Методическая разработка "Использование регионального компонента в воспитании толерантности и патриотизма"
методическая разработка по краеведению по теме

Столбова Наталья Павловна

Материал может быть интересен учителям и педагогам гуманитарной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_reg._komp.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для учителей истории, истории и культуры Санкт-Петербурга и педагогов дополнительного образования краеведческой направленности «Использование регионального компонента в воспитании толерантности и патриотизма»

                                                                               Столбова Н.П., методист краеведения ДДЮТ Красногвардейского района Санкт-Петербурга “На Ленской”, педагог дополнительного образования     

Методическая разработка включает  краеведческий материал поликультурной тематики и ориентирует в возможностях  его использования

         Формирование  толерантности в человеческих отношениях, воспитание межэтнической толерантности, патриотическое воспитание остаются важными задачами в воспитании подрастающего поколения. Действенным  и эффективным средством  в этом является, имеющая огромный потенциал и традиции,   региональная среда.               Под регионом  в географическом положении  понимаем территории, которые сегодня занимают Санкт-Петербург и Ленинградская область (исторически — Приневский край). Под региональным компонентам понимаем всю многогранность истории, культуры, экономики, социальных и этнических связей и иного, что составляет его содержание.                                                                                                                                                                                                           Особенностью региона  является то, что  географически и исторически  он находится в месте пересечении  западных и восточных социо-культурных потоков. Хронологически – ко времени  основания Петербурга, существовал уже почти весь архитектурный и культурный европейский и восточный контекст, что не могло не повлиять на формирование  новой русской столицы и менталитет его жителей.                                                                   Исторически Петербург сложился как поликультурный центр, над созданием которого в течение веков трудились и  представители различных российских губерний,  и представители других стран.                                                                                                                                                                                                                   Старейшая часть Петербурга Охта исторически является предтечей поликультурного Петербурга. В устье Охты до его основания находился шведский город Ниен, который можно условно  назвать  средневековым центром Петербурга, и который был разрушен при наступлении русских войск в 1702 году. 1 мая 1703 года пала и крепость Ниеншанц, один из оплотов шведов в Приневском крае.                 Ниен был крупным по тем временам торговым городам, в котором жили шведы, немцы, финны. Торговать приезжали русские, ижора, карела... В Ниене находились лютеранские шведская и немецкая кирхи, на противоположном берегу в районе Смольного, в русском селении Спасское была православная церковь во имя Спаса Преображения Господня. В школе города Ниена, находившейся при лютеранском соборе Ниена, учились и русские ученики.                                                                                                                                                                                                              “Уроки” толерантности шведского  Ниена, который находился на знаменитом торговом пути “Из варяг в греки” остаются традиционными в воспитании толерантности и патриотизма. Открытый в 2003 году в корпусах “Петрозавода” уникальный музей “Ландскрона. Невское устье. Ниеншанц”, в связи с предполагавшимся строительством в устье Охты бизнес-центра, был закрыт. В музее Истории Санкт-Петербурга в Петропвловской крепости хранится колокол церкви шведского Ниена, там есть другие экспонаты, связанные с традиционной поликультурностью края.                                                                                                                                                                                                                      Второй взгляд на традиционную поликультурность города – взгляд на восток. Кроме торгового пути “Из варяг в греки” через древнюю Ладогу по Неве проходил арабский или “шелковый”  торговый путь. Среди археологических находок прибрежной зоны Невы есть  серебряные арабские монеты 5 века, В первые петербургские годы на Петербургском острове  находилась Татарская слобода, где жили татары, калмыки, казахи... Не случайно, именно на Петроградской стороне в начале 20 века была построена мусульманская мечеть, которая является сейчас духовным центром большой мусульманской общины города.                                                                                                                                                                                                                     Еще один исторический урок Петербурга – отсутствие преследований по национальному признаку. Здесь не было еврейских погромов, известен один погром Германского посольства в 1914 года из-за обнаруженного, или якобы обнаруженного там передатчика и возможных передач. Убийство продавца арбузов и таджикской девочки в 2000-х годах стали  первыми в новейшей истории Петербурга. И еще один пример этнокультурной толерантности на примере нашего рпйона. Среди рабочих и служащих Охтинского Порохового завода было много католиков, поэтому, наряду с существующими православными храмами Ильинской слободы, в 1916 году там был освящен католический костел. После революция его постигла судьба других церквей, а в годы войны он был разобран на топливо. Потенциал Приневского края исторически использовался  в образовательном и воспитательном процессе.  Знакомство с географическими, этническими, культурными особенностями края через экскурсии до революции входили в программы многих образовательных учреждений Петербурга и губернии. В советские десятилетия ценностный потенциал  региона, кардинально изменился, а его палитра существенно сократилась в соответствии с новой идеологий. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга в 2003 году региональный компонент введен в образовательный процесс в области предметных знаний (филологии, математики, обществознании, естествознании, физической культуре, технологиях и искусстве) и использует потенциал Санкт-Петербурга с целью получения дополнительных по отношению к федеральным стандартам знаний. В основном образовании использование регионального компонента возможно через уроки, классные часы, тематические встречи... Большие возможности и разнообразные методики по использованию регионального компонента в воспитании толерантности и патриотизма дает дополнительное образование. В первую очередь это широкий спектр непосредственно краеведческих программ разного содержания и адресации и краеведческая музейная деятельность. Во вторых это введение регионального компонента непосредственно в программы дополнительного образования разнообразной направленности.                                                                                                                                                                                                     Еще одну возможность дают культурно-досуговые программы ДДЮТ, одной из которых является комплексная программа “Охта: традиции и современность”. Программа, в основе которой лежит широкое использование возможностей  региона, включает исследовательскую, проектную, экскурсионную, игровую деятельность. Особенности  национального этикета, традиционная русская культура лежат в основе программы «Петербургский этикет», тоже успешно реализуемой для школьников района в течение последних лет.

         Программой, которая ориентирует на гармонизацию межэтнических отношений, является программа “Многонациональная Охта”, реализуемая в ДДЮТ в течение последних пяти лет и активно, набирающая обороты. В  2011-2012 учебном году состоялась районная конференция “Многонациональная Охта”, в которой приняли активное участие отделения дополнительного образования школ района. Программа «Из Москвы в Европу в поисках Петербурга» или «По следам Великого посольства Петра I» знакомит с европейским путешествием русского посольства, состоявшимся  в самом конце 18 века. 

         Эти и другие программы, реализуемые в ДДЮТ, используют региональный компонент и способствуют воспитанию толерантности и патриотизма у школьников района.

          И закончить хочется  зарисовкой предвоенных Пороховых, принадлежавшей талантливому перу жительницы района   Нины Николаевны Коноваловой: “Пороховые очень отличались от других районов Охты укладом жизни и национальным составом населения. Потомственные пороховчане работали на Охтинском химическом комбинате, основанном еще Петром Великим в 1715 году. Женщины шли на текстильную фабрику "Пятилетка". Бывшие крестьяне, прибывшие из разных областей в Ленинград, поступали на тяжелую или вредную работу, привлекала высокая зарплата. Они уходили на Сероуглеродный завод или в хлорный цех химкомбината ради жилплощади.
Люди разных национальностей жили дружно. Работали, отдыхали и развлекались вместе. Существовал, например, китайский совхоз "Красный Восток", где жили и работали китайцы. Около Колтушей тянулись финские деревни. Сапоги на улице Коммуны чистили ассирийцы. Отправляясь в центр города на трамвае №10 (всего 20 минут до Староневского), вы проезжали мимо цыганского поселка. Инженерный состав ОХК частично состоял из немецких фамилий. Жили прибалты, поляки, татары. Трудно сказать, какой национальности у нас на Пороховых не было!”.                       Традиции многонациональной Охты заложены давно. Так давайте же   не забывать о накопленном нашими предками ценном опыте и обращаться к нему в наше непростое время. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)

В данной  работе  преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...

Методические рекомендации по теме;«Региональный компонент в воспитании дошкольников»

знакомить с прошлым нашего города, рассказывать о людях, которые славили, украшали, воспевали его; вызвать интерес к истории города, родной земле....

Рефлексия этнокультурного компонента и воспитание толерантной личности при изучении английского языка

Единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности отвечает требованиям широко пропагандируемой «гуманитарной культуры». Система языковой подготовки должна быть ор...

Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»

Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма.(Из опыта работы)         В наши дни, когда функци...

Наөионально-региональный компонент в воспитании детей дошкольного возраста

Национально- региональный компонентв воспитании детей дошкольного возраста. Национально-региональный компонент предусматривает реали­зацию следующих направлений деятельности дошкольных учреж...

Классные часы для 5-6 классов по воспитанию толерантности и патриотизма

Материал для проведения классных часов в основной школе...