Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
методическая разработка по теме
материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_doshkolnikov.docx | 67.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
детский дом «Надежда»
г. Дубна Московской области
Воспитатель: Богданова Лариса Васильевна
Пояснительная записка
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Разговор о профессиях. | 0,5 ч |
2 | Труд в природе. Знакомство с профессией садовод. | 0,5 ч |
3 | Труд в быту. Знакомство с профессией дворника и няни. | 0,5 ч |
4 | Ручной труд. Знакомство с профессией клоун. | 0,5 ч |
5 | Целевая прогулка в магазин. | 0,5 ч |
6 | Сюжетно – ролевая игра « Магазин» | 0,5 ч |
7 | О труде строителей. | 0,5 ч |
8 | Укротители огня | 0,5 ч |
9 | О профессиях в загадках. | 0,5 ч |
10 | Знакомство с трудом хлебороба. | 0,5 ч |
11 | Выпекали мы в печи пироги и калачи» | 0.5 ч |
12 | Есть такая профессия – Родину защищать. | 0,5 ч |
13 | Жил – был самолётик. | 0,5 ч |
14 | Экскурсия в детскую поликлинику. | 0,5 ч |
15 | О профессии ветеринар. | 0,5 ч |
16 | Сюжетно – ролевая игра «Больница» | 0,5 ч |
17 | Профессия - повар | 0,5 ч |
18 | Сюжетно – ролевая игра «Поварята». | 0,5 ч |
19 | Есть много профессий хороших и нужных | 0,5 ч |
Итого: 19 занятий по 30 минут |
Занятие 1 «Разговор о профессиях».
Цель: познакомить детей с профессиями прошлого и настоящего, диагностика представлений детей о труде взрослых.
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть Беседа о профессиях прошлого. Диагностика представлений детей о труде взрослых. Итог Обобщение знаний. | Воспитатель говорит детям, что она нашла необычную палочку (показывает). Предполагает, что она может быть волшебной. Спрашивает у детей: - Как вы думаете, может быть эта палочка волшебной? (высказывания детей) Воспитатель предлагает с помощью волшебной палочки перенестись в прошлое. Есть такая игра «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…» …В старину профессий было мало, и все они вместе с царём могли поместиться на одном крыльце. С тех давних пор сохранились письма и книги. Вот какие профессии в них называют: стрелок, повар, хлебник. Портной, садовник, псарь, трубник, мельник, огородник, плотник, купец. Как вы думаете, чем занимались люди этих профессий? В старину люди гордились мастерством. В древних городах улицы часто называли по названиям профессий: Оружейные, Кузнецкие, Мясницкие. Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других. Любой профессии надо учиться. В каждом деле есть свои правила. В каждой профессии есть свои инструменты. Какие вы знаете профессии? По названию каждой профессии ребёнку предлагается рассказать: Какими орудиями труда пользуется человек данной профессии? Что делает этот человек? Просмотр презентации «Когда ты станешь взрослым». |
Занятие 2 «Труд в природе».
Цель: познакомить детей с профессией садовод, формировать положительное отношение к труду, трудовые умения и навыки, учить играть в творческие игры.
План занятия.
Вводная часть Мотивация. Основная часть Беседа о профессии садовод. Диагностика трудовых умений и навыков. Итог Обобщение знаний. Рефлексия. | Как вы думаете, почему так говорят: «На необработанной земле, лишь бурьян растёт?» (Ответы детей) Рассматривание иллюстрации с изображением садовода. Садовод – человек, который ухаживает за растениями и любит природу. . Люди стали выращивать первые сады очень давно. Сначала они ухаживали за дикими деревьями и растениями. Потом стали выбирать деревья и растения с самыми крупными и вкусными плодами и высаживать их отдельно. Постепенно люди научились выводить новые сорта, правильно ухаживать за ними. Профессия садовода связана с физическим трудом. Ему нужно ухаживать за садом: копать и рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрезать лишние ветки, поливать растения, бороться с вредителями, собирать урожай плодов и ягод. Ухаживать за садом приходится, не считаясь с погодными условиями. Садоводу нужно много знать о растениях для того, чтобы правильно за ними ухаживать и получать хорошие урожаи. Садовод должен любить природу и быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым и ответственным человеком. Все деревья садовод И подвяжет, и польет. Весь в цветенье сад весенний Над землею поплывет. Будут вишни и варенье, Будут джемы и компот. Есть и ещё профессии, близкие к профессии садовод – овощевод, лесовод (лесник),рыбовод, цветовод. Сюжетно – ролевая игра «Цветовод» Детям предлагается выбрать растения, которые нуждаются в уходе. Нужно полить растение, порыхлить, убрать с них пыль. Дети отвечают на вопрос: Какими будут растения после того, как за ними поухаживали? Результаты диагностики сводятся в таблицу. Раскрашивание картинки с изображением садовода. |
Занятие 3 «Труд в быту»
Цель: диагностика представлений детей о хозяйственно-бытовом труде, формирование привычки поддерживать чистоту и порядок в своих вещах и помещениях группы.
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть
Инсценирование. Формирующий эксперимент. Итог. Рефлексия. | Наблюдение за работой дворника и няни. Беседа об общественной значимости труда взрослых. Вбегает зайчик и говорит: - Ой, еле к вам добрался. - А знаете, ребята кто меня послал? - Фея чистоты и порядка. Она хочет проверить содержите ли вы в своей группе чистоту и порядок. Сколько групп обошел, везде было чисто. И сейчас у вас проверю. Обнаруживает вместе с детьми беспорядок в игрушках, пыль на подоконниках. Давайте ребята наведём порядок, чтобы нам не было стыдно перед феей Чистоты. Дети наводят порядок. Результаты диагностики заносятся в таблицу 4. Чтение стихотворения А. Барто «Позовите бабку.» |
Занятие 4 - Ручной труд. Профессия клоун.
Цель: вызвать интерес к необычным артистам цирка, .развивать связную речь, мышление, внимание, тонкую и общую моторику, воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии, провести диагностику навыков ручного труда.
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть Беседа о профессии клоуна. Ручной труд. Дидактическая игра. Итог Рефлексия. | Презентация «Цирк». За что мы любим цирк? В цирке грустно или весело? Какое настроение вызывают выступления артистов? Каких артистов мы можем увидеть в цирке? Ответы детей. Отгадайте загадку, о ком можно так сказать? В цирке он смешнее всех. У него - большой успех. Только вспомнить остаётся Весельчак тот как зовётся…? Клоун Правильно, это клоун. Клоунов любят все. Когда они выступают на арене цирка, и взрослые и дети всегда весело смеются. Это только кажется, что клоуны неуклюжие. На самом деле, чтобы исполнить трюки и рассмешить публику, они должны быть ловкими акробатами, жонглёрами, фокусниками и даже… хорошими музыкантами Чем необычен костюм клоуна? (Он яркий, разноцветный, большие банты, смешной нос и рот, несуразный). Сегодня мы будем украшать костюм у клоуна . Дети выполняют аппликацию техникой "Мозаика" А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть.. Дидактическая игра "Собери картинку" - Что понравилось на занятии? Результаты диагностики заносятся в таблицу 3 |
Занятие 5 – Экскурсия в магазин
Цель: познакомить с профессиями людей, работающими в магазине, воспитывать уважение к людям труда.
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть Экскурсия и наблюдение за работой людей в магазине. Итог. | Вы когда-нибудь были в магазине? Как называются люди, которые продают товар? А как называются люди, которые пришли в магазин за покупками? Итак, мы с тобой отправимся в магазин. Но не за покупками, а чтобы понаблюдать за работой продавца. В магазине, на базаре И в буфете, наконец, Всюду, где бы ни бывали, Вас встречает продавец. Он продаст кефир старушке И свисток озорнику, Ленту яркую девчушке И ватрушку толстяку. Удочку для дяди Пети, А для тети Веры — брошь. Так всегда любезно встретит — Без покупки не уйдешь, Математику он знает Ну, конечно же, на пять — Деньги быстро сосчитает, Чтобы сдачу верно дать. Покупатели толпою Целый день к нему идут Очень нужен нам с тобою Продавца нелегкий труд! В каждом отделе работают люди, которые помогают выбрать покупку, – продавцы. Продавец знает всё о качестве товаров, продаваемых в его отделе, о цене товара. Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы продовольственных товаров – то есть продуктов (овощей и фруктов, кондитерских изделий, колбасных изделий и т.д.), и есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, техники). Зачем же продавцу нужно приходить на работу пораньше? Ну, вот магазин открылся, пришли покупатели. Продавец встречает покупателей приветливой улыбкой, он рад помочь! Именно у приветливого продавца хочется что-то купить. Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причёсан. Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память. Как только покупатель выбирал товар, продавец провожает его на кассу. За кассой сидит кассир (закрепляем слово). Кто же такой кассир? Кассир это тоже продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой (закрепляем слово), он «пробивает» чек и берёт с покупателей деньги за товар. Давай подумаем, кто же ещё может работать в магазине? В магазине работают водители, их задача привезти новый товар в магазин. Ещё в магазине работают грузчики (или рабочие) – они принимают и помогают разгрузить новый товар. В магазине работает товаровед (новое слово), это человек, который следит за качеством товара, продаваемого в магазине, он умеет отличать хороший товар от плохого. Старается договориться с лучшими фабриками и заводами, что бы закупить нужный товар. Он ответственный за весь товар в магазине. Это очень важная и ответственная работа. Конечно же, в магазине работают уборщицы) (закрепляем слово), которые следят за чистотой магазина. И если кто-нибудь из покупателей нечаянно что-то разобьёт или прольет, они тут же уберут. В магазине нужно стараться не мусорить, нужно беречь труд уборщиц (ков). И, наконец, самый главный человек в магазине – директор магазина. Директор магазина следит, что бы все остальные работники правильно и хорошо выполняли свою работу. Ну, вот и закончилась наша прогулка по магазину. Что нового вы узнали? |
Занятие 6 - Сюжетно ролевая игра «Магазин»
Цель: развивать у детей интерес и уважение к профессии продавца, воспитывать внимательное отношение к покупателям, культуру общения.
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Итог. | Много есть профессий разных, важных, нужных и прекрасных. Продавца, скажу друзья, Обошли вниманьем зря. ты приходишь в магазин - продавец там есть один. всё подскажет: что купить, сколько надо заплатить, подобрать, найти, примерить, взвесить, завернуть, отмерить, настроение поднять, снова в гости вас позвать. сразу видно - молодец! самый лучший продавец! Давайте вспомним, люди каких профессий работают в магазине. Отгадайте загадки. В магазине папа с Настей Покупают к чаю сласти. Шоколадный торт "Причуда" Очень любит тётя Люда. Три эклера, пять колец Завернул им … (продавец) Носит он тяжёлые грузы, Будь-то мебель иль арбузы. Утром ведь он рано встал, За день очень он устал. «Дайте кто-нибудь мне стульчик» - Скажет вам уставший… (грузчик) Моет окна и полы, Пыль не спрячется в углы. Как увидит грязь – поморщится, Вот такая чистюля наша … (уборщица) Чтоб товары закупить, Лучшие на свете, Чтобы радовались им Взрослые и дети. В магазине есть эксперт, Звать его … (товаровед) Роли: покупатели, директор магазина, товаровед, продавец, кассир, грузчики, уборщица. Игровые действия: Покупатель приходит в магазин, сообщают продавцу, что бы они хотели купить, беседуют с продавцом о качестве товара, расплачиваются с кассиром деньгами. Директор магазина организует работу сотрудников магазина, подписывает необходимые документы, работает в сотрудничестве с товароведом. Проверяет работу остальных сотрудников. Товаровед делает заявки на получение товаров, беседует с покупателями о том, какие товары они ещё хотели бы покупать в их магазине. Продавцы помогают выбрать товар, «рекламируют» его, помогают сложить в корзину и провожают покупателя на кассу. Продавцы внимательны к покупателям. Кассир «выбивает» чек, проверяет, весь ли товар оплачен (можно просто рисовать палочки на чеке), вручает чек покупателю, берёт с покупателя деньги и выдаёт сдачу. Водитель доставляет нужное количество товаров, получает заявки на получение товара от товароведа или заведующего. Грузчики/рабочие разгружают товар на склад, помогают продавцам распределить его по отделам. Наш магазин закрывается. Какая профессия вам понравилась боль всех? |
Занятия 7- «О труде строителей».
Цель: расширить представления детей о труде строителей, уточнить знания о профессиях маляра, плотника, каменщика, формировать уважительное отношение к труду строителей.
План занятия:
Предварительная работа. Вводная часть Мотивация. Основная часть Беседа. Дидактическая игра. Беседа. Итог Рефлексия. | Чтение художественной литературы. Б. Житков «Что я видел» Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» Рассматривание иллюстраций. Сегодня мы с вами поговорим о труде строителей. Много труда надо затратить, чтобы построить дом. Рабочим надо трудиться очень добросовестно и дружно. Кто же трудится на стройке? ( каменщик, плотник, маляр). На стройке жаркая пора, Сигнал уже пробил. Сегодня каменщик с утра К работе приступил. Ему идёт двадцатый год, А он уже герой: Быстрее всех кирпич кладёт Строитель молодой. И с каждым часом, с каждым днём Всё выше новый дом. Что вы знаете о работе каменщика? А как кирпичи попадают на верхние этажи? Какая машина помогает каменщику? Как каменщик выкладывает стену? А чем скрепляются кирпичи? Как вы думаете, трудная ли работа у каменщика? Нужная ли это работа? Игра «Поможем каменщику». Дети выбирают двух каменщиков, делятся на две команды и передают кирпичи, стоя в цепочке, « каменщик» в это время строит из кирпичей стену. Побеждает тот «каменщик», который правильно и быстро выложит стену. Красить комнаты пора – пригласили маляра. Но не с кистью и ведром, наш маляр приходит в дом. Вместо кисти он принёс механический насос. Брызжет краска по стене, солнце светится в окне. Стали стены голубыми, словно небо в вышине. Новый дом уже готов, примет к празднику жильцов. Какую же работу выполняет маляр? ( штукатурит, белит потолки, красит стены, рамы, подоконники, двери, полы) - Это только в сказке дом строится по щучьему велению, и за одну ночь возводится мост хрустальный через реку. - А в жизни это тяжёлая и кропотливая работа: - Архитектора, - Плотника, - Крановщика, - Каменщика, - Маляра, - Стропальщика, - Дизайнера. - Всех, кого называют: - Строитель! Просмотр презентации о профессиях на стройке. |
Занятие 8-«Укротители огня»
Цель: расширить и углубить знания детей о труде пожарных, познакомить со средствами пожаротушения – огнетушителем, воспитывать уважение к труду пожарных.
План занятия:
Предварительная работа Вводная часть Мотивация. Основная часть Беседа. Встреча с пожарным. Игровая ситуация. Итог. | -Рассматривание иллюстраций о пожарных; -чтение произведений С.Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое». В распоряжении пожарных специально оснащенные пожарные машины. Посмотрите на картинки. Машины ярко – красного цвета со складной пожарной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены. Машины оборудованы рацией для связи с пожарной частью и другими машинами. ( рисование пожарной машины.) Игра с мячом «Кто что делает?» Воспитатель называет профессию, дети – действие. Врач - лечит, повар - готовит, пилот – летает, художник – рисует и т.д. -Отгадайте загадку: Перетянут он ремнем. Каска прочная на нем. Он в горящий входит дом, Он сражается с огнем. (пожарный) -Вы, наверное, догадались, что сегодня у нас разговор пойдет о пожарном. С давних пор научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Они поняли, что огонь - это тепло, свет, пища, защита от врагов. Но огонь бывает не только добрый, но и злой. Если огонь выбьется из-под власти человека, то произойдет пожар. Огонь уничтожит все на своем пути: и леса, и жилища людей, и скот. С силой бушующего огня очень трудно справиться. И вот тогда на помощь приходят люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. И профессия эта называется – пожарный. Пожарные – это бесстрашные, сильные, тренированные люди. Сегодня к нам в гости пришёл настоящий пожарный. (рассказ пожарного о своей профессии) -Ребята, если вы почувствовали запах гари, увидели дым или огонь, немедленно звоните по телефону «01», вызывая бригаду пожарных. Сам не справишься с пожаром, Этот труд не для детей. Не теряя время даром, «01» звони скорей. Набирай умело. Чтоб не все сгорело -Пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку. Эстафета «Мы пожарные». Дети делятся на две команды и выстраиваются у своих «машин». 1. Кто быстрее проползет в тоннель? (пролезть под гимнастической скамейкой). 2. Распутать и свернуть пожарный рукав (добежать до хаотично сложенного каната, растянуть его и аккуратно свернуть около «пожарной машины»). 3. Спасение пострадавших (бег цепочкой, держась за канат. Спасатель с веревкой бежит на другой конец зала к пострадавшим. Первый ребенок берется за веревку рукой, и оба возвращаются на исходную точку. 4. Тушение пожара (набросить «одеяло» на «горящий предмет» - кубик.)
-Сегодня, ребята, мы познакомились с еще одной профессией взрослых – пожарным. Профессия пожарного требует бесстрашного характера, самоотверженности, ловкости, быстроты реакции, силы и крепкого здоровья. Возможно, когда вы вырастете, кто-то из вас выберет профессию пожарного – трудную и опасную, но почетную и нужную людям. |
Занятие 9 – «О профессиях в загадках».
Цель: закрепить знания детей о профессиях, развивать логическое мышление, пополнить активный словарь детей, приобщить к произведениям устного народного творчества.
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть. Просмотр презентации. Игровой момент. Итог Рефлексия. | К нам пришла посылка. Кто же её принёс? Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино». Просмотр презентации «О профессиях в загадках» и отгадывание загадок. Игра « Чудо мешок» Воспитатель показывает детям предмет, а они должны угадать, человеку какой профессии он принадлежит. Иголки, нитки, ножницы – (швея) Кисти, краски, альбом – художник и т.д. Раскрашивание рисунков с изображением людей разных профессий и оформление из рисунков книжки-малышки. |
Занятие 10 – «Знакомство с трудом хлебороба».
Цель: расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба, расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике, ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор.
План занятия:
Вводная часть. Мотивация. Основная часть Беседа. Рассматривание иллюстративного материала .Презентация «Хлеб всему голова». Дидактическая игра « Какие машины помогают выращивать хлеб». Итог занятия. Рефлексия. | Почему так говорят: «Худ обед, когда хлеба нет?» Сегодня мы с вами поговорим о том, как попадает к нам на стол хлеб. Может быть кто-нибудь знает, как? (ответы детей). Когда растает снег, на поля выходят трактора. Землю вспахивают, потом боронят. Чем вспахивают землю? ( плугом). Чем же боронят землю? ( бороной). Боронят для того, чтобы размельчить большие комья земли. Меленьким росткам тогда будет легче пробиться сквозь землю. Что делают потом? (потом сеют семена Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Когда поспевает рожь или пшеница, у хлеборобов начинается жатва, т.е. – уборка урожая А теперь ещё загадка: Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. Такой машиной убирают хлеб. После зерно отвозят на элеватор. Его увозят грузовые машины. Машина едет следом за комбайном и очищенное зерно сыпется прямо в кузов. (показ). Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку. Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. На доске расположены сельхозмашины. Ребёнок по желанию выбирает картинку и объясняет свой выбор. Например: это трактор, трактор – сельхозмашина, на тракторе пашут, боронят и т.д. - Как нужно относиться к хлебу? «Хлеба надо брать столько, сколько съешь» «Хлеб надо всегда доедать» «Хлеб нельзя бросать на пол» Просмотр презентации «Как хлеб на стол пришёл». |
Занятие 11 – «Выпекали мы в печи пироги и калачи».
Цель: воспитывать бережное отношения к хлебу как продукту, особо почитаемому людьми развивать желание трудиться и интерес к трудовой деятельности, формирование навыков работы с соленым тестом, инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть Демонстрация. Ручной труд. Итог. | Просмотр презентации «Превращения теста». Сегодня мы слепим из соленого теста хлебобулочные изделия для игры "Булочная"».
Демонстрация способов и приемов лепки калачей, хлебов, караваев, батонов и т. д. Лепка детьми различных хлебобулочных изделий из соленого теста . Оформление коллективной композиции "Веселое чаепитие". |
Занятие 12 - «Есть такая профессия – Родину защищать»
Цель: познакомить детей с профессиями военнослужащих; воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине, формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть Беседа. Встреча с военным. Презентация. Игра. Итог. | Отгадайте загадку: Мы защитники страны, Тренированы, сильны, Пограничники, танкисты, Моряки, артиллеристы. Службу мы несем везде: На земле и на воде. (военнослужащие) Есть такая профессия – Родину защищать. Военнослужащих так и называют – защитники Отечества. Сегодня мы с вами поговорим о воинах нашей Российской армии, о ее непобедимой силе, о ее могучей технике, о том, какая это особая честь – нести службу в ее рядах. Рассказ военнослужащего своей профессии. Просмотр презентации о профессиях военных. Игра «На границе». «Дети-пограничники» не дают перейти границу «нарушителям». Хотели бы вы стать военнослужащими? Для того, чтобы стать военным, вы должны заниматься спортом, тренировать себя, быть сильными и смелыми. Только так вы станете настоящими защитниками своей Родины! |
Занятие 13 - «Жил-был самолетик».
Цель: закрепить знания о профессии военный, развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность, учить мастерить поделку из оригами, помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.
План занятия.
Вводная часть Мотивация. Основная часть Изготовление поделки. Игра. Итог. | Просмотр презентации «О военной технике». Воспитатель читает стихотворение: Самолет построим сами Поднесемся над лесами Поднесемся над лесами А потом вернемся сами. А сейчас мы с вами сделаем самолетик из бумаги. Воспитатель показывает как складывать самолёт из бумаги. Затем дети изготавливают поделку сами. Давайте поиграем «Чей самолет дальше пролетит». Что интересного узнали на занятии? |
Занятие 14 – Экскурсия в детскую поликлинику.
Цель: познакомить с профессиями людей, работающих в детской поликлинике, расширить словарный запас, воспитывать уважение к людям труда, учить играть в сюжетно – ролевые игры.
План занятия:
Вводная часть. Мотивация. Основная часть Экскурсия. Итог. Презентация. | Мы отправимся на экскурсию в поликлинику, чтобы посмотреть, как работают врачи, а так же люди, которые им помогают. Мы заходим в поликлинику и первого, кого мы видим, это регистратор. Это очень нужный человек в поликлинике. Его кабинет называется регистратура . Он записывает всех больных на приём к врачу, выдаёт специальный лист – талон. В талоне написано, когда больному нужно придти к врачу и в какой кабинет пройти. В регистратуре можно вызвать врача на дом или получить справку. А ещё в регистратуре хранятся все медицинские карточки. Мы идём к врачу педиатру. Кто же такой педиатр? . Это тот врач, который лечит детей, проще говоря – детский врач. Он наблюдает ребёночка от самого рождения, следит за его ростом и весом. Если ребёнок заболел, он его осматривает, прослушивает, измеряет температуру, затем назначает нужные лекарства, следит, чтобы лечение проходило успешно Наш следующий талон к врачу отоларингологу Но это название очень сложное, поэтому чаще этого врача называют ЛОР. Лечит этот врач ушки, горло и носик. Обычно, когда детки болеют, они идут сначала к педиатру. И, если заболевание не сложное, педиатр лечит сам. Но если заболевание серьёзное, тогда педиатр выдаёт направление к ЛОРу. Далее следующий врач, он называется окулист. В кабинете окулиста, здесь на стене весит плакат с изображением картинок и букв для проверки зрения . Эту профессию ещё называют таким сложным словом, как офтальмолог. Это врач, который лечит наши глазки. Он помогает подобрать очки, проверяет на разных аппаратах здоровье глаз и при серьёзных болезнях назначает лечение, выписывает лекарства. И последний врач - стоматолог. Стоматолог – это зубной врач. Он лечит зубы и дёсны; исправляет прикус, если зубы неправильно выросли; помогает, даёт советы, что нужно делать, чтобы зубы не болели. Врач стоматолог учит взрослых и детей правильно чистить зубы. Бояться этого врача совсем не стоит, а вот посещать его надо регулярно, и тогда наши зубки всегда будут красивые и белые. . Есть ещё один медицинский работник - это медсестра. У каждого врача есть медсестра. Медсестра – это главный помощник любого врача. Она помогает врачу, и порой проводит с пациентом больше времени, чем сам врач. Медсестра берёт анализы, ставит уколы, делает прививки, выдаёт справки и направления к другим врачам, заполняет больничные листы. Выполняет все распоряжения доктора. Ну, вот и закончилась наша экскурсия в поликлинику. Давайте вспомним всех врачей, с которыми мы сегодня познакомились. Просмотр презентации «Детская поликлиника». |
Занятие 15 – «О профессии ветеринара».
Цель: познакомить с профессией ветеринар, расширить знания об уходе за животными, воспитывать доброжелательное отношение к людям и животным.
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть Беседа. Просмотр презентации. Итог Сюжетно-ролевая игра. | Отгадывание загадок. По деревьям бойко скачут, В зоопарке всех дурачат, Видят лишь в других изъяны, А зовут их - ...(обезьяны). Огромный, серый, с добрым нравом, Идёт по джунглям величаво И длинным носом, как рукой, Поднять он может нас с тобой (слон) Из воды выходит туша. Ох, и тяжело на суше! До земли висит живот, Это толстый … (бегемот) Траву ест и воду пьет Пешеходный переход. (зебра) Грива есть, но нет копыт, И не ржет он, а рычит. (лев) Длинная шея и длинные ноги, Ходит животное это в тревоге, Щиплет листочки. Заметен врагу, Боится попасться он тигру и льву (жираф). Рассказ воспитателя о профессии ветеринара. Ветеринар – это врач для животных. Его главная задача – это осмотр животных, назначение им лечения и необходимых прививок. Человек этой профессии должен быть очень добрым и любить животных, ведь чтобы животное позволило ему себя лечить, оно должно чувствовать, что человек не хочет причинить ему зла. Просмотр презентации «Ветеринар». Сюжетно –ролевая игра «Зоопарк» |
Занятие16 - Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Задачи: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре.
План занятия:
Распределение ролей. Ролевые действия. Построение ролевого диалога. Итог . | Врач-специалист Медсестра Регистратор Пациент Врач – специалист - принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист. Медсестра - выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты. Регистратор - записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту. Пациент - приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача. Помощь в построении ролевого диалога. _ Работа какого специалиста понравилась больше? |
Занятие 17 – Профессия "Повар".
Цель: расширить знания о профессии повар, воспитывать уважение к людям труд, обогатить словарный запас.
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть Беседа и просмотр презентации. Наблюдение. Дидактические игры. Итог. | Ходит в белом колпаке С поварёшкою в руке. Он готовит нам обед: Кашу, щи и винегрет. Кто это? Сегодня мы познакомимся с профессией повара. Презентация «Повар». Повар — это человек, профессией которого является приготовление пищи. Повар готовит супы, вторые блюда, кондитерские изделия, другую пищу. Знает, как правильно хранить продукты, готовит разные блюда по рецептам и умеет оформлять приготовленное. Сегодня мы будем наблюдать за работой повара. Готовить - это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались много порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для многих людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся. Наблюдение за работой повара. Карточки «Что лишнее». Игра: предложить детям внимательно посмотреть на карточки и определить, что на этих карточках лишнее, объяснить почему. Словесная игра «Варим компот». Я буду называть ягоды и фрукты, а вы мне скажете, какой компот из них получится, (клубника – клубничный, малина – малиновый и т. д.). Лепка из пластилина овощей и фруктов. |
Занятие 18 – Сюжетно – ролевая игра: «Поварята».
Цель: закрепить знания детей о правилах приготовления блюд, о последовательности закладки продуктов, развивать диалогическую и монологическую речь, воспитывать чувство коллективизма, доброжелательность.
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть. Игра «Поварята» Итог Рефлексия. | Отгадывание загадок. Полюбуйся, посмотри - Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. (Холодильник) Четыре синих солнца У бабушки на кухне, Четыре синих солнца Горели и потухли. Поспели щи, шипят блины. До завтра солнца не нужны. (Газовая плита) Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка) Среди ложек я полковник. И зовут меня… (Половник) Под крышей - четыре ножки, Над крышей - суп да ложки. (Стол) Жесткая, дырявая, Колючая, корявая. Что ей на спину положат, Все она тотчас изгложет. (Тёрка) Закипит – исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. - Эй, сними меня! – кричит. (Чайник) Представителю какой профессии нужны эти предметы?
В центр групповой комнаты кладётся обруч, изображающий по желанию детей кастрюлю, чайник, сковородку, лист и т.д. Выбираются два поварёнка. Они объявляют, какое блюдо собираются приготовить. К ним по очереди подбегают дети-«продукты» и спрашивают. Например: - «Соль вам нужна?» -«Картошка вам нужна?» -« Мясо вам нужно?» Если для приготовления этого блюда эти продукты нужны, поварята отвечают: - «Да, нужны». Если нет. Ребёнок – «продукт» возвращается на своё место. Когда набор продуктов набран, все хором говорят: - «Поварята не зевайте! Плов готовить начинайте!» Поварята начинают варить: Они берут первый продукт - оббегают с ним вокруг обруча - «кастрюли», затем берут за руку второго и т.д. «Поварята» цепочкой оббегают с каждым по одному кругу. Когда обегают с последним - останавливаются и встают вокруг обруча. Все говорят хором: - Скажем два волшебных слова! Топ! (топают ногой ). Хлоп! (хлопают в ладоши) и готово (с наклоном разводят руки в стороны). После этого игроки меняются ролями или начинают готовить новое блюдо. -Рисование на тему «Моё самое любимое блюдо». |
Занятие 19- «Есть много профессий хороших и нужных»
Цель: расширение и уточнение представлений о профессиях людей, закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей, расширение и активизация словаря по теме «Профессии».
План занятия:
Вводная часть Мотивация. Основная часть.
Конкурс «Словесная дуэль». Отгадывание загадок. Игра с мячом «Кто что делает?» Конкурс «Кому что нужно» Итог. Конкурс рисунков. | Профессии бывают разные, Но все они такие важные. Повар, плотник и шофёр, Педагог, маляр, монтёр. Все профессии важны Сегодня мы с вами постараемся вспомнить всё самое интересное о профессиях. Детям предлагается по очереди назвать как можно больше профессий. Детям предлагается отгадать загадки о профессиях и инструментах. (приложение) Воспитатель бросает мяч и называет профессию, дети ловят мяч и перечисляют действия, которые выполняют люди данной профессии. Из предложенных иллюстраций дети выбирают те, на которых изображено всё, что нужно для приготовления супа. Детям предлагается нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем. |
Что должны знать дети к концу года.
1. Знать обобщающие понятия “Профессии”, “Инструменты”.
2. Знать названия профессий: продавец, врач (доктор), медсестра, повар, электрик (монтер), крановщик, маляр, штукатур, строитель, столяр, садовник, тракторист, каменщик и т.д.
3.Знать названия инструментов и то, какими инструментами пользуются люди разных профессий: повар – половник, дуршлаг, тёрка…, столяр – пила, топор, рубанок, молоток…, садовник – грабли, лопата, тяпка… и т.д.
4.Называть действия, которые выполняют люди разных профессий: продавать, водить, собирать, чинить (ремонтировать), лечить, пахать, сеять, сажать, собирать урожай и т.п.
5.Знать место работы: кафе, ресторан, столовая, ателье, фабрика, больница, аптека, стройка и т.д.
6.Называть действия, выполняемые инструментами: шить, пилить, строгать, продавать, лечить и т.д.
7.Уметь подбирать определения. Профессия интересная, трудная, нужная. Работа любимая, интересная, легкая. Труд добросовестный, честный, тяжелый.
Используемая литература.
Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»)
Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К. П. Нефедова. — М.: Школьная пресса, 2008
Беседы с дошкольниками о профессиях / Т.В. Потапова. — М.: Сфера, 2005
Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2–7 лет / Т. С.Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. /
З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992.
Диагностика трудовых умений и навыков
Труд в природе.
1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:
- ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя
- ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
- ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:
- самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
- предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
- не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:
- ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);
- результат труда определяет при помощи взрослого;
- не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:
- ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
- раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
- не может спланировать последовательность трудовых действий.
5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):
- самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
- с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
- не может выполнить задания.
6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:
- все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
- отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
- качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.
Результаты сведены в таблицу 1.
Таблица 1 Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями
Фамилия, имя ребёнка | Умение принять цель труда | Умение выделить предмет труда | Умение предвидеть результат труда | Умение спланировать трудовой процесс | Умение отобрать необходимое оборудование | Освоение трудовых умений и навыков |
НИЗКИЙ А - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
СРЕДНИЙ Б - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.
Хозяйственно-бытовой труд.
1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.
2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д. Результаты сведены в таблицу 2
Таблица 2 Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда
Фамилия, имя ребёнка | Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий одинаковое) | Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде ( содержание заданий разное) |
НИЗКИЙ А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».
СРЕДНИЙ Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.
Таблица 3 - Диагностика сформированности ручного труда
Фамилия, имя ребёнка | Ручная умелость | Способность реализовать замысел |
НИЗКИЙ А - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
СРЕДНИЙ Б - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Представления о труде взрослых
С детьми проводится индивидуальная беседа.
Задаются вопросы:
- Какие ты знаешь профессии?
По каждой названной профессии ребенку предлагается рассказать:
-Какими орудиями труда пользуется?.
Детям предлагается объяснить процесс работы данной профессии:
-Что делает человек данной профессии?
Ответы детей заносятся в таблицу 4
Таблица 4 Диагностика представлений о труде взрослых
Фамилия, имя ребёнка | Профессия | Орудия Труда | Процесс труда (что делает человек?) |
Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление с трудом взрослых | Навыки самообслужи-вани | Трудовые умения | Отношение к труду | Результа- тивность труда | Общение со сверстниками |
Имеет чёткие представле-ния о разнообрзии профессий | Проявляет полную самостоятель-ность при самобслуживании | Знает обязанности дежурного и выполняет дежурство по столовой | Ярко выражено стремление ребенка к самостоятельности | Труд ребенка результативен | Ребенок инициативен в оказании помощи товарищам |
- имеет отчетливые представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли | - знает и выполняет требования гигиены |
- ребенок устойчиво проявляет трудолюбие | по занятиям
| - ребенок оценивает результат своего труда | - учит других тому, что умеет сам |
- умеет строить модель трудового процесса конкретной профессии | - умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь | - стремится стать умелым | по уголку природы | - стремится к хорошему результату | - способен к деловому сотрудничеству |
- имеет общие представления о работе близких людей | - умеет поддерживать порядок на участке и в группе | - владеет способами конструирования из бумаги | - радуется результатам общего труда | - посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой | - владеет организаторскими способностями |
- понимает материальную ценность труда для людей | - умело пользуется ножницами | - использует имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов | - испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации рудового замысла | - ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда | - культурен в общении со сверстниками |
- уважительно относится к результатам труда других людей | - отражает процессы самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в играх на бытовую тематику | владеет некоторыми приемами рукоделия | - умеет работать с природным материалом | - объективно оценивает действия сверстников | |
- планирует и поэтапно осуществляет трудовой процесс | владеет основами культуры труда (экономит материал, бережет инструменты и т.п.) |
-
-Результаты сведены в таблице 5
Таблица 5.Анализ результативности обследования трудовых навыков у детей
Фамилия, имя ребёнка | Ознакомление с трудом взрослых | Навыки самообслуживания | Трудовые умения и навыки | Отношение к труду | Результа- тивность труда | Общение со сверстниками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования (в виде проекта) «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
план самообразования воспитателя детского сада на 2011-2012учебный год...
годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к отечественной культуре
Тема самообразования...
Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"
Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...
Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи
о возможности использования в коррекционной работе элементы ритмопластики...
ПРОЕКТ "Этническое составляющее в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"
на примере обучения игре на тувинских музыкальных инструментах детей в средней, старшей и подготовительной группах...