Методическая разработка урока "Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв".
методическая разработка по географии (8 класс)

Краснова Надежда Владимировна

Дано поэтапное построение урока с учётом требований обновлённых ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Использование технологии логических опорных конспектов на уроке географии «Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв» в 8 классе для формирования УУД»

Выполнила: учитель географии ГБОУ СОШ N 394 Санкт-Петербурга Н. В. Краснова.

С развитием цивилизации изменяются особенности мыслительных процессов людей. У современных школьников сформировался новый тип мышления, который отличен от того, который был у их сверстников, например, лет 40 назад. Эти особенности надо принять как данность и учитывать при обучении современных школьников.

Современные ученики с клиповым мышлением не могут устанавливать причинно-следственные связи. Следует признать, что в школьном образовании есть дилемма: с одной стороны, оно должно учитывать изменения в особенностях мышления молодого поколения, с другой – продолжать развитие тех умственных процессов, которые "блокируются" клиповым мышлением.

Использование на уроках логических опорных конспектов (ЛОК) или сигналов (ЛОС), способствует повышению эффективности обучения географии школьников с клиповым мышлением, остаётся актуальным для современного образования. Результаты, которые должны быть достигнуты обучающимися на уроках географии, сформулированы в ФГОС, которые нужны для создания единого образовательного пространства в нашей стране.

В обновлённых ФГОС есть Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся. В ней для каждого УУД есть критерии их сформированности.

Процесс формирования УУД на уроках географии в 8 классах на основе использования технологий применения ЛОК важен, так как он способствует оптимизации учебного процесса.

Цель проведения урока: получение обучающимися представления о почве, как особом компоненте природы, установление причинно-следственных связей между её компонентами, почвой и окружающей средой.

Технологический компонент

1. Подготовительный этап. Задача: подготовка к выполнению работы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

Актуализирует ранее сформированные знания и умения учеников.

1. Предлагает ученикам сформулировать тему урока: "Сегодня на уроке речь пойдёт об уникальном компоненте природы. Рассматривая его, можно получить знания обо всех природных компонентах конкретного природного комплекса. Не случайно именно этот компонент условно называют зеркалом природы. О чём же сегодня пойдёт речь на уроке".

2. Опрос о том, чем почва отличается от других горных пород, под воздействием каких факторов образуется.

1. Используя знания, полученные в 7 классе, называют компонент природы, который они начнут изучать на уроке /почва/.

2. Отвечают на вопросы учителя, вспоминая материал 6-7 классов.

Организует обсуждение для формулирования учебного задания.

1. Предлагает ученикам рассмотреть карту «Почвы России», чтобы они смогли сформулировать вопросы по данной теме.

2. Подводит учащихся к тому, чтобы они сформулировали цель урока.

3. Формулирует задание.

1. Составляют вопросы по карте: "Почему на территории РФ представлены разные типы почв; почему они изменяются с севера на юг; почему не все почвы идут через всю территорию страны?"

2. Формулируют цель урока: выявление отличий между почвами, факторами, влияющими на их формирование.

3. Записывают задание.

ЗАДАНИЕ ребята выполняют индивидуально, в парах, в малых группах.

Изучают строение почвенного профиля на примере дерново-подзолистой почвы, определяют причины, влияющие на формирование горизонтов профиля.

1. Подготовительный этап. Задача: подготовка к выполнению работы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

Актуализирует ранее сформированные знания и умения учеников.

1. Предлагает ученикам сформулировать тему урока: "Сегодня на уроке речь пойдёт об уникальном компоненте природы. Рассматривая его, можно получить знания обо всех природных компонентах природного комплекса. Именно этот компонент называют зеркалом природы. О чём же сегодня пойдёт речь на уроке?".

2. Проводит устный опрос: чем почва отличается от других горных пород, под воздействием каких факторов образуется.

1. Используя знания, полученные в 7 классе, называют компонент природы, который они начнут изучать на уроке /почва/.

2. Отвечают на вопросы учителя, вспоминая материал 6-7 классов.

Организует обсуждение с целью формулирования учебного задания.

1. Предлагает ученикам рассмотреть карту «Почвы России», чтобы определить они смогли сформулировать вопросы по данной теме.

2. Подводит учащихся к тому, чтобы они сформулировали цель урока.

3. Формулирует задание.

1. Составляют вопросы по карте: "Почему на территории РФ представлены разные типы почв; почему они сменяют друг друга с севера на юг; почему не все почвы идут через всю территорию страны, почему…?"

2. Формулируют цель урока: выявление отличий между почвами, факторами, влияющими на их формирование.

3. Записывают задание..

ЗАДАНИЕ ребята выполняют индивидуально, в парах, в малых группах.

Изучают строение почвенного профиля на примере дерново-подзолистой почвы, определяют причины, влияющие на формирование горизонтов профиля.

2. Основной этап. Задача: организация выполнения работы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

1 этап. Просит выполнить в тетради схемы (ЛОС) почвенного профиля с указанием названий горизонтов (см. рис. 68 на стр. 142 в учебнике). Задание - на экране. Контролирует процесс. Просит оценить их работу на этапе по критериям, комментирует.

Выполняют индивидуальную работу в тетради: рисунок-схему почвенного профиля дерново-подзолистой почвы. Указывают названия его горизонтов, пользуясь учебником. Рисунок выполняется цветными карандашами. Осуществляют взаимопроверку в парах по критериям.

2 этап. 2.1. Организует работу в малых группах (по 5 человек), которых в классе получается примерно семь. Предлагает каждый член группы напротив каждого горизонта указывает, по возможности используя символы, его особенности: состав, причины формирования; стрелками с надписями указать связи между горизонтами.

2.2. Просит сравнить схемы внутри одной группы, чтобы прийти к общему мнению и создать единую модель схемы.

2.3. Даёт группам дополнительное задание: надо на схеме чётко прорисовать одну стержневую корневую систему растения, при этом следует подумать и боковые корни указать только в тех горизонтах профиля, где они уместны. Своё решение надо обосновать.

2.4. Предлагает группам обменяться результатами работы, передавая одну тетрадь от группы другой команде для проверки и объясняет, как это следует сделать. Учитель даёт слово каждой команде: одна группа рассказывает только об одном горизонте. Выступающий от группы ученик получает дополнительный балл. Каждый верный факт или закономерность – это 1 балл, независимо от того, были ли они представлены в тексте учебника или ребята сформулировали их самостоятельно. Дополнение или уточнение, поступающее от других команд, даёт им дополнительный балл.

Просит группу оценить работу каждого её члена на 2 этапе.

2.5. В завершении второго этапа Учитель предлагает классу скомпоновать на доске единую схему из четырёх блоков и трёх стрелок, которая наглядно демонстрирует причинно-следственные связи, влияющие на строение почвы.

2.1. Ученики объединяются в группы. Каждый участник группы напротив каждого горизонта указывает его особенности и связь с другими горизонтами. указать связи между горизонтами. Самостоятельно работают с информацией в учебнике, если там информации недостаточно, вспоминают материал прошлых лет.

2.2. Сравнивают схемы внутри одной группы: дополняют и корректируют свои работы. Создают единую модель схемы.

2.3. Группы выполняют дополнительное задание: добавляют к схеме корневую систему, обосновывая её размещение.

2.4. Группы обмениваются результатами работы, проверяют работы. От группы выступает один ученик - рассказывает об одном горизонте. Другие команды дополняют, уточняют его ответ.

Одна группа (на усмотрение учителя) – обосновывает свою схему строения корневой системы в почве.

После общего обсуждения выполненного задания второго этапа каждая команда подаёт учителю листок с указанием общего количества баллов на этом этапе. Оценить работу каждого участника группы на 2 этапе.

2.5. Представители от команд создают на доске единую схему причинно-следственных связей почвы из бумажных составных частей на магнитах.

3 этап. 3.1. Организует работу по составлению схемы, демонстрирующей связь почвы с почвообразующими факторами (на примере дерново-подзолистой почвы). Предлагает заполнить недостающие звенья в схеме. Предлагает обсудить, проделанную работу (обсуждение длится 2 минуты). Каждый правильный ответ – 0,1 балла. Просит для контроля обменяться тетрадями между группами.

3.2. Учитель просит сделать вывод о процессе почвообразования. Для этого на экран выводиться предложение, где надо вставить пропущенные слова: «Почвобразование – это сложный процесс, на который особенно влияют климат, растительность, подстилающая поверхность».

3.1. В малых группах, на основе выполненной работы составляют схему связи почвы с почвообразующими факторами. Заполняют недостающие звенья в схеме. Участвуют в обсуждении проделанной работы.

Одна тетрадь от группы передаётся для контроля другой команде, или из другой команды в группу приходит «проверяющий».

3.2. Делают вывод о процессе почвообразования.

3. Заключительный этап. Задача: подведение итогов работы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

Задаёт вопрос: «Как вы думаете, зачем надо изучать строение почвы»?

Предположительно отвечают: «Для оценки плодородия почвы и последующего влияния на него».

Предлагает закрепить пройденный материал, выполнив тест, представленный на экране. Корректирует ответы учеников при необходимости.

Фронтально проходят тестирование по теме.

Организует рефлексию: просит учеников аргументированно ответить на вопрос о том, устраивает ли их определение почвы, данное в начале урока. Если нет, то почему?

Подбирают аргументы, которые указывают на то, что определение почвы, которое они знали раньше не в полной мере отражает суть этого термина. Участвуют в обсуждении.

Просит учеников оценить свою работу на уроке и работу своих товарищей, суммируя баллы, полученные на каждом этапе.

Проводят само- и взаимоконтроль для того, чтобы подсчитать баллы, заработанные на уроке, суммируя те, которые они получили за каждый этап. При этом ребята сначала подсчитывают сумму баллов сами, потом обмениваются тетрадями.

Формирование различных УУД возможно в рамках одного урока за счёт использования различных приёмов, в том числе и за счёт поэтапного выполнения задания обучающимися. В этом можно убедиться, если сопоставить приёмы работы с обучающимися и формируемые при этом УУД на примере выполнения задания на уроке в 8 классе «Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв» (Таблица 1).

Таблица 1 Поэтапное выполнение задания.

Этапы задания

Приёмы работы с обуч-ся

Особенности работы

Формируемые метапредметные

УУД

1 этап

Выполнение учениками схемы почвенного профиля с указанием горизонтов.

Индивидуальная и в парах

Коммуникативные: сравнение результатов выполненной работы с исходной задачей.

Регулятивные: определение способа решения задач; осуществление самоконтроля и рефлексии применительно к результатам своей деятельности;

самостоятельное составление алгоритма решения задач.

2 этап

Обозначение учениками на схеме особенностей каждого горизонта почвенного профиля с совместным обсуждением и коррекцией.

В малых группах

Логические: выявление причинно-следственных связей.

Исследовательские: проведение по самостоятельно составленному плану небольшого исследования взаимосвязей, явлений; представлять результаты исследований в форме схем, опорных сигналов, устного описания.

Работа с информацией: нахождение, извлечение, использование необходимой информации; анализ текстовой информации; анализ и интерпретация информации; высказывание суждения на основе анализа информации выбор оптимальной формы представления результатов самостоятельной работы; представление информации в виде кратких выводов и обобщений.

Коммуникативные: участие в обсуждении; представление выполненной самостоятельной работы;

осуществление совместной деятельности;

сравнение результатов выполненной работы с исходной задачей; разделение сферы ответственности; планирование организации совместной работы; обмен с партнёрами важной информацией.

Регулятивные: определение способа решения задач;

осуществление самоконтроля и рефлексии применительно к результатам своей деятельности.

3 этап

Составление учениками  схемы, демонстрирующей связь почвы с почвообразующими факторами.

В малых группах

Логические: выявление причинно-следственных связей;

составление схем.

Исследовательские: проведение по самостоятельно составленному плану небольшого исследования взаимосвязей, явлений; представлять результаты исследований в форме схем, опорных сигналов, устного описания.

Работа с информацией: нахождение, необходимой информации; определение недостающей для поиска ответа на вопрос информации; обобщение текстовой информации; анализ и интерпретация информации;

высказывание суждения на основе анализа информации.

Коммуникативные: участие в обсуждении; представление выполненной самостоятельной работы;

осуществление совместной деятельности;

сравнение результатов выполненной работы с исходной задачей; планирование организации совместной работы; обмен с партнёрами важной информацией.

Регулятивные: определение способа решения задач; самоконтроль и рефлексия применительно к результатам своей деятельности.

Закрепл.

пройден. матер.

Тестирование учеников

Фронтальная

Работа с информацией: нахождение, необходимой информации; высказывание суждения на основе анализа информации.

Коммуникативные: участие в обсуждении; осуществление совместной деятельности.

Рефлексия

Аргументирование учениками ответа на вопрос о том, устраивает ли вас определение почвы, данное в начале урока. Если нет, то почему?

Фронтальная

Работа с информацией: анализ и интерпретация информации; высказывание суждения на основе анализа информации; представление информации в виде кратких выводов и обобщений.

Коммуникативные: участие в обсуждении.

Регулятивные: осуществление самоконтроля и рефлексии применительно к результатам своей деятельности.

Само- и взаимо-оценивание

Суммирование учениками баллов каждого участка под контролем всех членов группы.

Индивид-ая и в малые группах

(4 человека)

Работа с информацией: высказывание суждения на снове анализа информации; представление информации в виде кратких выводов и обобщений.

Коммуникативные: участие в обсуждении; существление совместной деятельности; оценка вклада каждого члена команды в достижение результатов; разделение сферы ответственности; планирование организации совместной работы; обмен с партнёрами информацией.

Регулятивные: осуществление самоконтроля и рефлексии применительно к результатам своей деятельности.

Поэтапное выполнение задания с использованием ЛОК даёт возможность ученикам осуществлять само - и взаимооценивание. При этом учитель получает сведения о степени сформированности УУД у обучающихся.

Использование технологии ЛОК при обучении географии восьмиклассников способствует оптимизации образовательного процесса; позволяет максимально повысить эффективность образовательного процесса и соответствует обновлённым ФГОС.

Приложение 1. Схема «Почвенный профиль – взаимосвязь понятий»

Рисунок3

Приложение 2. Схема «Важнейшие почвообразующие факторы»

Рисунок4

Приложение 3. Схема «Взаимосвязи почвенного профиля дерново-подзолистой почвы»

Рисунок5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Местоположение и природа Древней Индии

Данная разработка урока сделана с использованием мультемидийных ресурсов. Урок комбинированный....

Методическая разработка "Использование регионального компонента в воспитании толерантности и патриотизма"

Материал может быть интересен учителям и педагогам гуманитарной направленности...

Методическая разработка "Приспособленность организмов к действиям факторов среды"

Методическая разработка по теме "Приспособленность организмов к действиям факторов среды"...

Методическая разработка «Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов»

Забота о здоровье ребенка - это не просто                                             ...

методическая разработка ""Климат Южной Америки и факторы его формирования""

Данная разработка была состалена для проведения открытого урока на районном семинаре...

Методическая разработка "Национально-региональный компонент на уроках информатики в рамках ФГОС"

На протяжении более чем 15 лет преподавания информатики у меня накопилось достаточное количество материала (тексты, картинки, таблицы и т.д.), содержащего те или иные элементы национально-региональног...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы. 8 класс.

Методическая разработа урока в 8 классе по теме "Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы".  В уроке использовалась проблемная технология обучения, а также...