Конспект по географии для обучающихся 9-11 классов «Летопись Севера», посвященный 500-летию Северному морскому пути
методическая разработка по географии (10 класс)
Данный материал предлагается обучающимся 9-11 классов для ознакомления с историей освоения Северного морского пути с древнейших времен до наших дней, которая однозначно свидетельствует о приоритете русского народа и Российского государства в исследованиях арктических морей и земель, развитии мореходства в морях Северного Ледовитого океана и освоении земель Заполярья Европы и Азии. Из этого вытекает историческое право России на обладание арктическим регионом и Северным морским путем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Данный материал предлагается обучающимся 9-11 классов для ознакомления с историей освоения Северного морского пути с древнейших времен до наших дней, которая однозначно свидетельствует о приоритете русского народа и Российского государства в исследованиях арктических морей и земель, развитии мореходства в морях Северного Ледовитого океана и освоении земель Заполярья Европы и Азии. Из этого вытекает историческое право России на обладание арктическим регионом и Северным морским путем.
Проведение данного занятия способствует формированию познавательного интереса к изучению географических дисциплин у детей старшего возраста, дает возможность сформировать представление о значимости развития Северного морского пути для экономического и политического развития России
Цель урока - сформировать понимание масштабности задачи по освоению Северного морского пути и значимости данного проекта для успешного развития России.
Задачи:
- расширение географического кругозора и знаний, обучающихся о Северном морском пути как о транспортной артерии;
- формирование представлений о значимости Северного морского пути для развития экономики России и укрепления позиций на мировой политической арене;
- воспитание патриотизма через знакомство с достижениями нашей страны на примере становления единственного в мире ледокольного флота.
Форма проведения урока:
Урок построен в комбинированной форме с элементами беседы, что соответствует рекомендуемому возрасту. В ходе урока предусмотрен просмотр видео ролика, выполнение дидактических заданий.
Оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, презентация по теме, атлас по географии, рабочие листы.
Список приложений:
Приложение 1. Рабочий лист для обучающихся.
Слайд название мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто из вас бывал на атомном ледоколе? А кто хотел бы побывать? А как вы думаете зачем нам нужны такие большие корабли? Правильно, атомные ледоколы, единственные в мире корабли, которые могут пробивать мощные льды северных морей. И трудно сейчас представить, что освоение Северного морского пути началось пять веков назад, когда таких кораблей не существовало. В этом году Россия отмечает 500-летие великого маршрута, который соединил Европу и Азию по самому короткому пути.
Слайд Приказ В.В. Путина
Учитель: 10 марта 2025 года В.В. Путин подписал Указ «О праздновании 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути». Это не просто морской коридор, а настоящее испытание на мужественность, выдержку и силу духа. И, в преддверии празднования 500-летия Северного морского пути, мы расскажем, как начиналась история освоения, какие походы сыграли решающую роль и чем этот маршрут важен сейчас для России.
Слайд портрет М. Ломоносова
«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользой, через изобретение Восточно-Северного мореплавания»,- сказал Михаил Ломоносов.
Термин Северный морской путь считается исторически закрепленным, начиная с 1932 года. Северный морской путь является уникальным достоянием не только России, но всей земной цивилизации. Северный морской путь на западе начинается в проливах архипелага Новая Земля и ограничен меридианом, проходящим на север от мыса Желания, проходит через моря Ледовитого океана и Берингово (район Тихого океана). Конечная точка пути - бухта Провидения. Его протяженность 5600км.
Давайте посмотрим, через какие моря пролегает Северный морской путь?
Нам в этом поможет рабочий лист. Посмотрите на задание № 1.
Отметьте, через какие моря проходит Северный морской путь (подчеркните).
Ответ: (Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское).
Слайд картинка льды Арктики
Учитель: Познание условий и законов суровой Арктики зависит от технического прогресса, достижений науки и техники в передовых странах старого и нового света. И тогда в тысячелетней истории северных плаваний, походов и экспедиций можно увидеть четыре характерных периода.
Слайд портреты Колумба, Васко да Гама и Магеллана
Многие географы и историки считают конец XV – начало XVI веков эпохой великих географических открытий, когда плавание Колумба, Васко да Гама и Магеллана кардинально изменили представление людей о географическом устройстве мира. К этому периоду относятся так же обстоятельные письменные сведения о плаваньях в полярных морях. Так к этим сведениям мы можем отнести повествование о плавании грека Пифая в 325 году до нашей эры. От Британских до Оркнейских островов, поход норвежца Отара в 870 году, а за ним целые плеяды викингов в 920-1026 годах к неведомой земли Биармии и реке Северная Двина, открытие Гренландии норманном Эриком Рыжим в 925 году, плавание новгородского посадника Глеба в 1032 году к «Железным воротам», вероятно к проливу Карские ворота. Период предыстории длился почти 2000 лет, от 325 года до н.э. до начала XVI века.
Слайд картинка кочи
Учитель: Точной датой раннего периода освоения полярных морей можно считать 1496 год, когда посол царя Ивана III Григорий Истома, отправившись на четырех кочах (парусно-гребных суднах) из устья Северной Двины в Данию, открыл морской путь в Западную Европу вокруг Скандинавии. Это было великое географическое открытие. Известно, что сразу после плавания Григория Истомы российские посланники царя еще дважды посещали Данию.
Слайд портрет Джованни Кабот
Учитель: В 1497 году Джованни Кабот, итальянец на английской службе, искавший путь в Китай, через северные моря добрался до полуострова Лабродор, лежащий, правда, южнее полярных морей. Вслед за Каботом многочисленные моряки и путешественники разных стран ринулись открывать разные земли и острова, а главное – проход к северо-западу от Гренландии.
Слайд портрет Хью Уиллоуби
Учитель: В 1553 году экспедиция англичан под руководством Хью Уиллоуби на одном из трех судов достигает устья Северной Двины. Далее события развивались следующим образом: в 1556 году – Стивен Бурроу, штурман экспедиции Уиллоуби, вновь посещает Кольский залив и добирается до Новой Земли, имея тайное поручение сделать опись российских берегов и даже составить англо-саамский словарь.
Слайд портрет Мартин Фробишер
В 1576-1578 годы - Мартин Фробишер, уроженец Уэльса, страстно мечтавший открыть Северо – Западный проход, совершает три плавания, но безуспешно.
Слайд портрет Джон Девис
В 1576-87 годах – Джон Девис, английский мореплаватель, трижды обследовал берега и моря, омывающие Гренландию, открыл пролив, названный его именем, но сам его не прошел.
Слайд портрет Виллем Баренц
В 1594 97 годах – Виллем Баренц, штурман, в составе трех голландских экспедиций искал путь через Северо-Восток к Китаю, руководил последней экспедицией в 1596 году, ставшей громкой страницей в истории его биографии, но тоже не достигший задуманного результата.
Давайте посмотрим рабочий лист на задание №2: именами каких российских путешественников названы географические объекты.
Ответ:
- Семён Дежнёв - русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири и Северной Америки. Его именем назван мыс Дежнёва - крайняя восточная материковая точка России и всей Евразии.
- Витус Беринг - мореплаватель, офицер русского флота, датчанин по происхождению. В его честь названо Берингово море.
- Братья Дмитрий и Харитон Лаптевы - русские полярные исследователи. В их честь названо море Лаптевых — море Северного Ледовитого океана.
- Семён Челюскин - русский полярный исследователь, капитан 3-го ранга. Его именем назван мыс Челюскин — северная оконечность Евразии.
- Яков Санников - русский купец из Якутска, исследователь Новосибирских островов. Его именем названа основная часть Новосибирских островов, положившая начало Земле Санникова.
- Фердинанд Врангель - российский военный и государственный деятель, мореплаватель и полярный исследователь, адмирал. Его именем назван остров Врангеля на Чукотке.
Слайд картинка Арктики
Учитель: Так начиналось, первое знакомство и познание человечеством пространства природы Арктики. В последующий XVIII век попытки отыскать заветные северные пути некоторое время еще продолжались, но безуспешно.
Слайд картинка поморов, поселков Тара, Березовск, Обдорск, Мангазия
Здесь следует отвлечься от событий, связанных с поиском Северо-Западного пути, и обратиться к тому, что происходило в это же время на востоке.
А на востоке почти весь XVII век был отмечен успехами россиян в обследовании и описании сибирского сектора Арктики. Предприимчивые поморы-двиняни, мезенцы, устюжане еже в XVI веке совершали регулярные плавания в Обско-Тазовскую губу, основали такие поселения на Севере как Тара, Березовск, Обдорск, Мангазия. Строительство северо-сибирских поселений было вызвано не только причинами экономическими причинами, но и стремлением обезопасить северные русские территории от их возможного захвата западноевропейскими государствами или торговыми компаниями.
Слайд картинка островов Новой Земли и Шпицбергена
Походы русских поморов в XVI–XVII вв. на острова Новой Земли и архипелага Шпицберген положили начало продвижению России вглубь Арктики, в район вечных льдов. Точное время открытия русскими Новой Земли и Шпицбергена неизвестно, хотя сведения об островах Баренцева моря имелись на Руси еще в конце XIII в.
Слайд картинка мыс Челюскин
В течение XVII века русские мореходы достигли самой северной оконечности Азии – мыса Челюскин, вышли по реке Лене к Ледовитому океану из устья реки Лены продвинулись на восток вплоть до Индигирки и далее до Алазеи и Колымы.
Выполните задание №3. Помимо водного пространства, непосредственно относящегося к акватории Северного морского пути, к нему примыкает огромная территория нашей страны с крупными реками. Глядя, на карту, определи их.
Ответ: Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Хатанга, Лена, Индигирка, Колыма.
Слайд портрет Семена Дежнева
Учитель: Но самым известным было, конечно, открытие в 1648 году Семеном Дежневым и Федотом Поповым пролива, названного впоследствии Беринговым. Летом 1648 г. отряд русских казаков под командованием Семена Дежнева прошел, на судах от устья реки Колыма (Ледовитый океан) Беринговым проливом до устья реки Анадырь (Тихий океан). С. Дежнев и его люди открыли пролив между Евразией и Северной Америкой. Впоследствии самая восточная часть Евразии была названа в честь казачьего атамана и русского землепроходца мысом Дежнева.
Специфика открытий в этой части Арктики заключалась в том, что грандиозных плаваний, таких как Гудзона или Байлота не совершалось, были небольшие по составу, но многочисленные отряды первопроходцев и картографов побережий восточных морей Ледовитого океана, которые на некрепких суденышках совершали чудеса мужества отваги и самопожертвования во имя Отечества.
Все они, первопроходцы, моряки и мастера, относились к классу так называемых «служилых» людей, т. е. состоявших на службе у государства и этот факт, является весьма примечательным. XVIII век не был богат крупными событиями в изучении и освоении западного сектора Арктики, как и предыдущий XVII век. Гегемон исследований полярных морей Англия не проявляла в это время особой инициативы, вероятно из-за войны с Испанией за владычество в Атлантике.
Слайд портрет Петра I
Учитель: Россия же наоборот, усилиями Петра I не только начала развивать «новоманерный» морской флот, но и устремила взоры на восток, вплоть до берегов Аляски. В 1734-43 годах Россия проводит десятилетнюю Великую Северную экспедицию, в результате которой все побережье Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы было пройдено и картировано, и, что особенно важно, описаны берега и составлены карты полуострова Таймыр долгое время недосягаемого для исследователей.
Внимание! Рабочий лист №4. В 1714 году Петр I активно внедрял строительство «новоманерных» судов европейского типа, запрещая традиционное судостроение (ладьи, кочи) на Севере.
Как назывались эти корабли? Ответ: галиоты, гукоры, каты, флейты.
Слайд портреты С. Челюскина, С. Малыгина, Д. Стерлегова, Минина, братьев Лаптевых
Учитель: В нашу историю вошли имена таких отважных русских первопроходцев, как Семен Челюскин, Степан Малыгин, Дмитрий Стерлегов, Федор Минин, братья Лаптевы, и многие другие.????
Слайд картинка карты Севера
Учитель: Каких-либо особых примечательных открытий в других районах Арктики за минувшее столетие не произошло. Исследование Севера возобновилось лишь в 1818 году. В тот год на новые поиски Северо-Западного прохода отправляются сразу две английские экспедиции: одно под командованием Джона Франклина (через Шпицберген и плюс к Берингову проливу) другая,- Джона Росса (по новому пути к западу от Гренландии). Но обе экспедиции были неудачными.
Вслед за этим происходит настоящий бум в посещении арктических морей. Весь XIX век и начало XX века отмечены небывалой активностью исследователей и энтузиастов разных стран в открытии земель и покорении полюса. Несомненно, это самый интригующий, самый яркий и самый трагический период в истории Арктики. Ему посвящены тысячи различных публикаций многочисленных авторов.
Слайд портреты В. Русанова, Г. Брусилова и Г. Седова
Наиболее известными событиями этого периода, вызвавшие огромный резонанс в общественных и научных кругах разных стран, были исчезновения и последующие поиски экспедиции Джона Франклина, открытие Земли Франца-Иосифа австро-венгерской экспедицией Ю. Прайера и В. Вайпрехта, первое сквозное плавание Северо-Восточным путем шведа А. Норденшельда, дрейф и гибель американской экспедиции Де-Лонга. Стоит так же отметить Первый международный полярный год, беспримерный дрейф и поход норвежцев к Земле Франца-Иосифа под руководством Ф. Нансена, громкие споры вокруг покорения Северного полюса американцами Р. Пири и Ф.Куком, первое плавание по Северо-Западному пути норвежца Р. Амундсена, три трагические русские экспедиции: В. Русанова, Г. Брусилова и Г. Седова.
Слайд картинка Г.Седова с экспедицией
Учитель: Попытка русского офицера Георгия Седова достичь полюса с помощью собачьих упряжек была, как считается, последней в ряду санных походов. Датой героического похода Георгия Седова к Земле Франца-Иосифа в 1912 -1914 годах можно условно закрыть период первого знакомства и познания суровой природы Арктики.
Слайд портрет Б. Вилькицкого
Учитель: Крупным событием этого промежутка истории явилась гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого, открывшая Северную Землю. Плавание Бориса Вилькицкого стало первым сквозным прохождением Северного морского пути российскими мореплавателями. Начиная с 1932 года, а может, и с легендарного дрейфа четверки советских полярников под руководством Ивана Папанина в 1937 году открывается качественно новый этап в истории Арктики – период планомерных и всесторонних научных исследований ее природы.
Слайд картинка парохода «Челюскин»
Учитель: Однако не все так гладко в научных и хозяйственных операциях. Эпопея с гибелью парохода «Челюскин» показала, что с Арктикой человек должен общаться на «Вы». И все же Северный морской путь действовал, грузы перевозились, берега рек постепенно обживались. Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма «Челюскин».
Демонстрация видео отрывка и кинофильма «Челюскин»
Слайд картинка Арктики
Учитель: Что касается научных исследований, то открытый в 1932 году Второй международный полярный год в значительной мере раздвинул и территории охваченные наблюдениями, и рамки самих исследований. В реализации задач Второго международного полярного года СССР занял ведущее место, среди других государств, оперативно построив несколько полярных станций и обсерваторий на крайних точках побережья и островах советского сектора Арктики. К 1937 году количество отечественных полярных станций достигло пятидесяти пяти. Особо выдающимся событием в плане научных исследований и длительного пребывания человека в Арктике была организация и проведение дрейфующей станции «Северный полюс» в 1937-38 годах. Начавшийся вслед за этим долголетний период научного изучения Арктики был прерван Второй мировой войной, но с 1950 года возобновился с новой силой.
Учитель: Широкие и комплексные исследования дрейфующих льдов и климата Арктики с самолетов, судов, на полярных станциях и обсерваториях приняли регулярный характер, продолжающийся до настоящего времени. На начало третьего тысячелетия число одних только дрейфующих научных станций «Северный полюс» перевалило за тридцать. Длительность второго, важного периода в освоении и изучении Северного Ледовитого океана составляет 50 лет. Как известно, значительное развитие судоходства, увеличение объемов грузоперевозок, строительство на побережье советского сектора Арктики городов и поселков, таких, как Игарка, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек и других, приходится на 1950-60 годы.
Слайд картинка ледокол «Ленин», «Арктика»
Учитель: Выход на трассы Северного морского пути первого атомного ледокола «Ленин» в 1959 году явился знаменательным событием этого периода в истории Арктики. Первенец атомного ледокольного флота обозначил в ней новую страницу, осуществляя проводки караванов судов, сквозь тяжелые льды, расширяя сроки навигации.
И, наконец, третий, принципиально новый период в истории Северо-Восточного прохода можно отсчитывать, начиная с 1978 года. Это был рубеж, отмеченный эпохальным рейсом к Северному полюсу в 1977 году атомохода «Арктика».
Учитель: Арктика сегодня – это последний геополитический, рекреационный и ресурсный резерв России. Арктика в новом тысячелетии, в наиболее протяженной ее части, прилежащей к России, и с пространствами, прилегающими к Канаде, Британии, Дании, Норвегии, - это зона, где находятся интересы многих государств. И надо полагать, что в перспективе Арктика вступит в новый период своей истории, обусловленный необходимостью политического, экономического и социального переустройства, прежде всего, Севера России. А теперь давайте посмотрим документальный фильм «Северный морской путь»
Демонстрация документального фильма
Учитель: Ребята, сегодня вы узнали, что такое Северный морской путь. И в заключении нашего урока, прошу ответить на вопрос: Зачем России нужен Северный морской путь?
Наша встреча подошла к концу, до свидания.
Приложение 1
Рабочий лист №1
Задание №1.
Найдите на карте и выпишите ниже названия морей, через которые проходит Северный морской путь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2.
Перечислите ниже, именами каких российских путешественников названы географические объекты?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание №3. Помимо водного пространства, непосредственно относящегося к акватории Северного морского пути, к нему примыкает огромная территория нашей страны с крупными реками. Посмотри на карту, найди их и выпиши ниже.
_____________________________________________________________________________________
Задание №4. Определи крупнейшие порты Северного морского пути. Выпиши их ниже.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №5. В 1714 году Петр I активно внедрял строительство «новоманерных» судов европейского типа, запрещая традиционное судостроение (ладьи, кочи) на Севере.
Как назывались эти корабли? Ты можешь узнать если зачеркнешь неправильные названия.
Ледоколы, галиоты, ладьи, гукоры, каты, катера, флейты, кочи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация научно-исторического подхода при изучении темы. Северный морской путь: с позиции ФГОС
Материал может быть использован при изучении Северного Ледовитого океана в 7,8,9 классах и на внеклассных занятиях....
Компетентностно-ориентированное задание по предмету география "Северный морской путь", 8 класс
Компетентностно-ориентированное задание по предмету география "Северный морской путь", 8 класс...
Северный морской путь
Изучение темы «Северный морской путь» в программе физической и экономической географии...
Изучение темы «Северный морской путь» в программе физической и экономической географии
Изучение темы «Северный морской путь» в программе физической и экономической географии...
Тезисы проектной работы «Северный морской путь: история создания атомного ледокольного флота России, перспективы развития»
Актуальность работы: Северный морской путь - один из наиболее перспективных и активно развивающихся проектов России за последние несколько лет. Создание методического пособия «Северный морской п...
Методическое пособие «Северный морской путь: история, современность, перспективы развития»
Методическое пособие для уроков географии в 7-11 классах «Северный морской путь: история, современность, перспективы развития»...

Конспект урока и презентация по географии "Северный морской путь" (7 класс ОВЗ)
Цель урока: познакомить учащихся с Северным морским путём, его значением для связи северных районов России с Дальним Востоком. Задачи урока:Личностные: сформировать представление у учащихся, где ...