Методическая разработка урока "Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв".
методическая разработка по географии (8 класс)
Дано поэтапное построение урока с учётом требований обновлённых ФГОС.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Использование технологии логических опорных конспектов на уроке географии «Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв» в 8 классе для формирования УУД»
Выполнила: учитель географии ГБОУ СОШ N 394 Санкт-Петербурга Н. В. Краснова.
С развитием цивилизации изменяются особенности мыслительных процессов людей. У современных школьников сформировался новый тип мышления, который отличен от того, который был у их сверстников, например, лет 40 назад. Эти особенности надо принять как данность и учитывать при обучении современных школьников.
Современные ученики с клиповым мышлением не могут устанавливать причинно-следственные связи. Следует признать, что в школьном образовании есть дилемма: с одной стороны, оно должно учитывать изменения в особенностях мышления молодого поколения, с другой – продолжать развитие тех умственных процессов, которые "блокируются" клиповым мышлением.
Использование на уроках логических опорных конспектов (ЛОК) или сигналов (ЛОС), способствует повышению эффективности обучения географии школьников с клиповым мышлением, остаётся актуальным для современного образования. Результаты, которые должны быть достигнуты обучающимися на уроках географии, сформулированы в ФГОС, которые нужны для создания единого образовательного пространства в нашей стране.
В обновлённых ФГОС есть Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся. В ней для каждого УУД есть критерии их сформированности.
Процесс формирования УУД на уроках географии в 8 классах на основе использования технологий применения ЛОК важен, так как он способствует оптимизации учебного процесса.
Цель проведения урока: получение обучающимися представления о почве, как особом компоненте природы, установление причинно-следственных связей между её компонентами, почвой и окружающей средой.
Технологический компонент
1. Подготовительный этап. Задача: подготовка к выполнению работы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ |
Актуализирует ранее сформированные знания и умения учеников. 1. Предлагает ученикам сформулировать тему урока: "Сегодня на уроке речь пойдёт об уникальном компоненте природы. Рассматривая его, можно получить знания обо всех природных компонентах конкретного природного комплекса. Не случайно именно этот компонент условно называют зеркалом природы. О чём же сегодня пойдёт речь на уроке". 2. Опрос о том, чем почва отличается от других горных пород, под воздействием каких факторов образуется. | 1. Используя знания, полученные в 7 классе, называют компонент природы, который они начнут изучать на уроке /почва/. 2. Отвечают на вопросы учителя, вспоминая материал 6-7 классов. |
Организует обсуждение для формулирования учебного задания. 1. Предлагает ученикам рассмотреть карту «Почвы России», чтобы они смогли сформулировать вопросы по данной теме. 2. Подводит учащихся к тому, чтобы они сформулировали цель урока. 3. Формулирует задание. | 1. Составляют вопросы по карте: "Почему на территории РФ представлены разные типы почв; почему они изменяются с севера на юг; почему не все почвы идут через всю территорию страны?" 2. Формулируют цель урока: выявление отличий между почвами, факторами, влияющими на их формирование. 3. Записывают задание. |
ЗАДАНИЕ ребята выполняют индивидуально, в парах, в малых группах. | Изучают строение почвенного профиля на примере дерново-подзолистой почвы, определяют причины, влияющие на формирование горизонтов профиля. |
1. Подготовительный этап. Задача: подготовка к выполнению работы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ |
Актуализирует ранее сформированные знания и умения учеников. 1. Предлагает ученикам сформулировать тему урока: "Сегодня на уроке речь пойдёт об уникальном компоненте природы. Рассматривая его, можно получить знания обо всех природных компонентах природного комплекса. Именно этот компонент называют зеркалом природы. О чём же сегодня пойдёт речь на уроке?". 2. Проводит устный опрос: чем почва отличается от других горных пород, под воздействием каких факторов образуется. | 1. Используя знания, полученные в 7 классе, называют компонент природы, который они начнут изучать на уроке /почва/. 2. Отвечают на вопросы учителя, вспоминая материал 6-7 классов. |
Организует обсуждение с целью формулирования учебного задания. 1. Предлагает ученикам рассмотреть карту «Почвы России», чтобы определить они смогли сформулировать вопросы по данной теме. 2. Подводит учащихся к тому, чтобы они сформулировали цель урока. 3. Формулирует задание. | 1. Составляют вопросы по карте: "Почему на территории РФ представлены разные типы почв; почему они сменяют друг друга с севера на юг; почему не все почвы идут через всю территорию страны, почему…?" 2. Формулируют цель урока: выявление отличий между почвами, факторами, влияющими на их формирование. 3. Записывают задание.. |
ЗАДАНИЕ ребята выполняют индивидуально, в парах, в малых группах. | Изучают строение почвенного профиля на примере дерново-подзолистой почвы, определяют причины, влияющие на формирование горизонтов профиля. |
2. Основной этап. Задача: организация выполнения работы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ |
1 этап. Просит выполнить в тетради схемы (ЛОС) почвенного профиля с указанием названий горизонтов (см. рис. 68 на стр. 142 в учебнике). Задание - на экране. Контролирует процесс. Просит оценить их работу на этапе по критериям, комментирует. | Выполняют индивидуальную работу в тетради: рисунок-схему почвенного профиля дерново-подзолистой почвы. Указывают названия его горизонтов, пользуясь учебником. Рисунок выполняется цветными карандашами. Осуществляют взаимопроверку в парах по критериям. |
2 этап. 2.1. Организует работу в малых группах (по 5 человек), которых в классе получается примерно семь. Предлагает каждый член группы напротив каждого горизонта указывает, по возможности используя символы, его особенности: состав, причины формирования; стрелками с надписями указать связи между горизонтами. 2.2. Просит сравнить схемы внутри одной группы, чтобы прийти к общему мнению и создать единую модель схемы. 2.3. Даёт группам дополнительное задание: надо на схеме чётко прорисовать одну стержневую корневую систему растения, при этом следует подумать и боковые корни указать только в тех горизонтах профиля, где они уместны. Своё решение надо обосновать. 2.4. Предлагает группам обменяться результатами работы, передавая одну тетрадь от группы другой команде для проверки и объясняет, как это следует сделать. Учитель даёт слово каждой команде: одна группа рассказывает только об одном горизонте. Выступающий от группы ученик получает дополнительный балл. Каждый верный факт или закономерность – это 1 балл, независимо от того, были ли они представлены в тексте учебника или ребята сформулировали их самостоятельно. Дополнение или уточнение, поступающее от других команд, даёт им дополнительный балл. Просит группу оценить работу каждого её члена на 2 этапе. 2.5. В завершении второго этапа Учитель предлагает классу скомпоновать на доске единую схему из четырёх блоков и трёх стрелок, которая наглядно демонстрирует причинно-следственные связи, влияющие на строение почвы. | 2.1. Ученики объединяются в группы. Каждый участник группы напротив каждого горизонта указывает его особенности и связь с другими горизонтами. указать связи между горизонтами. Самостоятельно работают с информацией в учебнике, если там информации недостаточно, вспоминают материал прошлых лет. 2.2. Сравнивают схемы внутри одной группы: дополняют и корректируют свои работы. Создают единую модель схемы. 2.3. Группы выполняют дополнительное задание: добавляют к схеме корневую систему, обосновывая её размещение. 2.4. Группы обмениваются результатами работы, проверяют работы. От группы выступает один ученик - рассказывает об одном горизонте. Другие команды дополняют, уточняют его ответ. Одна группа (на усмотрение учителя) – обосновывает свою схему строения корневой системы в почве. После общего обсуждения выполненного задания второго этапа каждая команда подаёт учителю листок с указанием общего количества баллов на этом этапе. Оценить работу каждого участника группы на 2 этапе. 2.5. Представители от команд создают на доске единую схему причинно-следственных связей почвы из бумажных составных частей на магнитах. |
3 этап. 3.1. Организует работу по составлению схемы, демонстрирующей связь почвы с почвообразующими факторами (на примере дерново-подзолистой почвы). Предлагает заполнить недостающие звенья в схеме. Предлагает обсудить, проделанную работу (обсуждение длится 2 минуты). Каждый правильный ответ – 0,1 балла. Просит для контроля обменяться тетрадями между группами. 3.2. Учитель просит сделать вывод о процессе почвообразования. Для этого на экран выводиться предложение, где надо вставить пропущенные слова: «Почвобразование – это сложный процесс, на который особенно влияют климат, растительность, подстилающая поверхность». | 3.1. В малых группах, на основе выполненной работы составляют схему связи почвы с почвообразующими факторами. Заполняют недостающие звенья в схеме. Участвуют в обсуждении проделанной работы. Одна тетрадь от группы передаётся для контроля другой команде, или из другой команды в группу приходит «проверяющий». 3.2. Делают вывод о процессе почвообразования. |
3. Заключительный этап. Задача: подведение итогов работы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ |
Задаёт вопрос: «Как вы думаете, зачем надо изучать строение почвы»? | Предположительно отвечают: «Для оценки плодородия почвы и последующего влияния на него». |
Предлагает закрепить пройденный материал, выполнив тест, представленный на экране. Корректирует ответы учеников при необходимости. | Фронтально проходят тестирование по теме. |
Организует рефлексию: просит учеников аргументированно ответить на вопрос о том, устраивает ли их определение почвы, данное в начале урока. Если нет, то почему? | Подбирают аргументы, которые указывают на то, что определение почвы, которое они знали раньше не в полной мере отражает суть этого термина. Участвуют в обсуждении. |
Просит учеников оценить свою работу на уроке и работу своих товарищей, суммируя баллы, полученные на каждом этапе. | Проводят само- и взаимоконтроль для того, чтобы подсчитать баллы, заработанные на уроке, суммируя те, которые они получили за каждый этап. При этом ребята сначала подсчитывают сумму баллов сами, потом обмениваются тетрадями. |
Формирование различных УУД возможно в рамках одного урока за счёт использования различных приёмов, в том числе и за счёт поэтапного выполнения задания обучающимися. В этом можно убедиться, если сопоставить приёмы работы с обучающимися и формируемые при этом УУД на примере выполнения задания на уроке в 8 классе «Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв» (Таблица 1).
Таблица 1 – Поэтапное выполнение задания.
Этапы задания | Приёмы работы с обуч-ся | Особенности работы | Формируемые метапредметные УУД |
1 этап | Выполнение учениками схемы почвенного профиля с указанием горизонтов. | Индивидуальная и в парах | Коммуникативные: сравнение результатов выполненной работы с исходной задачей. Регулятивные: определение способа решения задач; осуществление самоконтроля и рефлексии применительно к результатам своей деятельности; самостоятельное составление алгоритма решения задач. |
2 этап | Обозначение учениками на схеме особенностей каждого горизонта почвенного профиля с совместным обсуждением и коррекцией. | В малых группах | Логические: выявление причинно-следственных связей. Исследовательские: проведение по самостоятельно составленному плану небольшого исследования взаимосвязей, явлений; представлять результаты исследований в форме схем, опорных сигналов, устного описания. Работа с информацией: нахождение, извлечение, использование необходимой информации; анализ текстовой информации; анализ и интерпретация информации; высказывание суждения на основе анализа информации выбор оптимальной формы представления результатов самостоятельной работы; представление информации в виде кратких выводов и обобщений. Коммуникативные: участие в обсуждении; представление выполненной самостоятельной работы; осуществление совместной деятельности; сравнение результатов выполненной работы с исходной задачей; разделение сферы ответственности; планирование организации совместной работы; обмен с партнёрами важной информацией. Регулятивные: определение способа решения задач; осуществление самоконтроля и рефлексии применительно к результатам своей деятельности. |
3 этап | Составление учениками схемы, демонстрирующей связь почвы с почвообразующими факторами. | В малых группах | Логические: выявление причинно-следственных связей; составление схем. Исследовательские: проведение по самостоятельно составленному плану небольшого исследования взаимосвязей, явлений; представлять результаты исследований в форме схем, опорных сигналов, устного описания. Работа с информацией: нахождение, необходимой информации; определение недостающей для поиска ответа на вопрос информации; обобщение текстовой информации; анализ и интерпретация информации; высказывание суждения на основе анализа информации. Коммуникативные: участие в обсуждении; представление выполненной самостоятельной работы; осуществление совместной деятельности; сравнение результатов выполненной работы с исходной задачей; планирование организации совместной работы; обмен с партнёрами важной информацией. Регулятивные: определение способа решения задач; самоконтроль и рефлексия применительно к результатам своей деятельности. |
Закрепл. пройден. матер. | Тестирование учеников | Фронтальная | Работа с информацией: нахождение, необходимой информации; высказывание суждения на основе анализа информации. Коммуникативные: участие в обсуждении; осуществление совместной деятельности. |
Рефлексия | Аргументирование учениками ответа на вопрос о том, устраивает ли вас определение почвы, данное в начале урока. Если нет, то почему? | Фронтальная | Работа с информацией: анализ и интерпретация информации; высказывание суждения на основе анализа информации; представление информации в виде кратких выводов и обобщений. Коммуникативные: участие в обсуждении. Регулятивные: осуществление самоконтроля и рефлексии применительно к результатам своей деятельности. |
Само- и взаимо-оценивание | Суммирование учениками баллов каждого участка под контролем всех членов группы. | Индивид-ая и в малые группах (4 человека) | Работа с информацией: высказывание суждения на снове анализа информации; представление информации в виде кратких выводов и обобщений. Коммуникативные: участие в обсуждении; существление совместной деятельности; оценка вклада каждого члена команды в достижение результатов; разделение сферы ответственности; планирование организации совместной работы; обмен с партнёрами информацией. Регулятивные: осуществление самоконтроля и рефлексии применительно к результатам своей деятельности. |
Поэтапное выполнение задания с использованием ЛОК даёт возможность ученикам осуществлять само - и взаимооценивание. При этом учитель получает сведения о степени сформированности УУД у обучающихся.
Использование технологии ЛОК при обучении географии восьмиклассников способствует оптимизации образовательного процесса; позволяет максимально повысить эффективность образовательного процесса и соответствует обновлённым ФГОС.
Приложение 1. Схема «Почвенный профиль – взаимосвязь понятий»
Приложение 2. Схема «Важнейшие почвообразующие факторы»
Приложение 3. Схема «Взаимосвязи почвенного профиля дерново-подзолистой почвы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Местоположение и природа Древней Индии
Данная разработка урока сделана с использованием мультемидийных ресурсов. Урок комбинированный....

Методическая разработка "Использование регионального компонента в воспитании толерантности и патриотизма"
Материал может быть интересен учителям и педагогам гуманитарной направленности...
Методическая разработка "Приспособленность организмов к действиям факторов среды"
Методическая разработка по теме "Приспособленность организмов к действиям факторов среды"...

Методическая разработка «Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов»
Забота о здоровье ребенка - это не просто ...

методическая разработка ""Климат Южной Америки и факторы его формирования""
Данная разработка была состалена для проведения открытого урока на районном семинаре...

Методическая разработка "Национально-региональный компонент на уроках информатики в рамках ФГОС"
На протяжении более чем 15 лет преподавания информатики у меня накопилось достаточное количество материала (тексты, картинки, таблицы и т.д.), содержащего те или иные элементы национально-региональног...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы. 8 класс.
Методическая разработа урока в 8 классе по теме "Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы". В уроке использовалась проблемная технология обучения, а также...



