Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"
методическая разработка на тему

Шабалина Светлана Анатольевна

         Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (Л.В. Кузнецова, И.Ю. Левченко).  При этом система  помощи  детям  с комплексными  нарушениями  в  нашей  стране  находится  в  стадии  становления.  Специальную  помощь  некоторым  категориям  детей  со  сложными  нарушениями  оказывают  отдельные  учреждения  системы  Министерства  образования  и  наук,  Министерства  здравоохранения  и  социального  развития  России.

Новизна данной авторской программы заключается в том, что она является начальной базой образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляющимися в сочетании различных дефектов развития. Сложные  нарушения  развития  отличаются  большим  многообразием. Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста (3-7 лет)  с  комплексными  нарушениями, а именно: тяжёлое нарушение речи (общее недоразвитие речи, алалии, дизартрия); интеллектуальное нарушение (задержка психического развития, олигофрения в степени дебильности); сенсорный недостаток (нарушение зрения или слуха)  и  нарушение опорно-двигательного аппарата.

Материал программы рассчитан на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года с 1 по 25 мая.

 Проект авторской программы разработан и апробируется на базе МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида, в группе для детей со сложным дефектом (169840, г. Инта, Республика Коми, ул. Мира, д. 15 а) с 2000 года по настоящее время.

Программа предназначена для воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, работающих с детьми со сложным дефектом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект авторской программы1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 19 «ВАСИЛЕК» компенсирующего вида г. Инта, Республика Коми

Слайд 2

ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ Учитель – дефектолог Шабалина Светлана Анатольевна 2013 год

Слайд 3

Проект авторской программы учителя – дефектолога Шабалиной С. А. «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ дошкольного возраста СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ »

Слайд 4

Сложный дефект – это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов, это качественно своеобразная аномалия развития, имеющая свою структуру, отличающуюся от составляющих сложный дефект аномалий.

Слайд 5

Основные группы детей со сложными нарушениями (В. Н. Чулков) Дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития Слепоглухонемые дети Умственно отсталые глухие дети Дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени , но заметно отягощающее ход развития Дети с множественными нарушениями (три и более первичных нарушений, выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка) : умственно отсталые слабовидящие глухие дети Слабослышащие дети с задержкой психического развития

Слайд 6

По времени наступления нарушения выделяют Дети с одновременно наступившими сложными нарушениями Дети с разновременно наступившими сложными нарушениями

Слайд 7

По возрасту детей Дети с врождёнными или рано приобретёнными дефектами Дети с нарушением, приобретённым в старшем дошкольном возрасте Дети, у которых нарушение проявилось в младшем возрасте (до 3-х лет)

Слайд 8

По состоянию интеллекта Дети с сохранными потенциальными возможностями развития Дети способные к самостоятельной активной осмысленной деятельности Дети, нуждающиеся в постоянной заботе и полном обслуживании со стороны окружающих

Слайд 9

В настоящее время выделяют несколько групп детей с комплексными нарушениями Дети с сочетанными сенсорными расстройствами Дети с сочетанием сенсорных, двигательных и интеллектуальных нарушений Дети со сложным дефектом, включающим нарушения двух сенсорных систем Дети с сочетанием сенсорных и двигательных нарушений

Слайд 10

Данная программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, имеющих несколько сочетаний нарушений развития ( нарушение речи: общее недоразвитие речи, дизартрия, алалии; интеллектуальный недоразвитие: задержка психического развития, олигофрения; сенсорный недостаток : нарушения зрения и слуха), нарушение опорно-двигательного аппарата ). В группу со сложным дефектом принимаются дети, не имеющие олигофрении в степени имбецильности и идиотии, которые ходят самостоятельно, могут частично себя обслужить, или имеют двигательные возможности для формирования навыков по самообслуживанию, гигиене и санитарии. Программа рассчитана на четырёхлетний срок воспитания и обучения детей, содержит необходимый материал для организации коррекционно - образовательного процесса с каждой возрастной группой детей по разным направлениям коррекционно-педагогической работы, обеспечивающим в совокупности разностороннее развитие ребенка со сложным дефектом и подготовку его к школе.

Слайд 11

Материал программы рассчитан на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года с 1 по 25 мая. 6 недель в году отводится на специальное педагогическое и дефектологическое обследование, которое проводит воспитатель, учитель - дефектолог и учитель - логопед: 2 недели в октябре, 2 недели в январе (с целью корректировки индивидуального маршрута развития ребёнка), 2 недели в мае.

Слайд 12

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: 1 . Учет общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов. 2. Обеспечение общего разностороннего развития дошкольников со сложным дефектом на основе изучения их возрастных психофизических возможностей с максимальной адаптацией к окружающей действительности. 3 . Организация специальной коррекционно-образовательной работы с учетом структуры интеллектуального, двигательного и речевого дефекта, индивидуальных особенностей детей. 4. Реализация деятельностного подхода к воспитанию детей со сложным дефектом. 5 . Проведение всех воспитательных и коррекционно - образовательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией дефектных. 6 . Группировка всего учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения .

Слайд 13

9. Принцип взаимосвязи в работе специалистов. 10 . Принцип взаимодействия с родителями. 11 . Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий. 12. Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции. 8. Отражение всех сведений и впечатлений об окружающем тремя способами: действием, речью, изображением. 7. Коррекция и формирование в процессе всех видов деятельности двигательных умений и навыков, коррекции нарушений психического и речевого развития.

Слайд 14

Основные задачи программы: - дифференциальная диагностика, - коррекция аномального развития детей, - стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой), - формирование предпосылок учебной деятельности, подготовка к школьному обучению.

Слайд 15

Коррекционные задачи вызваны : Двигательной недостаточностью различной степени тяжести Коррекционные задачи в связи с нарушением психической деятельности Коррекционные задачи в связи с речевыми нарушениями Коррекционные задачи в связи с недостаточностью сенсорного развития.

Слайд 16

Разделы программы: СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ

Слайд 17

Содержание раздела «Социально-личностное развитие» направлено на достижение целей освоения представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей со сложным дефектом; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Слайд 18

Обучение игре Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка со сложным дефектом и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. В игре дети со сложным дефектом приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой – либо другой деятельности, самостоятельность.

Слайд 19

В программу включены две группы игр игры с правилами ( дидактические и подвижные игры) сюжетно - ролевые игры, игры со строительным материалом. Ежедневно дети должны играть самостоятельно на прогулке и в свободное от занятий время.

Слайд 21

Содержание раздела «Познание» направлено на формирование широкого круга представлений о реальной действительности, их уточнение и систематизации, развитие у детей со сложным дефектом познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач: 1. сенсорное развитие; 2. развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; 3. формирование элементарных математических представлений; 4. формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Слайд 22

Программное содержание по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей включает: ознакомление с предметным миром ознакомление с природоведческим материалом элементарные обществоведческие знания (деятельность людей, родственные отношения, город и деревня, профессии людей) Содержание занятий по формированию целостной картины мира является основой для занятий по развитию речи.

Слайд 23

Наглядные методы: кратковременные и длительные наблюдения за живыми объектами, отдельными явлениями живой и неживой природы рассматривание картин Практические методы: дидактические игры игры с натуральными предметами настольные игры элементарные опыты, кратковременные и длительные Словесные методы рассказ и чтение педагога беседа педагога с детьми

Слайд 24

Формирование элементарных математических представлений: Данный раздел программы предполагает накопление конкретных фактов о различных свойствах предметов окружающей действитель-ности, формирование у детей способности выделять в объектах существенные признаки, развитие различных операций сравнения и группировки предметов по определенному признаку, накопление представлений о количестве, величине, геометрической форме, развитие ориентировке во времени и пространстве, образование множеств, их соотношение с заданным образцом (количеством), проведение и змерений с помощью условной мерки и на глаз, развитие глазомера, усвоение математического словаря, что в целом имеет цель – развитие основ математического м ышления детей.

Слайд 25

Содержание программного материала по ФЭМП распределяется по разделам: - формирование представлений о количестве и счете формирование представлений о величине формирование представлений о форме предметов и их пространственном расположении формирование представлений о времени формирование измерительных навыков Работа по указанным направлениям осуществляется не последовательно, а параллельно

Слайд 26

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ Цель работы педагогов в данном направлении – оказание помощи ребёнку со сложным дефектом в приобретении самостоятельности в повседневной жизни через освоение культурно-гигиенических умений и в формировании навыков самообслуживания

Слайд 27

Коррекционная деятельность с детьми осуществляется учителем - дефектологом по подгруппам в первой половине дня (их количество зависит от периода и года обучения). Предусматриваются следующие виды занятий: по подготовке к обучению грамоте и собственно обучению грамоте по ознакомлению с окружающим миром по развитию элементарных математических представлений по социально-бытовой адаптации Подгруппы организуются с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. Занятия по подгруппам чередуются с работой, организуемой воспитателями. Учитель - дефектолог проводит динамическое наблюдение за динамикой развития каждого ребенка, результаты обследования детей фиксирует в протоколах, что помогает ему планировать индивидуально - коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и операций (развитие моторики, пространственного гнозиса и мнезиса , внимания, памяти, мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения, исключения и т. п.).

Слайд 28

ЦЕЛЬЮ работы учителя-дефектолога в группе для детей со сложным дефектом является - обеспечение каждому ребёнку адекватные для него темп и способы усвоения знаний, умений и навыков. Для реализации этой цели поставлены следующие ЗАДАЧИ: 1 . Коррекция (компенсация) у детей трудностей развития, вызванных наличием сложной структурой дефекта. 2. Осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим разные диагнозы, степени задержек в психическом и речевом развитии и помещённым в одну группу. 3 . Создание условий для благоприятного эмоционального самочувствия и развития способностей детей. 4 . Формирование осознания каждым ребёнком своей индивидуальности и нужности. 5 . Осуществление действенной преемственности в работе дефектолога и воспитателя при проведении индивидуально-подгрупповой работы с детьми.

Слайд 29

Коррекционные задачи: Развитие познавательного интереса и побуждения к активной деятельности Включение в активное выполнение доступных игровых действий, практических действий с предметами под контролем зрения, закрепление двигательных умений и навыков с постепенным их включением в широкую практическую деятельность Активизация свободного перемещения детей в пространстве с формированием и закреплением представлений и ориентировки как в малом пространстве (на ковре, на столе) , так и в большом пространстве (в помещении д/с, на улице) Развитие всех компонентов речевой деятельности

Слайд 30

НОД образовательная область «Коммуникация» (подготовка к обучению грамоте в старшей группе)

Слайд 31

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ: Учёт структуры нарушения между первичным и вторичными дефектами. 2. Постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы. 3. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при изучении программного материала. Частая смена видов деятельности, обеспечивающая динамичность восприятия детьми учебного материала. 5. Продуктивная обработка информации, повторяемость учебного материала и обеспечении переноса способов деятельности, изученных на занятии, в повседневную деятельность. 6. Игровая форма проведения занятий.

Слайд 32

Эффективность работы по программе «Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом» можно отследить по результатам ежегодного мониторинга развития детей, которые представлены в таблице. Примечание: оценивалось только усвоение детьми программы на среднем и высоком уровне Образовательные области 2009-2010 уч. г. 5 детей 2010-2011 уч. г. 7 детей 2011-2012 уч. г. 6 детей Начало года конец года динамика конец года динамика конец года динамика «Здоровье» 0 11,1 11,1 50 38,9 76,2 26,2 « Социализация 0 13,3 13,3 17 3,7 47,1 30,1 «Труд» 0 21,9 21,9 50 28,1 70 20 «Безопасность» 0 13,3 13,3 17 3,7 49,6 32,6 «Познание» 0 25,9 25,9 50 24,1 70,5 20,5 « Коммуникация 0 11,1 11,1 16 4,9 39,5 23,5 «Чтение художественной литературы» 0 11,1 11,1 16 4,9 41,5 25,5 «Художественное творчество» 0 22,2 22,2 33 10,8 52,9 19,9 Итоговый результат 0 16,2 16,2 31,1 14,9 56 24,8

Слайд 33

Поступление выпускников группы для детей со сложным дефектом в учебные заведения города представлены на диаграмме (где 0 – 3 – количество выпускников):

Слайд 34

Самостоятельная деятельность детей

Слайд 36

Помимо основного содержания в программе в качестве приложения даны необходимые для организации работы материалы режим дня учебный план примерное расписание занятий карты программных требований (по I , II , III , IV годам обучения)

Слайд 37

При разработке рабочей учебной программы «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ» автор пользовался: Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999. Борякова Н. Ю., Соболева А. В.Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. - М., 1999. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М., 2007. Катаева А. А., Стребелева Е. А.Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2004. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1997. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободяник Н. П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. – М., 2008 г. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2011. Плаксина Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). - М., 2003. Симонова Н.В. Проект программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста ( I , II , III годы обучения). - М., 1986. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно – методическое пособие. - С- Пб, 2003. Ульенкова У. В.Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 1994. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2004. Шевченко С.Г., Волкова И.Н., Кузнецова И.А.Готовимся к школе. Программно – методическое оснащение коррекционно - развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М., 1998. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М., 2005.

Слайд 38

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...

Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....

ПРОЕКТ "Этническое составляющее в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"

на примере обучения игре на тувинских музыкальных инструментах детей в средней, старшей и подготовительной группах...

Особенности формирования зрительно-двигательной координации детей дошкольного возраста со сложной патологией

Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста со сложной патологией в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида заключается в форм...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье представлено содержание индивидуальной программы обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Программа позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в дет...