Наөионально-региональный компонент в воспитании детей дошкольного возраста
консультация по краеведению на тему

Нигматуллина Алсу Фаритовна

Национально- региональный компонент

в воспитании детей дошкольного возраста.

 

Национально-региональный компонент предусматривает реали­зацию следующих направлений деятельности дошкольных учреж­дений:

■   приобщение к истокам национальной культуры народов, насе­ляющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирова­ние у детей основ нравственности на лучших образцах националь­ной культуры, народных традициях и обычаях;

■   изучение русского и татарского языков в дошкольных образо­вательных учреждениях в равных объемах;

■    ознакомление с историей, географией Республики Татар­стан, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толе­рантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

■    ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Национально- региональный компонент

в воспитании детей дошкольного возраста.

Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольных учреждений:

■   приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

■   изучение русского и татарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объемах;

■    ознакомление с историей, географией Республики Татарстан, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

■    ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры. 

Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к татарской национальной культуре, как первое направление реализации национально-регионального компонента отражена в программе Шаеховой Р.К. «Региональная программа дошкольного образования »

Программа направлена на всестороннее физическое , социально - личночтное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения. изучение татарского (русского) языка.

Задачи программы по ознакомлению детей с национальной культурой татарского народа соотносятся с Программой воспитания и обучения в детском саду. В этой связи воспитатель детского сада может выстроить содержание деятельности с учетом местных условий и общих требований к дошкольным учреждениям.

Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:

■   игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

■ экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;

■ организация выставок изделий национального декоративно- прикладного творчества;

■   театрализованная деятельность, народные праздники.

■                 Стремление создать для дошкольников условия, в которых

они смогут одновременно изучать два языка, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса. Это и является вторым направлением национально-регионального компонента.

Реализация третьего направления национально-регионального компонента основывается на решении следующих задач:

■   формирование у детей элементарных исторических представлений;

■ воспитание бережного отношения к семейным традициям; изучая историю своей семьи, прививать любовь к историческому наследию прошлого, к национальным традициям;эстетическое восприятие памятников архитектуры, ознакомление со средствами выразительности, с помощью которых мастера добиваются передачи совершенства форм;

■ ознакомление с историей возникновения, архитектурными особенностями Казанского Кремля, башни Сююмбике;

■ развитие у детей интереса к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с историей Казани, Казанского Кремля.

Столица Республики Татарстан город Казань, Казанский Кремль, его памятники всегда имели большое значение в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, которое с годами крепнет, расширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине.

Средняя группа

1. Рассматривание иллюстративного материала: Альбом «Альметьевск» «Города Татарстана », «Татарский национальный костюм», иллюстрации к татарским  сказкам, открытки, буклеты, татарская кукла-мальчик, кукла в национальном платье.

2. Аппликация: «Полотенце для кукол », «Фартук для куклы».

3. Игры: Обыгрывание куклы в татарском платье. Дидактические игры «Какой куклы не стало?», «Сложи узор по образцу». Подвижные игры «Платочек», «Сова».

4. Чтение, рассказывание: 

Сказки «Медведь и Дед» пер. Р.Ахмета, «Лиса и Журавль»,  пер. Р.Кожевниковой, «Смышленая ворона», пер. Л.Замалетдинова

Поэзия.  Б. Рахмат «Петушок...», пер. Е. Муравьева;   Р.Валеева « Кукле платье подарила», пер. В. Валеевой; Р. Миннуллин «Про папу с мамой», пер. С. Малышева, Г. 'Гукай. «Зимний вечер» пер. С. Бобкова; Ш. Галиев. «В автобусе?», пер. В. Баширова и Э. Блиновой; Р. Валеева. «Приходи, весна, скорей», пер. Е. Муравьева, Б. Рахмат. «Асия», пер. Г. Абрамова; Ш. Маннур. «Гусята», пер. Л. Топчия; А. Рашит. «Солнечный край», пер. С. Малышева, Г. Зайнашева «Наш веселый Сабантуй», пер. С. Малышева, М. Джалиль «Мой пес», «Родник», «Храбрый заяц», «Грибы»  М. Файзуллина пер. С. Малышева

Проза.   А. Хасанов. «В детском саду», пер. Ф. Зарифа Литературные сказки. Р. Батулла. «Подарок», пер. Умерова,  А. Алиш, «Дядя рабочий», пер. Г. Каримовой

Литературные сказки.А. Гаффар. «Хвост»; А. Алиш. «Бояка и Небояка», пер. А. Бенденского. М. Хасанов. «Снег идет», пер. М. Зарецкого Литературные сказки. А. Гаффар. «Сладкий щавель», Г.Тукай «Водяная» Для заучивания наизусть.Г. Тукай

Для заучивания наизусть. «Пальчик, пальчик, где ты был?...», пер. Ахметова, . X. Халиков. «С добрым утром!», пер. Е. МуравьеваСказки. «Два лентяя», обраб. С. Гильмутдиновой

5 Музыка. «Осень наступила» муз. Л. Шигабутдиновой, Слушание.  «Әпипә» в обработке Р. Еникеевой, «Хороводная», «Давайте потанцуем» (диск «Шома бас»).

Ознакомление с музыкальным инструментом «гармонь» Песенки, потешки, заклички, считалки, прибаутки.  «Попляши!», «Найди свою пару» (диск «Шома бас»), «Попляши да попляши...», пер. А. Аминова, Парный танец», «Подружились» (диск «Шома бас

Старшая группа

1. Коммуникация: «Город мой», «Казань – столица Татарстана».

2. Беседы: «Дары нашего леса», «Татарские музыкальные инструменты», «Герои ВОВ», «Моя Республика Татарстан», «Знакомство с улицей города», «Поведение в транспорте», «Беседа о профессиях», «Деревянный дом татарской деревни», «Архитектурные памятники», «Знакомство с традиционной вышивкой».

3. Игры:

• подвижные: «Уголки», «Рыбалка», «Сова», «Платочек», «Петух»;

• дидактические: «Какой куклы не стало?», «Сложи узор по образцу», «Магазин сувениров», «Придумай свой узор»;

• строительные: «Перекрёстки и улицы Альметьевска»;

• хороводные: «На лугу у ворот», «Как сеяли мак».

4. Рисование в режимные моменты: «Грибы  леса», «Моя семья», «В этом доме я живу», «Какие комнатные растения растут у меня дома», «Фартук», «Платочек», «Сапоги Тимерхана», «Солдат на посту», «Мой любимый котик», «Портрет моей мамы», «Какие деревья растут на нашем участке», «Машины на улицах города», «В городе праздник», «На нашем участке цветы».

5. Аппликация: «Полотенце», «Укрась тюбетейку» , «Скатерть», «Рубашка», «Подарок папе, дедушке», «Подарок маме, бабушке», «Вечная память павшим в бою».

6. Лепка: «Что выросло на грядке у Лейсан», «Ваза для цветов», «Птицы на нашей кормушке», «Какие угощения мама печёт к празднику», «Воин – освободитель».

7. Конструирование: «Пешеходный мост через реку Зай», «Двухэтажные дома на нашей улице».

8. Чтение, рассказывание:

 Сказки. «Глупый волк», пер Ахметова; «Как Таз рассказывал падищаху небылицу».  Поэзия. Г. Тукай «Осень» (отрывок), пер.А. Ахметовой; Р. Валеева. «Тюбетейка и калфак»,пер.Е.Муравьева; «Лиса, еж и ежиха», пер. Л. Замалетдинова;«Зухра-йолдыз» Б. Рахмат «Петушок...», пер. Е. Муравьева;   Р.Валеева « Кукле платье подарила», пер. В. Валеевой; Р. Миннуллин «Про папу с мамой», пер. С. Малышева, Э. Шарифуллина. «Хочу быть шофером», пер. Е. Муравьева Проза.   А. Хасанов. «В детском саду», пер. Ф. Зарифа. Г. 'Гукай. «Зимний вечер» пер. С. Бобкова; Ш. Галиев. «В автобусе?», пер. В. Баширова и Э. Блиновой; Р. Валеева. «Приходи, весна, скорей», пер. Е. Муравьева, Б. Рахмат. «Асия», пер. Г. Абрамова; . Ш. Маннур. «Гусята», пер. Л. Топчия; А. Рашит. «Солнечный край», пер. С. Малышева, Г. Зайнашева «Наш веселый Сабантуй», пер. С. Малышева, М. Джалиль «Мой пес», «Родник», «Храбрый заяц», «Грибы»  М. Файзуллина пер. С. Малышева, Ш. Галеев. «Воспитанный»,пер. В. Баширова и Э. Блиновой; Р. Миннуллин. «Люблю гостей»,пер.С.Малышева;  Дж. Тарджеманов. «Зима», пер. М. Ивансен; Р. Миннуллин. «Стою я на посту»,

Ф. Карим.  «Скоро весна», пер. Т. Стрешневой, Р. Корбан. «Больнее было бы…», пер. С. Махотина; Б.Рахмат «На сабантуе»

Литературные сказки. Р. Батулла. «Подарок», пер. Умерова,  Три дочери», обраб. С. Гильмутдиновой, «Саран и Юмарт» «Зилян»,  «Кто сильный?», «Старик и лиса», .А. Гаффар. «Хвост»; А. Алиш. «Бояка и Небояка», пер. А. Бенденского, М. Хасанов. «Снег идет», пер. М. Зарецкого А. Гаффар. «Сладкий щавель», Г.Тукай «Водяная» Р. Батулла. «Лесные разбойники», пер. Э. Умерова; Ф. Зариф. «Сладкое лето» ,пер. Н. Бурсаковой; Ф.Шафигуллин «Лейсан», Р.Батулла «Лесные разбойники

Проза. А. Алиш. «Чем занимаются люди», пер. Г. Каримовой;  Литературные сказки. А. Гаффар. «Червяк идет в гости»; А. Хасанов. «Мама сказала», пер. Ф. Зарифуллина; Р. Валеева. «Поздравляю тебя, мама», пер. Р. Валеева. А. Алиш, «Дядя рабочий», пер. Г. Каримовой Р. Фахреддин. «Воспитанный ребенок», пер.Р.Ахмета; Ф. Зариф. «Сладкое лето» ,пер. Н. Бурсаковой; А. Алиш. «Как я учился считать», пер. Л. Файзуллиной

Для заучивания наизусть. Г.Тукай. «Наша семья», пер. Е. Тушновой. «Медведь и Дед» пер. Р.Ахмета, «Лиса и Журавль»,  пер. Р.Кожевниковой,«Пальчик, пальчик, где ты был?...», пер. Ахметова Сказки. «Смышленая ворона», пер. Л. Замалетдинова,  X. Халиков. «С добрым утром!», пер. Е. МуравьеваСказки. «Два лентяя», обраб. С. Гильмутдиновой, Г. Тукай. «Как время зовется?», пер. В. Лунина, М.Джалиль «Петушок», А.Кари. «Дедушка Мороз»,пер. Е. Муравьева. Э. Шарифуллина «Хочу быть шофером» Х.Халиков «С добрым утром.

9. Праздники, развлечения: по годовому плану  ДОУ

10. Экскурсии: По детскому саду. Учреждения и жилые дома вокруг детского сада. ПО микрорайону. В  музей города.

11. Электронные презентации: «Какой был город летом», «Памятники города», «Зимний Альметьевск», «Весенние подарки», «Экскурсия по Альметьеску».

12. Музыка:

Игровой фольклор. «С добрым утром…»,    пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина. «Даут с петушком», пер. Р. Ягафарова, перес. Л., Кузьмина«Науруз, Науруз…», пер.  Р. Ягафарова

Танцевальный жанр.  Хороводная «Кэрия-Зэкэрия» народная песня, пер.С. Малышева. Пляска с пиалами. «Потанцуем», муз. А. Абдуллина

Игра с пением: «Малика»; муз. Ф. Шаймардановой, слова народные

Знакомство с музыкальным инструментом: «Кубыз». «Гармун».

Слушание «Уммегульсум» тат.народ мелодии в обработки Ф. Фаизовой. «Осень». Яхина «Көз» «Вальс», муз. С.Сайдашева

Пение: «Петух», муз. Дж. Файзи; сл. М. Джалиля. Танцы «Парный танец», татарская народная мелодия в обраб. З. Хабибуллина. «Көз, көз, әйт әле». «Пришла весна» муз. Дж. Файзи.

Подготовительная группа

1. Коммуникация: «Татарский орнамент», «С чего начинается Родина? », «Даша  знакомится с городом», «Что я знаю о родном крае, республике», «Мой край родной татарский».

2. Беседы: «Татарские  народные приметы», «Лес – наше богатство», «Национальные праздники», «Как горожане заботятся о своём городе», «Татарская  кухня», «Красная книга республики», «Их именами названы улицы нашего города», «О татарских художниках, поэтах».

3. Игры:

• Подвижные: «Лошадки-кони».

• Творческие: «Ярмарка», «Мастера - умельцы», «Путешествие по городу», «Охотники», «Рыбаки», «Защитники Отечества», «Детский сад», «Строители», «Мы – туристы», «Экскурсия по городу».

• Дидактические: «Угадай, чей костюм», «Найди одинаковые узоры», «Определи вид декоративно-прикладного искусства», «Раньше - теперь», «Придумай свой узор», «Чей герб, флаг? », «Какой инструмент звучит? », «Оденем куклу в татарский костюм», «Собери информацию». (Выкладывается информация о поэте на карточках) .

• Строительные: «Кукольный театр», «Мост через реку Зай», «Казанский Кремль», «Город мой любимейший на свете».

4. Рисование в режимные моменты: «Золотая татарская осень», «Грибы нашего леса», «Рубашка для Тимерлана», «Платье для Лейсан», «Сапоги Тимерлана», «Моя дружная семья», «Жили- были дед да баба», «Дома на нашей улице», «Церковь», «Мечеть», «Полотенце», «Что самое красивое в моём доме», «Чайная чашка», «Снегири на ветках», «Мой любимый город», «Любимое место в городе», «Транспорт на улицах города», «Герои татарских сказок», «Кукла в татарском национальном костюме», «Отгадай и нарисуй», «Вечерний город», «Новостройки в городе».

5. Аппликация: «Грибы» (из сухих листьев), «Укрась тюбетейку», «Дом, в котором я живу», «Кувшин из кирпичного завода», «Флаги России и Татарстана», «Транспорт на улицах нашего города», «Закладка для книг», «Вечная память павшим в бою»

6. Лепка: «Мухомор», «Утварь народа Татарии», «Птицы на нашей кормушке», «Животные леса», «Машина Камаз», «Өчпочмак» «Герои любимой сказки»,«Керамическая посуда».

7. Конструирование: «Пешеходный мост через реку Зай», «Платье для Лейсан» (из бумаги), «Дом, в котором я живу», «Плетение из бумажных полосок «Коврик», «Магазин бытовых приборов», «Улица нашего города» «Цветочный магазин».

8. Чтение, рассказывание: 

Сказки. «Сорока», пер. Р.Ахмета; «О кривой березе; «Гульчечек», пер. Р. Кожевниковой

Поэзия. М. Джалиль. «Осень пришла», «Красная ромашка», «Соловей и родник», «Лекарство», пер. Ю.Кушака; Р. Корбан. «Сады», пер. С. Махотина; С. Хаким. «Мы с Волги, из Казани», пер. Р. Морана; Ф. Яруллин. «Единственная»,

пер. Р. Кожевниковой; Р. Миннуллин. «Если будет хлеб» пер. С. Малышева. «От января до декабря», пер. С.Малышева; Р. Мингалим. «Добрый зайчишка», В.Баширова; X. Халиков «Праздник», пер. М. Скороходова; 3. Нури «Считать умею»пер. Блантера; Р. Миннуллин, «Приезжайте в гости», пер. С. Малышева; Г.Тукай «Счастливый ребенок», «Кончил дело – гуляй смело».

Проза.  Р. Фахреддин. «Воспитанный ребенок», пер. Р. Ахмета; В. Монасыпов «Куда бегут лекари?»; М. М. Хасанов «Птица Фариды», пер. М. Зарецкого; А. Xасанов. «Тихие улицы».

Литературные сказки. К. Насыри. «Скупая собака» (басня); Ф.Зариф. «Родник», пер. Н. Бурсаковой; А. Гаффар. «Колокольчики»; Р. Батулла «Сын-Журавль». пер. Э. Умерова;  Г. Тукай «Шурале».

Для заучивания наизусть Ж. Тарджеманов. «Зима», пер. М. Ивенсен; Р. Миннуллин. «Прощание с детским садом», пер. Э. Блиновой

9. Развлечение праздники: по годовому плану  ДОУ

10. Экскурсии: «Храмовая архитектура», «Монументальная архитектура», «Архитектурные сооружения города» (вокзал, заводы, мосты, театры, дворцы и т. д.) . К Вечному огню. В музей города. По старым улицам города «Памятники архитектуры». В библиотеку.

11. Электронные презентации: «Природа родного края», «Украшения татарских женщин», «Жемчужина Поволжья – башня Сюембике», «Народные умельцы», «Альметьевскс высоты птичьего полёта», «Архитектурные памятники Татарстана».

12. Ситуативный разговор «В национальном ресторане», «На празднике» «Экскурсия по городу…»

13. Музыка

Слушание «Марш» С.Сайдашева.

Песенки. Календарные обрядовые песни. «Загляни к нам солнышко», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина; «Нардуган, мой Нардуган…пер.Э. Каюмовой.; «Пальчики» пер. Р. Я|гфарова, перес. Л. Кузьмина; «Жаворонок, проснись..», пер. Р.   Ягафарова

Разучивание песни «Көз» Г. Гараева

Знакомство с народными музыкальными инструментами (гармонь, курай, кубыз, домбра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...

Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"

Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...

Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Презентация. Сбалансированное питание - важнейший компонент профилактики заболеваний детей дошкольного возраста.

Сбалансированное  питание - важнейший компонент профилактики заболеваний  детей дошкольного возраста....