Особенности формирования УУД моделирования на уроках географии основной школы
методическая разработка по географии
На уроках естественнонаучного цикла (биология и география) изучаются и классифицируются различные объекты живой природы и современному ученику иногда очень сложно разобраться в обилии изучаемых объектов, поэтому учитель на этих уроках использует моделирование как наглядно-практический метод обучения, помогающий ученикам систематизировать изучаемый материал.
Модель по В.В. Давыдову "Это форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных знаковых элементов".
В образовательном процессе на всех этапах изучения живых объектов на уроках естественнонаучного цикла (биология, география) в средней школе необходимым и закономерным средством является наглядность и практический метод.
Мы отметили, что на сегодняшний день 1. одной из больших проблем современной школы является ориентация учащихся на внешние (второстепенные) признаки. 2. Если ученики умеют выделять существенные признаки, то это позволяет осуществлять перенос ЗУН, полученные на уроках географии и биологии в новые условия. 3. Новые стандарты требуют формирования у учащихся УУД, в том числе, по моделированию. 4. Использование приёмов моделирования на уроках географии способствует изучению предметного материала более быстрыми темпами, а также обеспечивает полноценное приобретение и применение знаний.
Цель нашего исследования: "Создать педагогические условия для формирования у учащихся учебного действия моделирования посредством специально сконструированных заданий географического предметного материала".
Исходя из поставленной цели, мы определили задачи исследования:
- Проанализировать проблему формирования действия моделирования в процессе изучения географии в современной методической и психолого-педагогической литературе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 313.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Яковлева
лицей № 8 «Олимпия» г. Волгоград
Особенности формирования УУД моделирования на уроках географии основной школы
Современное общество постоянно меняется, изменяются в нём процессы и явления, эти изменения, в свою очередь, требуют от современной школы и педагогов решения множества проблем и вопросов нового уровня. Сегодняшний день требует при обучении в школе использования потенциальных возможностей самого ребёнка, его стремления к самореализации. Хорошо известно, что основой гуманистически ориентированного образовательного процесса является личностно–развивающее взаимодействие. Поэтому, в качестве ведущей идеи современной педагогики выступает необходимость превращения воспитанника из объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект.
На уроках естественнонаучного цикла (биология и география) изучаются и классифицируются различные объекты живой природы и современному ученику иногда очень сложно разобраться в обилии изучаемых объектов, поэтому учитель на этих уроках использует моделирование как наглядно-практический метод обучения, помогающий ученикам систематизировать изучаемый материал.
Модель по В.В. Давыдову "Это форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных знаковых элементов".
В образовательном процессе на всех этапах изучения живых объектов на уроках естественнонаучного цикла (биология, география) в средней школе необходимым и закономерным средством является наглядность и практический метод.
Мы отметили, что на сегодняшний день 1. одной из больших проблем современной школы является ориентация учащихся на внешние (второстепенные) признаки. 2. Если ученики умеют выделять существенные признаки, то это позволяет осуществлять перенос ЗУН, полученные на уроках географии и биологии в новые условия. 3. Новые стандарты требуют формирования у учащихся УУД, в том числе, по моделированию. 4. Использование приёмов моделирования на уроках географии способствует изучению предметного материала более быстрыми темпами, а также обеспечивает полноценное приобретение и применение знаний.
Цель нашего исследования: "Создать педагогические условия для формирования у учащихся учебного действия моделирования посредством специально сконструированных заданий географического предметного материала".
Исходя из поставленной цели, мы определили задачи исследования:
- Проанализировать проблему формирования действия моделирования в процессе изучения географии в современной методической и психолого-педагогической литературе.
- Провести вводную диагностику сформированности способа моделирования у учащихся 7 классов.
- Создать методическую копилку, позволяющую формировать у школьников различные способы моделирования при действии с географическим и биологическим предметным материалом.
- Выявить уровень сформированности УД моделирования и выявить их эффективность.
Объектом исследования является организация деятельности школьников в процессе формирования УУД моделирования при освоении биологического и географического предметного материала. Соответственно предмет исследования - моделирование как средство объективации и материализации существенных свойств предметного материала.
При работе над выбранной темой мы определили гипотезу исследования, суть её в том, что при определённых условиях организации учебной деятельности, моделирование может выступить в качестве универсального способа формирования обобщённого умения создавать графические модели.
В процессе исследования мы выделили этапы работы:
- Анализ литературы по проблеме.
- Подбор материала по методике обучения моделированию.
- Вводная диагностика.
- Работа с фактическим материалом (различными видами моделей) и выделение критериев освоения приема моделирования.
- Итоговая диагностика
- Формулировка выводов
- Анализ литературы по проблеме.
Проанализировав литературу по данной проблеме авторов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Новика И. Б., (О моделировании сложных систем), Беспалько В.П. (Педагогика и прогрессивные технологии обучения), Селевко Г.К. (Современные образовательные технологии) мы (вместе с авторами) пришли к выводу, что особое внимание уделяется деятельностному подходу в обучении.
Как указывал В.В. Давыдов "Первичная форма существования теоретического знания — это способ действия".
Можно выделить следующие виды учебных действий:
А) моделирующе-преобразующего характера, направленных на построение содержательного обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте;
Б) моделирование всеобщего отношения в пространственно-графической или знаково-символической форме (создание моделей);
В) преобразование модели отношения для выделения отношений "в чистом виде";
Г) выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых обобщенным способом.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе.
Так же мы отметили, что большой объем материала по различным видам моделей не систематизирован.
- Подбор материала по методике обучения моделированию;
4 Примеры работы с фактическим материалом (различными видами моделей) географии в основной школе:
Нами предпринята попытка создать методическую копилку по выделению и описанию приемов (способов) УУД моделирования при изучении предметного материала географии.
Мы для себя определили приемы моделирования на наших уроках
А) Работа с географической картой:
- Определять направление по сторонам горизонта из любой точки карты.
- Определять взаимоположение точек и объектов на карте (севернее, южнее).
- Определять географические координаты (определять точку по заданным координатам).
- Определение по карте высоты (глубины) объекта (карточки - заготовки).
Б) Работа с контурной картой:
- Показ учителем на стенной карте, глобусе расположения географического объекта (моря, острова, полуострова и т.д.) со словесным сопровождением.
- Показ картины или другой наглядности с изображением изучаемого объекта.
- Выяснение знаний учащихся по изучаемому объекту.
- Рассказ учителя об изучаемом объекте с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала.
- Запись новых названий учителем на доске, а учащимися в тетрадях.
- Повторный показ объекта на стенной карте и глобусе учителем, а затем учениками.
- Нахождение объекта учащимися в атласах, а затем на контурных картах. Этот момент очень важен, т.к. масштабы настенных карт и контурных очевидно не совпадают.
- Просмотр учителем объекта, намеченного учеником на контурной карте.
- Подписывание и закрашивание объекта.
В) Работа с рисунками:
- а) показать модель внешнего облика изучаемого объекта;
- б) раскрыть внешнее или внутреннее строение изучаемого объекта и вычленить наиболее существенные его признаки и свойства;
- в) сравнить изучаемые объекты, т.е. их связи и отношения;
- г) показать изменение объекта в их развитии;
- д) рассмотреть изучаемый объект с разных точек зрения.
Преобразование схемы рисунка в текст - можно использовать, например, рисунки скелетов различных групп животных; рисунки любых живых объектов, их внешнего или внутреннего строения.
Г) Работа с таблицами:
Очень часто на уроках при составлении моделей используются комбинированные таблицы. В форме комбинированной таблицы очень удобно представить первоначальные сведения о биологических и географических объектах.
- Учащиеся работают с изучаемым предметным материалом
- Выделяют существенные (первостепенные) сведения об изучаемом объекте
- Определяют графы комбинированной таблицы
- Заносят необходимые сведения в таблицу
- Осуществляют взаимопроверку
Преобразование текста в таблицу:
Целесообразно использовать табличные модели и для закрепления изучаемого материала.
Д) Работа по составлению схем:
Модель в виде схемы помогает понять сущность данного объекта, явления или процесса. Схемы не должны быть сложными (включать слишком много элементов) и громоздкими. Размещать их отдельные элементы следует равномерно, т.е. схемы не должны быть слишком широкими или узкими. Надписи целесообразно делать простым шрифтом, что облегчит их чтение детьми. Особенно выразительными и четкими должны быть линии взаимосвязей и стрелки на тех схемах, которые предназначены для иллюстрирования динамических явлений или процессов. Схемы особенно эффективны при систематизации и классификации изучаемых явлений. Изучение географических и биологических объектов и процессов всегда происходит на основе строгой классификации и отбора материала.
Преобразование текста в схему-рисунок:
Преобразование текста в схему:
- Написать название схемы.
- Отобрать материал для заполнения схемы.
- Разместить материал по блокам схемы
- Показать взаимосвязи, если они имеются.
3. Вводная диагностика:
вопросы | да | нет | не знаю |
1. Моделирование - это исследование объектов познания на их моделях | 25 | 0 | 3 |
2. При моделировании можно использовать знаки, символы известные вам? | 20 | 3 | 5 |
3. Можно ли построить модель материка, клетки? | 28 | 0 | 0 |
#1052;ожно ли словами смоделировать процесс? | 15 | 8 | 5 |
5. Сможешь ли ты смоделировать процесс круговорота веществ? | 10 | 10 | 8 |
98 раз | 21 раз | 21 раз |
"Результаты вводной диагностики":
4. Выделение критериев моделирования:
- Сбор различной информации об объекте (текст).
- #1042;ыделение существенных признаков изучаемого объекта
- Выявление причин, влияющих на объект (изменяющих изучаемый объект)
- Установление причинно-следственных связей.
5. Итоговая диагностика по освоению приёмов моделирования:
Справились | Справились частично | Справились с помощью учителя |
64 | 17 | 19 |
6. На последнем этапе работы нами были сформулированы следующие
Выводы:
- . Анализ литературы по проблеме показал, что сведения по формированию действия моделирования не систематизированы;
- Нами предпринята попытка создать методическую копилку, выделить и описать приемы (способы УУД) моделирования при изучении предметов естественного цикла (биология и география);
- Подобран банк методик обучения моделированию;
- Выделены различные виды моделей (схемы, таблицы, рисунки, тексты, карты, учебные модели и т.д.), используемые на уроках географии при изучении предметного материала.
Наш практический опыт и его результаты были представлены на педагогическом совете, на заседании кафедры, на секции в рамках педагогических чтений.
И в заключение хочется отметить, что современный выпускник школы должен хорошо ориентироваться в возрастающем потоке информации. В основной школе закладываются основы информационной компетенции; работа в этом направлении ведётся и во время изучения школьных курса географии, где учитель развивает способность обучающегося самостоятельно искать, извлекать, преобразовывать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. Предметный материал географии позволяет ребенку познавать мир и закономерности живой природы и осознавать себя в этом мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Особенности формирования коммуникативных технологий на уроках английского языка у учащихся начальной школы
В работе представлены формы работы (игровые технологии, речевое творчесто, интегрированные уроки, проектная деятельность,...) для формирования коммуникативных технологии с учетом особенностей учащихся...
«Особенности формирования учебной мотивации на уроках географии».
Из опыта учителя географии....

Учебное моделирование на уроках географии" место и значение в формировании УУД на уроках географии
Презентация содержит информацию о учебном моделировании в системе формирования УУД на уроках географии...

Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе
Выступление на заседании ПМК...

«Особенности формирования финансовой грамотности на уроках географии и математики»
Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность тем выбранных ...
- Мне нравится (1)
