать знания уч-ся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению. Обучать компьютерной грамотности.

Задачи:

1.Развивать умение слушать, выделять главное; умение высказывать своё мнение, обобщать, делать выводы.

2.Воспитывать трудолюбие, культуру активного слушания.

3.Повышать интерес к предмету через содержание занятия.

Планируемые результаты: 

личностные: продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда;

метапредметные: способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности;

предметные: сформировать понятие «ресурсообеспеченность»; обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме; научить определять ресурсообеспеченность различных стран определёнными видами минеральных ресурсов.

Оборудование: атласы, учебники, схемы, таблицы, диаграммы, тетради для практических работ.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: практическое занятие

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация учебной деятельности

География изучает географическую оболочку. Ее компоненты образовывают единственный сложный изменяющийся организм – Землю. На протяжении последних столетий на географическую оболочку постоянно возрастало. И сейчас на протяжении одного года человек добывает свыше 100 млрд тонн минеральных ресурсов, вырубает миллионы гектаров леса, использует миллиарды кубических метров воды.

Анализируют сказанное, делают выводы. Участвуют в определении целей урока. Объясняют утверждение: «История человечества есть ни что иное, как эволюция окружающей среды, которая вызвана самой средой» (Э. Реклю).

слушают

2.Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним, что такое природные условия и природные ресурсы?

  1. Природные условия – это совокупность компонентов географической среды (географическое положение территории, климат, рельеф, гидрографические особенности территории и т.д.), влияющие на возможности развития хозяйства и условия жизни человека.
  2. Природные ресурсы – компоненты природы, которые при данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в хозяйстве. Различают ресурсы минерального сырья, земельные, водные, климатические, биологические, рекреационные.

Формулируют определения понятий. Акцентируют внимание на различиях между природными ресурсами и условиями.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы

3.Организация познавательной деятельности

С развитием географической оболочки наиболее активным фактором, влияющим на состояние всех ее компонентов, стало возникновение живой мыслящей материи, носителем которой является человек. Человек взаимодействует с компонентами географической оболочки как непосредственно (как компонент биосферы), так и опосредствованно через общественный труд как форму особого обмена вещества с природой.

Классификация природных ресурсов.

1.«Природные ресурсы по степени исчерпаемости».

Неисчерпаемые:

(солнечная энергия, внутреннее тепло Земли, энергия воды и ветра)

Исчерпаемые:

Возобновляемые (лесные, водные богатства Земли, живые организмы)

Невозобновляемые (полезные ископаемые)

Также изучая географию, вы ознакомились с другой классификацией природных ресурсов – по их использованию.


2.«Природные ресурсы по их использованию».

Природные ресурсы:

Минеральные Водные Земельные Лесные Мирового Океана Рекреационные

Человек использует природные ресурсы в процессе природопользования – деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов.

Следствием природопользования являются количественные и качественные изменения природных ресурсов. Особенно сильными они являются в случае нерационального природопользования – такого использования природных ресурсов, которое приводит к очень быстрому ухудшению их качества и полного исчерпания.

При нерациональном природопользовании часть природных ресурсов просто теряется. Это приводит к чрезмерной их добыче. Одновременно значительно ухудшается состояние окружающей среды, что приводит к экологическим кризисам.

Противоположностью нерационального природопользования является рациональное природопользование – изучение, освоение и использование природных ресурсов таким образом, чтобы обеспечить по возможности более длительное время их использования и сохранялось или даже повышалось их качество.

Ресурсообеспеченность.

Одним из важных условий рационального природопользования является расчет количества природных ресурсов в стране и времени, на которое хватит этих ресурсов (если они исчерпаемые). Иными словами, нам необходимо иметь данные о ресурсообеспеченности. Под этим понимают количество природных ресурсов на каждого жителя страны или мира в целом или срок (в годах), на который хватит этих природных ресурсов при современном уровне их использования.

В хозяйственной деятельности важно экономное использование ресурсов, дающее большой экономический эффект. Например, чтобы более эффективно использовать возобновляемые ресурсы, необходимо:

а) рационально добывать и перерабатывать природные ресурсы;

б) заблаговременно вовлекать в эксплуатацию новые неистощенные ресурсы и за счет этого ослабить использование истощенных;

в) искусственно возобновлять ресурсы, что можно делать более интенсивно, чем это делает природа;

г) находить или производить искусственные заменители.

Слушают учителя, по ходу рассказа составляют схему в тетради. На основе полученной схемы, делают самостоятельно вывод.

Закрепление изученного материала (первичное закрепление)

Выполняют практическую работу №3 (в тетрадях для практических работ).

Делают расчёты ресурсообеспеченности различными видами природных ресурсов.

Используют формулы определения:

Ресурсообеспеченность= Запасы/Добыча.

Ресурсообеспеченность= Запасы/Численность населения

Выполняют работу

Проверка практической работы

 Проблемные вопросы.

  1. Как вы думаете, к какому виду природных ресурсов по степени исчерпаемости можно отнести поваренную соль? Обоснуйте свою точку зрения (обратите внимание на особенности образования этого вида полезных ископаемых).
  2. Можно ли довольно точно вычислить ресурсообеспеченность лесными ресурсами в годах? Обоснуйте свою точку зрения (обратите внимание на природу этого вида ресурсов).
  3. Каким образом ресурсообеспеченность страны полезными ископаемыми может возрасти, если население и добыча полезных ископаемых не уменьшится (обратите внимание на внедрение современных средств исследования земных недр)?

обсуждение Предлагают пути решения проблем использования природных ресурсов.

Рефлексия. 

Прием «Микрофон»

Дети пятью предложениями расскажите, чему вы научились на уроке

Высказывают свою точку зрения.

Домашнее задание.

Приготовить презентацию на тему: «Природные ресурсы моей области».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии по теме "Ветер"

Технологическая карта урока географии по теме "Ветер" 6 класс, составлена со всеми требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

Технологическая карта урока географии по теме "Вулканизм"

Предмет – География.  Класс 6.Базовый учебник –  Е.М. Домогацких, Русское слово, 2013г.Тема урока – Вулканизм.Цель урока – Сформировать представления о вулканах, их строении, закономерностях...

Технологическая карта урока географии по теме Масштаб, 5 класс

Цель урока: формирование представления о строении Земли, горных породах, их происхождении, свойствах, видах; развитие умений сравнивать и анализировать; расширение кругозора обучающихся.Планируемые ре...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии по теме: "Особо охраняемые природные территории"

Технологическая карта поможет при создании урока по теме ООПТ...

Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)

Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)...