Доклад «Формирование функциональной грамотности – необходимый компонент в оценке качества образования в общеобразовательных организациях»
учебно-методический материал по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кибикина Елена Валентиновна

В докладе описаны технологии, методы и приёмы, применяемые на уроках географии для формирования функциональной грамотности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Почему мы сегодня говорим о функциональной грамотности? Что стоит за этим понятием и почему эту проблему мы связываем с международными исследованиями? Это вызовы современности – обеспечение глобальной конкурентоспособности.

В современном взаимосвязанном, разнообразном и быстро меняющемся мире взросление молодёжи происходит под влиянием экономических, социальных, культурных, цифровых, демографических, экологических и даже эпидемиологических факторов. Эпоха вызовов и противоречий в глобальном масштабе создаёт для молодых людей новые возможности и, вместе с тем, порождает новые проблемы. Для разрешения глобальных проблем необходимо международное сотрудничество, в котором проявляется глобальная компетентность каждого из участников.

Слайд 2. Президент издал Указ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»: «…вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов PIRLS, а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования TIMSS и повышение уровня функциональной грамотности в международном исследовании PISA.

Создан национальный проект «Образование» - это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей:

-Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования.

-Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

 

  Формирование функциональной грамотности – это важнейший механизм обеспечения глобальной конкурентоспособности.

 

Функциональная грамотность в предмете география

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог А.А. Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Задача формирования функциональной грамотности может и должна решаться в образовательном процессе по всем предметам, и при этом предмет «География» потенциально может внести очень большой вклад в решение этой задачи.

География - один из учебных предметов, способных успешно интегрировать содержание образования в области естественных и общественных наук.

В процессе изучения географии происходит синтез знаний о природе Земли, её населении и хозяйственной деятельности, проблемах взаимодействия природы и общества. Географические знания являются необходимыми для решения самых различных познавательных и практических задач в реальной жизни.

Взаимосвязь предметных результатов по географии с компонентами функциональной грамотности:

  1. достижение выносимых на итоговую аттестацию требований по формированию умений ориентироваться в источниках географической информации, находить и извлекать необходимую информацию, использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико- ориентированных задач способствует формированию умений, относящихся к читательской грамотности;
  2. умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условия протеканий и различий играет большую роль в формировании естественнонаучной грамотности;
  3. формирование умения рассчитывать количественные показатели, характеризующие географические объекты, явления и процессы, способствует развитию математической грамотности;
  4. оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; применять системы знаний об основных географических закономерностях, определяющих развитие человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах формируют глобальные компетенции;
  5. решение практических задач геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения, задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия развивают финансовую грамотность;
  6. выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; использовать географические вопросы как

исследовательский инструмент познания; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования, способствует развитию критического мышления.

Учёные Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и  Московского городского педагогического университета в своих исследованиях выделяют  список таких «новых грамотностей», включающий  более 50 наименований, в том числе  финансовую, медицинскую, цифровую, правовую, экологическую и другие «грамотности».

В географии это:

  • Географическая грамотность.

При этом важна грамотность не только профессиональных географов. Жизнь требует, чтобы каждый человек обладал умением географически мыслить и грамотно действовать. Понимание географических закономерностей и решение проблем на любом территориальном уровне невозможны без определённого фундамента - знания исходных географических фактов. Роль географии в современном мире огромна. География касается всех сторон жизни человека, общества, наиболее тесно связана с реальной жизнью каждого гражданина страны; это: природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых и др.

  • Картографическая грамотность.

Раскрыть понятие «картографическая грамотность» предлагаю с позиций предметных компетенций, формируемых в рамках предмета «География», согласно ФГОС ООО, как овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения, в том числе: ориентироваться в источниках картографической информации, находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и т. д.;

  • Инструментальная грамотность.

Так называемая «инструментальная грамотность» означает умение использовать различные инструменты, в том числе для измерения изучаемых величин.

 

  • Экологическая грамотность
  • Цифровая грамотность.

ГИС. Анализ космических снимков и т.д.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках?

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:

- комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное

- составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах)

- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 11 классы)

- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 – 11 классы)

- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме

- составление развернутых планов и конспектов параграфов

- создание схематичного рисунка по тексту

- нахождение географических ошибок в предложенном тексте

- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу

- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах)

- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах.

Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический.  

Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

 «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

                 -_расположи горы мира  с севера на юг: Гималаи, Кавказ, Анды, Атлас, Альпы, Тянь-Шань, Капские, Скандинавские

   -расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена, Колыма.

 «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты

- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.

 «Немая карта» – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:

- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)

- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов.

 «Узнай объект по описанию»

Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:

  1. Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)
  2. Самый большой материк. (Евразия)
  3. Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)
  4. Самый большой по площади океан. (Тихий)
  5. Самый холодный материк.(Антарктида)

«Путешествие по карте»

Задание. На чемпионат мира по футболу, который проходил в Бразилии, прибыли сборные команды из Южной Кореи, ФРГ, Нигерии, Австралии (можно брать любые страны). Каким путем они добирались к месту соревнований, если предположить, что они плыли на кораблях? Указать географические объекты (заливы, проливы, моря, острова, полуострова и т. д.)

Дополнительные вопросы к заданию:

- на каком материке расположена Бразилия?

- в какой его части?

- какое время года было там в июле?

- как называется столица государства?

- какие крупные города есть в стране? И т.д.

На все эти вопросы можно ответить, используя только географические карты.

Использование топографических карт:

«Найди меня»

Один ученик по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение.

Пример.  Я нахожусь на С-З от (условный знак сельский населенный пункт) Лужки. Вокруг моего местонахождения расположены (условный знак узкие полосы леса). С трёх сторон мое местоположение окружено (условный знак автодорога). Итак, я нахожусь (условный знак церковь). Назовите населенный пункт, в котором она расположена

 Использование политических карт:

«Найди лишнее»

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).

Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).

Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).

Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

4. Использование контурных карт:

Пример 1 Перечислите все указанные цифрами географические объекты.

Пример 2 Географические диктанты. Во время диктанта учитель называет через определенные промежутки времени географические объекты, а учащиеся подписывают их на контурной карте.

Пример 3 По фрагменту контурной карты определить объекты и подписать их  

Пример 4 Работа с составными контурными картами. Это карты, разделенные на части - пазлы. Задача учащихся заключается в составлении из частей целой карты. Чтобы её составить, нужно знать карту

Использование групповой форм работы с географическими картами:

«Географическая почта».

Группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к  нужным адресам (горы к материкам на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.).

Этот прием хорошо использовать в ходе соревнования. Обеим группам или парам выдается одинаковое количество карточек, только на разном фоне, чтобы легче было подвести итоги. Выполняется на время.

«Ранжированный ряд».

Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.

Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких: Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Кто – то,  наоборот, от высоких к низким.

Пример. Выстроите ряд государств по уровню экономического развития или принадлежности к экономической группировке.

Использование парной формы работы с географическими картами:

«Гонка за лидером»

Хорошо идет отработка знаний географической карты в этой игре.

К карте вызываются два, примерно равных по знаниям, ученика. Учащиеся класса по очереди называют объекты географической номенклатуры, которые не должны повторяться. Отвечающие должны быстро и правильно показать их. Показавший правильно первым зарабатывает балл.

Такая работа проводится со всем классом, требует внимания всех учеников, вызывает интерес и дает результаты.

«Согласен, не согласен»

В паре один из учеников зачитывает список из примерно 10 высказываний, каждое из которых содержит законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Второй ученик отвечает на вопросы. Затем они меняются формой работы, после выполнения задания выдается ключ с правильными ответами и проводится взаимооценка.

Пример.

1

Большая часть Южной Америки располагается в Южном полушарии

2

Пролив Магеллана находится южнее, чем пролив Дрейка

3

Западная часть Южной Америки — равнинная, а на востоке материка протянулась огромная горная цепь — Анды

4

Высшая точка Южной Америки — гора Аконкагуа — на несколько метров выше 7 км

5

Название «Анды» в переводе с языка инков означает «серебро»

6

В Южной Америке представлены все типы климата, начиная с экваториального и заканчивая субантарктическим

7

Со стороны Атлантики Южная Америка омывается теплыми течениями, а со стороны Тихого океана — холодными

8

Амазонка — самая полноводная река в мире

9

На реке Амазонке, на расстоянии более 1 тыс. км от побережья Атлантического океана, расположен морской порт

10

В южноамериканских саваннах практически нет деревьев

Использование индивидуальной формы работы с географическими картами:

 Найти на политической карте мира 10 государств, которые начинаются на букву И. Определить их столицы и выписать в тетрадь в порядке от самого короткого названия до самого длинного.

( Иран - столица Тегеран,

Ирак - столица Багдад,

Индия - столица Дели,

Италия - столица Рим,

Израиль - столица Тель-Авив,

Испания - столица Мадрид,

Иордания - столица Амман,

Ирландия - столица Дублин,

Исландия - столица Рейкьявик,

Индонезия - столица Джакарта )

Ученики с интересом работают с политической картой.

Географический диктант с « ошибками»

Например, текст диктанта в 7 классе по теме «Евразия».

«Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Мурманск. Мы отправились в путь по водам (Белого моря). В трюмах находился груз для жителей (полуострова Сахалин). Обогнув с севера (остров Таймыр), корабль вышел на просторы (Баренцева моря). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского моря). Через некоторое время прошли у берегов (полуострова Врангеля) и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на (северо-запад) по водам Беренгова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку пройдя по водам (Японского моря) корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска.»

Географические объекты, записанные в скобках, ошибочны. Учащиеся должны написать правильные объекты

«Найди лишнее».

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору:

Пример. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней).

Пример. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. (Анхель – это водопад, остальное – реки).

«ЧТО ТАКОЕ? КТО ТКАКОЙ?»

Пример. Объяснить термин и показать на карте.

1.Титикака                                  2.Маракайбо

3.Анхель                                     4.Игуасу

5.Мулаты                                    6.Бразилиа

7.Аконкагуа                                8.Амазонка

«САМОЕ-САМОЕ».

Пример: Южная Америка-это материк рекордов мира. Назовите  по карте эти рекорды.

1.         Анды –самая длинная горная система мира.

2.         Южная Америка – самый влажный материк Земли.

3.         Самый большой речной бассейн мира с р. Амазонкой.

4.         Анхель самый высокий водопад мира.

Использование фронтальной формы работы с географическими картами:

«Установите соответствие».

Пример:

  1. Миссисипи
  2. Миссури
  3. Св. Лаврентия
  4. Ниагара
  5. Колорадо

а) образует Большой Каньон

б) собирает воду Великих озер и впадает в Атлантический океан

в) на языке индейцев “грохочущая вода”

г) на языке индейцев “илистая река”

д) наиболее длинная в Северной Америке

е) образует обширную дельту

ж) соединяет озера Эри и Онтарио

з) впадает в Калифорнийский залив

и) впадает в Мексиканский залив

к) по длине превосходит ту, в которую впадает

 

Использование проектных заданий при работе с географическими картами.

Пример1. У берегов Сомали участились нападения пиратов на торговые суда. Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в/из порты(ов) индийского побережья Африки. Учитывая интенсивные торговые контакты стран Азии и Европы, большой поток судов с ценными грузами представляет собой массу объектов для потенциального захвата.

Предложи экономически выгодный путь перевозки грузов обоснуй маршрут, учитывая характеристики климата, океанических течений по сезонам года.

Пример 2 Работа с использованием фрагмента топографической карты. Крупная фирма приобрела земельный участок. Она предлагает вложить средства или в сельскохозяйственное производство, или в строительство жилого поселка, или создание зоны отдыха со спортивным комплексом. Ваша задача- выбрать вариант освоения земельного участка, план которого вы видите. Предложите и обоснуйте свой вариант освоения.

Использование ассоциативных заданий при работе с географическими картами.

«Поиск аналогов».

Называется  какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.

Пример. Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес.

- Буэнос-Айрес - Бухара  - (оба начинаются на букву «Б»).

- Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).

- Буэнос-Айрес – Вашингтон -  (оба лежат в западном полушарии).

- Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке).

- Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности населения в своих странах).

Использование логических  заданий при работе с географическими картами.

Пример. «Раздели слова на группы»

Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем,  количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.

Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы. И т.д.

Использование номенклатурных  заданий при работе с географическими картами.

Пример. У карты два ученика. Один называет объект, второй показывает.

Пример. Перечислите все географические объекты пересекаемые по меридиану 100о з.д

Пример. Желающий ученик совершит путешествие или “плавание” по карте (по заданному маршруту, меридиану, параллели, вдоль береговой линии материка и т.д.) выходит к доске. Путешествуя, он должен перечислить все объекты, встречающиеся по пути следования. Класс с особым вниманием следит за ответом, так как нужно оценить ответ одноклассника и существенные дополнения также оцениваются.

Пример. У карты работают два ученика. Один называет объекты, другой закрепляет сигнальные кружки красного цвета на местонахождении объекта. Сидящие за партами учащиеся очень хорошо видят правильность показа объекта на карте и соответственно оценивают ответ

 

Технологии формирования функциональной грамотности по географии

На глобальном уровне признаётся, что значимость человека для общества во многом определяют навыки XXI века: умения решать проблемы, сотрудничать, мыслить критически и креативно.

Технологии, развивающие эти навыки, известны довольно давно, педагоги пользуются ими с конца XX века. Со временем в моду вошли новые технологии:

«воркшоп», «сторителлинг», «перевернутый класс», «смешанное обучение», openspace, цифровые форматы обучения. Классические методики незаслуженно отошли на второй план, хотя они демонстрируют отличные результаты, а их применение вышло далеко за рамки учебного процесса. Рассмотрим некоторые из них.

 

Кейс-метод. Кейс-метод подразумевает, что ученик рассматривает конкретную ситуацию, связанную с практической проблемой без однозначных решений. Чтобы предложить своё видение, школьнику приходится вспоминать всё, что он знает на эту тему и что может пригодиться для решения. Главное – подобрать или создать сам кейс так, чтобы в нём отражался комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть.

Один из примеров кейса по географии:

Великое лиссабонское землетрясение.

Великое лиссабонское землетрясение произошло 1 ноября 1755 года. Оно превратило в руины город Лиссабон, и стало одним из самых разрушительных и смертоносных землетрясений в истории, унеся жизни около 90 тысяч человек за 6 минут. За подземными толчками последовали пожар и цунами, причинившее особенно много бед в силу прибрежного расположения Лиссабона. Это первое изученное наукой землетрясение послужило толчком к зарождению современной сейсмологии. В настоящее время геологи оценивают магнитуду Лиссабонского землетрясения около 8,7. Эпицентр землетрясения находился в Атлантическом океане, примерно в 200 километрах юго-западнее от мыса Сан-Висенте.

Вопросы;

  1. Территория какой страны больше всего пострадала в результате данного землетрясения?
  2. Назовите главную причину возникновения землетрясений на этой территории?
  3. Какие типы воздушных масс формируют климат территории, в пределах которой произошло землетрясение?

Учитель во время решения кейса может выбрать разные стратегии поведения: давать ключи к разгадке в виде дополнительных вопросов или информации, вообще ничего не делать и наблюдать за работой школьников, или даже самостоятельно озвучить ответ.

 

            Продуктивные задания

Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.

ТРИЗ-технология. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения - именно этому учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ-педагогики - развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами. Данная технология побуждает обучающихся рассуждать, размышлять, анализировать, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи, искать различные способы решения задач, то есть формирует креативное критическое и системное мышление, а также функциональную грамотность. В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов: метод мозгового штурма, синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях), морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения), метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и другие.

Пример ТРИЗ-задачи.

От «морской болезни» страдают не только люди, путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства эффективны и в космосе, но усваиваются организмом несколько иначе, чем на воде, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями. Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели специальный пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена.

Шестиугольное обучение. Гексы

В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Каждый из шестиугольник – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Они вырезаются из бумаги или пластика и могут размещаться на парте или доске. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые учащимся необходимо установить, соединив карточки. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала.

 Вариантоы использования метода шестиугольного обучения на учебных занятиях.

1. Вписанный в шестиугольники учебный материал раздается учащимся, задача которых – собрать пазл. Карточки могут быть частично заполненными или пустыми. Учащиеся должны заполнить пустые шестиугольники, установить и объяснить связи между ними.

2. Шестиугольники могут быть с ошибками. Учащиеся должны проанализировать информацию, исправить ошибки в шестиугольнике либо вообще исключить его, соединить шестиугольники в пазл, устанавливая связи между ними.

3. Шестиугольники могут быть маркированными (разного цвета) – объединяющими учебный материал в определенную категорию или по определенному признаку. Учащиеся классифицируют информацию и соединяют шестиугольники по признакам, устанавливая и объясняя связи между категориями.

4. Шестиугольники могут быть иллюстрированными. Учащиеся соединяют шестиугольники-картинки в коллаж и составляют по нему рассказ.

«Удивляй»

Вопрос: Как изменился бы климат Московской области, если бы на севере Русской равнины с запада на восток протянулись высокие горы?

Перифраз (перифраза)

Перифраз, перифраза (от др.-греч. – «описательное выражение», «вокруг», «около» «высказывания») – троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Перифразы-топонимы – заменители собственных географических названий , представленные словосочетаниями или предложениями, описательно или иносказательно характеризующих объект.

Необходимость в их появлении связана с тем, что информативность топонима с течением времени уменьшается и становится недостаточной в современных условиях. Здесь на помощь и приходят перифразы-топонимы.

Туманный Альбион (Англия), (страна туманов); Страна восходящего Солнца (Япония), , Страна, в которой все есть (Греция), Законодательница мод (Франция), Северная Венеция (С-Петербург), Русский Версаль (Петродворец), Город невест (Иваново)

   Чтобы оценить уровень функциональной грамотности учащихся, нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применение знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Формируя функциональную грамотность, мы реализуем ФГОС, вводим «новые» задания, создаём учебные ситуации, инициирующие учебное действие, обеспечиваем учебное сотрудничество на занятиях, реализуем учебные исследования и проекты.  

                Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу», должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».

МБОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»

Доклад

«Формирование функциональной грамотности – необходимый компонент в оценке качества образования в общеобразовательных организациях.»

(ММО учителей географии 09.02.2024)

Подготовила

учитель географии

Кибикина Е.В.

2024 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

Методическая игра для педагогов «Оценка качества образования в общеобразовательной организации»

Методическая игра для педагогов позволяет в необычной форме обобщить знания педагогов об оценке качества образования в общеобразовательной организации.Игру можно провести на курсах повышения квалифика...

ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Доклад «Формирование функциональной грамотности на уроках математики»   Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?Человек должен быть функционально грамотным.Функцио...

Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»

Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках техноло...

«Формирование функциональной грамотности – необходимое условие повышения качества общего образования

Методический отдел МБУ ДО «ЦДО» города Смоленска благодарит за участие в работе городского семинара «Формирование функциональной грамотности – необходимое условие повышения кач...

Презентация к докладу «Формирование функциональной грамотности – необходимый компонент в оценке качества образования в общеобразовательных организациях»

Презентация к докладу «Формирование функциональной грамотности – необходимый компонент в оценке качества образования в общеобразовательных организациях»...