Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная география» для 9 класса.
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 9 классов подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101), Федеральной рабочей программы, Концепцией развития географического образования в Российской Федерации, утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года, программы воспитания МБОУ «СШ №13», авторской рабочей программы по географии к предметной линии учебников для 9 классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 137 КБ |
Предварительный просмотр:
КОПИЯ ВЕРНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №13»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная география»
для 9 класса
Составитель: учитель географии
Фролова Татьяна Викторовна
2024-2025 учебный год
Оглавление.
3. Планируемые результаты освоения курса. 7
4. Тематическое планирование. 10
5.Приложение. Календарно – тематическое планирование. 12
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 9 классов подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101), Федеральной рабочей программы, Концепцией развития географического образования в Российской Федерации, утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года, программы воспитания МБОУ «СШ №13», авторской рабочей программы по географии к предметной линии учебников для 9 классов:
линия учебников издательства «Дрофа», авторы учебника А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким. География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс - М: Дрофа 2019г.
Контурные карты 6 – 9 класс, издательство Просвещение.
Атласы географические 6 – 9 класс, издательство Просвещение.
С учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
Учебным планом на изучение географии во внеурочной деятельности отводится:
34 часа, 1 час в неделю в 9 а, 9б, 9в классах.
Практическая значимость курса. Данный курс поможет обучающимся в подготовке к олимпиаде, к государственной итоговой аттестации ОГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе установления закономерностей, на знание географической номенклатуры, особенностей природы материков.
Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основные принципы построения программы:
преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;
последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения познания, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;
личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся, привлечение к социально-значимой деятельности в рамках сотрудничества.
План и карта (6 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1. Ориентирование по плану и карте.
2. Решение задач на определение географических координат.
3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
4. Определение расстояний на плане и карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.
Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.
Природа Земли (6 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
- Определение средней температуры при подъеме и спуске.
- Решение задач на определение атмосферного давления
- . Определение типов климата по климатическим диаграммам
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека
Материки, океаны, народы и страны (7 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1.Описание страны по плану.
2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.
География России (12 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1. Решение географических задач на определение поясного времени.
2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.
3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.
4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков
6. Определение причинно-следственных связей между объектами.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.
Формы организации внеурочной деятельности:
-практикум
-задания КИМ
-презентации
Характеристика основных видов деятельности учащихся;
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
3. Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- давать определения географическим понятиям и терминам;
- оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
- давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
- учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
- повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
- анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения
Воспитательные результаты внеурочной деятельности.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
4. Тематическое планирование.
Тематическое планирование внеурочной деятельности по географии 9 классов составлено с учетом рабочей программы воспитания «МБОУ «СШ №13».
Общая цель воспитания в МБОУ «СШ №13» - личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся МБОУ «СШ №13»: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе, как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям, как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре, как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью, как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям, как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе, как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
ГЛАВА/Тема | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
План и карта | 6 |
|
Путешествия и географические открытия | 2 |
|
Природа Земли | 6 |
|
Материки, океаны, народы и страны | 7 | |
География России | 12 | |
Итоговое занятие | 1 |
|
5.Приложение. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Кол – во часов | Тема занятия | Дата изучения материала | |
План | Факт | |||
Тема 1. План и карта (6 часов) | ||||
1 | 1 | Источники географической информации. Условные знаки | ||
2 | 1 | Ориентирование на местности. | ||
3 | 1 | Горизонтали. Профиль местности. | ||
4 | 1 | Координатная сетка. Широта. Долгота. | ||
5 | 1 | Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат» | ||
6 | 1 | Определение расстояний на плане. | ||
Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 часа) | ||||
7 | 1 | География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России. | ||
8 | 1 | Практическое занятие « Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте». | ||
Тема 3. Природа Земли (6 часов) | ||||
9 | 1 | Развитие земной коры. Земная кора на карте. | ||
10 | 1 | Атмосфера. Температура воздуха. | ||
11 | 1 | Атмосферное давление. | ||
12 | 1 | Климатические пояса Земли. | ||
13 | 1 | Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам» | ||
14 | 1 | Гидросфера: состав, свойства, происхождение. | ||
Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов) | ||||
15 | 1 | Особенности природы Африки. | ||
16 | 1 | Особенности природы Южной Америки | ||
17 | 1 | Особенности природы Австралии и Антарктиды. | ||
18 | 1 | Особенности природы Евразии. | ||
19 | 1 | Особенности природы Северной Америки. | ||
20 | 1 | Страны мира. Классификация стран. | ||
21 | 1 | Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов» | ||
Тема 5. География России (12 часов) | ||||
22 | 1 | ГП России. | ||
23 | 1 | Административно-территориальное устройство РФ. | ||
24 | 1 | Экономические районы России. | ||
25 | 1 | Часовые пояса. Поясное время. | ||
26 | 1 | Общая характеристика природы России. | ||
27 | 1 | Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов». | ||
28 | 1 | Народы, населяющие Россию, их география. | ||
29 | 1 | Демографическая ситуация в России. | ||
30 | 1 | Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков» | ||
31 | 1 | Регионы России. Хозяйство Европейской части России. | ||
32 | 1 | Регионы России. Хозяйство Азиатской части России. | ||
33 | 1 | Природопользование и экология. | ||
Тема 6. Итоговое занятие (2 часа) | ||||
34 | 1 | Обобщение материала по программе курса | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7-9 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7-9 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" в 6-7 классах.
Программа разработана на основе авторской программы кружка «Загадки русского языка», 5-6 класс Бучневой Г.А. 2010 г. и авторской программы кружка «Мир слова: занимательная лексика&ra...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный французский" для 2 класса
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный французский" для 2 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» для 5-х классов
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» (9 класс)
Данная программа ориентирована на обучающихся 9 класса общеобразовательной школы....
