Применение кейс-технологии на уроке географии (на примере урока в 10 классе)
опыты и эксперименты по географии
Кейс (англ. case) в переводе с английского языка означает портфель, сумка, папка с документами. Сущность данного метода состоит в том, что кейс-метод – это обучение школьников с помощью конкретных ситуаций, основанных на фактах из реальной жизни. Учащимся предлагается осмыслить жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему, которая не имеет однозначных решений, и активизирует определённый комплекс знаний, необходимых усвоить при решении данной проблемы. Метод кейсов направлен не столько на усвоение конкретных знаний, сколько на развитие интеллектуального и коммуникативного потенциала школьников. Он позволяет применять компетентностно-ориентированный подход обучения. Технология обучения методом кейсов позволяет реализовать на уроках географии принципы проблемного обучения, проектной деятельности, развития критического мышления, обучения в сотрудничестве. Значит, при применении на уроках географии метода кейсов процесс обучения будет иметь большую эффективность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение кейс-технологии на уроке географии (на примере урока в 10 классе)
Кейс (англ. case) в переводе с английского языка означает портфель, сумка, папка с документами. Сущность данного метода состоит в том, что кейс-метод – это обучение школьников с помощью конкретных ситуаций, основанных на фактах из реальной жизни. Учащимся предлагается осмыслить жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему, которая не имеет однозначных решений, и активизирует определённый комплекс знаний, необходимых усвоить при решении данной проблемы. Метод кейсов направлен не столько на усвоение конкретных знаний, сколько на развитие интеллектуального и коммуникативного потенциала школьников. Он позволяет применять компетентностно-ориентированный подход обучения. Технология обучения методом кейсов позволяет реализовать на уроках географии принципы проблемного обучения, проектной деятельности, развития критического мышления, обучения в сотрудничестве. Значит, при применении на уроках географии метода кейсов процесс обучения будет иметь
Применяемый на уроках кейс должен удовлетворять следующим требованиям.
1. Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями школьника. 2. Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников. 3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты. 4. Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок, навыков и способностей школьников. 5. Кейс должен допускать различные варианты решений.
Фазы организационной деятельности учителя
- Первая фаза – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.
- Вторая фаза – работа учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.
Этапы работы с кейсом
I этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности;
II этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально. В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы. Если кейс грамотно подобран (или составлен), то решения групп не должны совпадать. Учитель организует и направляет общую дискуссию.
III этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги
В качестве примера рассмотрим фрагмент урока в 10 классе по теме «Электроэнергетика»
Учебная задача: установить связь между выработкой электроэнергии и жизнью и здоровьем человека.
Формируемые ключевые компетентности:
- информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
- коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
- рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Этапы работы с кейсом
Методические рекомендации
1.Чтение текстов «Почему во Франции преобладают АЭС?
« Почему Япония полностью откажется от АЭС?»
Чтение текста в парах.
2. Смысловое чтение (пересказ текста).
По ходу пересказа можно уточнять детали.
3. Поиск проблемы. О какой проблеме или проблемах идет речь в текстах?
Может быть несколько проблем. Важно вычленить причинно-следственные связи.
4. Обсуждение. Определение проявлений проблемы?
Составление схемы, таблицы, кластера и т.п.
5. Выделение критериев (признаков идеального варианта) .
Рассмотреть варианты, в которых проблемы отсутствуют.
6. Определение путей решения проблемы («Мозговой штурм»).
Записать все предложенные пути решения проблем
7. Подготовка представления решения группы. в различных формах
На данном этапе учитываются творческие способности школьников. При представлении могут быть использованы различные формы, такие как:
- эссе;
- презентация;
- схема;
- таблица;
- конспект и т.п.
8. Представление итогов работы.
У учителя должна быть системы оценивания деятельности школьников
Текст кейса: « АЭС-благо или зло?»
Почему во Франции преобладают АЭС?
Для начала мы рассмотрим наиболее популярные способы получения энергии, а потом разберемся, почему для такой большой страны наиболее оптимальным решением является постройка атомной электростанции. И в ходе этих рассуждений Вы сами признаете, что лишь этот вид источников энергии позволяет эффективно обеспечивать всю Францию электричеством.
Итак, тепловые электростанции работают на каком-либо топливе. В этой роли может выступать уголь, мазут, газ или что-то еще. В любом случае, все это — полезные ископаемые или продукты их переработки. Во всяком случае, Франция далеко не богата этими ископаемыми, а покупать и доставлять их очень дорого. Поэтому ТЭС мало распространены в этой стране.
Теперь рассмотрим гидроэлектростанции. Они обычно располагаются на крупным и быстрых реках, чаще всего горных, а Франция, опять же, увы, ими не богата. Реки нужны с быстрым и мощным потоком воды, ведь для вращения турбины требуется гигантская сила, которая может быть достигнута лишь большим количеством воды, падающей с высокого расстояния. ГЭС расположены лишь на юге страны, в ее горных районах.
Из альтернативных же источников энергии в первую очередь выделяют солнечную и энергию ветра. Географическое расположение Франции такого, что получать солнечную энергию крайне нерентабельное занятие, ввиду того, что страна располагается в достаточно северных широтах. Сейчас электростанции этого вида только начинают внедрять в страны, расположенные максимально близко к экватору, где солнце светит почти круглый год одинаково ярко. Ветровые станции малоэффективны даже в странах, где часто дуют сильные ветра, но наша рассматриваемая страна и к ним тоже не относится.
Остается одно — атомные электростанции. Их преимущества очевидны: это и относительная дешевизна топлива, и простота его транспортировки, и относительная безопасность, и рентабельность. Остановимся на плюсах и рассмотрим их внимательно. Количество ядерного топлива, которое требуется для функционирования атомной электростанции, сравнительно невелико. Поэтому, мировое сообщество пока не испытывает острой нехватки этих ресурсов, а, следовательно, их цена не очень велика. Процесс транспортировки небольшого количества топлива также не вызывает особых сложностей. Современный уровень развития технологий в этой области позволяет с уверенностью заявлять, что авария на такой станции крайне маловероятна, и уж тем более она не вызовет столь катастрофических последствий и изменений в окружающей среде, которые произошли после аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Все это делает строительство именно атомных электростанций во Франции наиболее оправданным.
Япония полностью откажется от АЭС
Правительство Японии приняло новый план развития энергетики страны, согласно которому к 2030 году в стране не должно остаться ни одной действующей АЭС.
План базируется на трех принципах: остановленные в настоящее время АЭС, безопасность которых будет соответствующим образом подтверждена экспертами, восстановят свою работу, но срок их службы будет строго ограничен 40 годами, новые же АЭС строиться не будут. Программа предусматривает плавный переход на другие источники энергии, в том числе, за счет активного развития возобновляемых видов энергии.
Такое решение правительства, в первую очередь, обусловлено мнением общественности, которая после аварии на АЭС "Фукусима-1" в марте прошлого года настроена против атомной энергетики. Каждую неделю демонстрации против ядерной энергетики проходят у здания канцелярии премьер-министра страны.
Согласно проекту, существовавшему до аварии на АЭС "Фукусима-1", атомная отрасль должна была к 2030 году обеспечивать до 50% всех потребностей Японии в электроэнергии. До аварии ее доля составляла около 30%.
Вместо электричества власти Германии подарят людям радость
Германия решила использовать территории атомных электростанций, которые закроют по всей стране до 2022 г., под парки развлечений. Первый парк аттракционов немцы устроили на АЭС еще несколько лет назад.
Wunderland Kalkar, а именно так называется парк развлечений в Калкаре, ежегодно посещают порядка 600 тыс. человек. В парке есть различные аттракционы, в частности, колесо обозрения, кафе и гостиница. Кроме того, Wunderland Kalkar зачастую используют для проведения конференций и выставок.
Атомную электростанцию в Калкаре, открытие которой состоялось в 1982 г., закрыли в начале 90-хх гг. из-за многочисленных протестов местных жителей. Атомную, стоимостью порядка 4 млрд долларов, переделали под парк развлечений в 1995 г.
Напомним, что после аварии на японской «Фукусиме-1» в Германии прошли многочисленные акции протеста. Немцы обратились к правительству страны с требованием отказаться от использования ядерной энергии.
Чтобы обсуждения результатов быстро фиксировались, целесообразно раздать в группах шаблоны :
Проблемы
Проявления проблемы
Пути решения проблем
Идеальный на ваш взгляд выриант
Проблема № 1: Нехватка электроэнергии
Проблема № 2: Исчерпаемость ресурсов
Проблема №3 Угроза аварий на АЭС
Проявление проблемы:
1-я проблема
2-я проблема
3-я проблема
Рост энергопотребления в мире
Нехватка энергоресурсов
Последствия аварий на АЭС
Пути решения:
- Использование энергосберегающих технологий.
- Поиск альтернативных источников энергии.
- Разработка новых требований к строительству и эксплуатации АЭС.
- Создание эффективных средств защиты, вакцин и лекарственных препаратов применяемых в случаях аварии на АЭС;
- Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к лучевой болезни, в генотип человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"
Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...
Применение игровой формы в обучении математике на примере урока-зачета по геометрии в 8 классе.
Статья о применении игровой формы работы на итоговом уроке-зачете по геометрии в 8 классе, с методической разработкой данного урока....

Урок-семинар по теме "Отечественная война 1812 года" в 10 классе (с применением кейс-технологии)
Урок по истории России в 10 классе. Класс был поделенна 3 группы, каждой из которых было дано задание-Бородиская битва, партизанское движение, совет в Филях и пожар Москвы. Надо было подробно проанали...

мастер- класс "Применение кейс-технологий на уроках обществознания как средство реализации ФГОС"
Мастер-класс "Применение кейс-технологий на уроках обществознания как средство реализации ФГОС " посвящен вопросам практического использования иновационной технологии - кейс-технологии в учебно...

Применение кейс - технологии на уроках географии
презентация к выступлению на школьном методическом семинаре...
