Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная география» для 9 класса.
рабочая программа по географии (9 класс)

Фролова Татьяна Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 9 классов подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101), Федеральной рабочей программы, Концепцией развития географического образования в Российской Федерации, утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года, программы воспитания МБОУ «СШ №13», авторской рабочей программы по географии к предметной линии учебников для 9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОПИЯ ВЕРНА

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №13»

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Занимательная география»

для 9 класса

                         

Составитель: учитель географии

Фролова Татьяна Викторовна

                                   

2024-2025 учебный год

Оглавление.

1. Пояснительная записка.        3

2. Содержание курса.        4

3. Планируемые результаты освоения курса.        7

4. Тематическое планирование.        10

5.Приложение. Календарно – тематическое планирование.        12

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 9 классов подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101), Федеральной рабочей программы, Концепцией развития географического образования в Российской Федерации, утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года, программы воспитания МБОУ «СШ №13», авторской рабочей программы по географии к предметной линии учебников для 9 классов:

линия учебников издательства «Дрофа», авторы учебника А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким. География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс - М: Дрофа 2019г.

Контурные карты 6 – 9  класс, издательство Просвещение.

Атласы географические 6 – 9  класс,  издательство Просвещение.

С учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.

Учебным планом на изучение географии во внеурочной деятельности отводится:

34 часа, 1 час в неделю в 9 а, 9б, 9в классах.

Практическая значимость курса.  Данный курс поможет обучающимся в подготовке к олимпиаде, к  государственной итоговой аттестации ОГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе установления закономерностей, на знание географической номенклатуры, особенностей природы материков.

Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Основные принципы построения программы:

преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;

последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;

сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения познания, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся, привлечение к социально-значимой деятельности в рамках сотрудничества.

2. Содержание курса.

План и карта (6 часов)

Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Ориентирование по плану и карте.

2. Решение задач на определение географических координат.

3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

4. Определение расстояний на плане и карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.

Путешествия и географические открытия (2 часа)

Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.

Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.

Природа Земли (6 часов)

Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.

Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

  1. Определение средней температуры при подъеме и спуске.
  2. Решение задач на определение атмосферного давления
  3. . Определение типов климата по климатическим диаграммам

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

Материки, океаны, народы и страны (7 часов)

Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1.Описание страны по плану.

2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.

География России (12 часов)

Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Решение географических задач на определение поясного времени.

2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.

3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.

4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков

6. Определение причинно-следственных связей между объектами.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.

Итоговое занятие (1 час)

Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.

Формы организации внеурочной деятельности:

-практикум

-задания КИМ

-презентации

Характеристика основных видов деятельности учащихся;

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

3. Планируемые результаты освоения курса. 

Личностные результаты:

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
  • обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Предметные результаты:

Обучающийся  научится:

  • давать определения географическим понятиям и терминам;
  • оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
  • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
  • использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
  • анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
  • использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
  • давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
  • учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
  • повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать     внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
  • анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения

Воспитательные результаты внеурочной деятельности.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

4. Тематическое планирование.

Тематическое планирование внеурочной деятельности по географии 9 классов  составлено с учетом рабочей программы воспитания «МБОУ «СШ №13».

Общая цель воспитания в МБОУ «СШ №13» - личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся МБОУ «СШ №13»: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе, как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям, как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре, как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью, как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям, как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе, как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

  ГЛАВА/Тема

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

План и карта

6

  • Онлайн-школа Фоксфорд
  • Платформа РЭШ (Российская Электронная Школа)

http://school-collection.edu.ru/

https://www.rgo.ru/ru

Путешествия и географические открытия

2

  • Онлайн-школа Фоксфорд

Природа Земли

6

  • Платформа РЭШ (Российская Электронная Школа)

Материки, океаны, народы и страны

7

http://school-collection.edu.ru/

География России

12

https://www.rgo.ru/ru

Итоговое занятие

1

  • Онлайн-школа Фоксфорд

5.Приложение. Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Кол – во

часов

Тема занятия

 Дата изучения материала

План

Факт

Тема 1. План и карта (6 часов)

1

1

Источники географической информации. Условные знаки

2

1

Ориентирование на местности.

3

1

Горизонтали. Профиль местности.

4

1

Координатная сетка. Широта. Долгота.

5

1

Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат»

6

1

Определение расстояний на плане.

Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 часа)

7

1

География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.

8

1

Практическое занятие « Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте».

Тема 3. Природа Земли (6 часов)

9

1

Развитие земной коры. Земная кора на карте.

10

1

Атмосфера. Температура воздуха.

11

1

Атмосферное давление.

12

1

Климатические пояса Земли.

13

1

Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам»

14

1

Гидросфера: состав, свойства, происхождение.

Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов)

15

1

Особенности природы Африки.

16

1

Особенности природы Южной Америки

17

1

Особенности природы Австралии и Антарктиды.

18

1

Особенности природы Евразии.

19

1

Особенности природы Северной Америки.

20

1

Страны мира. Классификация стран.

21

1

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов»

Тема 5. География России (12 часов)

22

1

ГП России.

23

1

Административно-территориальное устройство РФ.

24

1

Экономические районы России.

25

1

Часовые пояса. Поясное время.

26

1

Общая характеристика природы России.

27

1

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов».

28

1

Народы, населяющие Россию, их география.

29

1

Демографическая ситуация в России.

30

1

Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков»

31

1

Регионы России. Хозяйство Европейской части России.

32

1

Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.

33

1

Природопользование и экология.

Тема 6. Итоговое занятие (2 часа)

34

1

Обобщение материала по программе курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7-9 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика»  для 7-9 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" в 6-7 классах.

Программа разработана на основе авторской программы кружка «Загадки русского языка», 5-6 класс Бучневой Г.А. 2010 г. и авторской программы кружка «Мир слова: занимательная лексика&ra...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный французский" для 2 класса

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный французский" для 2 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» для 5-х классов

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» (9 класс)

Данная программа ориентирована на обучающихся 9 класса общеобразовательной школы....